Методическаяразработка занятия по теме
«Забавный котик»
Целевая аудитория:1 год обучения
Цель занятия:
Созданиеусловий для формирования умения конструктивного способа лепки из соленого тестана примере лепки котика.
Задачи:
Предметные:
учитьпроводить сравнительный анализ размеров форм и их составных частей, находитьвзаимосвязь частей с целой формой
формироватьумения соединения деталей из теста с помощью воды;
продолжатьучить применять в работе различные приемы лепки
Метапредметные:
- совершенствовать навыки анализа, синтеза, сравнения, сопоставления и обобщения;
- закреплять навыки самоорганизации и безопасной работы с инструментами.
-развиватьсамостоятельность, инициативность, индивидуальность, активизировать творческиепроявления детей
Личностные:
.Воспитатьинтерес,аккуратность, и любовь к творчеству, эстетический вкус в процессевосприятия учебного материала
- воспитывать доброе отношение к животным.
Инструменты и оборудование:
— для педагога: экран, компьютер, слайды с изображением разныхпород кошек.
— для учащихся: соленое тесто оранжевого, белого и серого цветов,гвоздика для глазок. Баночки с водой, кисти , доски для лепки, количествуучащихся, стеки по количеству детей.
Место занятия в учебном плане: блок «Игрушки делаем сами», раздел «Зверушки- игрушки»
Ход занятия
Здравствуйтеребята, я рада вас всех видеть.
Ребятапосмотрите на эти изделия. (обучающиеся рассматривают выставку изделий изсоленого теста)
Каквы думаете, из чего они выполнены? (ответы обучающихся)
Правильно,эти фигурки сделаны из соленого теста. Вы уже знакомы с этим необычнымматериалом для лепки. и знаете, что соленое тесто можно заготовить впрок ихранить в холодильнике несколько дней. Соленое тесто пластично, не пачкает рукии не тает.
Кактесто можно сделать цветным? (ответы обучающихся)
Верно,можно добавить краски в воду при замешивании или раскрасить уже готовоевысохшее изделие.
Чтонужно сделать, чтобы изделия из соленого теста могли долго храниться? (ответыобучающихся)
Выправы, после обжига или сушки такие изделиязатвердевают и могут долго храниться.
Давайтевспомним какие продукты нам нужны, чтобы сделать соленое тесто для лепки.(ответы обучающихся)
Правильно,рецепт соленого теста прост: 2 стакана муки, 1 стакан мелкой соли, 1 стаканводы.
Поделкииз солёного теста — очень древняя традиция. Когда-то давным-давно, в седуюстарину, люди начали лепить хлебные лепёшки из муки и воды и обжигать их нараскалённых камнях.
Древниеегиптяне еще 5000 лет назад выпекали множество различных сортов хлеба.
Ав Европе в древности фигурный хлеб делали из дрожжевого теста и только руками,без вспомогательных материалов.
Ноиз теста выпекали не только хлеб.
Древниеинки лепили из теста жертвенные фигурки людей и животных. Китайцы — марионеток.Большой популярностью пользовались декоративные изделия.
ВРоссии существовал с давних времен обычай лепить хлебные фигурки на забаву себеи детям.
ВЧехии, Словакии, Польше лепили целые картины из теста.
Поделкииз теста древняя традиция, но и сегодня соленое тесто весьма популярныйматериал для лепки.
Послушайтезагадку и угадайте какое животное мы сегодня будем лепить?
Мягкиелапки,
Ав лапках — цап-царапки.
Мордочкаусатая,
Шубкаполосатая,
Частоумывается,
Ас водой не знается.
Правильно,сегодня мы выполним из соленого теста работу — «Забавный котик».
Ребята,у кого есть дома коты? Кошка – обыкновенный зверек. (показ слайдов сизображением разных пород кошек) Все домашние кошки в общем похожи друг надруга, хотя люди и вывели разные породы. У них очень тонкий слух. Кошки оченьумные, чистоплотные животные. Они постоянно умываются и вылизывают свою шерсть.Но смывает кошка не только грязь и лишнюю шерсть, но и собственный запах.Делается это для того, чтобы запах не учуяли те, на кого охотится кошка, ведьвсе кошки – охотники, и охотятся они из засады. Помогает кошкам очень остроезрение: они отлично видят даже в темноте. Ходят эти животные бесшумно, когтипрячут в мягкие подушечки лапок.
Передтем, как мы начнем лепить забавного котика, давайте вспомним, как лепить изсоленого теста.
Изтеста лепят почти также как из пластилина или из глины. Шарики катают также какиз пластилина в ладошках или на столе. Если шарик не получается, нужно еще разпомять тесто и заново скатать. А вот колбаску делают иначе. Только на столе. Икроме привычных движений выполняют еще и зажимы по всей длине детали. Покатали,по всей длине пальцами сжали, опять покатали и так до тех пор, пока деталь небудет нужной длины и толщины. Если вы просто будете катать колбаску, онаразвалится.
Длятого чтобы прикрепить один кусочек теста к другому, используется вода. Когда выделаете аппликацию из бумаги, то знаете что много клея брать нельзя. Также издесь, если взять много воды тесто размякнет, и будет липнуть к рукам. Поэтомуаккуратно кисточку опускаем в воду и смазываем только тот участок, к которомумы приклеим другую деталь.
Сегоднямы будем лепить котика из цветного теста. Наш забавный котик будет яркий,поэтому сделаем его из теста оранжевого цвета.
Напоминаювам правила техники безопасности при работе с инструментами.
Этостека (показываю) – наш основной инструмент, запомните: стекой и кисточкойразмахивать нельзя, на пол не бросать, следить за порядком на рабочем месте, исамое главное – нельзя брать в рот тесто.
Этиправила помогут сделать нашу работу результативной, безопасной, а изделиеполучится аккуратным.
Практическая часть:
1.Возьмите большой кусок теста и скатайте шар, а из шара сделайте морковку. Этобудет туловище кота.
2. Далее скатайте еще одну морковку – это будет хвост.
3.Уложите хвост (как вам нравится). Прикрепите его к туловищу при помощи воды.
4.Возьмите четыре одинаковых кусочка теста, скатайте шарики – это лапы, приклейтеих к туловищу, сделайте надрезы (оформите когти).
5.Скатайте шарик для головы. Оттяните и оформите ушки.
6.Далее работаем над мордочкой. Скатайте два шарика, расплющите их и приклейте намордочку — это щечки. Скатайте шарик – носик и приклейте чуть выше щечек.Прикрепите глазки. Для глаз можно использовать гвоздику.
7.Украшаем кота усами. Вставьте леску в щечки по 3 шт. в каждую.
8.Наш забавный кот готов. Оставляем его на сушку.
Заключительная часть занятия:
Чтонового узнали на занятии? Чему научились? (ответы детей)
Молодцы,ребята! Хорошо отвечали, внимательно слушали, творчески работали. У всехполучился очень красивые и забавные котики. Всемы делали одинаковую работу, лепили из одного и того же материала. Но котикиполучились разные. Это говорит о том, что все мы разные со своими характерами,привычками, особенностями, и каждый из нас в свою работу вкладывает частичкусвоей души. Этим и хороши поделки, сделанные своими руками.
Каждаяработа станет украшением нашей выставки.
Вконце занятия оформляется экспресс-выставка детских работ.
Литература:
1. Данкевич, Е. Лепим из соленого теста / Е.Даникевич. – СПб: ОО Кристалл, 2001.
2. Зайцев, В.Б. Игрушки из соленого теста /В.Б. Зайцев. – М.: РИПОЛ Классик, 2012.
3. Казагранда, Б. Поделки из соленого теста /Б. Казагранда. – М.: АРТ — Родник, 2007.
4. Кискальд, И. Соленое тесто / И. Кискальд, В.Носенко.– М.: АСТ-Пресс, 1999.
5. Павлик К.В. Изобразительное искусство в начальной школе: Учебныематериалы по методике преподавания. — М.: Флинта
6. Кузин, В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. –М.: Просвещение, 1977-207с