X-PDF

Тире в бессоюзном сложном предложении

Поделиться статьей

Урокрусского языка в 9-м классе

Тирев бессоюзном сложном предложении

Целиурока:

1.     Образовательные:усвоение всеми учащимися особенностей постановки тире в бессоюзном сложномпредложении; формирование умений устанавливать смысловые отношения между частямибессоюзного сложного предложения и на этой основе правильно выбирать знакипрепинания; повторение случаев постановки тире в простом предложении;

2.      Развивающие:формировать у детей положительную мотивацию и готовность к восприятию новогоматериала; развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать,систематизировать; развитие творческих способностей, навыков сотрудничества.

3.     Воспитательные:воспитание уважения к уроку и предмету в целом; воспитание взаимоуважения.

Оборудованиеурока:

 

  • экран,
  • ноутбук,
  • проектор,
  • CD диск с презентацией по теме урока,
  • карточки с заданиями,
  • плакаты, выполненные дома группами учеников для объяснения нового материала,
  • тетради,
  • учебник “Русский язык. 9 класс” (авторы Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; науч. ред. Н.М.Шанский) – М., “Просвещение”,2014.

 

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Повторение изученного.

— Ребята, сегодняшний урок мы начнём сповторения ранее изученного материала. Вспомните, какой теме был посвящен нашпоследний урок.

 — (Постановка двоеточия в бессоюзномсложном предложении).

— Ребята, в каких случаях ставитсядвоеточие в бессоюзном сложном предложении?

— (2-я часть указывает на причину того, очем говорится в 1ч;

2-я часть предложения раскрываетсодержание 1 части;

2-я часть предложения поясняет сказуемое в1ч.)

— Теоретический материал мы с вамивспомнили, теперь проверим, как вы умеете применять эти знания на практике. У васна партах лежат карточки №1. На них вы видите 7 БСП, в которых нужно расставитьзнаки препинания и объяснить их постановку. (3 мин. учащиеся работаютсамостоятельно)

1.                    Я доверяю любящим они великодушны. ( 2ч.указывает на причину того, о чем говорится в 1ч.)

2.                    Предметы потеряли свою форму всё сливалосьсначала в серую, потом в тёмную массу. ( 2ч. указывает на причину того, о чемговорится в 1ч.)

3.                    Я знаю в вашем сердце есть и гордость, ипрямая честь. ( 2ч. поясняет сказуемое 1ч.)

4.                    Я смотрю на часы мы точно выполняемрасчёты штурмана. ( 2ч. поясняет сказуемое 1ч.)

5.                    Мир строит война разрушает.

6.    Однако пора спать уже без четверти шесть. (2ч. указывает причину того, о чем говорится в 1ч.)

7.     Погодабыла ужасная мокрый снег падал хлопьями. ( 2ч. раскрывает содержание  1ч.)

Проверка:

-Назовите № предложений, в которых 2ч. указывает на причину того, о чемговорится в 1ч. Докажите свою точку зрения.(1.2.6)

-Назовите № предложений, в которых 2ч. поясняет сказуемое 1ч. Докажите своюточку зрения.(3,4)

-Назовите № предложений, в которых 2ч. раскрывает содержание  1ч.(7)

-Какое предложение вызвало у вас затруднения при постановке знаков препинания?

-(№5 Мир строит война разрушает. )

-Верно, здесь нельзя поставить двоеточие. Это предложение имеет прямое отношениек теме сегодняшнего урока.  В нем необходима постановка тире. Попробуйтесформулировать тему сегодняшнего урока.

-Тире в бессоюзном сложном предложении. (Слайд№1)

-Откроем тетради и запишем число и тему урока.

-Давайте подумаем, как можно сформулировать цель сегодняшнего урока?

-(научится ставить тире в БСП, научиться устанавливатьсмысловые отношения между частями БСП)

-Кроме того мы повторим уже известные вам случаи постановки тире в простом предложении.Хочу обратить ваше внимание на то, что знание материала темы «Постановка тире вБСП» необходимо для успешного выполнения заданий ГИА  №12, 14.

 -Для того чтобы вспомнить правила постановки тире в простом предложении,выполним следующее задание: на экране  (Слайд№2) и на карточках №2  вывидите предложения. Читаем их и объясняем постановку тире:

1.     Человекомстать – большое искусство. (Новалис)( между подлежащим, выраженным неопр. формойгл. и сказуемым, выраженным  сущ. в им. пад.)

2.     Доброта– язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать.(К.Боуви) )( между подлежащим и сказуемым, выраженными  сущ. в им. пад.)

3.     “Сказка– воплощённая в поэтической форме мечта человека о прекрасном”, — утверждалК.Паустовский. (  в собственно прямой речи — между подлежащим и сказуемым,выраженными  сущ. в им. пад. и  отделяет пр. речь то слов автора )

4.     Небольшаявежливость делает жизнь приятной, большая – облагораживает её. (К.Боуви) ( во 2части пропущено подлежащее — в неполном предложении)

5.     Жить– Родине служить. ( между подлежащим и сказуемым, выраженными  неопр. формой гл.)

6.     Нипраздник, ни воскресную прогулку – ничего нельзя откладывать.  (передобобщающим словом после однородных членов предложения)

 

-Ребята, прокомментируйте понравившееся вам высказывание.

-Итак, применяя правило постановки тире, в первую очередь определяем структурупредложения.

3.Объяснение нового материала.

-Сегодня у нас не совсем обычный урок. Вы, ребята, выступите в роли учителя,объясняющего классу новую тему. Для этого вы, объединившись в группы,самостоятельно изучали параграф учебника и подбирали примеры предложений,иллюстрирующие положения правила .

(Ученики каждой группы выходят к доске и объясняют тему, используяподготовленные плакаты, выполненные в виде таблицы, опорного конспекта, схемы.

1группа: В бессоюзном сложном предложенииставится тире, когда первая часть указывает на время того, о чем говорится во 2части.

 2группа: В бессоюзном сложном предложении ставится тире, когда перваячасть обозначает  условие того, о чем говорится во 2 части.

 3группа: В бессоюзном сложном предложенииставится тире, если содержание 1 части указывает на причину того, о чемговорится во 2 части, а 2ч на следствие того, о чем говорится в 1ч.

 4группа: В бессоюзном сложном предложенииставится тире, если содержание 1 части противопоставляется содержанию 2 части.

5группа:  Тире ставится, когда содержание 2части сравнивается с содержанием 1части.

-Ребята, попробуйте обобщить тот материал, с  которым вы сейчас познакомились.  Вниманиена экран. (Слайд №3)

 -Скажите, каким сложным предложениям синонимичны бессоюзные предложения в данномслучае?

(БСПсо значением условия, времени, следствия в 1 части для 2 части синонимичны  СППсо значением придаточных условия, времени, следствия. БСП со значениемсравнения 2 части с 1частью  – с СПП со значением придаточных сравнения. БСП, вкоторых содержание 1 части противопоставлено  содержанию 2 части — ССП спротивительными союзами)

 

 -Вернемся к предложению с карточки №1, в котором мы не смогли поставитьдвоеточие. Прочитаем его еще раз и объясним его пунктуацию.

-( В этом предложении должно стоять тире между частями, так как они резкопротивопоставлены друг другу по смыслу)

4.Закрепление изученного.

Длязакрепления изученного материала выполним упражнение №199. Задание к нему янесколько изменю. Мы будем работать с предложениями №1, 2, 4,10. Ваша задача –записать предложения в тетради и объяснить постановку тире в указанныхпредложениях, составив их схемы.

 

Пробовалбежать – ноги от страха не двигались. (против.)

 

Апобьет он меня – выходите вы за святую правду-матушку.(условие)

 

Солнцевыглянуло – она повеселела. (причина-следствие)

 

Пашнюпашут – руками не машут.(время)

 

Накакой случай из правил постановки тире в БСП у нас не оказалось примера?

-(На случай, когда содержание 2 части сравнивается с содержанием 1части) .запишите пример на этот случай

Посмотритласково — солнышко пригреет

-А теперь проверим, как вы усвоили изученный материал.

(Слайд№4 ) Продолжите высказывание:

Представленная информация была полезной?
ДА
59.33%
НЕТ
40.67%
Проголосовало: 1168

Еслив БСП содержание первого предложения сравнивается с содержанием второго, томежду ними ставится: (тире)

(Слайд№5 ) Объясните постановку тире в предложении:

Узнаешьменя – перестанешь бояться. ( Первая часть указывает на время того, о чемговорится во второй части)

(Слайд№6 ) Продолжите высказывание:

Еслив БСП первое предложение указывает на время действия того, о чём говорится вовтором предложении, то между ними ставится: (тире)

(Слайд№7 ) Объясните постановку тире в предложении:

Служитьбы рад – прислуживаться тошно.( Содержание 1 части противопоставляетсясодержанию 2 части)_

Слайд№8: Продолжите высказывание:

Еслив БСП второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом,между ними ставится: ( двоеточие)

5Проверочная работа (срез знаний)

Атеперь вам предстоит поработать самостоятельно с карточками №2. Вам Нужновнести в таблицу соответствующие номера предложений

 

Условие

2,3,7 

Время

Причина — следствие

 5

Противопоставление

 6

Сравнение

4,8 

 

1.    Делаю добро – чувствую себя хорошо.Поступаю плохо – чувствую себя плохо. ( время).

2.    Хочешь добиться уважения – начинай с себя.(условия)

3.    Хочешь преуспеть – догоняй тех, ктовпереди. (условия)

4.    Идёт – лебёдушка плывёт.(сравнение)

5.    Распахнули окна – запах сосен вступил наверанду.( причина – следствие)

6.    Лето припасает – зима поедает. (противопоставление)

7.    Совесть потеряешь – другой не купишь.(условие)

8.    Посмотрит – рублём подарит.( сравнение)

— Обменяйтесь карточками в парах,проверьте работу одноклассника.

— А теперь смотрим на экран, сверяем своюработу с правильными ответами (Слайд №9)

6 Самостоятельная работа

В самом начале урока я обратила ваше вниманиена то, что знание правила постановки тире в БСП необходимо  для успешной сдачиГИА, поэтому сейчас мы поработаем над заданием по данной теме, идентичным тем,которые есть в КИМах.  Работаем с карточками №3

Найдите сложное предложение сбессоюзной и союзной подчинительной связью, запишите в тетрадь объяснитепостановку знаков препинания

1)В зеленоватый вокзальный зал ЕленаПетровна вошла быстро, но тотчас задохнулась – ей показалось, что у нееостановилось сердце. 2)Если бы можно, она бы закрыла глаза, прислонилась кстене и так стояла, прислушиваясь, как далеко и тонко что-то звенит и звенит –может быть, огонь в вокзальной люстре, а может быть, кровь в ее висках.

3)На деревянных скамьях спали сидяутомленные люди. 4)На дальней скамье сидел офицер, худой, с измученным лицом.5)Налевом глазу у него была черная повязка.

— ( это предложение№1. В нем 3грамматические основы: запятая перед «но» разделяет однородные сказуемые, тиремежду частями БСП( в1 части – содержится указание на причину того. о чемсказано во 2 части, во 2 части — -следствие того. о чем говорится в 1 части).Запятая перед союзом «что» разделяет главное и придаточное в СПП

 -Как вы думаете, какой знак двоеточие илитире употребляется чаще в письменной речи? Ответ на этот вопрос искала, получивиндивидуальное задание к уроку (…)

7. Сообщение заранее подготовленнойученицы (Слайд №10)“Частотностьупотребления двоеточия и тире в современной печати и в художественнойлитературе”.

Я просмотрела несколько газет, журналов сцелью сравнить употребление двоеточия и тире. Как выяснилось, чаще отдаётсяпредпочтение тире, чем двоеточию. Ту же картину я увидела, читая произведенияхудожественной литературы, особенно стихотворения. Вероятно, это объясняетсятем, что тире требует длительной паузы, а это помогает пишущему привлечьвнимание читателя, сделать акцент на важных вопросах, противопоставить явления.В процентном соотношении получилось приблизительно так: 70% — постановка тире,30% — постановка двоеточия (слайд №12). Так что можно сделать вывод, что тире –модный знак сегодня. Тем не менее мы должны в первую очередь ориентироваться направила, которые изучили.

8 Итоги урока

Подведем итог нашей работы. Что нового выузнали сегодня на уроке? Чему научились?

10. Домашнее задание: параграф17теория, упр. № 201, в тренировочных заданиях ОГЭ задания №14 из 20, 21,22вариантов

 

 

Приложение

№1

1.                    Я доверяю любящим они великодушны.

2.                    Предметы потеряли свою форму всё сливалосьсначала в серую, потом в тёмную массу.

3.                    Я знаю в вашем сердце есть и гордость, ипрямая честь.

4.                    Я смотрю на часы мы точно выполняемрасчёты штурмана

5.                    Мир строит война разрушает.

6.    Однако пора спать уже без четверти шесть.

7.    Погода была ужасная мокрый снег падалхлопьями.

№2

Условие

Время

Причина — следствие

Противопоставление

Сравнение

1.     Делаюдобро – чувствую себя хорошо. Поступаю плохо – чувствую себя плохо.

2.     Хочешьдобиться уважения – начинай с себя.

3.     Хочешьпреуспеть – догоняй тех, кто впереди.

4.     Идёт –лебёдушка плывёт.

5.     Распахнулиокна – запах сосен вступил на веранду.

6.     Летоприпасает – зима поедает.

7.     Совестьпотеряешь – другой не купишь.

8.     Посмотрит– рублём подарит.

№3

Найдите сложное предложение сбессоюзной и союзной подчинительной связью, запишите в тетрадь объяснитепостановку знаков препинания

 

1)В зеленоватый вокзальный зал ЕленаПетровна вошла быстро, но тотчас задохнулась – ей показалось, что у нееостановилось сердце. 2)Если бы можно, она бы закрыла глаза, прислонилась кстене и так стояла, прислушиваясь, как далеко и тонко что-то звенит и звенит –может быть, огонь в вокзальной люстре, а может быть, кровь в ее висках.

3)На деревянных скамьях спали сидяутомленные люди. 4)На дальней скамье сидел офицер, худой, с измученным лицом.5)Налевом глазу у него была черная повязка.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.33%
НЕТ
40.67%
Проголосовало: 1168

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет