Артикуляционная гимнастикаявляется основой формирования речевых звуков — фонем и коррекции нарушенийзвукопроизношения любого происхождения; она включает упражнения для тренировкиподвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положенийгуб, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, каквсех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений иопределенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых дляправильного произношения звуков.
Рекомендации попроведению упражнений артикуляционной гимнастики
- Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-5 минут.
- Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
- Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
- Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
- Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики могут находиться перед настенным зеркалом, также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9×12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Чередование «Заборчик» / «Трубочка» |
«Заборчик» — улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. «Трубочка» — с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты!) |
|
Чередование «Хомяк» / «Рыбка» |
Рот закрыт. Губы сомкнуты. Ребенок поочередно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении по 3-5 секунд. |
|
«Месим тесто»
|
Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить «пя –пя –пя». |
|
«Блинчик»
|
Приоткрыть рот. Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу.
|
|
«Дуем на блинчик»
|
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить расслабленный язык на нижнюю губу. Спокойно подуть на язык, как бы произнося длительно звук [ф]. Щёки не надувать! |
|
«Чистим нижние зубы» |
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны. |
|
«Горка»
|
Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой» — ровно.
|
|
«Вкусное варенье» |
Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизать верхнюю губу, делая движение сверху вниз (на себя). Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. |
|
Представленная информация была полезной? ДА 59.3% НЕТ 40.7% Проголосовало: 1135 «Чашечка»
|
Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.
|
|
«Вкусная конфета» |
Рот закрыт. Язык поочередно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении в течение 3-5 секунд. |
|
«Качели» |
Рот широко открыть. Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно к носу, к подбородку. Рот не закрывать! |
|
«Щетка» |
Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Язык передвигается, не облизывая нижнюю губу. Нижняя челюсть неподвижна. |
|
«Иголочка»
|
Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт до 10. Язык не лежит на губе, а тянется вперед. |
|
«Чистим верхние зубы» |
Улыбнуться, открыть рот и языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону. |
|
«Парус»
|
Рот широко открыть. Узкий язык поднять вверх, коснуться «бугорков» (альвеол) за верхними зубами. |
|
«Маляр»
|
Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» широким кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперед-назад, поглаживая нёбо. |
|
«Лошадка»
|
Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка наверху. Нижняя челюсть не двигается, работает только язык. |
|
«Грибок» |
Медленно выполнять упражнение «Лошадка». Присосать язык к нёбу.
|