Урок химии 8 класс «Изменения,происходящие с веществами»
Ходурока.
I.Организация начала урока.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегоднязаключительный урок по теме: «Изменения, происходящие с веществами». Намнеобходимо подготовиться к предстоящей контрольной работе. Как вы считаете,какие вопросы нам необходимо отработать, какую мы поставим перед собой цель?
Ученик.
1.Повторить понятия о физических и химических явлениях;
2. Вспомнить признаки химических реакций;
3. Закрепить умения записывать уравнения химических реакций и определять ихтип;
4. Производить расчёты по химическим уравнениям;
Наш урок мы проведём необычно.Любой человек, не смотря на возраст, любит путешествовать. Вот и я приглашаювас совершить вместе со мной путешествие в Страну химических реакций.
Наше путешествие пройдёт по следующим этапам.
1)Собери рюкзак.
2)Восхождение на гору.
3)Угадай слово.
4) Привал «Сказка».
5) Физкультминутка
6)Химический снегопад.
7)Решай-ка.
Итак,мы начинаем наш урок и я желаю вам успехов.
Учитель. Перед тем как отправиться впутешествие мы должны собрать рюкзак. В него мы положим знания, которые нампригодятся в путешествии. За каждый правильный ответ участник команды получаеткарточку снаряжение и один балл. Выигрывает та команда, игроки которой наберутбольше баллов.
1этап. СОБЕРИ РЮКЗАК.
Учитель:Какие явления называют химическими?
Ученик:Химическими явлениями называют такие явления, при которых из одних веществобразуются новые.
Учитель:Чем химические явления отличаются от физических?
Ученик: Прифизических явлениях происходит изменение агрегатного состояния, формы, размерачастиц, но не меняется состав веществ, а при химических явлениях из однихвеществ образуются новые.
Учитель:Для протекания химических реакций необходимо создать определенные условия.Назовите эти условия.
Ученик:Для протекания химических реакций создают следующие условия:
· соприкосновение веществ,
· измельчение (растворение) веществ,
· нагревание,
· применение катализатора,
· электрический ток,
· освещение веществ.
Учитель:Когда вещества вступают во взаимодействие друг с другом, они обычно дают знатьоб этом. Назовите признаки, по которым мы можем определить, что произошлахимическая реакция.
Ученик: Признакамихимических реакций являются:
• изменениецвета,
• выделениегаза,
• появление или исчезновение запаха,
• выпадениеили исчезновение осадка,
• выделениесвета,
• выделениеили поглощение тепла.
2 этап «Восхождениена гору»
Давайтепроверим сможете ли вы отличить физическое явление от химического.
РассказПетя и химические явления
Выбратьв тексте описание физических и химических явлений и доказать свой выбор.
Бабушка попросила Петю помочь ей сделатьбулочки. Она заранее смешала в кастрюльке дрожжи с тёплым раствором сахара.Оставалось добавить в полученную смесь молоко, муку и замесить тесто. Петязаглянул в кастрюльку и увидел, что смесь пузырится, как будто вспенивается.Бабушка объяснила Пете, что это выделяется углекислый газ, благодаря которомубулочки будут пышными. На столе с утра осталась стоять чашка с недопитыммолоком. Заглянув в чашку, Петя обнаружил в ней прозрачную жидкость и осадок избелых сгустков. «Молоко прокисло», – с сожалением сказала бабушка, – «дляприготовления теста возьмём свежее молоко из холодильника». Бабушка замесилатесто. Петя с бабушкой стали лепить колобки и располагать их на противне. Потомбабушка зажгла в духовке газ и поместила противень в нагретую духовку. Вскорепо квартире стал распространяться приятный запах. Когда на булочках появиласькоричневая корочка, бабушка вынула их из духовки. За ужином вся семьянаслаждалась вкусными булочками.
Учитель:Сущность химических реакций выражается с помощью химических уравнений. Скажите,что мы называем химическим уравнением?
Ученик: Химическимуравнением называется условная запись химической реакции с помощью химическихформул и коэффициентов перед ними, а также математических знаков.
Учитель:На основе какого закона составляются химические уравнения?
Ученик: Химическиеуравнения составляются на основе закона сохранения массы веществ при химическихреакциях.
Учитель:Сформулируйте закон сохранения массы веществ.
Ученик: Масса веществ,вступивших в реакцию равна массе веществ, получившихся в результате ее.
Учитель:Кем был открыт закон сохранения массы веществ?
Ученик: Законсохранения массы веществ при химических реакциях был открыт великим русскимученым М. В. Ломоносовым.
Визучении химии вы встречались с классификацией химических элементов, веществ, атакже химических реакций. По каким признакам классифицируются химическиереакции?
Ученик:Химические реакции классифицируются по тепловому эффекту, а также по числуисходных веществ и продуктов реакции.
3 Этап– «Угадай слово».
Учитель: |
— А теперь перейдем к третьему этапу.
— Химических реакций известно в мире много И каждая в отдельности важна, поверьте мне. Реакции мы делим на типы очень строго Какие это типы? Поведайте вы мне. |
||
Учащиеся: |
— 4 типа химических реакций – реакции соединения, разложения, замещения, обмена.
|
||
Учитель:
|
— Что называется реакцией соединения, разложения, замещения, обмена? |
|
|
Учащиеся: |
отвечают на поставленные вопросы.
|
|
|
Учитель: |
— Давайте выполним следующее задание.
|
|
|
Задание: |
к какому типу химических реакций нужно отнести уравнения, приведенные в таблице. Таблица «Угадай слово» есть в карте урока. Необходимо правильно определить тип химической реакции, найти соответствующую букву, из букв сложить слово. |
|
|
Таблица«Угадай слово».
|
Уравнение реакции |
Тип химических реакций |
|||
соединение |
разложение |
замещение |
обмена |
||
1. |
2Cu+O2=2CuO |
с |
м |
а |
б |
2. |
2SO2+O2=2SO3 |
к |
г |
з |
о |
3. |
CaCO3=CaO+CO2 |
в |
а |
п |
р |
4. |
Fe+ CuSO4=Cu+FeSO4 |
н |
ц |
з |
х |
5. |
2KBr+Cl2=Br2+2KCl |
у |
и |
к |
ф |
6. |
HNO3+KOH=KNO3+H2O |
ж |
д |
с |
а |
(1человек работает у доски, остальные на своих местах. Ответ: СКАЗКА)
Учитель: |
— Ребята поднимите сигнальные карточки вверх: у кого получилось слово «СКАЗКА» — зеленые треугольники. — Друзья, вы правильно определили типы химических реакций, и мы получили название четвертого этапа нашего путешествия Привал «Сказка». Мы с вами пользуемся естественным русским языком, на уроках химии мы должны владеть химическим языком. 4 этап «Привал «Сказка» Представленная информация была полезной? ДА 59.06% НЕТ 40.94% Проголосовало: 1109 Учитель: А сейчас мы послушаем сказку, запишем уравнения реакций и определим о каких типах реакций в ней говорится? (Переведем текст сказки с русского языка на язык химии) Один ученик к доске, записываем химические реакции Ученица читает сказку «Семейные узы» (ЮЛИАНА) Жил – был мальчик алюминчик (Al), у него была мечта жениться на прекрасной Золушке Соляной кислоте HCl. И вот его мечта сбылась, он встретил свою Золушку и женился на ней. Через положенный срок у них родились двойняшки: хлорид алюминия и водород: 2Al + 6HCl = 2AlCL3 + 3H2 Трудно было найти двух более несхожих двойняшек, один, Хлорид алюминия, был степенный и неприметный, а второй, Водород, – легкий и взрывоопасный. Дети росли, а родители старели. Перед смертью отец с матерью пообещали оставить все свое богатство тому, у кого первого родится наследник. И это произошло ровно через 25 лет после рождения двойняшек. У молодых родителей хлорида алюминия и гидроксида натрия (AlCl3 и NaOH) родились наследники: AlCl3 + 3NaOH = Al(OH)3 + 3NaCl Гидроксид алюминия Al(OH)3 имел амфотерный характер, он мог ладить и с кислотами, и с солями. Хлорид натрия NaCl был истинным представителем класса солей. Дети выросли, завели свои семьи, но всю жизнь помнили своих родственников. Учитель: Скажите, о каких типах химических реакций идет речь в сказке? Ученик: Речь идет о реакциях замещения и обмена. 5 этап Физкультминутка Да и в жизни нередко можно встретить подобные типы взаимодействий, мне поможет сейчас это показать ученик. Встаньте. 1. Повернёмся друг к другу, руки пожмём. И вот ассоциация. Какая это реакция? 2. А если мы поругались, по разным углам разбежались, Нет больше общения. Есть реакция разложения. 3. Если друг на день рождения Вам подарок принесёт. То реакция замещения непременно произойдёт. 4. Ну а если вдруг забыли ручку или карандаш, Вам сосед тогда предложить обменять учебник ваш. |
6. Этап – «Химический снегопад»
Учитель: |
— Снег идет, и снег кружится Он ковром везде ложится Приглашаю всех я вас Поиграть в снежки сейчас. — Ребята, мы с вами сейчас повторили и обобщили тему «Типы химических реакций» и я предлагаю вам оценить себя с помощью снежинок. — Но снежки, друзья мои, у нас необыкновенные – химические. На снежинках разного цвета написаны задания разной степени трудности. Вы должны выбрать для себя задания либо на оценку «3», либо – на «4», либо – на «5». Тексты с заданиями у вас записаны в карте урока. |
«Синяя снежинка» — задание на «3»
Расставьте коэффициенты в уравненияххимических реакций, укажите типы химических реакций.
Уравнение реакции |
Тип химической реакции |
а) Al + Cr2O3 → Al2O3 + Cr |
|
б) Li + N2 → Li3N |
|
в) K2S + CuCl2 → CuS↓ + KCl |
|
г) N2O → N2 + O2 |
|
«Голубая снежинка» — задание на «4»
Допишите уравнения реакций, расставьтекоэффициенты, укажите типы химических реакций.
Уравнение реакции |
Тип химической реакции |
а) Ca + Cl2 → |
|
б) HNO3 + Cu(OH)2 → |
|
в) Mg + TiCl4 → |
|
г) AgBr → |
|
«Белаяснежинка» — задание на «5»
Допишите практически осуществимыеуравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите типы химических реакций.
Уравнение реакции |
Тип химической реакции |
а) Mg + O2 → |
|
б) Fe3O4 + Al → |
|
в) H3PO4 + HCl → |
|
г) Ba(OH)2 + H2SO4 → |
|
д) H2O → |
|
Учитель: |
— Кто желает у доски выполнить задания на «5», «4», «3»? (желающие учащиеся работают у доски, остальные на своих местах в схеме конспекте)
|
Учитель: Гдееще можно использовать уравнения химических реакций?
Прирешении химических задач
7. Этап«Решай-ка»
Вычислите массу меди, которую можно получить взаимодействиеммагния с 200г
40%-ного раствора сульфата меди(II).
Дано:
mр(CuSO4)=200г.
W(CuSO4)=40%
M(CuSO4)=160г/моль
M(Cu)=64г/моль
Найти:
m(Cu)=? 0,5 моль х моль
Mg + CuSO4 = MgSO4 +Cu
1моль 1 моль
mв.(CuSO4)=200* 0,4 = 80г.
n(CuSO4) =80/160 =0,5моль
n(Cu) = n (CuSO4) =0,5моль
m(Cu)=0,5* 64=32г.
Ответ: m(Cu)=32г.
Как вы считаете, достигли ли мы цели,которую поставили в начале урока?
Учитель: |
— Друзья, сегодня на уроке мы систематизировали ваши знания по теме «Изменения, происходящие с веществами». — Спасибо вам за хорошую, плодотворную и интересную работу. — И чтобы узнать ваше мнение о сегодняшнем уроке, я прошу вас дома заполнить анкеты, лежащие на ваших столах.
|
Рефлексия
Продолжитефразу:
Изученный материал дает мне…
Полученные знания я могу применить…
Мысленновоспроизведите урок. Ответьте на вопросы:
• Накаких этапах и почему возникли сложности?
• Можноли было их избежать?
• Чтодля этого нужно сделать?
• Зачто Вы можете себя похвалить?
Вы хорошопоработали. Я благодарю вас за урок.
«Карты урока»подпишите и сдайте, для выставления оценок