Технологическаякарта урока по истории 5 класс
Дата: 18.01.2023г
Тема урока: ЗемледельцыАттики теряют землю и свободу
Цель урока: Создатьпредставление о причинах возникновения греческих полисов; изучитьгеографическое положение Аттики, обеспечить усвоение понятий «полис», «демос»,«ареопаг», «архонты»; продолжить формирование умений использовать историческиедокументы как источники знаний.
Тип урока:комбинированный
Оборудование:Учебник. Карта «Древняя Греция». Электронное приложение к учебнику. Аппликация(слайды) «Разорение земледельцев в досолоновской Аттике».
Планируемыерезультаты
Предметные: овладениецелостными представлениями об историческом пути народов своей страны ичеловечества как необходимой основой для миропонимания и познания современногообщества
Личностные : осмыслениесоциально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность копределению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни вгруппах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие вшкольном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенцийс учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей
Метапредметные Готовностьк сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основмежкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др.; умениесамостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать длясебя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы иинтересы своей познавательной деятельности
Основные понятия:Законы Драконта. Знать, демос, ареопаг, архонт, полисы, черепица, долговойкамень
Структураурока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Организационный момент |
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку Проверяет готовность к уроку. Все готовы к сегодняшнему уроку. У всех хорошее настроение! Я надеюсь, что наш урок пройдет на позитивной нотке и будет интересным для вас. Давайте прочитаем закон хорошей учебы: На уроке не вертись и старательно учись, на вопросы отвечай и пятерки получай.
|
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место |
Актуализация знаний |
Я долго не могла заснуть сегодня, готовилась к этому уроку, а под утро мне приснился сон, в котором меня посетили туманные видения, которые оказались греческими богами. Они рассказывали о прекрасном месте на Земле- солнечной Элладе, о мире богов и людей, мы весело болтали, смеялись, а под утро они растаяли и оставили эти предметы. Попробуйте определить, какому богу принадлежат данные вещи. -орел-символ власти (Зевсу -верховному богу греков) -обручальное кольцо (Гере-жене Зевса, покровительнице брака) -гроздь винограда (Дионису-бог винограда и виноделия) -сандалии с крылышками (Гермесу-вестнику богов) -трезубец (Посейдону -богу морского мира) -животное (Артемиде-богине охоты) -военный шлем (Афине-богине войны и мудрости0 -наковальня и молот (Гефесту-богу огня и кузнецу) -сноп пшеницы (Деметре-богине плодородия) -цербер (Аиду-богу подземного царства мертвых) Проводит тестирование по теме «Религия древних греков» Что такое религия? Где жили греческие боги? Приложение 1 |
Выполняют тест |
II. Постановка учебной задачи |
Сегодня мы приступаем к изучению новой главы (стр.139). Тема нашего урока «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу». Цель: Как же это произошло? Как они смогли потерять землю и свободу?
Мы узнаем, как жили греки в одном греческом полисе Аттике. Вспомните определение государства. Выделите признаки из определения. (территория, управление, кем управляли (жители), какие законы применяли). Определим пункты плана.
План: Основные занятия населения Древней Аттики 3. Знать и демос в Афинском полисе 4. Бедственное положение земледельцев
Спустя несколько веков после Троянской войны греки научились обрабатывать железо. Развивались кузнечное дело, кораблестроение и другие ремесла. В Греции стали возникать небольшие самостоятельные государства – полисы. В территорию каждого полиса входил город, расположенные вокруг него хлебные поля, пастбища, оливковые рощи и виноградники; поселения земледельцев и усадьбы богачей. Полис – город-государство.
|
Отвечают на вопросы, определяют тему урока, формулируют проблему, выдвигают гипотезу, проговаривают источники информации. |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Древняя Аттика. Природные условия и занятия населения Аттики |
Так давайте сегодня с вами побываем в Аттике ,одним из полисов Греции. Для этого поработаем по группам Самостоятельная работа с рабочим листом Приложние 1 |
Находят на карте Среднюю Грецию, Аттику. Характеризуют природные условия, рассказывают о занятиях населения сельским хозяйством, ремеслом |
|
А теперь познакомимся с общественным устройством в афинском полисе в VIII-VII вв. до н.э. Прочитайте текст п.3 (стр.141-142). · На какие категории делилось население Аттики? · Кому принадлежала власть? · Какими правами обладал демос? · Справедливым ли был суд? · Дайте характеристику законов Драконта · Считаете ли вы такое общественное устройство справедливым? В нашей теме сегодня много новых слов. Давайте выпишем значение этих слов в рабочую тетрадь А теперь познакомимся с общественным устройством в афинском полисе в VIII-VII вв. до н.э. Прочитайте текст п.3 (стр.141-142). · На какие категории делилось население Аттики? · Кому принадлежала власть? · Какими правами обладал демос? · Справедливым ли был суд? · Дайте характеристику законов Драконта · Считаете ли вы такое общественное устройство справедливым? В нашей теме сегодня много новых слов. Давайте выпишем значение этих слов в рабочую тетрадь А теперь познакомимся с общественным устройством в афинском полисе в VIII-VII вв. до н.э. Прочитайте текст п.3 (стр.141-142). · На какие категории делилось население Аттики? · Кому принадлежала власть? · Какими правами обладал демос? · Справедливым ли был суд? · Дайте характеристику законов Драконта · Считаете ли вы такое общественное устройство справедливым? В нашей теме сегодня много новых слов. Давайте выпишем значение этих слов в рабочую тетрадь А теперь познакомимся с общественным устройством в афинском полисе в VIII-VII вв. до н.э. Прочитайте текст п.3 (стр.141-142). · На какие категории делилось население Аттики? · Кому принадлежала власть? · Какими правами обладал демос? · Справедливым ли был суд? · Дайте характеристику законов Драконта · Считаете ли вы такое общественное устройство справедливым? В нашей теме сегодня много новых слов. Давайте выпишем значение этих слов в рабочую тетрадь А теперь познакомимся с общественным устройством в афинском полисе в VIII-VII вв. до н.э. Прочитайте текст п.3 (стр.141-142). · На какие категории делилось население Аттики? · Кому принадлежала власть? · Какими правами обладал демос? · Справедливым ли был суд? · Дайте характеристику законов Драконта · Считаете ли вы такое общественное устройство справедливым? В нашей теме сегодня много новых слов. Давайте выпишем значение этих слов в рабочую тетрадь (самостоятельная работа с текстом и зад. 16, стр. 13 в тетради)
|
Проводят поиск необходимой информации в документальном источнике |
Знать и демос в Афинском полисе |
А теперь давайте познакомимся с общественным устройством афинском полисе 7 веке до.н.э • Прочитав стр.141. определите на какие категории делилось население Аттики? Кому принадлежала власть? · Какими правами обладал демос? · Справедливым ли был суд? · Дайте характеристику законов Драконта · Считаете ли вы такое общественное устройство справедливым Представленная информация была полезной? ДА 59.01% НЕТ 40.99% Проголосовало: 1110 -кому принадлежала власть? -какими правами обладала демос?
Физминутка Руки вверх мы поднимаем, Виноград мы собираем, Все корзины соберём И на рынок повезём. По горам быстрей шагаем Про Грецию много чего уже знаем. Вот оливки собираем И с земли их подбираем. (имитация) На триере мы гребем Не отвлекаемся, не отстаем!
К порту причалили. Это-Пирей! Пора посетить нам Афины скорей!
|
Объясняют значения терминов, находят на карте Афинский полис, описывают его местоположение |
Законы Драконта |
Однако знатные люди не судили по правде, а выносили решения, выгодные им самим. Даже за мелкое воровство присуждали к смертной казни. Прочитайте о суровых законах Драконта И выскажите справедливым ли были его законы стр.141 |
Первые письменные законы в Афинах составил в 621 году до н э Драконт. В них наказанием за многие преступления являлась смертная казнь. Появилась даже поговорка : Драконовы законы писаны не чернилами, а кровью. Само выражение драконовские законы стало нарицательным и используется для характеристики жестоких законов и сурового наказания. По легенде Драконта спросили : почему смертная казнь предусмотрена за разные преступления? Он ответил: Ни меньшего, ни большего наказания я придумать не могу. |
Бедственное положение земледельцев |
• — Лучшие земли – у знати. • — У простых земледельцев – участки маленькие и каменистые. • — В неурожайный год брали зерно в долг. • — Если долг отдать не могут, у него отбирали участок. • — Бедняк становился батраком у богача. • — Безземельный бедняк делал новые долги Отдавал жену, детей или себя в рабство
Демос требовал отменить долговое рабство и переделить землю |
Аристократы владели лучшими землями и принимали все решения Бедняки обрабатывали маленькие неплодородные участки; чтобы прокормить семью, они вынуждены были залезать в долги; если бедняк не мог вернуть долг, то он и его семья попадали в рабство
|
IV. Закрепление знаний и способов действий |
Как же это произошло? Как они смогли потерять землю и свободу?
Я научился.. Я понял… Теперь я могу… Было интересно… Было трудно…. Сегодня я узнал… |
|
|
|
|
V. Информация о домашнем задании |
&29 пересказ стр.140-143 Задания 16, 17 в рабочей тетради |
Воспринимают задание, уточняют |
Рабочий лист 1 группы
Задание 1 Определите географическое положениеАттики
Находится в___________________части Греции, На востоке ееберега омываются ________________________морем .
Задание 2
Прочитайте стр.141 и обсудите справедливымли были законы Драконта? если нет то почему?
Задание 3. Почитайте стр.142 и найдитеответы на вопросы:
1.кому принадлежали лучшие земли вАттике_____________________________
2. Кому принадлежали каменистые участки насклонах гор_________________________________
Рабочий лист 2 группы
Задание1 Что позволяли выращивать природные условияАттики?
Задание 2
Прочитайте стр.141 и обсудите справедливымли были законы Драконта? если нет то почему?
Задание 3
Задание 3. Почитайте стр.142 и найдитеответы на вопросы:
1. Укого бедняк в неурожайные годы брал в долг зерно?___________
2. Чтоставили на участке бедняка если он не мог оплатить свой долг?________________
Рабочий лист 3 группы
Задание 1 Закончите предложение….
В VIII—VII веках до н.э в Афинахпоявилось много мастерских и лавок________________________________
Растущему населению городатребовалось все больше ______________а его в Аттике не _______________
Задание 2
Прочитайте стр.141 и обсудите справедливымли были законы Драконта? если нет то почему?
Задание 3
Задание 3. Почитайте стр.143 и найдитеответы на вопросы:
1. Чтоделали с бядняком который вновь делал долги?____________________________
2. –Чем был недоволен афинский демос в VII в. до н. э.?
•
• Проверьсебя
• Аттиканаходится в Средней Греции ( да нет )
• ВАттике было много плодородных земель и полноводных рек ( да нет )
• Природныеусловия позволяли выращивать оливки и виноград ( да нет )
• Властьв Афинах принадлежала демосу ( да нет )
• Советзнати назывался ареопаг ( да нет )
• ЗаконыДраконта не были слишком суровыми ( да нет )
• Лучшимиземлями владели знатные люди ( да нет )
• Долговойкамень обозначал, что земледелец арендует у города землю ( да нет )
• Афинскийдемос призывал сбросить власть знатных и самим заниматься управлениемгосударством ( да нет )