Муниципальноеказённое общеобразовательное учреждение «Октябрьская средняяобщеобразовательная школа» Касторенского района Курской области
| Согласовано: Заместитель директора по УВР МКОУ «Октябрьская СОШ» ___________/Шуваева И.Н./ 
 «_______»____________________2021 г. | Утверждено: Директор МКОУ «Октябрьская СОШ» _____________/Суркова Е.А./ Приказ № ___ от «_______»____________________2021 г. | 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Окружающиймир
1 класс
Учитель: Цурикова Ольга Павловна
| Рассмотрено: на Методическом объединении ________________________________ Протокол № ___ от «______»______________________2021 г. Руководитель МО ________________/__________________/ 
 | 
Лачиново,2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Учебныйпредмет «Окружающий мир» включен в образовательную область «Обществознание иестествознание» учебного плана МКОУ «Октябрьская СОШ».
Нормативная основаразработки программы:
— «Федеральный закон «Об образовании в РФ», 2012,
— ФГОС НОО,2009г.;
— Примерныепрограммы, созданные на основе ФГОС НОО,2011г.;
— Авторскаяпрограмма «Окружающий мир» А.А.Плешакова
Окружающий мир. 1-4 классы М.:Просвещение, 2017
— Планируемыерезультаты НОО, Москва, «Просвещение», 2011г.;
-Базисный учебный план МКОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа»,
-Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию вобразовательном процессе в образовательных организациях, реализующих программы общего образования соответствующей ступени,
-Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии ссодержательным наполнением учебных предметов федерального компонентагосударственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования инауки от 04.10.2010 №986)
На изучениеокружающего мира в 1 классе отводится 66 ч (2 ч в неделю, 33учебные недели)
Рабочая программаориентирована на использование учебно-методического комплекта
« Школа России» ивключает в себя:
— Плешаков А. А.Окружающий мир. Рабочие программы. 1—4 классы. — М.: Просвещение, 2017.
— Атлас –определитель « От земли до неба». Книга для учащихся начальных классов /Плешаков А.А. -М.: Просвещение, 2014.
— Окружающий мир.1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях / ПлешаковА.А. – М.: Просвещение, 2017.
— Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова: 1 класс
Цель программы:
-развитиеумений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающегомира, рассуждать, решать творческие задачи;
— освоение знанийоб окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке иего месте в природе и в обществе;
— воспитаниепозитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру;экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;
— формированиепотребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе,сохранять и укреплять здоровье.
Задачи:
— Изучитьразличные процессы и явления окружающего мира;
— Развить умения задавать вопросы и искать вдоступной им форме ответы на них;
— Развитьлогическое мышление и речь – умение логически обосновывать суждения, приводитьпримеры, доказательства;
— Развитьпредставление о пространстве и времени.
— Сформироватьу детей представление об объектах окружающего мира, их разнообразии исвойствах;
Входе усвоения содержания курса учащиеся получают возможность:
— Сформироватьуважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре,природе нашей страны, её современной жизни;
— Осознаватьцелостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности,элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, нормздоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
— Осваиватьдоступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, сравнение,классификация и др., с получением информации от окружающих людей);
· Развиватьнавыки установления и выявления причинно – следственных связей в окружающеммире.
Планируемыерезультаты освоения учебного предмета, курса
Личностныерезультаты:
У обучающегосябудут сформированы:
первичноепредставление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юногогражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённомуэтносу;
умениеиспользовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношениисвоей Родины;
первичноепредставление о ценностях многонационального российского общества (образ Родиныкак семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разныхнародов);
ценностныепредставления о своей семье и своей малой родине;
первичныепредставления об изменении человека и окружающего мира с течением времени,овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основепредставлений о развитии техники, в том числе электронной;
представление оновой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (быть готовым к уроку,бережно относиться к школьным принадлежностям – учебнику, рабочей тетради и др.);
положительноеотношение к школе и учебной деятельности;
первичноепредставление о личной ответственности за свои поступки через бережноеотношение к природе и окружающему миру в целом;
эстетическиечувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;
этические чувства,эмоционально-нравственная отзывчивость на основе взаимодействия с другимилюдьми и с природой, доброжелательное отношение к сверстникам, стремлениеприслушиваться к мнению одноклассников*;
потребностьсотрудничества с взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия привыполнении совместных заданий;
первоначальнаяустановка на безопасный, здоровый образ жизни через выявление потенциальнойопасности окружающих предметов, знакомство с правилами безопасности в быту, припереходе улицы, в транспорте, осознание важности правильной подготовки ко сну,правильного питания, выполнения гигиенических процедур;
бережное отношениек материальным и духовным ценностям через знакомство с трудом людей разныхпрофессий.
Метапредметныерезультаты
Регулятивные
Обучающийсянаучится:
понимать ипринимать учебную задачу, сформулированную учителем;
сохранять учебнуюзадачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
выделять из темыурока известные знания и умения;
планировать своёвысказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
планировать своидействия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работас информацией и пр. по усмотрению учителя);
сверять выполнениеработы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;
осуществлятьконтроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя«Странички для самопроверки»;
фиксировать вконце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (спомощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своимуспехам/неуспехам.
Познавательные
Обучающийсянаучится:
понимать итолковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачиинформации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамкии пр.)
находить ивыделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов,иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
понимать схемыучебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
пониматьсодержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию привыполнении заданий учебника, рабочей тетради или заданий, предложенныхучителем;
анализироватьобъекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
проводитьсравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
устанавливатьэлементарные причинно-следственные связи;
строитьрассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока всоответствии с возрастными нормами;
проявлятьиндивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовкесообщений и пр.;
располагатьрассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени«раньше — теперь».
Коммуникативные
Обучающийсянаучится:
включаться вдиалог с учителем и сверстниками;
формулировать ответына вопросы;
слушать партнёрапо общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать всмысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться иприходить к общему решению;
излагать своёмнение и аргументировать свою точку зрения;
интегрироваться вгруппу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, недемонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
признавать своиошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблятьвежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотелтебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать ипринимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре),распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
строитьмонологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётомвозрастных особенностей, норм);
готовить небольшиесообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по темепроекта.
Предметные результаты
Обучающийсянаучится:
правильно называтьродную страну, родной город, село (малую родину);
различать флаг игерб России;
узнавать некоторыедостопримечательности столицы;
называть поименам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
проводить наблюденияв окружающем мире с помощью взрослого;
проводить опыты сводой, снегом и льдом;
различатьизученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);
различать овощи ифрукты;
определять спомощью атласа-определителя растения и животных;
описывать по планудерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);
сравниватьрастения, животных, относить их к определённым группам;
сравнивать реку иморе;
использоватьглобус для знакомства с формой нашей планеты;
находить наглобусе холодные и жаркие районы;
различать животныххолодных и жарких районов;
изготавливатьмодели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;
различать прошлое,настоящее и будущее;
называть днинедели и времена года в правильной последовательности;
соотносить временагода и месяцы;
находить некоторыевзаимосвязи в окружающем мире;
объяснять причинывозникновения дождя и ветра;
перечислять цветарадуги в правильной последовательности;
ухаживать закомнатными растениями, животными живого уголка
мастеритьпростейшие кормушки и подкармливать птиц;
раздельно собиратьмусор в быту;
соблюдать правилаповедения в природе;
правильноготовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;
подбирать одеждудля разных случаев;
правильнообращаться с электричеством и электроприборами;
правильнопереходить улицу;
соблюдать правилабезопасной езды на велосипеде;
различать видытранспорта;
соблюдать правилабезопасности в транспорте.
Обучающийсяполучит возможность научиться:
различать объектыприроды и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы;различать изученные группы растений и животных; распознавать изученныерастения, животных (по несколько представителей каждой группы); вестинаблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнятьправила поведения в природе;
различатьизученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудомлюдей;
выполнять правилаличной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
использоватьосновные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми;выполнять правила поведения в общественных местах; выполнять режим дня;
рассказывать орастениях, грибах, животных, объясняя условия их жизни, способы питания, защитыи другие их особенности;
по результатамэкскурсий рассказывать о достопримечательностях родного города (села);
объяснять отличиядикорастущих и культурных растений, связи растений и животных,приспособляемость животных к среде обитания, необходимость бережного отношенияк редким видам растений и животных, значение Красной книги;
объяснять рольрастений, животных в природе и в жизни человека;
моделироватьдерево, цветковое растение, гриб, насекомое и др.;
анализироватьиллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте;
осознаватьнеобходимость бережного и сознательного отношения к своему здоровью (одежда,движение, здоровое питание, здоровый сон, соблюдение режима дня и др.).
Содержаниеучебного предмета, курса
1 класс. (66 ч)
Введение (1ч)
Мир вокруг нас,его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа.Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (вчастности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Экскурсии:Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правиламибезопасности в пути.
Что икто? (20 ч)
Что можно увидетьна небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота ипричудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица. Что можноувидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота.Гранит, кремень, известняк. Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство сотдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выборуучителя). Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям.Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду,хвоинкам, шишкам. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод ссеменами. Знакомство с разнообразием плодов и семян. Кто такие насекомые, рыбы,птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением. Чтоокружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода.Компьютер, его части и назначение. Обучение безопасному обращению с вещами,компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора,правила перехода улицы. Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России(на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символамиРоссии: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны. ПланетаЗемля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашейстраны на глобусе. Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами?Знакомство с растениями цветника. Что такое зоопарк? Практические работы:Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьямиближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев.Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений?Знакомство с глобусом.
Как, откуда икуда? (12 ч)
Река и море. Кудатекут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистныесооружения. Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество.Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшейэлектрической цепи (по усмотрению учителя). Изучение свойств снега и льда.Откуда берутся снег и лед. Как живут растения и животные. Знакомство спризнаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшиеправила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие ккормушке. Забота о птицах зимой. Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошоизвестные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (поусмотрению учителя). Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающуюсреду. Как сделать Землю чище. Практические работы: Изучение свойств снега ильда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовлениепростейшей кормушки для птиц.
Где икогда? (11 ч)
Представление овремени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года. Холодные ижаркие районы Земли. Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали обэтом. Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животныепрошлого. Как ученые изучают динозавров. Одежда людей в прошлом и теперь.История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правилабезопасного обращения с велосипедом. Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать.Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Почему изачем? (23 ч)
Солнце – ближайшаяк Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественныйспутник Земли. Почему на Луне не живут люди. Почему идет дождь и дует ветер.Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека. Звуки окружающегомира. Почему бывает эхо. Как беречь уши. Цвета радуги. Почему радугаразноцветная. Объяснение названий растений и животных, например медуница,недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названиярассказывают о своих хозяевах. Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему ненужно рвать цветы и ловить бабочек. Разнообразие овощей и фруктов. Витамины.Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мытьруки. Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну. Зачем нужны автомобили.Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут бытьавтомобили будущего. Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда,поезда дальнего следования. Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолетыв прошлом и теперь. Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средствана корабле. Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение.Космические станции. Экология – наука, которая учит нас бережно относиться кокружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли. Практическая работа:Простейшие правила гигиены.
Учебно-тематическое планирование
| № | Наименование разделов и тем | Всего часов | 
| 1 | Введение | 1 | 
| 2 | Что и кто? | 19 | 
| 3 | Как, откуда, куда? | 12 | 
| 4 | Где и когда? | 11 | 
| 5 | Почему и зачем? | 23 | 
Календарно-тематическое планирование
| № п/п | Тема урока | Количество часов | Дата | 
 | 
 | 
| По плану | По факту | ||||
| 
 1 | I четверть Задавайте вопросы! | 1 | 02.09 | 
 | |
| Раздел «Что и кто?» (19 ч) | 
 | ||||
| 2 | Что такое Родина? | 1 | 08.09 | 
 | |
| 3 | Что мы знаем о народах России? | 1 | 09.09 | 
 | |
| 4 | Что мы знаем о Москве? | 1 | 15.09 | 
 | |
| 5 | Проект «Моя малая Родина» | 1 | 16.09 | 
 | |
| 6 | Что у нас над головой? | 1 | 22.09 | 
 | |
| 7 | Что у нас под ногами? | 1 | 23.09 | 
 | |
| 8 | Что общего у разных растений? | 1 | 29.09 | 
 | |
| 9 | Что растёт на подоконнике? | 1 | 30.09 | 
 | |
| 10 | Что растёт на клумбе? | 1 | 06.10 | 
 | |
| 11 | Что это за листья? | 1 | 07.10 | 
 | |
| 12 | Что такое хвоинки? | 1 | 13.10 | 
 | |
| 13 | Кто такие насекомые? | 1 | 14.10 | 
 | |
| 14 | Кто такие рыбы? | 1 | 20.10 | 
 | |
| 15 | Кто такие птицы? | 1 | 21.10 | 
 | |
| 
 16 | II четверть Кто такие звери? Что такое зоопарк? | 
 1 | 
 03.11 | 
 | |
| 17 | Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? | 1 | 10.11 | 
 | |
| 18 | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | 11.11 | 
 | |
| 19 | На что похожа наша планета? | 1 | 17.11 | 
 | |
| 20 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» | 1 | 18.11 | 
 | |
| Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч) | 
 | ||||
| 21 | Как живёт семья? Проект «Моя семья» | 1 | 24.11 | 
 | |
| 22 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 1 | 25.11 | 
 | |
| 23 | Откуда в наш дом приходит электричество? | 1 | 01.12 | 
 | |
| 24 | Как путешествует письмо? | 1 | 02.12 | 
 | |
| 25 | Куда текут реки? Представленная информация была полезной? ДА 60.98% НЕТ 39.02% Проголосовало: 1576 | 1 | 08.12 | 
 | |
| 26 | Откуда берутся снег и лёд? | 1 | 09.12 | 
 | |
| 27 | Как живут растения? | 1 | 15.12 | 
 | |
| 28 | Как живут животные? | 1 | 16.12 | 
 | |
| 29 | Как зимой помочь птицам? | 1 | 22.12 | 
 | |
| 30 | Откуда берутся шоколад, изюм и мед? | 1 | 23.12 | 
 | |
| 
 31 | III четверть Откуда берётся и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь? | 
 1 | 
 12.01 | 
 | |
| 32 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» | 1 | 13.01 | 
 | |
| Раздел «Где и когда?» (11 ч) | 
 | ||||
| 33 | Когда учиться интересно. Проект «Мой класс и моя школа». | 1 | 19.01 | 
 | |
| 34 | Когда придёт суббота? | 1 | 20.01 | 
 | |
| 35 | Когда наступит лето? | 1 | 26.01 | 
 | |
| 36 | Где живут белые медведи? | 1 | 27.01 | 
 | |
| 37 | Где живут слоны? | 1 | 02.02 | 
 | |
| 38 | Где зимуют птицы? | 1 | 03.02 | 
 | |
| 39 | Когда жили динозавры? | 1 | 09.02 | 
 | |
| 40 | Когда появилась одежда? | 1 | 10.02 | 
 | |
| 41 | Когда изобрели велосипед? | 1 | 24.02 | 
 | |
| 42 | Когда мы станем взрослыми? | 1 | 02.03 | 
 | |
| 43 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» | 1 | 03.03 | 
 | |
| Раздел «Почему и зачем?» (23 ч) | 09.03 | 
 | |||
| 44 | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? | 1 | 10.03 | 
 | |
| 45 | Почему Луна бывает разной? | 1 | 16.03 | 
 | |
| 46 | Почему идёт дождь и дует ветер? | 1 | 17.03 | 
 | |
| 
 47 | IV четверть Почему звенит звонок? | 
 1 | 
 30.03 | 
 | |
| 48 | Почему радуга разноцветная? | 1 | 31.03 | 
 | |
| 49 | Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы» | 1 | 06.04 | 
 | |
| 50 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | 1 | 07.04 | 
 | |
| 51 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Почему их так назвали? | 1 | 13.04 | 
 | |
| 52 | Зачем мы спим ночью? | 1 | 14.04 | 
 | |
| 53 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 | 20.04 | 
 | |
| 54 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 1 | 21.04 | 
 | |
| 55 | Зачем нам телефон и телевизор? | 1 | 27.04 | 
 | |
| 56 | Зачем нужны автомобили? | 1 | 28.04 | 
 | |
| 57 | Зачем нужны поезда? | 1 | 04.05 | 
 | |
| 58 | Зачем строят корабли? | 1 | 05.05 | 
 | |
| 59 | Зачем строят самолёты? | 1 | 11.05 | 
 | |
| 60 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | 12.05 | 
 | |
| 61 | Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | 18.05 | 
 | |
| 62 | Зачем люди осваивают космос? | 1 | 18.05 | 
 | |
| 63 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | 1 | 19.05 | 
 | |
| 64-65 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» | 2 | 25.05 | 
 | |
| 66 | Резерв | 1 | 
 | ||
Аннотацияк рабочей программе
| Полное наименование программы (с указанием предмета и класса). 
 | 
 Рабочая программа по окружающему мир 1 класс | 
| Место учебного предмета в структуре основной образовательной программы. 
 | Учебный предмет «Окружающий мир» включен в образовательную область «Обществознание и естествознание» учебного плана МКОУ «Октябрьская СОШ». 
 | 
| Нормативная основа разработки программы. 
 | — « Федеральный закон «Об образовании в РФ», 2012, — ФГОС НОО, — Примерные программы, созданные на основе ФГОС НОО, — Планируемые результаты НОО, — Авторская программа «Окружающий мир» А.А.Плешакова Окружающий мир. 1-4 классы М.: Просвещение, 2017 — Базисный учебный план МКОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа», — Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих программы общего образования соответствующей ступени, — Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта ( Приказ Министерства образования и науки от 04.10.2010 №986) 
 | 
| Количество часов для реализации программы. 
 | На изучение окружающего мира в 1 классе отводится 66 ч (2 ч в неделю, 33 учебные недели) | 
| Дата утверждения. 
 | 31.08.2021г. | 
| Цель реализации программы. 
 | -развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; — освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе; — воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; — формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье. 
 | 
| Используемые учебники и пособия. 
 | — Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1—4 классы. — М.: Просвещение, 2017. — Атлас – определитель « От земли до неба». Книга для учащихся начальных классов / Плешаков А.А. -М.: Просвещение, 2014. — Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2017. — Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова: 1 класс 
 | 
| Требования к результатам освоения. 
 | Личностные результаты: У обучающегося будут сформированы: первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу; умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины; первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов); ценностные представления о своей семье и своей малой родине; первичные представления об изменении человека и окружающего мира с течением времени, овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о развитии техники, в том числе электронной; представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (быть готовым к уроку, бережно относиться к школьным принадлежностям – учебнику, рабочей тетради и др.); положительное отношение к школе и учебной деятельности; Метапредметные результаты Регулятивные Обучающийся научится: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя); выделять из темы урока известные знания и умения; планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом); планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя); сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради; Познавательные Обучающийся научится: понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.) находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.; понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме; понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или заданий, предложенных учителем; анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков; проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям; устанавливать элементарные причинно-следственные связи; Коммуникативные Обучающийся научится: включаться в диалог с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы; слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; договариваться и приходить к общему решению; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться; признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие; употреблять вежливые слова в случае неправоты. Предметные результаты Обучающийся научится: правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину); различать флаг и герб России; узнавать некоторые достопримечательности столицы; называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи; проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого; проводить опыты с водой, снегом и льдом; различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия); различать овощи и фрукты; определять с помощью атласа-определителя растения и животных; описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку); сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам; сравнивать реку и море; использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты; находить на глобусе холодные и жаркие районы; различать животных холодных и жарких районов; изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны; различать прошлое, настоящее и будущее; называть дни недели и времена года в правильной последовательности; соотносить времена года и месяцы; находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире; объяснять причины возникновения дождя и ветра; перечислять цвета радуги в правильной последовательности; ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка Обучающийся получит возможность научиться: различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила поведения в природе; различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей; выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту; использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах; выполнять режим дня; рассказывать о растениях, грибах, животных, объясняя условия их жизни, способы питания, защиты и другие их особенности; 
 | 
| Методы и формы оценки результатов освоения. 
 | В 1-ом классе используется только словесная оценка, критериями которой является соответствие или несоответствие требованиям программы. | 
