учитель начальных классов
МКОУ УСШ «№1»
ПрименениеТРКМЧП в формировании функциональной грамотностимладших школьников
Чтение делает человеказнающим, беседа – находчивым,а привычка записывать точным
Фрэнсис Бэкон (английскийфилософ)
Давно известныевсем словаанглийского философа ФрэнсисаБэкона, не потерявшие своей актуальности и в настоящее время. Они, как нельзя лучше, раскрывают сущностьтехнологии развитиякритического мышления через чтение и письмо, опыт применениякоторой я хочу вампредставить. О ней много говорят, о ней много пишут, её широко используют в своей практикесовременные педагоги, несмотря на то,чторазработана данная технология былаещё в 90-е года 20-го века.Мой интерес к ней обусловлен переходомна новые образовательныестандарты.
В Федеральном Законе«Об образовании в РоссийскойФедерации» сказано, что «начальное общее образование должно быть направлено на формированиеличности обучающегося,развитие его индивидуальных способностей,положительноймотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счётом,основными навыками учебной деятельности, элементамимышления, простейшими навыкамисамоконтроля,культуройповедения и речи, основами личной гигиены и здоровогообраза жизни)» [ст. 66, п. 5, гл. 7].
«В России уменьшается доля «читающегонаселения» — такое мнениевысказал президент Российского книжногосоюза Сергей Вадимович Степашин.
По исследованиямработников библиотек90% людей приходят в библиотеку за книгами,нужными для работы или учёбы. Такоечтение даёт пищу уму, но не формирует систему нравственных и эстетическихидеаловличности. Нельзя не читать художественную литературу,иначе вырастут людибездуши и эмоций.
Федеральный государственный образовательныйстандарт начального общего образования указывает на необходимостьновых подходов к организацииобразовательного процесса в школе, и к поиску и разработкеновых моделей и технологий образования младшегошкольника. В качествеважнейших ценностей образования выдвинуты саморазвитие, самостоятельность и творчестворебёнка, раскрытие способностейкаждого ученика и воспитание егокак личности, готовойк жизни в современном мире.
Что значит для ребёнка современная начальная школа?Прежде всего — это новый этап в его жизнии база для всего последующегообучения. У ученика должныбыть сформированы универсальныеучебные действия — (УУД). КакотмечаетАлександрГригорьевич Асмолов,«Формирование УУД обеспечиваетшкольникам умениеучиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.Уровеньосвоения УУДпредопределяетуспешность всего последующегообученияучащихся».