Проблемы организациипроектной деятельности в начальных классах
М.Н. Дунаева
МАОУ «СОШ № 35»
Всовременной школе обучаются разные дети. У каждого школьника свои интересы,желания и способности. Несмотря на это, педагоги должны дать всем детям знания,научить их основам познания окружающего мира, воспитывать в каждом ученикевсесторонне развитую личность, способную к самоопределению и самореализации. Внастоящее время все понимают, что школа должна не столько передавать ученикамсумму знаний, сколько научить пользоваться этими знаниями для решения различныхжизненных задач. Не случайно известный лозунг «Образование на всю жизнь»перестал быть актуальным. В настоящее время его можно заменить лозунгом«Образование через всю жизнь». Каждый выпускник школы должен быть готов к тому,что ему всю жизнь придется учиться: изучать новые материалы, новую технику,новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительноеобразование (7).
В последние годыв отечественной школе, в том числе и в ее начальном звене, наблюдается волнапопуляризации метода проектов, который не является принципиально новым вмировой педагогической практике, однако в полной мере отвечает современнымпринципам российского образования: компетентностному, личностно-ориентированномуподходам к обучению и воспитанию, субъектности школьника в процессеприобретения знаний.
В настоящее времяпрактическим опытом многих педагогов, психолого-педагогическими исследованиямиИ.И. Джужук, М.В. Дубовой, И.А. Колесниковой, Н.В. Матяш, И.М. Павловой, Н.Ю.Пахомовой, Н.В. Серегиной убедительно доказана возможность примененияпроектного метода в работе с младшими школьниками, его универсальность исовместимость с различными системами обучения. В публикациях А.И. Бондаренко,Е.Н. Землянской, П.А. Маслова, В.Д. Симоненко, О.В. Федоскиной и других отраженбогатый развивающий потенциал проектной деятельности для учащихся начальнойшколы, ее позитивное влияние на мотивационную, когнитивную, коммуникативную иэмоциональную сферы младшего школьника.
Однако, несмотряна свою растущую популярность и неоспоримые достоинства, проектный метод еще ненашел своего должного распространения в начальном звене школьного обучения.Недостаточная разработанность и систематизированность методической базыпроектной деятельности младших школьников вызывает различные затруднения илиигнорирование данного метода учителями (4).
Недостаточное,поверхностное осознание педагогом сущности проектной деятельности и ролиучащегося в ней часто приводит к псевдопроектированию, что является, на нашвзгляд, первой проблемой организации проектной деятельности младшихшкольников. Как известно, основными функциями учителя при использованиипроектного метода должны являться следующие (7):
· мотивацияучащихся к предстоящей проектной деятельности;
· помощь вопределении задач проекта и возможных способов их решения;
· содействиепрогнозированию результата, рекомендация источников получения информации;
· необходимаяконсультационная поддержка;
· помощь ворганизации презентации, оценке и самооценке итогов работы над проектом.
Однако напрактике педагоги начальных классов нередко отступают от роли консультанта изанимают главенствующую позицию, полностью регламентируя действия младшихшкольников в процессе выполнения проектов. С целью становления субъектностимладших школьников в процессе выполнения проектов педагогу необходимо создаватьусловия для проявления учащимися активности, самостоятельности и инициативности.Для этого целесообразно использовать следующие апробированные нами приемы (1):
· письменныеопросы учащихся для изучения их актуальных интересов и дальнейшегоопределения тематики будущих проектов («Ответ на какой вопрос тебе было бысегодня интереснее всего получить (искать)?», «Какая проблема в настоящиймомент интересует (волнует) тебя больше всего?»);
· мозговойштурм для непосредственной формулировки темы коллективного проекта;
· совместноеобсуждение критериев оценки результативности проектной деятельности, типа,содержания и места проведения защиты проекта, составление плана презентации;
· коллективноесоставление алгоритмов (планов) самооценки разных видов проектов и др.
В качестве второйпроблемы в организации проектной деятельности в начальной школе мырассматриваем неготовность многих учащихся к собственно проектированию. Этоусугубляет часто встречающееся механическое заимствование педагогами приемови форм работы над проектами из среднего и старшего звеньев обучения безкакой-либо адаптации к возрастным особенностям младших школьников.
Мы считаем, чтопроектная деятельность в начальном звене возможна и эффективна только присформированности у младших школьников готовности к выполнению этойдеятельности, под которой понимаем интегративное образование, синтезирующеекомплекс коммуникативных, когнитивных, операционных и оценочных компонентов.
Чтобы на второйступени начального обучения (в III, IV классах) учащиеся были бы способны квыполнению проектов, необходима целенаправленная работа педагога,заключающаяся в формировании у учеников следующих умений (6):
· планироватьсвою деятельность и релизовывать ее в соответствии с выработанным планом;
· анализироватьимеющиеся возможности, ресурсы для предстоящей работы;
· совместно(в группах) решать учебные задачи;
· оцениватьполученный результат на соответствие поставленной цели по выделенным критериям,свои достижения и трудности;
· представлятьход проделанной работы и ее итог.
Несформированностьу младших школьников перечисленных умений хотя бы на минимальном уровне,отсутствие опыта продуктивных групповых взаимодействий, содержательнойсамооценки крайне затрудняет проектную деятельность или делает ее невозможной.Для формирования названных умений эффективны такие приемы, как:
· проблемноевведение в тему урока;
· совместная(с учащимися) постановка цели и задач урока;
· преобразованиедеформированных планов выполнения конкретных заданий, самостоятельноесоставление планов решения учебных задач;
· подбордетьми материалов по интересующим их вопросам, структурирование информации,выделение в ней главного;
· поискальтернативных способов решения проблемных ситуаций;
· формулировкаправил-законов общения в классе и группе, взаимоконтроль за их соблюдением;
· построениеустных сообщений о работе, проделанной индивидуально или в группе;
· самоанализи самооценка процесса и результата решения учебных задач с помощью оценочныхотрезков, листов достижений и др.
В публикацияхпоследних лет в качестве средств формирования готовности младших школьников кпроектной деятельности также рассматриваются творческие задачи на урокахтехнологии (Н.В. Серегина), система проектных задач в образовательном процессе(В.М. Заславский, А.Б. Воронцов, С.В. Егоркина), овладение компьютернымиинформационными технологиями (И.М. Павлова), система заданий в рамкахспециального курса «Проектная деятельность» (Н.Ю. Пахомова).
Третьей проблемойв реализации проектногометода в начальной школе является смещение педагогом цели проектнойдеятельности с внутреннего на внешний результат. Вместо формирования личностныхкачеств, умений и навыков, приобретаемых младшими школьниками в процессевыполнения проектов (исследовательских, информационных, кооперативных, коммуникативных,презентационных, рефлексивных), педагог обращает основное внимание нанепосредственный внешний результат, продукт детского проектирования. Одной изпричин этого является стремление учителей максимально выигрышно представитьпроекты своих учеников на всевозможных конкурсах и смотрах.
Данная проблеманаходит свое выражение в искусственном приукрашивании, «о научивании»презентаций проектов младших школьников. По нашему мнению, присутствиеметодологических категорий в текстах выступлений учащихся начальных классов назащите своих работ неоправданно. Такие термины, как предмет и объект, гипотезаи новизна, ставят под сомнение авторство проекта и не вызывают интереса ипонимания у сверстников-слушателей. Гораздо уместнее и ценнее в презентацияхмладших школьников будут слова, раскрывающие процесс выполнения проекта и отношениек нему его автора: меня поразило, заинтересовало, удивило, увлекло, я предположил,захотел изучить, узнать, проверить, убедиться.
Также из-запереориентации цели проектной деятельности с внутреннего результата навнешний продукт внеурочные проекты учащихся начальных классов достаточночасто превращаются из детских, наивных и шероховатых в безупречные,образцово-показательные родительские. Конечно, подключение родителей к проектированиюмладших школьников желательно в силу возрастных возможностей учеников идефицита внутрисемейного общения. Кроме того, существует такая разновидностьпроектов, как семейные (например, «Семейное генеалогическое древо», «Нашисемейные традиции», «Великая Отечественная война в истории наших семей», «Гербнашей семьи», «Семейные реликвии» и многие другие). Они обладают огромнымразвивающим потенциалом, и для их разработки необходимо участие родителей.
Основная цельпривлечения родителей к проектной деятельности младших школьников —сотрудничество, содействие, партнерство с собственным ребенком. Очень важно, чтобывзрослые осознавали это и не принимали на себя функции учащегося, иначетеряется смысл выполнения проекта.
В связи с этимподключение родителей к проектной деятельности младших школьников должно бытьспециально организовано педагогом. Мы считаем целесообразным проведениеродительского собрания (семинара) или их серии, на котором объясняетсясущность проектного метода, раскрываются виды возможного участия родителей впроектной детской деятельности (мотивационная, организационная, информационная,техническая поддержка учащихся). Желательно продемонстрировать видеофрагментыпрезентаций детско-родительских проектов, продукты проектирования школьников,а также заранее подготовить и раздать родителям памятки или рекомендации посотрудничеству с ребенком в проектной деятельности. В дальнейшем педагогуследует осуществлять консультирование родителей в процессе подготовкиучащимися конкретных проектов.
Главной наградойпроектной деятельности служит получение продукта общих усилий, а это может бытьмакет, альбом, брошюра, постановка, коллекция и др. При этом учащиеся получаютудовлетворение, как от проделанной работы, так и от общения, взаимодействия исотрудничества со сверстниками и родителями. А общение «вживую», безвспомогательных средств (телефона, компьютера и т. д.) наиболее ценно в нашевремя. Готовность к обсуждению проблемных ситуаций, умения находить ихконструктивные решения воспитывает терпимость, понимание друг друга.
С одной стороныреализация метода проектов на практике ведёт к изменению позиции учителя. Износителя готовых знаний он превращается в организатора, консультантапознавательной деятельности учащихся. С другой стороны исследовательскаядеятельность приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в нашевремя очень важно. Своей работой я стараюсь направить деятель.
Сочетаниетрадиционных методов, применяемых на уроках, и проектной деятельности позволяетдостигать поставленных целей образования, а именно формировать компетентностиучащихся.
Список использованной литературы
1. Джужук И.И. Метод проектов вконтексте личностно-ориентированного образования: Дис…. канд. пед. наук.Ростов н/Д, 2004.
2. Колесникова И.А.,Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: Учеб. пос. для высш.учеб. заведений. М., 2007.
3. Матяш Н.В. Психологияпроектной деятельности школьников: Дис. … д-ра психол. наук. М., 2000.
4. Новиков А.М. Образовательныйпроект: методология образовательной деятельности. М., 2004.
5. Павлова И.М. Формированиеготовности младших школьников к проектной деятельности с использованиемкомпьютерных информационных технологий: Дис. … канд. пед. наук. М., 2007.
6. Поздеева С.И., Кузнецова Т.В.Проектная деятельность в практике учителя начальной школы // Вестн. ТГПУ. 2006.Вып. 10 (61).
7. Сырицына С.И.Научно-исследовательская деятельность в начальной школе // Научно-практическийжурнал «Завуч» № 4. Начальная школа. 2010.