Темаурока «Обращение»
Добрый день, ребята, уважаемыегости-коллеги.
Мальчики, обратите внимание, что сегодня унас на уроке гости. Поздоровайтесь, как джентльмены. (у девочек простопоприветствовать гостей, ведь мы будущие хозяйки)
— спасибо, поприветствуйте друг друга,своего товарища. (соседку по парте). Спасибо, садитесь.
2.Постановка целей и задач урока.
Начнем мы наш урока с небольшого опросника. Я задаювопрос и бросаю кубик, Отвечает тот, кому я его направила.
А) Максим, какой сегодня день недели?
— Даниил, какое сегодня число?
— Артем, какой по счету месяц сейчас идет?
-дима, какая сегодня погода?
— Никита, с каким настроением ты сегодня пришел на урок?
-Усков Диниил, ты готов к уроку?
— Сидоров Никита, а сколько падежей в русском языке?
— Какие члены предложения вы знаете?
-Ребята, почему мне отвечали именно вы? Какие слова впредложениях вам помогли? Кого они называли? Кто запомнил, как я обратилась квам в начале урока?
Итак, о каких словах мы сегодня узнаем на уроке?
(Слова, которые называют того, к кому обращаются с речью.)
Б) А из следующего текста мы узнаем точное название темынашего урока. Будьте внимательны!
Анализируем данный текст:
-Понравился вам текст?
— Как же будет звучать тема нашего урока? Запишем ее.
— Как вы поняли, что же такое обращение?
А теперь сравним ваши ответы с определением в учебнике стр.98, читает Кристина.
— Как называется интонация, с которой мы произносим слова приобращении?
В) Целеполагание.
Что на уроке нам нужно узнать об обращении?Сформулируем цели урока.
1. Какова роль обращения в речи?
2. Какие знаки препинания ставятся в предложении собращением?
3. Какое место занимает обращение в предложении?
4. Как правильно использовать обращения в речи?
Ответы на эти вопросы мы соберем в кластер.
3. Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания.
Ребята, многие писатели очень часто использовалиобращения в своих произведениях. Надеюсь, что вы их узнаете.
1 цель: Какова роль обращения в речи?
– Прослушайте предложения. Назовите слова, спомощью которых герои Пушкина обращаются к другим героям. Слайд 5,6 (читают по одному отрывку,называют произведение, обращение)
• Светмой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи…
• Ахты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло.
• Балдушка, погоди ты морщить море…
А Балда приговаривал с укоризной:
• “Негонялся бы ты, поп, за дешевизной”.
· Не губи меня,девица!
— К кому обращаются герои Пушкина?
Выводы после наблюдений:
– Кого называют обращения? (Обращение называеттого, к кому обращаются с речью.)
— Из скольких слов состоит обращение?
— На что будут указывать прилагательные приобращении?
– Обращения, используемые нами, могут быть окрашеныразличными чувствами и выражать наше отношение к собеседнику. По обращению,дорогие мои, можно понять, каков человек, обращающийся с речью, и каков тот, ккому обращаются. Обращением можно выразить ласку, доброту и, наоборот, злость, недовольство…
– Как характеризуют царицу эти разные обращения:“свет мой, зеркальце” (ласковое обращение) и “мерзкое стекло”? (царица слышитне то, что хочет услышать)
– Очень часто обращение раскрывает характер герояпроизведения.
– Интонация обращений звательная. Раньше в русскомязыке был седьмой падеж – звательный, но язык – явление живое, изменчивое.Сейчас звательный падеж сохранился в украинском, родственном русскому, языке.Например, мам, Маш, бабуль.
Записать один отрывок из сказки, сверху над обращениемпоставить букву О.
— Как ответим на первый вопрос?
Заполняем кластер на доске. (Обращение- слово(словосочетание), называющее того, к кому
Обращаются.)
2 , 3 цели: Какие знаки препинания ставятся в предложении собращением?
Какое место занимает обращение в предложении?
Продолжаем работу по тем же отрывкам из сказки А.С.Пушкина.
-Где могут стоять обращения в тексте? Приведитепримеры из текста. Сравните ваши ответами теорией в учебнике стр. 99.
— Какими знаками препинания на письмевыделяются обращения?
Заполняем кластер. (Обращения на письме выделяютсязапятыми!)
Следующее задание. Запишите в столбик следующиестроки. Найдите обращения, расставьте знаки препинания, нарисуйте схемыпредложений. (написано на доске)
Ты царица всех милее…
Ветер ветер Ты могуч…
Чего тебе надобно старче?
ФИЗМИНУТКА
— Где могут стоять обращения втексте?
Заполняем кластер. (Обращение может стоять в любом месте предложения.
[О!………] [O,…….] [ …,o,…] [………,o] )
Далее нам нужно разобраться как отличить подлежащееот обращения.
Запишем и сравним:
Пристают к заставе гости. (сторожевой (сторо́жа)или наблюдательный укреплённый пункт)
Чем вы, гости, торг ведете?
-Какое слово повторяется? Определите его часть речии падеж.
— В каком предложении слово «гости»будет обращением? Обращение подчеркивается галочками, не член предложения, егоможно опустить.
-Местоимения не могут быть обращением, т.к.местоимения не называют предмет, а лишь указывают на него. Ты подашь мне книгу.Понятно к кому я обратилась?
— Подчеркните подлежащее и обращение в каждомпредложении.
— С каким членом предложения можно спутатьобращение?
Закрепление.
1. Перестройте предложения так, чтобы подлежащиестали обращениями по схемам устно.
1) Ребята жили дружно.(восклиц.) Лиза2)Пятиклассники рисуют героев сказок. Кристина 3) Дети любят сказкиПушкина.(вопрос.) Лора
Синтаксический разбор последнегопредложения.
ИНД. КАРТОЧКИ
Карточка 1
Восстанови текст, вставив недостающие обращения,подчеркни их галочками.
1) Ты,…………………….., всех милее, всех румяней и белее.
2) Отпусти ты меня в море, ……………………
3)………………….., ……………..! Мой дружок, позолоченныйрожок!
4) Зачем, ………………………………… , ко мне пожаловал?
5) Выпросил, ………………………..… , корыто!
Слова для справок: Месяц, месяц; царица; добрый молодец,старче; дурачина.
Карточка 2
Вставь пропущенные буквы. Найди обращения, напишинад ними О, подчеркни их галочками.
Со…нце, со..нце, ты откуда?
Я из зорьки з…лотой!
Дождик, дождик, ты откуда?
Я из тучки гр…зовой!
Ветер, ветер, ты откуда?
Я из дальней ст…роны!
— Зачем выполнили синтаксический разбор?
— Что учились делать?
Заполняем кластер. (Обращение не является членомпредложения.)
4 цель: Как правильно использовать обращения в речи?
Дома вы учили словарные слова. Сейчас мы проверим,насколько вы преуспели в этом. Поиграем в игру «Гости». Первые варианты–«гости», вторые –«хозяева». «Гости» проверяют «хозяев». Подойдите, пожалуйста,ко мне, «гости». Возьмите «подарок» для «хозяев». «Хозяева» вставляютпропущенные буквы, «гости» проверяют карточки и ставят оценку.
Здра..ствуйте,пожалу..ста,(до)св..дания, сп..сибо, бл..г..д..рю, изв..ните, пр..стите, бу..ьте таклюбезны, (не)могли бы вы мне п..мочь, если вас (не)затруднит.
Проверка.
— Как вы думаете, нужно ли в речи использоватьвежливые слова? С какой целью?
-Чтобы вас понимали и принимали, включайте в своюречь вежливые слова.
— Чем вежливее вы будете обращаться к другим, тем сбольшим желанием вас будут слушать и помогать.
23 слайд
Закрепление.
Составьте три предложения , используя вежливыеслова. Образец на доске. Подчеркните обращения, расставить запятые. Обсудить вгруппе.
1. Попросите вежливо товарища дать книгу.
2.Спросите у учителя разрешения выйти.
3.Попросите бабушку испечь вам пирог.
4. Поблагодарите маму за помощь.
5. Попросите водителя остановиться на остановке.
6. Попросите доктора сделать вам перевязку.
Взаимопроверка.
Запишите соседу по парте в тетрадь комплимент, похвалитеего за работу на уроке. Обязательно используйте обращение.
— Приятно вам слышать комплименты? Не забывайтеиспользовать их в своей речи.
4.Первичное закрепление.
Цифровой диктант.
Обведите кружком номера предложений с обращением(знаки препинания не расставлены).
1. «Здравствуй князь ты мой прекрасный!»
2. Князь бродил по лесу.
3. «Смилуйся государыня рыбка…»
4. Золотая рыбка уплыла в синее море.
5. Балда напугал чертей.
6. «Зачем ты Балда к нам залез?»
Самопроверка. (ответы на обороте доски)
5.Рефлексия. Подведение итогов.
– Итак, мы выявили все основные признаки обращения.Давайте всё, что мы узнали, оформим в единый ответ.
— Расскажите, что мы узнали об обращении, сопорой на кластер?
— Достигли целей, которые ставили передсобой?
– В речевом этикете обращениюуделяется большое внимание. Неудачное обращение может насторожить, удивить идаже обидеть. Помните об этом, обращаясь к другим.
В повседневной жизни вам пригодится тема, которуюмы изучали?
6. Домашнее задание: упр. 215, стр. 99. или из сказокА.С. Пушкина выписать 5 предложений с обращениями с разной эмоциональнойокраской. Обозначить обращения.
7.Выставление оценок.
