X-PDF

Модель сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ Дельфинчик

Поделиться статьей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модель    «Комплексноепсихолого-педагогическое  сопровождение воспитанников

 с ОВЗ в  МАДОУ  детский сад №14  «Дельфинчик»

 в условияхреализации  ФГОС ДО»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Подготовила  Маркина  Т.С.,

                               учитель – логопед                                                       

                                                     МАДОУ детский сад  №14

                         «Дельфинчик»

 

Актуальность

Совещание работников образования 2017 года наметило перспективы     по  созданию  специальных образовательных условий  для  детей с ОВЗ.  В  Моделе «Раннее комплексное психолого-педагогическое   сопровождениевоспитанников с ОВЗ в системе дошкольного образования, как эффективное условиереализации муниципального образовательного кластера социализации личности  дошкольника»,разработанной  Петровой И.В.( главный специалист КУО) , обозначен  навигатор   системной  работы  в  муниципальном  районе  г. Краснокаменск  иКраснокаменский р-он  по  созданию  для  воспитанников  с  ОВЗ  специальных условий:      

1.Осуществлениекомплекса мер по повышению качества дошкольного образования в условияхактивной реализации ФГОС ДО.

2.Созданиетерриториальной ПМПК в муниципальном районе «Город Краснокаменск иКраснокаменский район» (распоряжение Администрации муниципального района «ГородКраснокаменск и Краснокаменский район» от 20.06.2017 г. №425 «О созданииТерриториальной психолого-медико-педагогической комиссии муниципального района«Город Краснокаменск и Краснокаменский район забайкальского края» и утверждениепорядка ее работы»).

3.Реализациягосударственной программы «Доступная среда» через разработку и утверждение «Дорожных карт» по введению инклюзивного образования и создания универсальнойбезбарьерной среды в ДОУ муниципального района «Город Краснокаменск иКраснокаменский район» на 2017-2030 годы.

4.Разработка Адаптированныхосновных образовательных программ (АООП) и АОП для ребенка с ОВЗ(или с каким-либо одним ограничением здоровья по заключению ПМПК) в условияхФедерального проекта в рамках ФЦПРО на 2016 – 2020 годы.

5.Сопровождениеиндивидуальных образовательных программ для детей-инвалидов.

6.Повышениеквалификации педагогических и руководящих работников дошкольногообразования по проблеме инклюзивного образования детей.

               Мы в нашем МАДОУ детский сад№14  тоже   создали  Модель «Комплексное психолого-педагогическое  сопровождениевоспитанников с ОВЗ  в условиях реализации  ФГОС  ДО». Анализируя имеющиеся  условия для  сопровождения  детей с ОВЗ, выявили Проблемное поле.  При  создании новых форм и способов организации образовательного процесса своспитанниками с ОВЗ на уровне  нашего дошкольного  образовательного учреждения существуют определенные риски:

-недостаточнаяквалификация кадров, работающих  в группах  компенсирующей  направленности.

-АООП, в соответствии с которой  проходит организация  коррекционной работы в группах  компенсирующейнаправленности,  в 2х группах компенсирующей направленности созданы, в группе№10   разрабатывается.  В связи с выходом новой Федеральной программыдошкольного образования, думаем, что   нас ожидают   изменения в   использовании  АООП.

— недостаточная помощь  в  оборудовании  РППС  со  стороны  руководства  ДОУ.

 -трудность осуществления инклюзивного  воспитания  детей  инвалидов  и  с  ОВЗ в группах общеразвивающей направленности:  идет  наработка  практик  разработки  АОП;отсутствие  специалистов  в  детском саду, осуществляющих  коррекционнуюработу  с детьми – инвалидами и  с  ОВЗ  в  группах  общеразвивающейнаправленности (учителя- дефектологи, логопеды..);  нет  специального  методического  и  игрового  оборудования.

— нехватка  врачей –специалистов  в детской поликлинники  для  оказания  медицинской помощи  детям с  ОВЗ

               Внашем  ДОУ  функционируют  3 группы  компенсирующей направленности  для  детей с  ОНР, работающих  по  АООП  для  детей  с ТНР (ОНР).  Коррекционную  помощь получают  33  ребенка, которые  прошли  ТПМПК, получили  статус  — ребенок  с ОВЗ.  Детей – инвалидов  и  детей  с  ОВЗ   в обычных  группах  на  сегодня нет.

               Сделан Банк   данных  о кадровом составе  специалистов, воспитателей, работающих с  детьми  с  ОВЗ.

 

 

 

Ф.И.О.

 

Долж-ность

 

Образование

 

Общий/

педаг. стаж

 

Логоп стаж,

работа  с детьми  с ОВЗ

 

Квалиф.

категория

 

                   На основе этого банка  составлена     количественная  таблица.

Количество педагогов, работающих  с детьми  с  ОВЗ( с учетом образования, стажа  и  квалификационной категории)

 

Учителя — логопеды

Педагог психолог

Воспит гр. компенс направл

Муз. руководитель

Инструктор  по ФК

Воспит по изо деятдеятельномти

 

 

Образование

 

 

 

 

 

 

 

 

Стаж  работы  с детьми  с ОВЗ

 

Квалификационная

 категория

 

Всего:   13

 

 

 

 

высшее

 

 

 

 

 

 

 

высшее

Средне -специальное

 

Ср-спец

педкласс

 

педкласс

курсы

0 лет

1 год

До  3

 

 

 

 

 

10-15

15-25

нет

Соответ.  зан. долж

1кв.категория

высшая

3

 

 

1

Представленная информация была полезной?
ДА
59.33%
НЕТ
40.67%
Проголосовало: 1168

6

1

2

1

5

4

3

1

3

1

3

1

6

4

1

1

 

Изтаблицы  видно, что нет ставки  учителя – дефектолога,  видно,  какое образование  имеют  педагоги, стаж работы  с  детьми  с ОВЗ, образование.

Чтодает нам данная статистика?  Конечно же, ответ на вопрос: Как профессиональнаякомпетентность   всех участников междисциплинарной команды  позволит достичьжелаемых результатов по сопровождению воспитанников с ОВЗ.

Хочется сказать,  что ресурсами развития профессиональных компетенций всех участников  Сопровожденияявляются  требования  ФГОС ДО   и  профстандарты: «Учитель – логопед»,«Педагог-психолог ОО», «Воспитатель» и т.д., которые  позволяют  по — новому выстраивать  содержание  Сопровождения  воспитанников  с  ОВЗ, а именно:

1.Новоесодержание, определяемое АООП, АОП, СИПРами, ИОМами.

2.Новыетехнологии, адаптированные для воспитанников с ОВЗ.

3.Гибкая РППС.

 

Модель Сопровождениявоспитанников с ОВЗ в  МАДОУ  в условиях реализации  ФГОС ДО

 

 

Целью модели является: Создание безопасной,развивающей, информационно образовательной среды в системе ДОУ, обеспечивающейраннее психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение дошкольника сОВЗ.

Реализация Модели осуществляется на принципах — это научность,системность, комплексность….

Принципиальной новизной в  подходах для сопровождения Модели в новых нормативных, кадровых, научно-методических условиях акцентусилен на принципах превентивности (обеспечение перехода отпринципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) кпредупреждению возникновения проблемных ситуаций), открытости(последовательное использование ресурсов сетевого взаимодействия и социальногопартнёрства, открытость мероприятий для педагогических и руководящих работниковДОУ) и технологичности (использование современных технологий,интерактивной стратегии в работе)

Условиями реализации модели являются:

-сетеваяорганизация методического пространства по сопровождению;

-инновационныйхарактер  инклюзивной практики в деятельности ДОУ;

-специальная  РППСДОУ;

-кадровыйпотенциал.

В центре модели мы поместили  Содержание модели,  в которой выделены:

— Практикиорганизации обучения, воспитания и сопровождения воспитанников с ОВЗ  вусловиях дифференцированного и инклюзивного образования;

-Практики социальной адаптации, развития  и социализации воспитанников с ОВЗ;           

-Практикиорганизации сотрудничества с родителями воспитанников с ОВЗ, детьми-инвалидами

Как проходит реализация Модели

1 блок Модели- Дифференцированный (группы компенсирующейнаправленности) и инклюзивный  (группы общеразвивающей. направленности) подходыв обучении, воспитании и сопровождении осуществляем через разработку иреализацию : АООП, АОП, СИПРов,

 Модель реализации программ для воспитанников с ОВЗ, с учетом структурыи содержания примерных программ, представляющих разные варианты организацииобразовательной деятельности в зависимости от нозологической группы и всоответствии с направленностью дошкольных образовательных групп.

Модель  реализации программ  для  детей  с  ОВЗ, инвалидов

 

Группы   общеразвивающей  направленности

 

Группы компенсирующей направленности

 

АООП

 

АОП

 

ООП

 

СИПР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Согласно приоритетов развития образования для лиц с ОВЗ, нормативныхдокументов, регламентирующих деятельность дошкольного образовательногоучреждения, обеспечивающего специальные условия пребывания, программы итехнологии для работы с воспитанниками с ОВЗ, возникла необходимость в:

— повышенииквалификации педагогов;

— в обучениипедагогов, их подготовке к работе с детьми c ОВЗ;

— разработкашаблонов  адаптированных образовательных программ (далее –АОП)  для детей, укоторых есть те или иные виды нарушений (нарушения зрения, нарушения слуха,нарушения речи, задержка психического развития, нарушения опорно-двигательногоаппарата и так далее).;

Для решения поставленных вопросов  проводится  Анализ профессиональнойподготовки педагогических работников, осуществляющих профессиональнуюдеятельность с детьми, результаты которого вносятся в Таблицу.

 

Анализ  профессиональной  подготовки  педагогических работников,осуществляющих 

сопровождение  детей  с ОВЗ

 

 

2020- 2021г

2021-2022г

 

Кол-во педагогов , прошедших обучение

КПК, переподготовка

Он-лайн обучение:

Вебинары, семинары, видеолекции

Кол-во педагогов , прошедших обучение

КПК, переподготовка

Он-лайн обучение:

Вебинары, семинары, видеолекции

 

 

 

 

 

 

 

 

Во втором блоке содержания модели  реализуем Практики  социальнойадаптации, развития и социализации воспитанников с ОВЗ в ДОУ, сохраняя принцип вариативности ДО ирешая задачу выравнивания стартовых возможностей детей и отработку механизмовформирования социальных навыков и личностных качеств.  В группах компенсирующей  направленности  большое  внимание  уделяем  внедрению  новых подходов  к  организации  РППС.  Стараемся, чтобы  игровой  материал  был вариативным, многофункциональным, мог быть использован  как на  фронтальных,так  и  индивидуальных  занятиях. 

            Предпочтение отдаем  следующим  технологиям:

«Групповой сбор», «Модель 3 вопросов»,  «Клубный час», «Социальные акции», «Дети-волонтеры»,«Краткосрочные образовательные практики»:  «Работа в парах» и т.д.

Педагоги групп компенсирующей направленности используют технологию«Детское тьюторство», которая позволяет  успешному ребенку обучать  друга тому, что хорошо у  него получается.  Используется  стенд «Наставник – тьютор иребенок».

Технология «Детский проект» направлен наформирование у детей навыков исследовательского поведения, проектировочныхумений и лидерских качеств.

Технология «Ранняя  профориентация и социализация» позволяет расширить зоны приобщения детей к миру профессий черезпропедевтику технологической подготовки и развитие продуктивного мышления.

Технология «Портфолио  группы» –фиксирует  сбордостижений  детей группы  в различных областях , позволяет  каждому ребенку почувствовать  себя  частью  коллектива; создать  для  каждого участника  ситуацию  успеха; закладываются  предпосылки  и возможности  для  успешной  социализации детей.

Технология «Лепбук», позволяет детям обобщитьполученные знания и умения в  партнерской  деятельности   друг  с другом,  с воспитателем, родителями.  Эта  технология  представлена  разными видами  лэпбуков.  Так например, лэпбук   «Трудный звук, ты наш  лучший друг»-  сосредоточил игры  для  артикуляционных гимнастик, на  автоматизацию,дифференциацию  разных звуков., т.е.  является  богатой копилкой  по звукопроизношению;  «Логотуристическая  палатка» —  вместила  в себя   познавательно- экологические игры  на  обогащение словаря, формирования грамматических норм  речи, решение  задач   по  з-вукопроизношению, развитию фонематического слуха, социально- коммуникативных навыков.

                          

 

 

Активно  используем  Технологию «Работающие стенды», которая  очень интересна   и  эффективно  решает задачи   всехобластей, обозначенных  во  ФГОС  ДО.. Например, Работающий стенд  «Персональные  странички  « ОБО  МНЕ» и «Я научился красиво  и правильно говорить»  результативен потому, что в процессе создания страничек детям внушается   мысль, что  обучение  правильной  речи —  это  интересное  занятие,каждый  должен  стремиться  победить  свои  страхи, неудачи, чтобы  научиться четко  и правильно   говорить.   «Экран успеха» очень популярен увоспитанников.

       

 

Третий блок содержания Модели  посвящен — практикаморганизации сотрудничества с родителями воспитанников с ОВЗ, реализуем через:

-Детско-родительский клуб  «Говорунчики»;

— Детско –родительские проекты:  «Будем помнить вечно» (по патриотическому  воспитанию), создание  книг  «По  туризму»,  «Спасибо скажем  деду  за  ПОБЕДУ» и др.    —Школа  (Университет) для родителей;

-Мастер-классы;

-Вовлечениеродителей в образовательный процесс «Самоуправление»: разработка  пособий;

Наглядные  формы  работы:

— Мини баннер «Логопедическая  тропа  к  красивой и правильной речи»,

— Логоафиши(информация  о значимых  мероприятиях  в  жизни  детей  с  ОВЗ, практические советы  родителям  о  качественном  сотрудничестве  с  ребенком  дома)

— Газеты  для родителей  «Логопедический  ликбез»,  ширмы «Азбука  речевого  поведения»(знакомство  с  буквами  и  речевым  поведением)  и др.

Результативностью  Модели является:

— Целостная система  взаимодействия педагогов, родителей и социума по развитию,социализации и адресной поддержки воспитанников с ОВЗ  в  МАДОУ  детский сад№14  «Дельфинчик».

     — Дети  с чистой  речью, развитым  фонематич. слухом, готовые  к  социально  новым  школьным  условиям;

      — Удовлетворенность родителей  уровнем  образования.

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.33%
НЕТ
40.67%
Проголосовало: 1168

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет