Урокрусского языка в 9-м классе
Тирев бессоюзном сложном предложении
Целиурока:
1. Образовательные:усвоение всеми учащимися особенностей постановки тире в бессоюзном сложномпредложении; формирование умений устанавливать смысловые отношения между частямибессоюзного сложного предложения и на этой основе правильно выбирать знакипрепинания; повторение случаев постановки тире в простом предложении;
2. Развивающие:формировать у детей положительную мотивацию и готовность к восприятию новогоматериала; развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать,систематизировать; развитие творческих способностей, навыков сотрудничества.
3. Воспитательные:воспитание уважения к уроку и предмету в целом; воспитание взаимоуважения.
Оборудованиеурока:
- экран,
- ноутбук,
- проектор,
- CD диск с презентацией по теме урока,
- карточки с заданиями,
- плакаты, выполненные дома группами учеников для объяснения нового материала,
- тетради,
- учебник “Русский язык. 9 класс” (авторы Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; науч. ред. Н.М.Шанский) – М., “Просвещение”,2014.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Повторение изученного.
— Ребята, сегодняшний урок мы начнём сповторения ранее изученного материала. Вспомните, какой теме был посвящен нашпоследний урок.
— (Постановка двоеточия в бессоюзномсложном предложении).
— Ребята, в каких случаях ставитсядвоеточие в бессоюзном сложном предложении?
— (2-я часть указывает на причину того, очем говорится в 1ч;
2-я часть предложения раскрываетсодержание 1 части;
2-я часть предложения поясняет сказуемое в1ч.)
— Теоретический материал мы с вамивспомнили, теперь проверим, как вы умеете применять эти знания на практике. У васна партах лежат карточки №1. На них вы видите 7 БСП, в которых нужно расставитьзнаки препинания и объяснить их постановку. (3 мин. учащиеся работаютсамостоятельно)
1. Я доверяю любящим они великодушны. ( 2ч.указывает на причину того, о чем говорится в 1ч.)
2. Предметы потеряли свою форму всё сливалосьсначала в серую, потом в тёмную массу. ( 2ч. указывает на причину того, о чемговорится в 1ч.)
3. Я знаю в вашем сердце есть и гордость, ипрямая честь. ( 2ч. поясняет сказуемое 1ч.)
4. Я смотрю на часы мы точно выполняемрасчёты штурмана. ( 2ч. поясняет сказуемое 1ч.)
5. Мир строит война разрушает.
6. Однако пора спать уже без четверти шесть. (2ч. указывает причину того, о чем говорится в 1ч.)
7. Погодабыла ужасная мокрый снег падал хлопьями. ( 2ч. раскрывает содержание 1ч.)
Проверка:
-Назовите № предложений, в которых 2ч. указывает на причину того, о чемговорится в 1ч. Докажите свою точку зрения.(1.2.6)
-Назовите № предложений, в которых 2ч. поясняет сказуемое 1ч. Докажите своюточку зрения.(3,4)
-Назовите № предложений, в которых 2ч. раскрывает содержание 1ч.(7)
-Какое предложение вызвало у вас затруднения при постановке знаков препинания?
-(№5 Мир строит война разрушает. )
-Верно, здесь нельзя поставить двоеточие. Это предложение имеет прямое отношениек теме сегодняшнего урока. В нем необходима постановка тире. Попробуйтесформулировать тему сегодняшнего урока.
-Тире в бессоюзном сложном предложении. (Слайд№1)
-Откроем тетради и запишем число и тему урока.
-Давайте подумаем, как можно сформулировать цель сегодняшнего урока?
-(научится ставить тире в БСП, научиться устанавливатьсмысловые отношения между частями БСП)
-Кроме того мы повторим уже известные вам случаи постановки тире в простом предложении.Хочу обратить ваше внимание на то, что знание материала темы «Постановка тире вБСП» необходимо для успешного выполнения заданий ГИА №12, 14.
-Для того чтобы вспомнить правила постановки тире в простом предложении,выполним следующее задание: на экране (Слайд№2) и на карточках №2 вывидите предложения. Читаем их и объясняем постановку тире:
1. Человекомстать – большое искусство. (Новалис)( между подлежащим, выраженным неопр. формойгл. и сказуемым, выраженным сущ. в им. пад.)
2. Доброта– язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать.(К.Боуви) )( между подлежащим и сказуемым, выраженными сущ. в им. пад.)
3. “Сказка– воплощённая в поэтической форме мечта человека о прекрасном”, — утверждалК.Паустовский. ( в собственно прямой речи — между подлежащим и сказуемым,выраженными сущ. в им. пад. и отделяет пр. речь то слов автора )
4. Небольшаявежливость делает жизнь приятной, большая – облагораживает её. (К.Боуви) ( во 2части пропущено подлежащее — в неполном предложении)
5. Жить– Родине служить. ( между подлежащим и сказуемым, выраженными неопр. формой гл.)
6. Нипраздник, ни воскресную прогулку – ничего нельзя откладывать. (передобобщающим словом после однородных членов предложения)
-Ребята, прокомментируйте понравившееся вам высказывание.
-Итак, применяя правило постановки тире, в первую очередь определяем структурупредложения.
3.Объяснение нового материала.
-Сегодня у нас не совсем обычный урок. Вы, ребята, выступите в роли учителя,объясняющего классу новую тему. Для этого вы, объединившись в группы,самостоятельно изучали параграф учебника и подбирали примеры предложений,иллюстрирующие положения правила .
(Ученики каждой группы выходят к доске и объясняют тему, используяподготовленные плакаты, выполненные в виде таблицы, опорного конспекта, схемы.
1группа: В бессоюзном сложном предложенииставится тире, когда первая часть указывает на время того, о чем говорится во 2части.
2группа: В бессоюзном сложном предложении ставится тире, когда перваячасть обозначает условие того, о чем говорится во 2 части.
3группа: В бессоюзном сложном предложенииставится тире, если содержание 1 части указывает на причину того, о чемговорится во 2 части, а 2ч на следствие того, о чем говорится в 1ч.
4группа: В бессоюзном сложном предложенииставится тире, если содержание 1 части противопоставляется содержанию 2 части.
5группа: Тире ставится, когда содержание 2части сравнивается с содержанием 1части.
-Ребята, попробуйте обобщить тот материал, с которым вы сейчас познакомились. Вниманиена экран. (Слайд №3)
-Скажите, каким сложным предложениям синонимичны бессоюзные предложения в данномслучае?
(БСПсо значением условия, времени, следствия в 1 части для 2 части синонимичны СППсо значением придаточных условия, времени, следствия. БСП со значениемсравнения 2 части с 1частью – с СПП со значением придаточных сравнения. БСП, вкоторых содержание 1 части противопоставлено содержанию 2 части — ССП спротивительными союзами)
-Вернемся к предложению с карточки №1, в котором мы не смогли поставитьдвоеточие. Прочитаем его еще раз и объясним его пунктуацию.
-( В этом предложении должно стоять тире между частями, так как они резкопротивопоставлены друг другу по смыслу)
4.Закрепление изученного.
Длязакрепления изученного материала выполним упражнение №199. Задание к нему янесколько изменю. Мы будем работать с предложениями №1, 2, 4,10. Ваша задача –записать предложения в тетради и объяснить постановку тире в указанныхпредложениях, составив их схемы.
Пробовалбежать – ноги от страха не двигались. (против.)
Апобьет он меня – выходите вы за святую правду-матушку.(условие)
Солнцевыглянуло – она повеселела. (причина-следствие)
Пашнюпашут – руками не машут.(время)
Накакой случай из правил постановки тире в БСП у нас не оказалось примера?
-(На случай, когда содержание 2 части сравнивается с содержанием 1части) .запишите пример на этот случай
Посмотритласково — солнышко пригреет
-А теперь проверим, как вы усвоили изученный материал.
(Слайд№4 ) Продолжите высказывание:
Еслив БСП содержание первого предложения сравнивается с содержанием второго, томежду ними ставится: (тире)
(Слайд№5 ) Объясните постановку тире в предложении:
Узнаешьменя – перестанешь бояться. ( Первая часть указывает на время того, о чемговорится во второй части)
(Слайд№6 ) Продолжите высказывание:
Еслив БСП первое предложение указывает на время действия того, о чём говорится вовтором предложении, то между ними ставится: (тире)
(Слайд№7 ) Объясните постановку тире в предложении:
Служитьбы рад – прислуживаться тошно.( Содержание 1 части противопоставляетсясодержанию 2 части)_
Слайд№8: Продолжите высказывание:
Еслив БСП второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом,между ними ставится: ( двоеточие)
5Проверочная работа (срез знаний)
Атеперь вам предстоит поработать самостоятельно с карточками №2. Вам Нужновнести в таблицу соответствующие номера предложений
Условие |
2,3,7 |
Время |
1 |
Причина — следствие |
5 |
Противопоставление |
6 |
Сравнение |
4,8 |
1. Делаю добро – чувствую себя хорошо.Поступаю плохо – чувствую себя плохо. ( время).
2. Хочешь добиться уважения – начинай с себя.(условия)
3. Хочешь преуспеть – догоняй тех, ктовпереди. (условия)
4. Идёт – лебёдушка плывёт.(сравнение)
5. Распахнули окна – запах сосен вступил наверанду.( причина – следствие)
6. Лето припасает – зима поедает. (противопоставление)
7. Совесть потеряешь – другой не купишь.(условие)
8. Посмотрит – рублём подарит.( сравнение)
— Обменяйтесь карточками в парах,проверьте работу одноклассника.
— А теперь смотрим на экран, сверяем своюработу с правильными ответами (Слайд №9)
6 Самостоятельная работа
В самом начале урока я обратила ваше вниманиена то, что знание правила постановки тире в БСП необходимо для успешной сдачиГИА, поэтому сейчас мы поработаем над заданием по данной теме, идентичным тем,которые есть в КИМах. Работаем с карточками №3
Найдите сложное предложение сбессоюзной и союзной подчинительной связью, запишите в тетрадь объяснитепостановку знаков препинания
1)В зеленоватый вокзальный зал ЕленаПетровна вошла быстро, но тотчас задохнулась – ей показалось, что у нееостановилось сердце. 2)Если бы можно, она бы закрыла глаза, прислонилась кстене и так стояла, прислушиваясь, как далеко и тонко что-то звенит и звенит –может быть, огонь в вокзальной люстре, а может быть, кровь в ее висках.
3)На деревянных скамьях спали сидяутомленные люди. 4)На дальней скамье сидел офицер, худой, с измученным лицом.5)Налевом глазу у него была черная повязка.
— ( это предложение№1. В нем 3грамматические основы: запятая перед «но» разделяет однородные сказуемые, тиремежду частями БСП( в1 части – содержится указание на причину того. о чемсказано во 2 части, во 2 части — -следствие того. о чем говорится в 1 части).Запятая перед союзом «что» разделяет главное и придаточное в СПП
-Как вы думаете, какой знак двоеточие илитире употребляется чаще в письменной речи? Ответ на этот вопрос искала, получивиндивидуальное задание к уроку (…)
7. Сообщение заранее подготовленнойученицы (Слайд №10)“Частотностьупотребления двоеточия и тире в современной печати и в художественнойлитературе”.
Я просмотрела несколько газет, журналов сцелью сравнить употребление двоеточия и тире. Как выяснилось, чаще отдаётсяпредпочтение тире, чем двоеточию. Ту же картину я увидела, читая произведенияхудожественной литературы, особенно стихотворения. Вероятно, это объясняетсятем, что тире требует длительной паузы, а это помогает пишущему привлечьвнимание читателя, сделать акцент на важных вопросах, противопоставить явления.В процентном соотношении получилось приблизительно так: 70% — постановка тире,30% — постановка двоеточия (слайд №12). Так что можно сделать вывод, что тире –модный знак сегодня. Тем не менее мы должны в первую очередь ориентироваться направила, которые изучили.
8 Итоги урока
Подведем итог нашей работы. Что нового выузнали сегодня на уроке? Чему научились?
10. Домашнее задание: параграф17теория, упр. № 201, в тренировочных заданиях ОГЭ задания №14 из 20, 21,22вариантов
Приложение
№1
1. Я доверяю любящим они великодушны.
2. Предметы потеряли свою форму всё сливалосьсначала в серую, потом в тёмную массу.
3. Я знаю в вашем сердце есть и гордость, ипрямая честь.
4. Я смотрю на часы мы точно выполняемрасчёты штурмана
5. Мир строит война разрушает.
6. Однако пора спать уже без четверти шесть.
7. Погода была ужасная мокрый снег падалхлопьями.
№2
Условие |
|
Время |
|
Причина — следствие |
|
Противопоставление |
|
Сравнение |
1. Делаюдобро – чувствую себя хорошо. Поступаю плохо – чувствую себя плохо.
2. Хочешьдобиться уважения – начинай с себя.
3. Хочешьпреуспеть – догоняй тех, кто впереди.
4. Идёт –лебёдушка плывёт.
5. Распахнулиокна – запах сосен вступил на веранду.
6. Летоприпасает – зима поедает.
7. Совестьпотеряешь – другой не купишь.
8. Посмотрит– рублём подарит.
№3
Найдите сложное предложение сбессоюзной и союзной подчинительной связью, запишите в тетрадь объяснитепостановку знаков препинания
1)В зеленоватый вокзальный зал ЕленаПетровна вошла быстро, но тотчас задохнулась – ей показалось, что у нееостановилось сердце. 2)Если бы можно, она бы закрыла глаза, прислонилась кстене и так стояла, прислушиваясь, как далеко и тонко что-то звенит и звенит –может быть, огонь в вокзальной люстре, а может быть, кровь в ее висках.
3)На деревянных скамьях спали сидяутомленные люди. 4)На дальней скамье сидел офицер, худой, с измученным лицом.5)Налевом глазу у него была черная повязка.