X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Проблемы организациипроектной деятельности в начальных классах

М.Н. Дунаева

МАОУ «СОШ № 35»

 

Всовременной школе обучаются разные дети. У каждого школь­ника свои интересы,желания и способности. Несмотря на это, педагоги должны дать всем детям знания,научить их основам позна­ния окружающего мира, воспитывать в каждом ученикевсесторонне развитую личность, способную к самоопределению и самореализа­ции. Внастоящее время все понимают, что школа должна не столько передавать ученикамсумму знаний, сколько научить пользоваться этими знаниями для решения различныхжизненных задач. Не слу­чайно известный лозунг «Образование на всю жизнь»перестал быть актуальным. В настоящее время его можно заменить лозунгом«Образование через всю жизнь». Каждый выпускник школы должен быть готов к тому,что ему всю жизнь придется учиться: изучать но­вые материалы, новую технику,новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительноеобразование (7).

В последние годыв отечественной школе, в том числе и в ее начальном звене, наблюдается волнапопуляризации метода проектов, который не является принципиально новым вмировой педагогической практике, однако в полной мере отвечает современнымпринципам российского образования: компетентностному, личностно-ориентированномуподходам к обучению и воспитанию, субъектности школьника в процессеприобретения знаний.

В настоящее времяпрактическим опытом многих педагогов, психолого-педагогическими исследованиямиИ.И. Джужук, М.В. Дубовой, И.А. Колесниковой, Н.В. Матяш, И.М. Павловой, Н.Ю.Пахомовой, Н.В. Серегиной убедительно доказана возможность примененияпроектного метода в работе с младшими школьниками, его универсальность исовместимость с различными системами обучения. В публикациях А.И. Бондаренко,Е.Н. Землянской, П.А. Маслова, В.Д. Симоненко, О.В. Федоскиной и других отраженбогатый развивающий потенциал проектной деятельности для учащихся начальнойшколы, ее позитивное влияние на мотивационную, когнитивную, коммуникативную иэмоциональную сферы младшего школьника.

Однако, несмотряна свою растущую популярность и неоспоримые достоинства, проектный метод еще ненашел своего должного распространения в начальном звене школьного обучения.Недостаточная разработанность и систематизированность методической базыпроектной деятельности младших школьников вызывает различные затруднения илиигнорирование данного метода учителями (4).

Недостаточное,поверхностное осозна­ние педагогом сущности проектной дея­тельности и ролиучащегося в ней часто приводит к псевдопроектированию, что яв­ляется, на нашвзгляд, первой проблемой ор­ганизации проектной деятельности младшихшкольников. Как известно, основными функциями учителя при использованиипроектного метода должны являться следу­ющие (7):

·       мотивацияучащихся к предстоящей проектной деятельности;

·       помощь вопределении задач проекта и возможных способов их решения;

·       содействиепрогнозированию резуль­тата, рекомендация источников полу­чения информации;

·       необходимаяконсультационная под­держка;

·       помощь ворганизации презентации, оценке и самооценке итогов работы над проектом.

Однако напрактике педагоги началь­ных классов нередко отступают от роли консультанта изанимают главенствующую позицию, полностью регламентируя дейст­вия младшихшкольников в процессе вы­полнения проектов. С целью становления субъектностимладших школьников в процессе выполне­ния проектов педагогу необходимо созда­ватьусловия для проявления учащимися активности, самостоятельности и инициа­тивности.Для этого целесообразно ис­пользовать следующие апробированные на­ми приемы (1):

·       письменныеопросы учащихся для изу­чения их актуальных интересов и даль­нейшегоопределения тематики буду­щих проектов («Ответ на какой вопрос тебе было бысегодня интереснее всего получить (искать)?», «Какая проблема в настоящиймомент интересует (вол­нует) тебя больше всего?»);

·       мозговойштурм для непосредствен­ной формулировки темы коллективно­го проекта;

·       совместноеобсуждение критериев оценки результативности проектной деятельности, типа,содержания и мес­та проведения защиты проекта, состав­ление плана презентации;

·       коллективноесоставление алгоритмов (планов) самооценки разных видов проектов и др.

В качестве второйпроблемы в организа­ции проектной деятельности в начальной школе мырассматриваем неготовность многих учащихся к собственно проектиро­ванию. Этоусугубляет часто встречающе­еся механическое заимствование педагога­ми приемови форм работы над проектами из среднего и старшего звеньев обучения безкакой-либо адаптации к возрастным особенностям младших школьников.

Мы считаем, чтопроектная деятель­ность в начальном звене возможна и эф­фективна только присформированности у младших школьников готовности к выпол­нению этойдеятельности, под которой по­нимаем интегративное образование, синте­зирующеекомплекс коммуникативных, когнитивных, операционных и оценочных компонентов.

Чтобы на второйступени начального обучения (в III, IV классах) учащиеся были бы способны квыполнению проектов, необ­ходима целенаправленная работа педагога,заключающаяся в формировании у учени­ков следующих умений (6):

·       планироватьсвою деятельность и релизовывать ее в соответствии с выра­ботанным планом;

·       анализироватьимеющиеся возмож­ности, ресурсы для предстоящей рабо­ты;

·       совместно(в группах) решать учебные задачи;

·       оцениватьполученный результат на соответствие поставленной цели по выделенным критериям,свои достиже­ния и трудности;

·       представлятьход проделанной работы и ее итог.

Несформированностьу младших школьников перечисленных умений хотя бы на минимальном уровне,отсутствие опыта продуктивных групповых взаимо­действий, содержательнойсамооценки крайне затрудняет проектную деятельность или делает ее невозможной.Для формиро­вания названных умений эффективны та­кие приемы, как:

Представленная информация была полезной?
ДА
59.46%
НЕТ
40.54%
Проголосовало: 1157

·       проблемноевведение в тему урока;

·       совместная(с учащимися) постановка цели и задач урока;

·       преобразованиедеформированных планов выполнения конкретных зада­ний, самостоятельноесоставление пла­нов решения учебных задач;

·       подбордетьми материалов по интере­сующим их вопросам, структурирова­ние информации,выделение в ней главного;

·       поискальтернативных способов реше­ния проблемных ситуаций;

·       формулировкаправил-законов обще­ния в классе и группе, взаимоконтроль за их соблюдением;

·       построениеустных сообщений о рабо­те, проделанной индивидуально или в группе;

·       самоанализи самооценка процесса и результата решения учебных задач с помощью оценочныхотрезков, листов достижений и др.

В публикацияхпоследних лет в качест­ве средств формирования готовности млад­ших школьников кпроектной деятельности также рассматриваются творческие задачи на урокахтехнологии (Н.В. Серегина), система проектных задач в образователь­ном процессе(В.М. Заславский, А.Б. Во­ронцов, С.В. Егоркина), овладение компью­тернымиинформационными технологиями (И.М. Павлова), система заданий в рамкахспециального курса «Проектная деятель­ность» (Н.Ю. Пахомова).

Третьей проблемойв реализации про­ектногометода в начальной школе являет­ся смещение педагогом цели проектнойдеятельности с внутреннего на внешний ре­зультат. Вместо формирования личност­ныхкачеств, умений и навыков, приобрета­емых младшими школьниками в процессевыполнения проектов (исследовательских, информационных, кооперативных, комму­никативных,презентационных, рефлексив­ных), педагог обращает основное внимание нанепосредственный внешний результат, продукт детского проектирования. Одной изпричин этого является стремление учи­телей максимально выигрышно предста­витьпроекты своих учеников на всевоз­можных конкурсах и смотрах.

Данная проблеманаходит свое выраже­ние в искусственном приукрашивании, «о научивании»презентаций проектов младших школьников. По нашему мнению, присутствиеметодологических категорий в текстах выступлений учащихся начальных классов назащите своих работ неоправдан­но. Такие термины, как предмет и объект, гипотезаи новизна, ставят под сомнение ав­торство проекта и не вызывают интереса ипонимания у сверстников-слушателей. Го­раздо уместнее и ценнее в презентацияхмладших школьников будут слова, раскры­вающие процесс выполнения проекта и от­ношениек нему его автора: меня поразило, заинтересовало, удивило, увлекло, я предпо­ложил,захотел изучить, узнать, проверить, убедиться.

Также из-запереориентации цели про­ектной деятельности с внутреннего резуль­тата навнешний продукт внеурочные про­екты учащихся начальных классов доста­точночасто превращаются из детских, на­ивных и шероховатых в безупречные,образцово-показательные родительские. Конечно, подключение родителей к проек­тированиюмладших школьников жела­тельно в силу возрастных возможностей учеников идефицита внутрисемейного об­щения. Кроме того, существует такая раз­новидностьпроектов, как семейные (нап­ример, «Семейное генеалогическое древо», «Нашисемейные традиции», «Великая Отечественная война в истории наших се­мей», «Гербнашей семьи», «Семейные ре­ликвии» и многие другие). Они обладают огромнымразвивающим потенциалом, и для их разработки необходимо участие ро­дителей.

Основная цельпривлечения родителей к проектной деятельности младших школьников —сотрудничество, содей­ствие, партнерство с собственным ребен­ком. Очень важно, чтобывзрослые осозна­вали это и не принимали на себя функции учащегося, иначетеряется смысл выпол­нения проекта.

В связи с этимподключение родителей к проектной деятельности младших школь­ников должно бытьспециально организо­вано педагогом. Мы считаем целесообраз­ным проведениеродительского собрания (семинара) или их серии, на котором объяс­няетсясущность проектного метода, рас­крываются виды возможного участия роди­телей впроектной детской деятельности (мотивационная, организационная, инфор­мационная,техническая поддержка уча­щихся). Желательно продемонстрировать видеофрагментыпрезентаций детско-родительских проектов, продукты проектирова­ния школьников,а также заранее подгото­вить и раздать родителям памятки или ре­комендации посотрудничеству с ребенком в проектной деятельности. В дальнейшем педагогуследует осуществлять консульти­рование родителей в процессе подготовкиучащимися конкретных проектов.

Главной наградойпроектной деятельности служит получение продукта общих усилий, а это может бытьмакет, альбом, брошюра, постановка, коллекция и др. При этом учащиеся получаютудовле­творение, как от проделанной работы, так и от общения, взаимодей­ствия исотрудничества со сверстниками и родителями. А общение «вживую», безвспомогательных средств (телефона, компьютера и т. д.) наиболее ценно в нашевремя. Готовность к обсуждению про­блемных ситуаций, умения находить ихконструктивные решения воспитывает терпимость, понимание друг друга.

С одной стороныреализация метода проектов на практике ведёт к изменению позиции учителя. Износителя готовых знаний он пре­вращается в организатора, консультантапознавательной деятельно­сти учащихся. С другой стороны исследовательскаядеятельность приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в нашевремя очень важно. Своей работой я стараюсь направить деятель­.

Сочетаниетрадиционных методов, применяемых на уроках, и проектной деятельности позволяетдостигать поставленных целей образования, а именно формировать компетентностиучащихся.

Список использованной литературы

 

1.     Джужук И.И. Метод проектов вконтексте личностно-ориентированного образования: Дис…. канд. пед. наук.Ростов н/Д, 2004.

2.     Колесникова И.А.,Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: Учеб. пос. для высш.учеб. заведений. М., 2007.

3.     Матяш Н.В. Психологияпроектной деятельности школьников: Дис. … д-ра психол. наук. М., 2000.

4.     Новиков А.М. Образовательныйпроект: методология образовательной деятельности. М., 2004.

5.     Павлова И.М. Формированиеготовности младших школьников к проектной деятельности с использованиемкомпьютерных информационных технологий: Дис. … канд. пед. наук. М., 2007.

6.     Поздеева С.И., Кузнецова Т.В.Проектная деятельность в практике учителя начальной школы // Вестн. ТГПУ. 2006.Вып. 10 (61).

7.     Сырицына С.И.Научно-исследовательская деятельность в начальной школе // Научно-практическийжурнал «Завуч» № 4. Начальная школа. 2010.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.46%
НЕТ
40.54%
Проголосовало: 1157

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет