Конспект урока русского языка в 5 классе
Образовательноеучреждение: МБОУКутузовская СОШ
Учитель: Емцова И.Е.
Тема урока: Антонимы.
Цель урока: познакомить учащихся спонятием «антонимы», с местом антонимов в речи, разнообразием антонимов, антонимическими парами.
Задачи урока:
— научить распознавать антонимы;
— раскрыть роль антонимов в речи;
— повторить и систематизироватьпонятия «лексическое значение слова», «синонимы»;
— формировать у учащихся умения определятьлексическое значение слова.
— развивать:
· уменияприменять новые знания на практике
· познавательный интересучащихся к внешней оболочке слова и его значению
· орфографическуюзоркость;
· речьучащихся;
· умениестроить речевые высказывания, контролировать и оценивать результаты деятельности;
· коммуникативныенавыки.
Планируемыерезультаты:
1)Предметные: знать содержание понятия «антонимы»,смысловые и стилистические различия антонимов; знать о функции антонимов вречи, о словаре антонимов; подбирать антонимы к данным словам, исполбзоватьантонимы в речи.
2)Метапредметные:
Личностные:
-способность к рефлексии.
Регулятивные:
— уметьформулировать цель деятельности;
-умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
-планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей иискать средства ее осуществления;
-умения контролировать и оценивать свои действия, проявлять инициативность исамостоятельность;
-вносить необходимые коррективы в действие, высказывать свое предположение.
Познавательные:
-умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения,классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям;
— строитьлогическую цепь рассуждения.
Коммуникативные:
— умениесотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
-принимать на себя ответственность за результат своих действий;
— наблюдать задействиями партнера, находить неточности и корректировать их.
Тип урока: открытие новых знаний.
Учебно-методическоеи материально-техническое обеспечение:
Учебник: Русскийязык. 5 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений с приложением наэлектронном носителе. В 2 ч. Ч. 2 / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.Торостенцова и др.; науч. ред.Н.М. Шанский.- 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013.– 175 с.: ил.
Словарьантонимов, раздаточный материал.
Компьютер,мультимедиапроектор.
Образовательныетехнологии: игровая,здоровьесберегающая, эвристическая беседа, учебное исследование.
Основные понятия: Антонимы, синонимы, лексическое значениеслова.
ФОУД: индивидуальная, фронтальная, парная,групповая.
Организационная структура урока.
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Осуществляемая деятельность учащихся |
Формы организации взаимодействия |
Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
Промежуточный контроль |
1.Мотивация к учебной деятельности. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. |
Эмоциональный, психологический и мотивационный настрой учащихся на усвоение нового материала.
|
Создает эмоциональный настрой на работу. — Здравствуйте, ребята. С каким настроением вы пришли сегодня на урок русского языка — покажите (показывают смайлики) (см. Приложение 1) Учитель комментирует, в зависимости от того, какие преобладают. — Давайте прочитаем вместе установку на урок (Слайд1): «Вы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Работайте внимательно. Все делайте старательно. Ведь каждый хочет получать Только лишь отметку … (пять!)» — В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность: ставить себе отметки в лист самооценки. |
Приветствуют учителя. Включаются в деловой ритм. Слушают учителя. Демонстрируют готовность к работе. Читают установку. |
Фрон тальная |
Познавательные: осознают учебно — познавательную задачу. Личностные: эмоциональный настрой. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Устные ответы |
2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений в учебном действии. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
|
Словесно-иллюстративный рассказ, просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока |
Учитель активизирует знания учащихся. — С чего начнем наше познание нового? (с повторения) — Какой раздел вы начали изучать несколько уроков назад? («Лексика»). — Что изучает лексика? — А повторять мы будем, разгадывая кроссворд. Итак, прошу вас разделиться на три группы по рядам и занять места. Посмотрим, какая команда разгадает быстрее кроссворд (см. Приложение 2) (группы разгадывают, учитель контролирует) — Молодцы, быстро справились! Какие понятия вы повторили? (лексика, лексическое значение слова — смысл, однозначные, многозначные слова, переносное значение, омонимы, синонимы) — Зачем нам нужно знать лексическое значение слова? Как вы будете использовать эти знания? (Чтобы точно выразить свою мысль) — А теперь оцените свою познавательную деятельность при заполнении кроссворда (см. Приложение 3 — лист самооценки)
Создаёт проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают недостаток знаний. Организует погружение в проблему, учебное взаимодействие учеников в группе. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. -Прочитайте и скажите, откуда этот отрывок? (Слайд 2) «Что за чудо! Чуть ли не под носом у него стоит человечек — крошечный, но самый настоящий человечек! В руках у него — лук и стрела, за спиной — колчан. А сам он всего в три пальца ростом. — Что вы можете сказать о лексическом значении выделенных слов? (это синонимы) — Как лилипуты называли Гулливера? (Человек — гора) — Почему они его так называли? (он большой, огромный, гигантский по сравнению с ними) — Посмотрите на эти слова (Слайд 4) В чем особенность этих слов? Что вы можете сказать о лексическом значении записанных слов? — Эти слова с противоположным значением. Такие слова называют антонимы. (Слайд 5) «Анти» – против, «онима» – имя. — Итак, какова тема нашего урока? — Запишем тему в тетради. Учитель записывает тему на доске. — Чтобы правильно подобрать синонимы и омонимы к словам, чем можно пользоваться? (словарями) — У вас на столах карточки. В группах, используя словари антонимов, подберите антонимы к данным словам. (см.Приложение 4) |
Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, отвечают на вопросы.
Разгадывают кроссворд
Высказывают свои мысли.
Строят высказывание.
Высказывают свои мысли, предположение.
Формулируют тему, записывают ее в тетрадь.
Проводят лингвистическое исследование со словарем. |
Фронтальная, групповая, индивидуальная. |
Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей; осознают учебно-познавательную задачу, читают, слушают, извлекают нужную информацию, применяют ранее приобретенные знания. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы учителя и сверстников; выражают свои мысли, аргументируют свое мнение. Регулятивные: формулируют цель с помощью учителя, принимают и сохраняют учебную задачу, оценивают свою деятельность. |
Устные ответы, письменная работа по заполнению кроссворда, задания на карточках. |
3.Выявление места и причины затруднения, постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений. |
Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа. |
— Ребята, были ли слова, к которым вы не смогли подобрать антонимы? Почему? (не хватает знаний) |
Обдумывают результаты проделанной работы и осознают, что знаний недостаточно для выполнения задания. Обдумывают ответы на вопросы. Предлагают варианты. |
Фронтальная. |
Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы |
Устные ответы. |
4.Построение проекта выхода из затруднения. Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять, как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. |
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся |
— Все ли слова могут иметь антонимы? (высказывают предположения) — Ребята, давайте найдем способы, которые помогут нам свободно подбирать антонимы, определять их как в тексте, так и в речи. Коллективная работа по составлению алгоритма, оформление его на доске и озвучивание своих действий. (1. Задать вопрос к слову. 2. Определить, какой частью речи они являются. 3. Определить лексическое значение слова. 4. Подобрать слово с противоположным значением). — Вернемся к тем словам, для которых вы затруднились с подбором антонимов. — Антонимичные пары возможны лишь у таких слов, значения которых соотносительны. Например: здоровый – больной, высокий — низкий, радость – горе и т.д. — Так есть ли антонимы у этих слов? Почему? (нет, они не соотносятся) |
Формулируют цели учебной деятельности под руководством учителя, конструируют новый способ действия.
Составляют план достижения цели и определяют средства.
Участвуют в обсуждении содержания материала.
|
Фронтальная |
Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: преобразовывают информацию из одной формы в другую, осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебного задания, строят рассуждения, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснование. |
Устные ответы |
5. Физкультминутка. |
Создание условий для психоэмоциональной разгрузки.
|
— Утомились? Отдохнем! Физминутку проведем! Мы устали чуточку, Отдохнём минуточку. Все ребятки дружно встали И на месте побежали. А сейчас попрыгаем, Ножками подрыгаем. Прыг да скок, прыг да скок, Улыбнись давай, дружок. Наклоняйся: раз, два, три! На соседа посмотри, Руки вверх и тут же вниз, Снова вверх да потянись, И пониже наклонись! И за парту вновь садись. |
Выполняют упражнения
|
Фронтальная |
Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье |
|
6.Реализация построенного проекта
Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять. |
Подбор слов-примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, словесно-иллюстративный рассказ. |
— Назовите антонимы, которые звучали в физминутке. — Откройте учебник. Рассмотрите иллюстрацию и закончите начатые предложения. Подчеркните антонимы. Определите, какой частью речи они являются. — Давайте проверим, что у вас получилось (Желающие отвечают)
— Оцените свою деятельность.
— Посмотрите на слайд (Слайд 7) — Могут ли данные слова быть антонимами? (нет, они разных частей речи) — Антонимы – это обязательно слова одной и той же части речи.
|
Работают заданием, формулируют собственные мысли, высказывают их, в сотрудничестве с учителем делают выводы. Оценивают свою деятельность. Высказывают свои мысли. |
Индивидуальная, фронтальная |
Личностные: осознают свои возможности в учении, понимают и могут рассуждать о причинах своих успехов и неудач; приобретают новые умения. Регулятивные: действуют по плану; осуществляют рефлексию способов и условий действия. Познавательные: извлекают необходимую информацию, систематизируют собственные знания. |
Записи в тетрадях, выполнение упражнений. |
7.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: проговаривание нового знания
|
Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике |
— Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание и умение применять его на практике). — Полностью с вами согласна.
|
Выполняют упражнения, отвечают на вопросы. Проговаривают алгоритм вслух.
|
Фронтальная, в парах. |
Личностные: приобретают новые знания, совершенствуют имеющиеся Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебника. Регулятивные: контролируют учебные действия, устраняют допущенные ошибки, адекватно оценивают достижения. |
Устные ответы, письменное выполнение упражнений. |
8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
|
Выполнение разноуровневых обучающих упражнений, обсуждение результатов, работа в группах. |
— Вы уверены в своих умениях? (Да). -Как проверить? (Мы можем самостоятельно выполнить задание). — Задание для всех: составить пары — подобрать антонимы к словам на слайде (Слайд 8) Самопроверка по эталону. (Слайд 9) -Поставьте себе отметку.
Применение знаний в измененной ситуации. Работа в группах (см. Приложение 5) — Какие слова называют многозначными? (имеют несколько занчений). — Подберите к словам антонимы. Свежий хлеб — …………хлеб Свежее белье — …………белье Низкий дом — ………….дом Представленная информация была полезной? ДА 61.29% НЕТ 38.71% Проголосовало: 1483 Низкий поступок — ………..поступок Низкая цель — ………….цель. — Что у вас получилось? — Какой вывод можно сделать? (если это слово многозначное, то к одному слову можно подобрать несколько слов с противоположным значением). — Легко ли было выполнять это задание? (например, не совсем, с некоторыми затруднились) — Что вам помогло правильно подобрать антонимы к словам? (словари антонимов). — Оцените свою деятельность. |
Выполняют самостоятельно упражнения. Осуществляют самопроверку.
Проверяют себя и оценивают.
Дети выполняют задания в измененной ситуации, осуществляют самопроверку, делают выводы.
Анализируют свою деятельность. |
Идивидуальная, групповая, фронтальная. |
Личностные: закрепляют новые умения, совершенствуют имеющиеся. Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, Познавательные: самостоятельно применяют новые знания в измененной ситуации. Коммуникативные: формулируют собственные мысли и высказывания, осуществляют совместную деятельностьв группах, обосновывают свою точку зрения |
Письменное выполнение упражнений, заданий в группах, устные ответы. |
9.Включение в систему знаний и повторение. Цель: включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. |
Выполнение разноуровневых обучающих упражнений, обсуждение результатов, индивидуальная работа. |
— Что нового вы узнали на уроке? Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний? — Достаточно ли мы закрепили новое знание? («да» или «нет») — Давайте проверим. А теперь пришел черед Сыграть в игру «Наоборот» (стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра») — Я буду кидать мячик и называть слово, а тот, кому я кинула мяч, возвращает мне его и называет антоним. Скажу я слово высоко, — Выполните задания самостоятельно. Индивидуальное задание (на карточке) (см. Приложение 6) 1. Найти неверно составленные пары антонимов: Трудолюбивый – ленивый Молодость – старость Справа – слева Низкий – высоко Вверх — вниз Весёлый – грустно Светлый – тёмный Впереди – задний Худой – толстый. 2. Продолжи пословицу: · Корень учения горек, а плод … · Ласточка день начинает, а соловей … · Не бойся врага умного, а бойся друга … · Знай больше, говори … · Лучшая вещь — новая, лучший друг — … · Легко сказать, да….сделать. · По одёжке встречают – по уму … · Не откладывай на завтра то, что можно сделать… Взаимопроверка. — Обменяйтесь тетрадями, проверьте и оцените (Слайд 10 — 11) |
Принимают участие в обучающей игре. Выполняют задание. |
Фронтальная, индивидуальная. |
Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.
Познавательные: используют знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли и высказывают свою точку зрения.
|
Устные ответы. |
10.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. |
Мотивирует учащихся к участию в рефлексии. |
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности. Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). — Чему был посвящен урок? — Какую задачу ставили? — Удалось решить поставленную задачу? — Какие затруднения мы испытали? — Что помогло нам их преодолеть? (Новые знания) — Как вы научились выходить из такой ситуации? — Что нужно сделать ещё? — Где можно применить новые знания? Организует выставление отметок за работу на уроке. — Оцените свою работу, работу своих товарищей и учебную деятельность класса, используя лист самооценки (см. Приложение 3) На уроке я работал (активно / пассивно) Своей работой я (доволен / недоволен) Урок мне показался (коротким / длинным) Мое настроение (стало лучше / стало хуже) Материал на уроке был (понятен / непонятен; интересен / скучен; полезен / бесполезен) |
Фиксируют изученный материал на уроке, соотносят цель и результаты, степень их соответствия, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности с помощью оценочного листа.
|
Фронтальная, индивидуальная. |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: обобщение полученных знаний. Регулятивные: оценивают свою работу, работу товарищей. |
|
11.Информация о домашнем задании.
|
Объявление дифференцированного домашнего задания.
|
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. — Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам в дальнейшем преодолеть трудности. Запишите в дневник то, которое выбрали (Слайд 12): 1) Выполнить упр. 370. 2) Составить тест по данной теме (вопросы по теме для одноклассников). 3) Написать лингвистическую сказку с употреблением антонимов. — Спасибо, и я вами довольна. Урок окончен, до свидания. |
Записывают задание, которое понравилось в дневник, задают уточняющие вопросы.
Выражают свои эмоции по поводу урока, настроения. |
Индивидуальная. |
Коммуникативные: высказывание по поводу своих эмоций, настроения. Регулятивные: умение слушать в соответствии с целевой установкой.
|
|
Приложение 1.
Плохоенастроение Мне грустно
Мневесело Мне скучно
Приложение 2.
Кроссворд.
|
3 |
|
|
|||||||||
о |
||||||||||||
д |
||||||||||||
|
5 |
п |
е |
р |
е |
н |
о |
с |
н |
о |
е |
|
|
6 |
|
о |
|
||||||||
4 |
м |
н |
о |
г |
о |
з |
н |
а |
ч |
н |
ы |
е |
|
|
м |
|
н |
|
|
|
|||||
о |
а |
|
2 |
|||||||||
н |
ч |
с |
||||||||||
7 |
с |
и |
н |
о |
н |
и |
м |
ы |
|
|||
|
м |
|
ы |
|
ы |
|
||||||
|
ы |
1 |
л |
е |
к |
с |
и |
к |
а |
|
||
|
л |
|
1. Совокупность всех слов,входящих в словарный состав языка. (Лексика)
2. Лексическое значение – это …(Смысл)
3. Слова, имеющие однолексическое значение. (Однозначные)
4. Слова, имеющие нескольколексических значений. (Многозначные)
5. Наряду с прямым значением унекоторых слов имеется … значение. (Переносное)
6. Слова одной и той же частиречи, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное лексическоезначение,
называются… (Омонимы)
7. Слова, различные по звучанию,но одинаковые или близкие по лексическому значению, называются… (Синонимы)
Приложение 3.
Оценочный лист.
Тема урока:_________________________________________
Фамилия, имяученика__________________________________________
Задания |
Самооценка |
Оценка учителя |
Итоговая оценка |
1. 1.Выполнение задания «Кроссворд» (повторение по теме: «Лексика»). |
|
|
|
2. 2.Выполнение упражнения из учебника. |
|
|
|
3. 3.Выполнение упражнения 371 |
|
|
|
4. 4.Выполнение задания. Составить пары — подобрать антонимы к словам на слайде. |
|
|
|
5. 5.Выполнение задания. Подобрать антонимы к многозначным словам. |
|
|
|
6. 6.Выполнение ндивидуального задания (на карточке) |
|
|
|
Итоговая оценка за урок |
|
|
|
Я оцениваю работу класса |
|
|
|
Критерииоценивания:
«5» – выполнилвсе задание правильно;
«4» — выполнилвсе задание, иногда ошибался;
«3» – частоошибался, выполнил правильно только половину задания;
«2» – почти ничегоне смог выполнить правильно.
Рефлексия.
На уроке яработал (активно / пассивно)
Своей работой я (доволен / недоволен)
Урок мне показался (коротким / длинным)
Мое настроение (стало лучше / стало хуже)
Материал науроке был (понятен / непонятен; интересен / скучен; полезен / бесполезен)
Приложение 4.
Используя словари антонимов, подберите антонимы к данным словам.
Вход — ………., рука — …………, враг — …………., высокий — ………….., молчать- ………….., добро — ………….,
худой — ………, стеклянный — …………….
Приложение 5.
Работа в группах (на карточке).
— Подберите ксловам антонимы.
Свежий хлеб -…………хлеб
Свежий журнал -………..журнал
Свежий ветер -………….ветер
Свежее белье -…………белье
Легкий труд — …………труд
Легкий путь -…………путь
Легкий ветер -…………ветер.
Низкийдом — ………….дом
Низкийпоступок — ………..поступок
Низкаяцель — ………….цель.
Приложение 6.
Индивидуальное задание (на карточке)
1. Найти неверно составленные пары антонимов:
Трудолюбивый – ленивый
Молодость – старость
Справа – слева
Низкий – высоко
Вверх — вниз
Весёлый – грустно
Светлый – тёмный
Впереди – задний
Худой – толстый.
2. Продолжипословицу:
· Кореньучения горек, а плод …
· Ласточкадень начинает, а соловей …
· Не бойсяврага умного, а бойся друга …
· Знайбольше, говори …
· Лучшаявещь — новая, лучший друг — …
· Легкосказать, да….сделать.
· По одёжкевстречают – по уму …
· Неоткладывай на завтра то, что можно сделать…
Списокисточников.
2. http://geo.1september.ru/urok/
