«Базовыедуховные ценности здоровой личности»
Мероприятие,посвященное рождественским встречам.
Цель. Способствоватьформированию у подростков духовно-нравственных ориентиров.
Задачи: 1.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальныхситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорныхситуаций;
2. Формированиепсихологической компетентности, которая является важным ресурсомдуховно-нравственного роста: развитие у подростков навыков коммуникации, рефлексии,творческого самовыражения.
3. Содействоватьформированию у подростков позитивных жизненных ориентиров и планов.
4.Развить творческие способности.
Организационный момент. Возраст:15-16 лет (1—11ые классы). По 6 учащихся от каждого класса- участники 4-хкруглых столов. 24-е человека тянут из коробочки листочки и в соответствии срисунком (квадрат-«Здоровье»; круг «Семья»; треугольник-«Любовь»; зигзаг-«Общение в социуме») рассаживаются за столы. Остальные рассаживаются в зале.Каждому столу раздаточный материал: листы со списком ценностей, листы форматаА3 и фломастеры.
-Не секрет, что поведением человекаруководит та система ценностей, которая живет в его нравственном сознании.Духовные ценности могут превалировать над материальными, или наоборот. Вы,ребята, находитесь на пороге ценностного самоопределения. О духовных ценностяхмного говорим и на уроках, и на классных часах, и в семьях. Поколения сменяютсяпоколением, и время от времени поднимается эта тема. Сегодня мы собрались ещераз затронуть этот вопрос, чтобы услышать ваше мнение, ваши аргументы, вашиобоснования, ваши взгляды, ваше отношение к духовным ценностям. Для нас этоважно!
В свою очередь мы тоже выразим свою точкузрения, обсудим, может поспорим.
(представиться, педагог, батюшка)
Итак, ребятам задано задание,а мы пока попробуем поднять себе настроение.
Упражнение для зала «Желаем всемхорошего настроения».
Задание 1-2.(13 минут) Выбрать те ценности, которые подходят выбранной темесоответствующего стола и по каждой ценности подготовить обоснование, почемуименно эта ценность имеет место быть важной, привести примеры из произведений,кино, из жизни (не переходя на личности)
Обсуждение
Дополнительные вопросы:
—какие модели развития по каждойтеме могут быть при отклонении от этих ценностей;
—как можно предотвратить негативноеформирование не тех ценностей, которые соответствуют духовным.
Задание 3.Каждому столу создать идеальную модель здоровой личности, которой присуще тедуховные ценности, какие вы считаете правильными. (можно нарисовать, описатьсловесно, изобразить в виде сценки или еще как).
В это время можно занять зал.Дискуссия-обсуждение притча «Богатство»
Представление идеальных моделей, опятькомментарии, возражения.
В заключении: Понимание, что за любымпоступком стоят ценности, которые исповедует человек. У каждого человека онисвои. Именно ценности многое говорят о человеке, его интересах и склонностях.Именно ценности лежат в основе нашего поведения, побуждают нас к совершению техили иных поступков. Истинные ценности связаны с духовной ориентацией человека.
Поблагодарить ребят за участие,сотрудничество и пожелать им доброго здравия в полном смысле этого слова.
Упражнение«Желаем всем хорошего настроения»
Цель: созданиерабочего настроя, введение в тему.
Необходимыематериалы:не требуются.
Описание: ведущийговорит предложение «Поднимите руку те, кто…» и называет какое-то качество илидействие. Участники группы, которые могут отнести это высказывание к себе,встают и хором говорят: «Желаем всем хорошего настроения». После несколькихнейтральных предложений («Поднимите руку те, кто любит мороженое», «Поднимитеруку те, кто сегодня чистил зубы» и так далее) предлагаются предложения,связанные с семейной тематикой, тема любви, здоровья и общения.
— «Поднимитеправую руку те, у кого есть брат или сестра»
— Асейчас дружно скажем «Всем хорошего настроения!»
— «Поднимителевую руку те, кто знает имена прабабушки и прадедушки»
— «Сделайтедвумя руками объятия те, кто часто видится с дальними родственниками»
— «Скреститеруки те, кто считает, что семья людям не нужна»
— «Поднимитеправую руку ладошкой ко мне те, кто дорожит своей семьей»
— Асейчас дружно скажем «Всем хорошего настроения!»
— «Поднимитеправую руку с указательным пальцем вверх те, кто сегодня чистил зубы»
— «Поднимителевую руку вверх сжав в кулак те, кто сегодня делал утром зарядку»
— «Поднимитеправую руку «окей» те, у кого много друзей»
— Асейчас дружно скажем «Всем хорошего настроения!»
— «Поднимитеправую руку и помашите те, кто любит пообщаться»
— «Поднимитеобе руки и сделайте сердечко те, кто был влюблен, кто сейчас влюблен или, ктоготов влюбиться»
— Асейчас дружно скажем «Всем хорошего настроения!»
Дискуссия- обсуждение притчи «Богатство»
Цель: созданиеусловий для разделения материальных и духовных ценностей, осознание приоритетадуховного над материальным
Описание: вниманиюгруппы предлагается притча:
За дверью стоялидва ребенка, оба в рваных пальто, из которых давно выросли.
— Купите газету,леди?
Она была занята, иуже собиралась сказать нет, но случайно опустила глаза и увидела их сандалии.Маленькие сандалии, промокшие под дождем.
— Проходите, яприготовлю вам горячего какао.
Они оба, не сказавни слова, последовали за ней. Их мокрые сандалии оставляли на полу следы.
Она приготовилакакао и тосты с джемом. Затем вернулась на кухню и занялась прерванным делом –разбирала счета.
Ее поразила тишинав соседней комнате. Она заглянула туда.
Девочка держала вруках пустую чашку и смотрела на нее. Мальчик смущенно спросил:
Леди, вы богаты?
— Богата ли я?Нет! – она взглянула на свой потрепанный коврик.
Девочка оченьаккуратно поставила чашку на блюдце и сказала:
— Ваши чашкиподходят к блюдцам, — и в ее голосе звучали нотки голода, но не того, откоторого болит живот, а какого-то другого.
Затем они ушли.
Незамысловатыеголубые чашки и блюдца… Но они подходят друг другу. Она почистила картофель иприготовила грибной соус. Картофель и грибной соус, крыша над головой, еенадежный муж с хорошей работой, дети – все эти вещи тоже подходили друг кдругу.
Она убралась вгостиной, но грязные отпечатки маленьких сандалий остались в ее сердце. Оназахотела оставить их там, на тот случай, если когда-нибудь забудет, как насамом деле она богата.
Обсуждаютсявопросы:
О чем эта притча?
Какие видыценностей можно назвать на основе услышанного?
Что вам кажетсяболее ценным? Почему?
Резюмеведущего:Иногда в погоне за накоплением материальных благ человек забывает о том, чтоявляется по-настоящему ценным. Материальное – преходяще. Истинные ценностисвязаны с духовными ориентациями человека.