Учитель: НороваЗ.Ш. Класс: 3-А
Дата проведения урока: 17.01.2023
Русскийязык
Урок 71.
Тема: Собственные и нарицательныеимена существительные
Цель:формировать умения различать собственные и нарицательные именасуществительные, писать заглавную букву в именах собственных.
Планируемые результаты:
Личностные – формирование положительного отношения к учёбе исвоим знаниям, развитие творческого воображения.
Метапредметные:
Регулятивные УУД – организация учащимися своей учебнойдеятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса ирезультатов учебной деятельности.
Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять,находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительныхисточников о значении своего имени и фамилии.
Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать вдиалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре,группе, оказывать взаимопомощь.
Предметные – уточнить представления о собственных инарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавнойбуквы в именах собственных.
Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка (гимнастическиеупражнения), смена видов деятельности на уроке.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Анализ изложения
(Разбортипичных ошибок, коллективная и индивидуальная работа над ошибками.)
III. Проверка домашнего задания
— Прочитайтеодушевлённые имена существительные.
— Прочитайтенеодушевлённые имена существительные.
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте синтерактивной доски (Слайд 1) строки из стихотворения «Почта» С.Я. Маршака.
— Заказное из Ростова
Для товарища Житкова!
— Заказное для Житкова?
Извините, нет такого:
В Лондон вылетел вчера
В семь четырнадцатьутра.
— Назовите слова,которые написаны с большой буквы.
— Объясните ихнаписание.
— Назовите именасобственные.
— Сформулируйте темуурока.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 22(с. 15).
— Прочитайте. Назовитесобственные имена существительные. Объясните их значение.
— Назовитенарицательные имена существительные.
— К данным именам нарицательнымподберите другие имена собственные.
— Выполните письменныезадания к упражнению.
— Назовите в словахорфограммы.
— Прочитайте нижесведения о языке.
— Какие именасуществительные называются собственными?
— Какие имена существительныеназываются нарицательными?
— Как пишутся именасобственные?
Упр. 23(с. 16).
(Самостоятельноевыполнение. Взаимопроверка.(Слайд2)
Упр. 24(с. 16). (Работа в парах. Проверка.)
VI. Физкультминутка(Чударики «Самолет»)
VII. Продолжениеработы по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 25(с. 16).
— Рассмотритерисунки к упр. 24.
— Составьте и запишитеответы по образцу.
— Назовите слова,которые вы написали с большой буквы. Почему?
— Прочитайте нижесведения о языке.
— Как пишутся названияхудожественных произведений?
— Что такое инициалы?
Упр. 26(с. 17).
— Прочитайте текст.
— Что нового вы узналииз текста?
— А какие названиязвёзд и созвездий вы знаете?
— Выполните письменныезадания к упражнению.
— Назовите именасобственные.
— Прочитайтеинформацию в рубрике «Страничка для любознательных».
— Что нового вы узналио происхождении слов?
VIII. Рефлексия
— Какие именасуществительные пишутся с большой буквы?
— Почему они такназываются? (Дают названия каждой реке, горе, городу, улице. Это собственноеимя, только им принадлежащее.)
— Какие ещё именасобственные вы знаете?
— Запомните, чтособственные наименования относятся к предметам (в грамматическом смысле этогослова, разумеется), существующим в единственном числе.
— Итак, запишем случаиправописания заглавной буквы. (Учитель сопровождает запись примерами учащихся.)
1. Собственныеимена лиц и имена животных: Иван Грозный, М.В. Ломоносов, Дон-Кихот, Дон-Жуан,Пегас и т. д.
2. Названияорганизаций и фирм: Академия наук, фирма «Дженерал моторе», Большой театр,Государственная Третьяковская галерея, газета «Московские новости» и т. д.
3. Названияпроизведений: опера «Пиковая дама», роман «Отцы и дети», Библия, Евангелие и т.д.
4. Географическиеназвания: Рио-де-Жанейро, Московская область и т. д.
5. Названияисторических событий: Куликовская битва, эпоха Возрождения и т. д.
6. Названияпраздников: Девятое мая, Восьмое марта, Масленица, Пасха, Рождество, Святки ит. д.
— Оцените свою работуна уроке.
IX. Подведение итогов урока
— О чём мы говорилисегодня на уроке?
— Что нового выузнали?
Домашнее задание
Упр. 27 (с. 17).(Слайд3)