Модель «Комплексноепсихолого-педагогическое сопровождение воспитанников
с ОВЗ в МАДОУ детский сад №14 «Дельфинчик»
в условияхреализации ФГОС ДО»
Подготовила Маркина Т.С.,
учитель – логопед
МАДОУ детский сад №14
«Дельфинчик»
Актуальность
Совещание работников образования 2017 года наметило перспективы по созданию специальных образовательных условий для детей с ОВЗ. В Моделе «Раннее комплексное психолого-педагогическое сопровождениевоспитанников с ОВЗ в системе дошкольного образования, как эффективное условиереализации муниципального образовательного кластера социализации личности дошкольника»,разработанной Петровой И.В.( главный специалист КУО) , обозначен навигатор системной работы в муниципальном районе г. Краснокаменск иКраснокаменский р-он по созданию для воспитанников с ОВЗ специальных условий:
1.Осуществлениекомплекса мер по повышению качества дошкольного образования в условияхактивной реализации ФГОС ДО.
2.Созданиетерриториальной ПМПК в муниципальном районе «Город Краснокаменск иКраснокаменский район» (распоряжение Администрации муниципального района «ГородКраснокаменск и Краснокаменский район» от 20.06.2017 г. №425 «О созданииТерриториальной психолого-медико-педагогической комиссии муниципального района«Город Краснокаменск и Краснокаменский район забайкальского края» и утверждениепорядка ее работы»).
3.Реализациягосударственной программы «Доступная среда» через разработку и утверждение «Дорожных карт» по введению инклюзивного образования и создания универсальнойбезбарьерной среды в ДОУ муниципального района «Город Краснокаменск иКраснокаменский район» на 2017-2030 годы.
4.Разработка Адаптированныхосновных образовательных программ (АООП) и АОП для ребенка с ОВЗ(или с каким-либо одним ограничением здоровья по заключению ПМПК) в условияхФедерального проекта в рамках ФЦПРО на 2016 – 2020 годы.
5.Сопровождениеиндивидуальных образовательных программ для детей-инвалидов.
6.Повышениеквалификации педагогических и руководящих работников дошкольногообразования по проблеме инклюзивного образования детей.
Мы в нашем МАДОУ детский сад№14 тоже создали Модель «Комплексное психолого-педагогическое сопровождениевоспитанников с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО». Анализируя имеющиеся условия для сопровождения детей с ОВЗ, выявили Проблемное поле. При создании новых форм и способов организации образовательного процесса своспитанниками с ОВЗ на уровне нашего дошкольного образовательного учреждения существуют определенные риски:
-недостаточнаяквалификация кадров, работающих в группах компенсирующей направленности.
-АООП, в соответствии с которой проходит организация коррекционной работы в группах компенсирующейнаправленности, в 2х группах компенсирующей направленности созданы, в группе№10 разрабатывается. В связи с выходом новой Федеральной программыдошкольного образования, думаем, что нас ожидают изменения в использовании АООП.
— недостаточная помощь в оборудовании РППС со стороны руководства ДОУ.
-трудность осуществления инклюзивного воспитания детей инвалидов и с ОВЗ в группах общеразвивающей направленности: идет наработка практик разработки АОП;отсутствие специалистов в детском саду, осуществляющих коррекционнуюработу с детьми – инвалидами и с ОВЗ в группах общеразвивающейнаправленности (учителя- дефектологи, логопеды..); нет специального методического и игрового оборудования.
— нехватка врачей –специалистов в детской поликлинники для оказания медицинской помощи детям с ОВЗ
Внашем ДОУ функционируют 3 группы компенсирующей направленности для детей с ОНР, работающих по АООП для детей с ТНР (ОНР). Коррекционную помощь получают 33 ребенка, которые прошли ТПМПК, получили статус — ребенок с ОВЗ. Детей – инвалидов и детей с ОВЗ в обычных группах на сегодня нет.
Сделан Банк данных о кадровом составе специалистов, воспитателей, работающих с детьми с ОВЗ.
№ |
Ф.И.О. |
Долж-ность |
Образование |
Общий/ педаг. стаж |
Логоп стаж, работа с детьми с ОВЗ |
Квалиф. категория |
На основе этого банка составлена количественная таблица.
Количество педагогов, работающих с детьми с ОВЗ( с учетом образования, стажа и квалификационной категории)
Учителя — логопеды |
Педагог психолог |
Воспит гр. компенс направл |
Муз. руководитель |
Инструктор по ФК |
Воспит по изо деятдеятельномти |
Образование
|
Стаж работы с детьми с ОВЗ |
Квалификационная категория |
||||||||||
Всего: 13
|
высшее
высшее |
Средне -специальное
Ср-спец |
педкласс
педкласс |
курсы |
0 лет |
1 год |
До 3
|
10-15 |
15-25 |
нет |
Соответ. зан. долж |
1кв.категория |
высшая |
|||||
3
|
1 Представленная информация была полезной? ДА 59.33% НЕТ 40.67% Проголосовало: 1168 |
6 |
1 |
2 |
1 |
5 |
4 |
3 |
1 |
— |
3 |
1 |
3 |
1 |
6 |
4 |
1 |
1 |
Изтаблицы видно, что нет ставки учителя – дефектолога, видно, какое образование имеют педагоги, стаж работы с детьми с ОВЗ, образование.
Чтодает нам данная статистика? Конечно же, ответ на вопрос: Как профессиональнаякомпетентность всех участников междисциплинарной команды позволит достичьжелаемых результатов по сопровождению воспитанников с ОВЗ.
Хочется сказать, что ресурсами развития профессиональных компетенций всех участников Сопровожденияявляются требования ФГОС ДО и профстандарты: «Учитель – логопед»,«Педагог-психолог ОО», «Воспитатель» и т.д., которые позволяют по — новому выстраивать содержание Сопровождения воспитанников с ОВЗ, а именно:
1.Новоесодержание, определяемое АООП, АОП, СИПРами, ИОМами.
2.Новыетехнологии, адаптированные для воспитанников с ОВЗ.
3.Гибкая РППС.
Модель Сопровождениявоспитанников с ОВЗ в МАДОУ в условиях реализации ФГОС ДО
Целью модели является: Создание безопасной,развивающей, информационно образовательной среды в системе ДОУ, обеспечивающейраннее психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение дошкольника сОВЗ.
Реализация Модели осуществляется на принципах — это научность,системность, комплексность….
Принципиальной новизной в подходах для сопровождения Модели в новых нормативных, кадровых, научно-методических условиях акцентусилен на принципах превентивности (обеспечение перехода отпринципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) кпредупреждению возникновения проблемных ситуаций), открытости(последовательное использование ресурсов сетевого взаимодействия и социальногопартнёрства, открытость мероприятий для педагогических и руководящих работниковДОУ) и технологичности (использование современных технологий,интерактивной стратегии в работе)
Условиями реализации модели являются:
-сетеваяорганизация методического пространства по сопровождению;
-инновационныйхарактер инклюзивной практики в деятельности ДОУ;
-специальная РППСДОУ;
-кадровыйпотенциал.
В центре модели мы поместили Содержание модели, в которой выделены:
— Практикиорганизации обучения, воспитания и сопровождения воспитанников с ОВЗ вусловиях дифференцированного и инклюзивного образования;
-Практики социальной адаптации, развития и социализации воспитанников с ОВЗ;
-Практикиорганизации сотрудничества с родителями воспитанников с ОВЗ, детьми-инвалидами
Как проходит реализация Модели
1 блок Модели- Дифференцированный (группы компенсирующейнаправленности) и инклюзивный (группы общеразвивающей. направленности) подходыв обучении, воспитании и сопровождении осуществляем через разработку иреализацию : АООП, АОП, СИПРов,
Модель реализации программ для воспитанников с ОВЗ, с учетом структурыи содержания примерных программ, представляющих разные варианты организацииобразовательной деятельности в зависимости от нозологической группы и всоответствии с направленностью дошкольных образовательных групп.
|
|||||||||||||
|
|||||||||||||
|
|||||||||||||
|
|
||||||||||||
|
|||||||||||||
|
|||||||||||||
Согласно приоритетов развития образования для лиц с ОВЗ, нормативныхдокументов, регламентирующих деятельность дошкольного образовательногоучреждения, обеспечивающего специальные условия пребывания, программы итехнологии для работы с воспитанниками с ОВЗ, возникла необходимость в:
— повышенииквалификации педагогов;
— в обучениипедагогов, их подготовке к работе с детьми c ОВЗ;
— разработкашаблонов адаптированных образовательных программ (далее –АОП) для детей, укоторых есть те или иные виды нарушений (нарушения зрения, нарушения слуха,нарушения речи, задержка психического развития, нарушения опорно-двигательногоаппарата и так далее).;
Для решения поставленных вопросов проводится Анализ профессиональнойподготовки педагогических работников, осуществляющих профессиональнуюдеятельность с детьми, результаты которого вносятся в Таблицу.
Анализ профессиональной подготовки педагогических работников,осуществляющих
сопровождение детей с ОВЗ
|
2020- 2021г |
2021-2022г |
||||
|
Кол-во педагогов , прошедших обучение |
КПК, переподготовка |
Он-лайн обучение: Вебинары, семинары, видеолекции |
Кол-во педагогов , прошедших обучение |
КПК, переподготовка |
Он-лайн обучение: Вебинары, семинары, видеолекции |
|
|
|
|
|
|
|
Во втором блоке содержания модели реализуем Практики социальнойадаптации, развития и социализации воспитанников с ОВЗ в ДОУ, сохраняя принцип вариативности ДО ирешая задачу выравнивания стартовых возможностей детей и отработку механизмовформирования социальных навыков и личностных качеств. В группах компенсирующей направленности большое внимание уделяем внедрению новых подходов к организации РППС. Стараемся, чтобы игровой материал был вариативным, многофункциональным, мог быть использован как на фронтальных,так и индивидуальных занятиях.
Предпочтение отдаем следующим технологиям:
«Групповой сбор», «Модель 3 вопросов», «Клубный час», «Социальные акции», «Дети-волонтеры»,«Краткосрочные образовательные практики»: «Работа в парах» и т.д.
Педагоги групп компенсирующей направленности используют технологию«Детское тьюторство», которая позволяет успешному ребенку обучать друга тому, что хорошо у него получается. Используется стенд «Наставник – тьютор иребенок».
Технология «Детский проект» направлен наформирование у детей навыков исследовательского поведения, проектировочныхумений и лидерских качеств.
Технология «Ранняя профориентация и социализация» позволяет расширить зоны приобщения детей к миру профессий черезпропедевтику технологической подготовки и развитие продуктивного мышления.
Технология «Портфолио группы» –фиксирует сбордостижений детей группы в различных областях , позволяет каждому ребенку почувствовать себя частью коллектива; создать для каждого участника ситуацию успеха; закладываются предпосылки и возможности для успешной социализации детей.
Технология «Лепбук», позволяет детям обобщитьполученные знания и умения в партнерской деятельности друг с другом, с воспитателем, родителями. Эта технология представлена разными видами лэпбуков. Так например, лэпбук «Трудный звук, ты наш лучший друг»- сосредоточил игры для артикуляционных гимнастик, на автоматизацию,дифференциацию разных звуков., т.е. является богатой копилкой по звукопроизношению; «Логотуристическая палатка» — вместила в себя познавательно- экологические игры на обогащение словаря, формирования грамматических норм речи, решение задач по з-вукопроизношению, развитию фонематического слуха, социально- коммуникативных навыков.
Активно используем Технологию «Работающие стенды», которая очень интересна и эффективно решает задачи всехобластей, обозначенных во ФГОС ДО.. Например, Работающий стенд «Персональные странички « ОБО МНЕ» и «Я научился красиво и правильно говорить» результативен потому, что в процессе создания страничек детям внушается мысль, что обучение правильной речи — это интересное занятие,каждый должен стремиться победить свои страхи, неудачи, чтобы научиться четко и правильно говорить. «Экран успеха» очень популярен увоспитанников.
Третий блок содержания Модели посвящен — практикаморганизации сотрудничества с родителями воспитанников с ОВЗ, реализуем через:
-Детско-родительский клуб «Говорунчики»;
— Детско –родительские проекты: «Будем помнить вечно» (по патриотическому воспитанию), создание книг «По туризму», «Спасибо скажем деду за ПОБЕДУ» и др. —Школа (Университет) для родителей;
-Мастер-классы;
-Вовлечениеродителей в образовательный процесс «Самоуправление»: разработка пособий;
Наглядные формы работы:
— Мини баннер «Логопедическая тропа к красивой и правильной речи»,
— Логоафиши(информация о значимых мероприятиях в жизни детей с ОВЗ, практические советы родителям о качественном сотрудничестве с ребенком дома)
— Газеты для родителей «Логопедический ликбез», ширмы «Азбука речевого поведения»(знакомство с буквами и речевым поведением) и др.
Результативностью Модели является:
— Целостная система взаимодействия педагогов, родителей и социума по развитию,социализации и адресной поддержки воспитанников с ОВЗ в МАДОУ детский сад№14 «Дельфинчик».
— Дети с чистой речью, развитым фонематич. слухом, готовые к социально новым школьным условиям;
— Удовлетворенность родителей уровнем образования.