Конспект урока 3класс УМК «Перспективная начальная школа»
Тема: «Второстепенныечлены предложения. Обстоятельства».
Цель: создание условий для формирования умений распознавать второстепенный членпредложения — обстоятельство.
Задачи:
Личностные: учебно-познавательныйинтерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
Предметные:
Знатьопределение второстепенных членов; вопросы, на которые отвечает обстоятельство.
Уметьподчеркивать главные члены предложения; находить в тексте обстоятельства.
Метапредметные:
Познавательные:формирование умения поиска информации в учебных словарях.
Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи,контролирование своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания.
Коммуникативные: взаимодействовать (сотрудничать) с соседом попарте, в группе.
Оборудование: учебникМ.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова «Русский язык 3 класс», компьютер, презентация.
1.Орг.момент
Зачем нужна грамматика?
Чтоб грамотно писать.
Чтоб грубые ошибки
В письме не допускать,
Чтоб с детства знали дети
И каждый ученик,
Что лучше всех на свете
Его родной язык!
— Мы должны любить свой родной язык иуважать всех кто разговаривает и понимает его. Сегодня на уроке мы продолжимзнакомиться с новыми правилами родного языка, а помогут вам ваши знания.
(Запись числа и темы в тетради)
2.Словарная работа(диктант).
Вокзал, ракета, винегрет, аллея, животное, декабрь, овощи, огород.
(Ребята придумывают и записывают предложения с этимисловарными словами)
Шофер ехал познакомой дороге.(Записываем предложение)
-В каком падеже стоитслово шофер?
-Значит каким членомпредложения является слово шофер?
-Придумайтепредложение где слово шофер будет второстепенным членом предложения.
Мне нравитсяпрофессия шофера.
-Значит какая темасегодняшнего урока?
-Второстепенные членыпредложения.
— Вот и мы сегодня будем находить второстепенныечлены, которые отвечают на вопросы: Где? Когда? Куда? Откуда? Как? (записанона доске). Кто догадался, как называются второстепенные члены предложения, которыеотвечают на вопросы Где? Когда? Куда? Откуда? Как? (обстоятельства)
— Итак, в конце урока мы (как следователи) должныответить на вопросы:
· На какиевопросы отвечают обстоятельства?
· Какойчастью речи выражено обстоятельство?
Как подчёркиваетсяобстоятельство?
3. Подготовка к восприятию нового материала
— Какие бывают членыпредложения? Что относится к главным членам? А что мы знаем о второстепенных?Хотите узнать больше? Сегодня узнаем. В путь! За знаниями, за умениями!
а) Я выписала ошибкииз ваших тетрадей. Катя поработает учителем и исправит их. (за шторкой) А мызаймёмся другой работой.
На доске: Исправьошибки, подчеркни главные члены предложения:
Белка вдупле орешки грызёт.
Медветь в берлоге лапу сасёт.
Овечьки в хлеве пойло пъют.
4. Работа над новым материалом.
а) Понятие «Обстоятельства»
— Следователь, когда ведёт расследование, задаёт очень много вопросов,потому что он должен знать все: как всё происходило, в какой обстановке, вкаких условиях, при каких обстоятельствах.
— А какие вопросы он задаёт?
б) Откроем учебник стр.147 и прочитаем диалог Миши и Анишит Йокоповны.
— Он напомнил вам наш с вами разговор? Да, они говорили о том же.
— Работа над фразеологизмом «диву даваться»(словарь)
в) Работа с плакатом Летучей мыши
Найдите ответ на мой вопрос в плакате.
— Какие слова в предложении называются обстоятельствами?
— Это какие члены предложения?
— Как мы будем их подчёркивать?
— Какой частью речи они могут быть выражены?
— На какие вопросы отвечают?
— Могут ли обстоятельства быть другими частями речи?
г) Упражнение 149
(по инструкции)
Пауза:« Поиграем в предложения. Ты – подлежащее. Ты сказуемое. Давайте распространимпредложение. Дети ходили. Куда? Когда? За чем? С кем?» (например, «Утром дети с родителями ходили в лес за грибами»)
д) Давайте посмотрим, как поработал наш учитель. Все ли ошибки онанашла?
Найдём словосочетания, в которые входят обстоятельства
е) Упр.151 (самостоятельно)
5.Работа в парах.
На доске 3 предложения ( на карточке на каждой парте):
· На п…лянест…яла б…льшая б…рёза. 1 ряд
· Зимние птицыс…дятся на б…рёзу. 2 ряд
· С б…рёзы сл…теляркий дятел. 3 ряд
— Найти в предложениях обстоятельстваи выяснить, какой частью речи оно является.
— Чтобы выполнить это задание, как выбудете действовать? (по инструкции)
· Списатьпредложение
· Подчеркнутьоснову предложения
· Выписатьсловосочетания
· Найтиобстоятельства, используя вопросы на доске
· Выяснить,какой частью речи является обстоятельства . 6.Проверка работы впарах
· На п…лянест…яла б…льшая б…рёза.
· берёза(какая?) большая
· стояла(где? на чём?) на поляне
· Зимние птицыс…дятся на б…рёзу.
· птицы(какие?) зимние
· садятся(куда? на что?) на берёзу
· С б…рёзы сл…теляркий дятел.
· дятел(какой?) яркий
· слетел(откуда? с чего?) с берёзы
·
· -Сделайте вывод, какой частью речи выражено обстоятельство? (сущ. с предлогом).
· -Прочитайте правило на с.147 и ответьте, что нового вы там ещё узнали?
· (обстоятельствоподчёркивается прерывистой линией с точкой)
· -Подчеркните так в ваших предложениях обстоятель
· ства.
· Замени вопросыподходящими по смыслу словами.
· Я возвращался (откуда?) ишёл (где?) сада. Собака бежала впереди меня. Я взглянул (куда?) и увиделмолодого воробья. Он выпал (откуда?) и сидел (как?). Моя собака (как?)приближалась к нему.
· Слова для справок: неподвижно, с охоты, по аллее, из гнезда,медленно, на дорожку.
· ПРОВЕРКА:
· У:-Скажите, какими членами предложения являются вставленные слова? (главными иливторостепенными?)
· — как выдумаете, что они называют и для чего нужны в предложении?
· 2)ВЫВОД (зачитать на листочке)
· 7.Рефлексия деятельности (синквейн)
· 8.Домашнее задание с. 148 упр.149
· 9. Итогурока, оценки.
· Урокподошёл к концу. Мы много поработали. А сейчас давайте поделимся впечатлениямио нашем уроке.
· -Выполнилимы поставленные задачи? Добились своей цели?
· — Что, наваш взгляд, было самым главным на уроке?
· — Какойвывод мы сделали?
· — Чтобыло трудным на уроке сегодня ?
