X-PDF

Урок химии 8 класс «Изменения, происходящие с веществами»

Поделиться статьей

Урок химии 8 класс «Изменения,происходящие с веществами»

 

Ходурока.

I.Организация начала урока.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегоднязаключительный урок по теме: «Изменения, происходящие с веществами». Намнеобходимо подготовиться к предстоящей контрольной работе. Как вы считаете,какие вопросы нам необходимо отработать, какую мы поставим перед собой цель?

Ученик.

1.Повторить понятия о физических и химических явлениях;
2. Вспомнить признаки химических реакций;
3. Закрепить умения записывать уравнения химических реакций и определять ихтип;
4. Производить расчёты по химическим уравнениям;

 

Наш урок мы проведём необычно.Любой человек, не смотря  на возраст, любит путешествовать. Вот и я приглашаювас совершить вместе со мной путешествие в Страну химических реакций.

 

Наше путешествие пройдёт по следующим этапам.

1)Собери рюкзак.

2)Восхождение на гору.

3)Угадай слово.

4) Привал «Сказка».

5) Физкультминутка

6)Химический снегопад.

7)Решай-ка.

Итак,мы начинаем наш  урок и я желаю вам успехов.

Учитель. Перед тем как отправиться впутешествие мы должны собрать рюкзак. В него мы положим знания, которые нампригодятся в путешествии. За каждый правильный ответ участник команды получаеткарточку снаряжение и один балл. Выигрывает та команда, игроки которой наберутбольше баллов.

1этап. СОБЕРИ РЮКЗАК.

Учитель:Какие явления называют химическими?

Ученик:Химическими явлениями называют такие явления, при которых из одних веществобразуются новые.

Учитель:Чем химические явления отличаются от физических?

Ученик: Прифизических явлениях происходит изменение агрегатного состояния, формы, размерачастиц, но не меняется состав веществ, а при химических явлениях из однихвеществ образуются новые.

Учитель:Для протекания химических реакций необходимо создать определенные условия.Назовите эти условия.

Ученик:Для протекания химических реакций создают следующие условия:

·        соприкосновение веществ,

·        измельчение (растворение) веществ,

·        нагревание,

·        применение катализатора,

·        электрический ток,

·        освещение веществ.

Учитель:Когда вещества вступают во взаимодействие друг с другом, они обычно дают знатьоб этом. Назовите признаки, по которым мы можем определить, что произошлахимическая реакция.

Ученик: Признакамихимических реакций являются:

•          изменениецвета,

•          выделениегаза,

•          появление или исчезновение запаха,       

•          выпадениеили исчезновение осадка,

•          выделениесвета,

•          выделениеили поглощение тепла.

2 этап «Восхождениена гору»

Давайтепроверим сможете ли вы отличить физическое явление от химического.

РассказПетя и химические явления

Выбратьв тексте описание физических и химических явлений и доказать свой выбор.

Бабушка попросила Петю помочь ей сделатьбулочки. Она заранее смешала в кастрюльке дрожжи с тёплым раствором сахара.Оставалось  добавить в полученную смесь молоко, муку и замесить тесто. Петязаглянул в кастрюльку и увидел, что смесь пузырится, как будто вспенивается.Бабушка объяснила Пете, что это выделяется углекислый газ, благодаря которомубулочки будут пышными.  На столе с утра осталась стоять чашка с недопитыммолоком. Заглянув в чашку, Петя обнаружил в ней прозрачную жидкость и осадок избелых сгустков. «Молоко прокисло», – с сожалением сказала бабушка, – «дляприготовления теста возьмём свежее молоко из холодильника».  Бабушка замесилатесто. Петя с бабушкой стали лепить колобки и располагать их на противне. Потомбабушка зажгла в духовке газ и поместила противень в нагретую духовку. Вскорепо квартире стал распространяться приятный запах. Когда на булочках появиласькоричневая корочка, бабушка вынула их из духовки. За ужином вся семьянаслаждалась вкусными булочками. 

Учитель:Сущность химических реакций выражается с помощью химических уравнений. Скажите,что мы называем химическим уравнением?

Ученик: Химическимуравнением называется условная запись химической реакции с помощью химическихформул и коэффициентов перед ними, а также математических знаков.

Учитель:На основе какого закона составляются химические уравнения?

Ученик: Химическиеуравнения составляются на основе закона сохранения массы веществ при химическихреакциях.

Учитель:Сформулируйте закон сохранения массы веществ.

Ученик: Масса веществ,вступивших в реакцию равна массе веществ, получившихся в результате ее.

Учитель:Кем был открыт закон сохранения массы веществ?

Ученик: Законсохранения массы веществ при химических реакциях был открыт великим русскимученым М. В. Ломоносовым.  

 

Визучении химии вы встречались с классификацией химических элементов, веществ, атакже химических реакций. По каким признакам классифицируются химическиереакции?

Ученик:Химические реакции классифицируются по тепловому эффекту, а также по числуисходных веществ и продуктов реакции.

3       Этап– «Угадай слово».

 

Учитель:

— А теперь перейдем к  третьему  этапу.

 

Химических реакций известно в мире много

И каждая в отдельности важна, поверьте мне.

Реакции мы делим на типы очень строго

Какие это типы? Поведайте вы мне.

Учащиеся:

— 4 типа химических реакций – реакции соединения, разложения, замещения, обмена.

 

Учитель:

 

 — Что называется реакцией соединения, разложения, замещения, обмена?

 

Учащиеся:

отвечают на поставленные вопросы.

 

 

Учитель:

— Давайте выполним следующее задание.

 

 

Задание:

к какому типу химических реакций нужно отнести уравнения, приведенные в таблице. Таблица «Угадай слово» есть в карте урока. Необходимо правильно определить тип химической реакции, найти соответствующую букву, из букв сложить слово.

 

 

Таблица«Угадай слово».

 

Уравнение реакции

               Тип химических реакций

соединение

разложение

замещение

обмена

1.

2Cu+O2=2CuO

с

м

а

б

2.

2SO2+O2=2SO3

к

г

з

о

3.

CaCO3=CaO+CO2

в

а

п

р

4.

Fe+ CuSO4=Cu+FeSO4

н

ц

з

х

5.

2KBr+Cl2=Br2+2KCl

у

и

к

ф

6.

HNO3+KOH=KNO3+H2O

ж

д

с

а

 

 

(1человек работает у доски, остальные на своих местах. Ответ: СКАЗКА)

 

Учитель:

— Ребята поднимите сигнальные карточки вверх: у кого получилось слово «СКАЗКА» — зеленые треугольники.

— Друзья, вы правильно определили типы химических реакций, и мы получили название четвертого  этапа нашего путешествия Привал «Сказка».

Мы с вами пользуемся естественным русским языком, на уроках химии мы должны владеть химическим языком.

4 этап  «Привал «Сказка»

Представленная информация была полезной?
ДА
59.06%
НЕТ
40.94%
Проголосовало: 1109

Учитель: А сейчас мы послушаем сказку, запишем уравнения  реакций  и определим о каких типах реакций в ней говорится? (Переведем текст сказки с русского языка на язык химии)

Один ученик к доске, записываем химические реакции

     Ученица читает сказку «Семейные узы» (ЮЛИАНА)

Жил – был мальчик алюминчик (Al), у него была мечта жениться на прекрасной Золушке Соляной кислоте HCl.

И вот его мечта сбылась, он встретил свою Золушку и женился на ней. Через положенный срок у них родились двойняшки: хлорид алюминия и водород:

                  2Al + 6HCl = 2AlCL3 + 3H2

Трудно было найти двух более несхожих двойняшек, один, Хлорид алюминия, был степенный и неприметный, а второй, Водород, – легкий и взрывоопасный. Дети росли, а родители старели. Перед смертью отец с матерью пообещали оставить все свое богатство тому, у кого первого родится наследник.

И это произошло ровно через 25 лет после рождения двойняшек. У молодых родителей хлорида алюминия и гидроксида натрия  (AlCl3 и NaOH)  родились наследники:

                 AlCl3 + 3NaOH = Al(OH)3 + 3NaCl

Гидроксид алюминия Al(OH)3  имел амфотерный характер, он мог ладить и с кислотами, и с солями.

Хлорид натрия NaCl  был истинным представителем класса солей.

Дети выросли, завели свои семьи, но всю жизнь помнили своих родственников.                                                                                                                                               

Учитель: Скажите, о каких типах химических реакций идет речь в сказке?

Ученик: Речь идет о реакциях замещения и обмена.

5 этап Физкультминутка

Да и в жизни нередко можно встретить подобные типы взаимодействий, мне поможет сейчас это показать ученик.

Встаньте.

1.                 Повернёмся друг к другу, руки пожмём.

И вот ассоциация. Какая это реакция?

2.                 А если мы поругались, по разным углам разбежались,

Нет больше общения. Есть реакция разложения.

3.                 Если друг на день рождения Вам подарок принесёт.

То реакция замещения непременно произойдёт.

4.                 Ну а если вдруг забыли ручку или карандаш,

         Вам сосед тогда предложить обменять учебник ваш.

 

6. Этап – «Химический снегопад»

 

Учитель:

Снег идет, и снег кружится

Он ковром везде ложится

Приглашаю всех я вас

Поиграть в снежки сейчас.

— Ребята, мы с вами сейчас повторили и обобщили тему «Типы химических реакций» и я предлагаю вам оценить себя с помощью снежинок.

— Но снежки, друзья мои, у нас необыкновенные – химические. На снежинках разного цвета написаны задания разной степени трудности. Вы должны выбрать для себя задания либо на оценку «3», либо – на «4», либо – на «5». Тексты с заданиями у вас записаны в карте урока.

 

 «Синяя снежинка» — задание на «3»

Расставьте коэффициенты в уравненияххимических реакций, укажите типы химических реакций.

 

Уравнение реакции

Тип химической реакции

а) Al + Cr2O3 → Al2O3 + Cr

 

б) Li + N2 → Li3N

 

в) K2S + CuCl2 → CuS↓ + KCl

 

г) N2O → N2 + O2

 

 

«Голубая снежинка» — задание на «4»

Допишите уравнения реакций, расставьтекоэффициенты, укажите типы химических реакций.

 

Уравнение реакции

Тип химической реакции

а) Ca + Cl2

 

б) HNO3 + Cu(OH)2

 

в) Mg + TiCl4

 

г) AgBr →

 

 

 «Белаяснежинка» — задание на «5»

Допишите практически осуществимыеуравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите типы химических реакций.

 

Уравнение реакции

Тип химической реакции

а) Mg + O2

 

б) Fe3O4 + Al →

 

в) H3PO4 + HCl →

 

г) Ba(OH)2 + H2SO4

 

д) H2O →

 

 

Учитель:

— Кто желает у доски выполнить задания на «5», «4», «3»?

(желающие учащиеся работают у доски, остальные на своих местах в схеме конспекте)

 

 

Учитель: Гдееще можно использовать уравнения химических реакций?

Прирешении  химических задач

7. Этап«Решай-ка»

Вычислите массу меди, которую можно получить взаимодействиеммагния с 200г

40%-ного раствора сульфата меди(II).

Дано:

mр(CuSO4)=200г.

W(CuSO4)=40%

M(CuSO4)=160г/моль

M(Cu)=64г/моль

Найти:

m(Cu)=?                                                    0,5 моль                  х моль

                                                          Mg + CuSO4 = MgSO4 +Cu

                                                                     1моль                    1 моль

 

mв.(CuSO4)=200* 0,4 = 80г.

n(CuSO4) =80/160 =0,5моль

n(Cu) = n (CuSO4) =0,5моль

m(Cu)=0,5* 64=32г.

Ответ: m(Cu)=32г.

Как вы считаете, достигли ли мы цели,которую поставили в начале урока?

Учитель:

— Друзья, сегодня на уроке мы систематизировали ваши знания по теме «Изменения, происходящие с веществами».

— Спасибо вам за хорошую, плодотворную и интересную работу.

И чтобы узнать ваше мнение о сегодняшнем уроке, я прошу вас дома заполнить анкеты, лежащие на ваших столах.

 

 

Рефлексия

Продолжитефразу:

— Изученный материал дает мне…

— Полученные знания я могу применить…

Мысленновоспроизведите урок. Ответьте на вопросы:

        Накаких этапах и почему возникли сложности?

        Можноли было их избежать?

        Чтодля этого нужно сделать?

        Зачто Вы можете себя похвалить?

Вы хорошопоработали. Я благодарю вас за урок.

«Карты урока»подпишите и сдайте, для выставления оценок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.06%
НЕТ
40.94%
Проголосовало: 1109

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет