Муниципальноеавтономное дошкольное образовательное учреждение
«Детскийсад комбинированного вида № 51 «Родничок»»
Малышевскогогородского округа
Принято Методическим советом Утверждено
Протокол № _____от ____________ Приказ №___от____________
Председатель Методического совета Заведующий МБДОУ № 51
______________ А.Н Пайкова _____________М.В.Осина
РАБОЧАЯ ПРОГАММА
по реализации основной образовательной программыдошкольного образования с детьми от 3 до 4 лет в группах общеразвивающейнаправленности на 2021-2022 учебный год
Составлена на основе учебно-методическихматериалов Примерной основной образовательной программы дошкольного образования«От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой ,одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общемуобразованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15)
Структура рабочейпрограммы.
I..Целевойраздел.
1. Пояснительнаязаписка:
1.1.Нормативнаябаза
1.2.Цели и задачиреализации рабочей программы
1.3.ПринципыПрограммы
1.4 Характеристикагрупп
II.Планируемыерезультаты освоения программы
III.Содержательныйраздел
Содержаниепсихолого-педагогической работы по образовательным областям
3.1 Образовательнаяобласть « Социально-коммуникативное развитие»
3.2Образовательная область « Познавательное развитие»
3.3.Образовательнаяобласть «Речевое развитие»
3.4.Образовательная область « Художественно-эстетическое развитие»
3.5.Образовательнаяобласть « Физическое развитие»
IV.Организационныйраздел
4.1.Организациярежима пребывания детей
4.2.Объём нагрузкина неделю
4.3Календарно-тематический план
4.4.Организацияпредметно-развивающей среды. Основные требования к организации среды.
4.5 Список литературы(основная литература)
I .Целевой раздел образовательной программы
1. Пояснительная записка.
1.1 Нормативные документы.
Основная образовательная программа этонормативно-управленческий документ дошкольного учреждения, характеризующийспецифику содержания образования, особенности организациивоспитательно-образовательного процесса.
Программа разработана всоответствии:
· С действующим Федеральным Законом «Обобразовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 21.12.2012 г.;
· Федеральным Государственным образовательнымстандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФот 17 октября 2013 года, № 1155);
· «Порядком организации и осуществленияобразовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –образовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерстваобразования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014);
· СанПиН 2.4.1.3049-13 (с изменениями идополнениями); с учетом Примерной образовательной программой дошкольногообразования от 20.05.2015 года № 2/15,
· Примерной общеобразовательной программойдошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой2014г.,
· Уставом МАДОУ № 51.
1.2.Цели и задачи реализации рабочейпрограммы:
Целью Программы является проектированиесоциальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственнойсреды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержкуиндивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскуюдеятельность и другие формы активности.
Задачи:
— обеспечить охрану и укреплениефизического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональногоблагополучия;
— обеспечить условия для равных возможностейдля полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детстванезависимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса,психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченныхвозможностей здоровья);
— обеспечить преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательныхпрограмм различных уровней (далее — преемственность основных образовательныхпрограмм дошкольного и начального общего образования);
— создать благоприятные условияразвития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностямии склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенкакак субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
— объединить обучение и воспитаниев целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных исоциокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения винтересах человека, семьи, общества;
— обеспечить формирование общейкультуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитияих социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физическихкачеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка,формирования предпосылок учебной деятельности;
— обеспечить вариативность иразнообразие содержания Программ и организационных форм дошкольногообразования, возможности формирования Программ различной направленности сучетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
— обеспечить формированиесоциокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным,психологическим и физиологическим особенностям детей;
— обеспечить психолого-педагогическую поддержкусемьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросахразвития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Программа включает обязательную часть ичасть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являютсявзаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требованийФедерального государственного образовательного стандарта дошкольногообразования (далее – ФГОС ДО).Объем обязательной части основной образовательнойпрограммы должен составлять не менее 60% от ее общего объема. Объем частиосновной образовательной программы, формируемой участниками образовательныхотношений, должен составлять не более 40% от ее общего объема.
1.3. Принципы Программы
Эффективность решения данных задач зависит от правильного подборапринципов, походов, методов в воспитании и развитии детей. Построениеобразовательного процесса ДОУ осуществляется с учётом следующих принципов:
·Принцип индивидуализации — построение образовательного процесса, в которомучитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка.
·Принцип активности – построение такого образовательного процесса, вкотором ребенок ставится в активную позицию познания окружающего мира, самостоятельном поиске способов установления взаимодействия с окружающимилюдьми на основе общепринятых норм и правил, соблюдению общечеловеческихценностей.
·Принцип интеграции – решение задач программы в системе всего образовательного процесса и всех видов деятельности, обеспечивающихпроникновение одних элементов в другие, создавая подвижность, гибкостьобразовательному пространству.
·Принцип гуманизации – утверждающий непреходящие ценности общекультурногочеловеческого достоинства, обеспечивающий каждому ребенку право на свободу,счастье и развитие способностей.
·Принцип преемственности – предполагающий обогащение средств, форм и методоввоспитания, предопределяет характер связи между элементами педагогическогопроцесса в ДОУ и стилем воспитания в семье.
·Принцип диалогичности – предполагающий, что только в условиях субъект-субъектных отношений возможно формирование гуманной личности, нацеленна оптимизацию взаимодействия субъектов образовательного процесса.
·Принцип культуросообразности – предполагающий ориентацию на потребностиобщества и личности ребенка, адаптацию детей к современным условиям жизниобщества, приобщение детей к традициям народной культуры, дополненнымрегиональным компонентом.
·Принцип вариативности содержания образования предполагает возможностьсуществования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения ивоспитания.
·Принцип сбалансированности совместной деятельности взрослых и детей,самостоятельной деятельности детей в непосредственно-образовательнойдеятельности и в проведении режимных моментов.
·Принцип адекватности дошкольному возрасту форм взаимодействия своспитанниками.
·реализация Программы в формах, специфическихдля детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной иисследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающейхудожественно-эстетическое развитие ребенка.
·полноценное проживание ребенком всех этаповдетства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение(амплификация) детского развития;
·приобщение детей к социокультурным нормам,традициям семьи, общества и государства;
·формирование познавательных интересов ипознавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
·возрастная адекватность дошкольногообразования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностямразвития);
·учет этнокультурной ситуации развития детей.
Вышеперечисленные принципы
·предусматривают решение программных образовательныхзадач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельнойдеятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности и припроведении режимных моментов;
·предполагают построение образовательного процесса наадекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы сдошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра.
·построение дополнительной образовательнойдеятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при которомсам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования,становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольногообразования);
·содействие и сотрудничество детей и взрослых,признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
·поддержка инициативы детей в различных видахдеятельности;
сотрудничество ДОУ с семьей
1.4. Характеристика группы
Возрастные особенностидетей 3 — го года жизни
На третьем году жизнидети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметнаядеятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуютсявосприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры,наглядно-действенное мышление.
Развитие предметнойдеятельности связанос усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваютсядействия соотносящие и орудийные. Умение выполнять орудийные действия развиваетпроизвольность, преобразуя натуральные формы активности в
культурные на основе предлагаемойвзрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта подражания, нои образца, регулирующего собственную активность ребенка. Интенсивно развиваетсяактивная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматическиеструктуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослымиспользуют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общенияребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые видыдеятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер,главное в ней — действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближеннымик реальности. В середине третьего года жизни появляются действия спредметами-заместителями.
Появление собственно изобразительнойдеятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулироватьнамерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человекав виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.
К третьему году жизни совершенствуютсязрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочновыполнять ряд заданий: осуществлять выбор из двух-трех предметов по форме, величинеи цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие,прежде всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родногоязыка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышлениястановится наглядно-действенная: возникающие в жизни ребенка проблемныеситуации разрешаются путем реального действия с предметами. Для детей этоговозраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимостьчувств и желаний отситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состояниемсверстников.
Ребенок 2-3 лет очень эмоционален,однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь и переключить с одногоэмоционального состояния на другое. Маленький ребѐнок обучается только тому, что егозаинтересовало, и принимает что-то только от того человека, которому ондоверяет. У детей 2-3 лет недостаточно сформированы механизмы саморегуляцииорганизма. Ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижениюэффективности обучения. Дискомфорт может быть вызван тем, что ребѐнок не выспался, ему холодно илижарко, он хочет пить или есть, у него что-то болит и т.д. Общение у детей носитситуативно-личностный характер. Это означает, что каждому ребѐнку необходимо индивидуальноевнимание педагога, индивидуальный контакт с ним. Поэтому занятиякратковременны, построены так, чтобы воспитатель мог говорить понемногу, но скаждым ребѐнком вотдельности.
Обучение в этом возрастепроисходит и на собственном практическом опыте, и на основе подражанияприятному взрослому. Сверстник ещѐ не представляет для малыша особогоинтереса и рассматривается им как ещѐ один предмет. Дети играют «рядом, но невместе». Друг для друга они нередко становятся источниками отрицательныхэмоций. Им присуще наглядно действенное мышление; их интеллектуальное развитиезависит от того, насколько богата окружающая среда, т.е. позволяет ль онаразнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различнымипредметами. Речь находится на стадии формирования. Обучение эффективно толькона фоне психоэмоционального комфортного состояния. Внимание, мышление, память -непроизвольны.
Однако в этот периодначинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитиеморудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда,начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией сименем и полом. Завершается ранний возраст кризисом 3 лет. Ребенокосознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У негоформируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательныхпроявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др.Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Младший дошкольный возрастхарактеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития.Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; болееразнообразными и координированными становятся движения. С 3–4 лет происходятсущественные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношенияхс окружающими: взрослыми и сверстниками.
Ведущий виддеятельности вэтом возрасте – предметно-действенное сотрудничество.
Наиболее важноедостижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретаютцеленаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании,конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действоватьв соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивостивнимания, не сформированности произвольности поведения ребенок быстроотвлекается, оставляет одно дело ради другого. У малышей этого возраста ярковыражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенноважную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является дляребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ниммалыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательныепотребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес кобщению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединениядетей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им своеповедение.
В этом проявляетсяинтерес маленького человека к миру взрослых, которые выступают для него вкачестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместныеигры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом.Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательногоотношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности ксопереживанию. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании,конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов,развиваются его восприятие, мышление, воображение.
Трехлетний ребенок способен ужене только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятыепредставления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы,величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которымисопоставляются особенности воспринимаемых предметов.
Преобладающей формоймышления становится наглядно-образное, т.е. от манипулирования объектами ребѐнок способен перейти кманипулированию представлениями и образами. Ребенок оказывается способным нетолько объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но иусваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда,мебель). Он познаѐтто, что видит перед собой в сию минуту. В основе таких представлений лежит невыделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих вобщую ситуацию или имеющих общее назначение.
Резко возрастаетлюбознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения вразвитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляютсяэлементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточноразвернутых высказываниях.
Достижения впсихическом развитии ребенка создают благоприятные условия для существенныхсдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения,основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровойформе организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнениеопределенного задания. В данном возрасте сохраняется непроизвольный характеросновных психических процессов — внимания, памяти, мышления, а такжепотребность в эмоциональном комфорте. Однако ведущим типом общениястановится ситуативно-деловое. Это означает, что взрослый привлекает ребѐнка в первую очередь как партнѐр по интересной совместнойдеятельности. Сверстник пока мало пригоден для исполнения этой роли, посколькуещѐ невполне владеет, с ним речью трудно согласовать намерения и построить плансовместной деятельности.
II. Планируемыерезультаты освоения Программы
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующиесоциально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
К трём годамребенок:
–интересуется окружающими предметами, активно действуетс ними, исследует их свойства, экспериментирует. Использует специфические,культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов(ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Проявляетнастойчивость в достижении результата своих действий;
–стремится к общению и воспринимает смыслы в различныхситуациях общения со взрослыми, активно подражает им в движениях и действиях,умеет действовать согласованно;
–владеет активной и пассивной речью: понимает речьвзрослых, может обращаться с вопросами и просьбами, знает названия окружающихпредметов и игрушек;
–проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за ихдействиями и подражает им. Взаимодействие с ровесниками окрашено яркимиэмоциями;
–в короткой игре воспроизводит действия взрослого,впервые осуществляя игровые замещения;
–проявляет самостоятельность в бытовых и игровыхдействиях. Владеет простейшими навыками самообслуживания;
–любит слушать стихи, песни, короткие сказки,рассматривать картинки, двигаться под музыку. Проявляет живой эмоциональныйотклик на эстетические впечатления. Охотно включается в продуктивные видыдеятельности (изобразительную деятельность, конструирование и др.);
–с удовольствием двигается – ходит, бегает в разныхнаправлениях, стремится осваивать различные виды движения (подпрыгивание,лазанье, перешагивание и пр.).
III. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание психолого-педагогической работы
Непосредственно образовательная деятельностьпредставляет собой
организованное обучение в форме игровой деятельности.
Образовательные области
В соответствии сфедеральными государственными образовательными стандартами (приказ МО и наукиРФ № 1155 от 17.10.2013г.) организация образовательного процесса в учреждении предполагает воспитание, обучение и развитие детей внепосредственно-образовательной деятельности, образовательной деятельности, осуществляемойв ходе режимных моментов и в свободной самостоятельной деятельности детей втечение всего дня.
Содержание программыреализуется через организацию образовательной деятельности по следующимобразовательным областям и их интеграцию:
1. «Социально-коммуникативноеразвитие»
2. «Познавательноеразвитие»
3. «Речевое развитие»
4.«Художественно-эстетическое развитие»
5. «Физическоеразвитие».
Организацияобразовательной деятельности в ДОУ включает в себя обязательную часть и часть,формируемую участниками образовательных отношений.
Обязательная частьпрограммы обеспечиваетреализацию в учреждении примерной общеобразовательной программы дошкольногообразования «От рождения до школы» (Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой)по образовательным областям и составляет не менее 60% от общего объемареализации образовательной программы ДОУ.
Реализация содержанияобязательной части программы призвано обеспечить достижение планируемыхнепосредственных (ранний возраст) и долгосрочных (на этапе завершениядошкольного образования) результатов освоения программы, а также необходимый идостаточный уровень развития детей для успешного обучения к школе.
Вариативная часть,формируемая участниками образовательных отношений представлена в образовательной программевыбранными и разработанными самостоятельно участниками образовательныхотношений программы (парциальные программы, авторские программы), технологии(методики) по образовательным областям, направленные на развитие детей, которыесоставляет не более 40% от общего объема реализации образовательной программыДОУ. Выбор ниже представленных программ и технологий обусловленаобразовательными потребностями, интересами и мотивами детей, родителей иориентирована на специфику региональных, климатических условий, в которыхосуществляется образовательная деятельность, возможностей ДОУ, педагогическогоколлектива.
3.1.Образовательная область«Социально-коммуникативное развитие»
Первая младшая группа (2 -3 года) |
|||
Цель: создание условий для реализации образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию детей раннего возраста.
Задача: обеспечить психолого- педагогическое сопровождение образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию детей раннего возраста. |
Направление деятельности |
Формы работы |
Целевые ориентиры |
Развитие игровой деятельности Сюжетно – ролевые игры: — формирование интереса к игровым действиям; — навыки ролевого поведения; — игровые действия и сюжет; — сюжетные действия и роль.
Подвижные игры — игры с простым содержанием; — игры с ходьбой, бросанием, катанием.
Театрализованные игры — опыт общения с персонажем; -игры – действия со звуками; — игры на подражание движений животных и птиц; — игры малых фольклорных форм.
Дидактические игры — сбор пирамидки; — геометрические мозаики; -тождество и различие однородных предметов; Игры на развитие внимания, памяти, сенсорных эталонов.
Приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми — опыт доброжелательных отношений — воспитание любви к родителям и близким людям.
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу -образ «Я», семья, детский сад, родная семья.
Труд — порядок одевания и раздевания; — простейшие трудовые действия.
Безопасность -опасные ситуации и способы поведения в них; — правила безопасности дорожного движения.
Формирование предпосылок экологического сознания -способы взаимодействия с растениями и животными.
|
— игра, чтение, беседа;
— игровые упражнения;
— рассматривание;
— праздник;
-поручения;
— совместные игры со сверстниками и взрослыми;
— сезонная деятельность на участке. |
— ребенок обладает элементарными правилами поведения во время еды, умывания;
— ребенок соблюдает правила вежливости;
-ребенок использует специфические, культурно- фиксированные действия;
— ребенок знает назначение бытовых предметов;
-ребенок включается в общение со сверстниками, взрослыми;
|
3.2.Познавательное развитие.
Познавательное развитие предполагаетразвитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;формирование познавательных действий, становление сознания; развитиевоображения и творческой активности; формирование первичных представлений осебе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношенияхобъектов
окружающего мира (форме, цвете, размере,материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом,пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малойродине и Отечестве представлений о социокультурных ценностях нашего народа, оботечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, обособенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».
Основные цели и задачи
Развитиепознавательно-исследовательской деятельности. Развитие познавательных интересов детей, расширениеопыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательностии познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становлениесознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичныхпредставлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектовокружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе,причинах и следствиях и др.). Развитие восприятия, внимания, памяти,наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные,существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; уменияустанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшиеобобщения.
Приобщение к социокультурнымценностям. Ознакомление сокружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостнойкартины мира.
Формирование первичных представленийо малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашегонарода, об отечественных традициях и праздниках.
Формирование элементарныхпредставлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран инародов мира.
Формирование элементарныхматематических представлений. Формированиеэлементарных математических представлений, первичных представлений об основныхсвойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере,количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
Ознакомление с миром природы. Ознакомление с природой и природными явлениями.Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природнымиявлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразиипланеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений.Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь,охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека наЗемле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вестисебя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.
Первая младшая группа, ранний возраст (2 – 3 года)
|
|||
Цель:
создание условий для формирования представлений об объектах окружающего мира (форма, цвет, размер, материал)
Задача:
обеспечение психолого- педагогической поддержки для формирования элементарных математических представлений |
Направление деятельности |
Формы работы |
Целевые ориентиры |
Количество: — группы однородных предметов; — различение количества предметов (один – много).
Величина: — предметы контрастных размеров (больший – меньший)
Форма: — различение предметов по форме (кубик, шар, кирпичик)
Ориентировка в пространстве: — освоение окружающего пространства: группа, участок, спальня, игровая и т.д. |
— рассматривание;
— наблюдение;
— игра – экспериментирование;
— исследовательская деятельность;
— развивающая игра;
— экскурсия;
— ситуативный разговор;
— беседа;
— проблемная ситуация;
— сенсорный и интеллектуальный тренинги |
— ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;
— стремится проявлять настойчивость, действуя с предметами контрастных размеров |
3.3. Речевое развитие
Речевое развитие включает владениеречью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитиесвязной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитиеречевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи,фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой,понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формированиезвуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Основные цели и задачи
Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми идетьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия сокружающими.
Развитие всех компонентов устной речи детей:грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм;формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Практическое овладениевоспитанниками нормами речи.
Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чтению; развитиелитературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественныепроизведения, следить за развитием действия.
Первая младшая группа, ранний возраст (2 – 3 года) |
|||
Цель, задача |
Направления деятельности |
Формы работы |
Целевые ориентиры |
Цель: создание условий для реализации образовательной деятельности по речевому развитию детей раннего возраста.
Задача: обеспечить психолого – педагогическое сопровождение образовательной деятельности по речевому развитию детей раннего возраста.
|
Развитие всех компонентов устной речи |
-ребенок включен в общение; -ребенок может обращаться с вопросами и просьбами; — ребенок проявляет интерес к стихам, песням и сказкам; — ребенок сопровождает речью игровые движения; — ребенок слушает небольшие рассказы без наглядного сопровождения. |
|
Формирование словаря: — существительные, обозначающие названия игрушек; — глаголы, обозначающие трудовые действия; -прилагательные, обозначающие цвет ,величину, вкус, температуру предметов. Звуковая культура речи: — изолированные гласные и согласные звуки; -артикуляция и голосовой аппарат; — речевое дыхание, высота и сила голоса. Грамматический строй речи: — грамматическая структура речи; — согласование существительных и местоимений с глаголами; — вопросительные слова.
|
— рассматривание; — ситуативное общение; -игровая ситуация; — дидактическая игра; — беседа; — интегративная деятельность; -хороводные игры с пением; — чтение; — обсуждение; — рассказ; -игра; -обсуждение;
|
||
Чтение художественной литературы |
|||
Формирование интереса и потребности в чтении: — чтение художественных и познавательных книг; — рассматривание рисунков в книгах; -договаривание слов, фраз при чтении. |
—чтение; — рассматривание; — сопровождение произведений игровыми действиями; -игра; -беседа. |
Художественно-эстетическоеразвитие предполагаетразвитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведенийискусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;становление эстетического отношения к окружающему миру; формированиеэлементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественнойлитературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественныхпроизведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Основные формы, методы, средства развитиямузыкально-творческой деятельности детей
Одной из форм организации процесса музыкально-творческогоразвития детей дошкольного возраста являются музыкальные занятия, которыемогут проводиться в партнерском взаимодействии педагога со всей группой(фронтально) или с подгруппой (что является наиболее предпочтительнымвариантом) детей.
Кроме музыкальных занятий, особое внимание уделяется организациисвободной, самостоятельной музыкальной деятельности детей, которая включаетв себя:
• проведение музыкально-дидактических игр наразвитие музыкально-слуховых представлений, чувства ритма, ладового чувства,тембрового и динамического восприятия; творческих и музыкально-двигательныхигр;
• организацию музыкально-творческих игр-забав,игр-импровизаций, игр-хороводов, включающих исполнение на детских музыкальныхинструментах;
• танцевальные импровизации с использованиемсюжетного оформления;
• чтение сказок с выполнениеммузыкально-творческих заданий.
Предусматривается также и организация музыкальной среды всемье.Она заключается в информировании родителей относительно задач,содержания, средств музыкально-творческого развития детей на каждый месяц ирекомендациях совместного посещения детьми и родителями различных концертовдля детей (в детских музыкальных школах, концертных залах), вовлечениеродителей в подготовку и проведение праздников, развлечений, а также впосещении детских музыкальных спектаклей в театрах, в формировании у родителейумения выстраивать собственную оценочную деятельность в ходе наблюдения задостижениями ребёнка в музыкально-творческой деятельности.
Независимо от формы организации образовательной деятельности, методыи приемы музыкального развития используются в комплексе:
Словесные методы
· объяснения
· указания
· вопросы
· словесные приёмы(словесные инструкции, сюжетные рассказы, пояснения, беседы, команды)
Практические методы или методы упражнений
• игровые приёмы;
• многократное повторение трудных местили всего произведения в целом;
• сочетание приёмов: практический +наглядный методы (упражнение детей по показу взрослого); наглядный + словесный(показ и объяснение педагога); словесный + практический (объяснение педагога иупражнение детей); тактильно-мышечная наглядность + упражнение (индивидуальнаяпомощь педагога «слабым» детям, которые не справляются в силу своихпсихофизических особенностей или пропуска занятий); наглядность + упражнение(постепенное включение всех детей в пляску).
• метод рассказа: используется чащевсего в вводной части занятия при введении детей в сюжетную основу;
• объяснение: необходимо для обучениядетей игре на детских музыкальных инструментах, различным способамзвукоизвлечения;
• наглядные методы: использованиеиллюстраций, сюжетных игрушек, наглядных материалов (карточек, схем,пиктограмм) для развивающих заданий, упражнений;
• музыкальные иллюстрации: зависят отсюжетного наполнения занятия или другой музыкально-творческой деятельности,подбираются в соответствии с возрастным уровнем восприятия детьми музыки;
• игровые методы (игровые ситуации имузыкально-развивающие игры) наиболее часто используются на занятиях и приорганизации работы вне занятий.
Наглядные методы
Наглядно-слуховые приёмы:
· исполнение музыкального произведения, пениемузыкального руководителя, воспитателя, ребёнка;
· слушание инструментальной и вокальной музыки(аудиозапись);
· использование разнообразных видов фольклора(словесного, певческого, инструментального, игрового и т. д.);
· использование в качестве наглядностимузыкальных инструментов (металлофона, барабана, бубна, погремушек и т. д.).
Наглядно-зрительные приёмы:
· показ педагогом разнообразных приёмов исполнения повсем видам музыкальной деятельности;
· показ приёма детьми, которые хорошо его освоили;
· «сравнительный показ». Педагог даёт правильный инеправильный показ выполнения движения, правильное исполнение дети могутотметить хлопками;
· показ педагога с утрированными ошибками, с дальнейшимправильным исполнением детьми;
· наглядные пособия: иллюстрации, картины,музыкально-дидактические игры, видеофильмы, игрушки; всевозможные пособия иатрибуты (султанчики, листочки, платочки и т. д.)
· тактильно-мышечная наглядность. Индивидуальная помощьпедагога для принятия правильного исходного положения или при выполнении тогоили иного движения.
Приёмы, активизирующие эмоциональнуюотзывчивость:
· использование игровых мотиваций;
· сказок, стихотворений, загадок, пословиц,поговорок, закличек, потешек, примет и т.д.;
· обсуждение ситуаций взаимодействия в ходе игрыи творческой деятельности использование сюрпризных моментов;
· включение игровых и сказочных персонажей;
· использование музыкального сопровождения,соответствующего характеру осуществляемой деятельности, её темпу и содержанию;
· использование художественного слова: короткихпознавательных рассказов;
· предоставление детям возможности сделатьсамостоятельный выбор: материалов, способов действий, партнёров и т.д.;
· претворение полученных музыкальных впечатленийв самостоятельной игровой деятельности передача, имитация через движение;
· поощрение детей за внимательность,доброжелательность, сотрудничество;
· использование синтеза искусств: музыка,художественное слово, изобразительное искусство.
Содержаниеобразовательной деятельности по художественно- эстетическому развитию (музыка)
Первая младшая группа, ранний возраст (2-3 года) |
||||
Цель: создание условий для эмоционального развития и восприятия музыкально – художественной деятельности, приобщения к музыкальному искусству.
Задача: обеспечить психолого – педагогическое сопровождение музыкально – образовательного процесса для музыкального развития детей. |
Слушание (восприятие) |
Пение |
Музыкально – ритмические движения |
Игра на детских музыкальных инструментах |
— музыка народная и классическая; Используется программный музыкальный материал. |
— подпевание фраз; Используется программный музыкальный материал |
— плясовые движения; Используется программный музыкальный материал |
— бубен, барабан. дудочка. Используется программный музыкальный материал |
3.5. Физическое развитие
Образовательная область « Физическое развитие» представлена ввиде примерного содержания работы по двум направлениям:
— физическая культура;
— здоровье.
Направление образовательной деятельности по физическойкультуре предполагает достижение целей формирования у детей раннего идошкольного возраста интереса и ценностного отношения к занятиям физическойкультурой, которое включает в себя:
— развитие физических качеств: скоростных, силовых, гибкости,выносливости, координации;
— накопление и обогащение двигательного опыта детей, овладениеосновными движениями;
— формирование потребности в двигательной активности и физическомсовершенствовании.
Направление « Здоровье» в воспитательно — образовательномпроцессе предполагает:
— сохранение и укрепление физического и психического здоровья;
— воспитание культурно – гигиенических навыков;
— формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
-организацию рационального питания ( второй завтрак, питьевой режим,прием овощей и фруктов в обед и полдник).
Воспитание потребности в здоровом образе жизни осуществляется совместными усилиями взрослых по следующим направлениям:
-привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
-развитие представлений о строении человеческого тела, назначение органов.
-обучение уходу за своим телом, навыки оказания элементарной помощи;
-формирование представлений о том, что полезно и что вредно организму;
-формирование элементарных представлений об окружающей среде;
-формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям;
— развитие потребности семьи (родители) ребенка в здоровом образе жизнедеятельности и личного примера в укреплении и сохранении здоровья.
Содержание физкультурно – оздоровительной работы состоит изследующих компонентов:
— гибкого режима дня;
— утренней гимнастики;
— приема детей на улице в теплое время года;
— двигательной активность во время прогулки;
— физкультурных занятий и физкультурных досугов;
— подвижных игр;
— музыкально – ритмических движений;
— игровых упражнений, хороводов;
— логоритмической гимнастики.
Совершенствованию здоровьесберегающей системы в детскомсаду способствует комплексная физкультурно-оздоровительная работа, это:
· создание условий длядвигательной активности;
· система формированияздоровья как триединства физического, социального, экологического инравственного здоровья;
· система закаливания;
· организация рациональногопитания;
· диагностика уровняфизического развития, подготовленности, психоэмоционального состояния;
· взаимодействие ДОУ и семьи.
Осуществляемая практическая деятельность совместно с педагогами,специалистами и родителями способствует формированию у детей культурыздоровья.
Такие подходы позволяют создать условия, для того, чтобыребенок проявлял волевые усилия, следовал социальным нормам поведения вигровых и подвижных видах деятельности, соблюдал правила безопасного поведенияи личной гигиены, что является требованиями Федерального Государственногообразовательного стандарта дошкольного образования.
IV. Организационный раздел.
4.1.Организационный режим пребывания детей
Примерный режим дня в теплый период года
для детей от 2 до 3года
Режимные моменты |
Время в режиме дня |
2-3 года |
|
Прием детей, игра |
7.00 -8.00 |
Подготовка к завтраку, завтрак |
8.00 – 8.50 |
Прогулка, самостоятельная деятельность |
— |
Самостоятельная деятельность, индивидуальная работа |
8.50-9.30 |
Подготовка и проведение игры-занятия по подгруппам |
9.30-9.40-9.50 |
Самостоятельная деятельность, индивидуальная работа |
9.50-10.10 |
Второй завтрак |
10.10-10.20 |
Возвращение с прогулки, подготовка ко сну, 1-й сон |
— |
Возвращение с прогулки, водные процедуры |
11.00-11.40 |
Подготовка к обеду, обед |
11.40-12.10 |
Постепенный подъем, обед |
— |
Подготовка ко сну, сон |
12.00-15.10 |
Самостоятельная деятельность |
— |
Подготовка и проведение 1 игры-занятия по подгруппам |
— |
Подготовка и проведение 2 игры-занятия по подгруппам |
— |
Возвращение с прогулки |
— |
Подготовка ко сну, 2-й сон |
— |
Постепенный подъем |
15.10-15.30 |
Подготовка к ужину, ужин |
15.30-16.00 |
Самостоятельная деятельность (игры), индивидуальная работа |
16.00-16.20 |
Подготовка к прогулке, прогулка |
16.20-16.35 |
Самостоятельная деятельность (игры), уход домой |
16.35-19.00 |
Режим дня в холодный период
для детей от 3 до 4 лет
Режимные моменты |
Первая младшая группа (от 3 до 4 года) |
Приход детей в д/с, самостоятельная деятельность, индивидуальная работа |
7.00 — 8.00 |
Зарядка
|
8.00 – 8.05 |
Подготовка к завтраку, завтрак |
8.05 – 8.40 |
Игры, сам.-ая деятельность детей |
8.40 – 9.00 |
Организованная детская деятел.-ть, занятия со специалистами |
9.00 – 10.10 |
Второй завтрак |
10.10-10.20 |
Подготовка к прогулке, прогулка |
10.20–11.55 |
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность |
11.55-12.10 |
Подготовка к обеду, обед |
12.10-12.40 |
Подготовка ко сну, сон |
12.40-15.00 |
Постепенный подъем, самостоятельная деятельность |
15.00 – 15.25 |
Подготовка к полднику, полдник |
15.25- 15.45 |
Игры, сам.-ная, совместная, организованная деятельность |
15.45-17.25 |
Самостоятельная деятельность, подготовка к прогулке, прогулка, уход домой |
17.25-19.00 |
4.3.Календарно-тематический план.
Содержаниеобразовательной программы МАДОУ № 51 реализуется на основе комплексно –тематического принципа построения образовательного процесса.
Темы, в рамках которыхрешаются образовательные задачи социально значимые для общества, семьи,государства, кроме того, должны вызывать личностный интерес детей,положительное эмоциональное отношение. Комплексно – тематическое планированиепозволяет интегрировать содержание образовательных задач в различные видыдетской деятельности.
4.4.Организация развивающей предметно- пространственной среды.
Основныетребования к организации среды.
Важнейшим условиемреализации рабочей программы является создание развивающей и эмоциональнокомфортной для ребенка образовательной среды. Пребывание в детском саду должнодоставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны бытьувлекательными.
Важнейшие образовательныеориентиры:
— обеспечениеэмоционального благополучия детей;
— созданиеусловий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей кдругим людям;
— развитиедетской самостоятельности (инициативности, автономии и ответственности);
— развитиедетских способностей, формирующихся в разных видах деятельности.
Адекватнаяорганизация образовательной среды стимулирует развитие уверенности в себе,оптимистического отношения к жизни, дает право на ошибку, формируетпознавательные интересы, поощряет готовность к сотрудничеству и поддержкудругого в трудной ситуации, то есть обеспечивает успешную социализацию ребенкаи становление его личности.
Важную роль в решениизадач по музыкальному воспитанию играют музыкальные инструменты, техническиесредства обучения, наглядный иллюстративный материал, дидактические пособия,фонотека.
Весь необходимыйнаглядно-методический материал подобран согласно требованиям Сан ПиНа ивозрастным особенностям дошкольников.
В музыкальном залеимеется следующее оборудование:
Техническиесредства обучения:
— Музыкальныйцентр
— Фонотека
— Видеопроектор
— Ноутбук
Наглядный материал:
— Иллюстрации (времена года, музыкальные инструменты, музыкальная мозаика,)
— Портретыкомпозиторов
— Театркукол бибабо
— Маски
— Театральныекостюмы
Дидактические пособия.
Материально-техническое оснащение и оборудование,организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждениясоответствуют санитарно-гигиеническим требованиям. Имеется в достаточномколичестве мебель, игровое оборудование, дидактические игры. Подбор мебелипроводится с учетом роста детей, имеет маркировку. В ДОУ используются игрушки,безвредные для здоровья, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям иимеющие документы, подтверждающие безопасность. Пространственно-предметнаяразвивающая среда – трансформируема, способствует обогащенному развитию ивоспитанию, отвечает потребностям детей, их интересам, помогает осуществлятькомплексный подход. Материально-техническое оснащение программы открываетвозможности многофункциональности, позволяет педагогам использовать модельвариативности для различных видов детской деятельности, а также обеспечиваеторганизацию жизни и здоровья детей в детском саду в соответствии сприоритетными направлениями.
Предметная среда отражает содержание разнообразных видовдеятельности в соответствии с ФГОС ДО и характеризуется как безопасная,конструктивная, развивающая.
Для осуществления образовательного процесса в ДОУ имеетсяпрограммно-методическое обеспечение: программы, учебно-методические пособия,справочная и энциклопедическая литература, учебно-наглядные пособия(демонстрационный и раздаточный материал), видеотека, диагностическиематериалы.
Информационно-методическоеобеспечение ДОУ позволяет в достаточной мере решать образовательные задачи.
Средстваобучения позволяют стимулировать познавательную деятельность детей. Оничрезвычайно многообразны: разнообразные развивающие игры и игровые пособия,конструкторы, плакаты и альбомы, учебное видео и обучающие программы,развивающие компьютерные игры и электронные наглядные средства обучения,мультимедийные презентации, развивающие компьютерные игры, видео- и фотоматериалы,диагностические материалы и др. В детском саду имеются технические средстваобучения нового поколения: проектор, экран, ноутбуки значительно расширяющиевозможности педагогов. Характеризуются современные средства обучениядошкольников (специально организованная предметно-пространственная среда,разнообразные модели, рабочие тетради на печатной основе, мультимедийныепрезентации, флэш-карты и др.).
Предметно-пространственнаяразвивающая среда — важныйаспект, характеризующий качество дошкольного образования. Для обеспеченияподлинно творческого развития ребенка необходимо единство предметно -развивающей среды и содержательного общения, взрослых с детьми. Наличиеподвижных и стационарных средств и объектов деятельности в условиях нашегообразовательного учреждения создают каждому ребенку возможностьсамостоятельного выбора деятельности и условий ее реализации.
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организациидолжна быть:
• содержательно-насыщенной, развивающей;
• трансформируемой;
• полифункциональной;
• вариативной;
• доступной;
• безопасной;
• здоровьесберегающей;
• эстетически-привлекательной.
Основные принципы организации среды:
Оборудование помещений дошкольногоучреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетическипривлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрастудетей, игрушки — обеспечивать максимальный для данного возраста разивающийэффект.
Развивающаяпредметно-пространственная среда должна быть насыщенной, пригодной длясовместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельностидетей, отвечающей потребностям детского возраста.
Пространство группы следуеторганизовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»),оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки,материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должныбыть доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникамвыбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогудает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетоминдивидуальных особенностей детей.
Наш детский сад оснащен оборудованиемдля детской деятельности в помещении и на участке. Пространство группорганизовано в виде хорошо разграниченных зон (центров, уголков), оснащенныхбольшим количеством развивающих материалов. Оснащение уголков меняется всоответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
В группах имеется игровой материал для познавательногоразвития детей раннего и дошкольного возраста, музыкального развития, дляпродуктивной и творческой деятельности, для сюжетно-ролевых игр; игрушки иоборудование для игр во время прогулок; оборудование для физического, речевого,интеллектуального развития; игры, способствующие развитию у детей психическихпроцессов. Все оборудование размещено по тематическому принципу для того, чтобыкаждый ребенок мог найти себе занятие по душе: центр ручного труда, центрискусства, центр науки, экспериментальный центр, центр интеллектуальных игр.Созданы условия для совместной и индивидуальной активности детей. Для охраны иукрепления здоровья детей в детском саду имеется: процедурный кабинет, кабинетдля медицинского осмотра, изолятор, оборудование для физиотерапии (соллюкс,ингаляторы, УФО), бассейн, коррекционные мячи, спортивный и тренажерный зал,лыжная база, мини — релаксационные и сенсорные уголки, закрытые прогулочныеверанды для детей раннего возраста
4.5.Список литературы
При разработкеПрограммы использовались следующие литературные источники, представленные вданном перечне в порядке, учитывающем значимость и степень влияния их насодержание Программы.
1.Амонашвили Ш.А. Основыгуманной педагогики. В 20 кн. Кн. 6. Педагогическая симфония. Ч. 1.Здравствуйте, Дети! / Шалва Амонашвили. — М. : Амрита, 2013.
2.Антологиядошкольного образования: Навигатор образовательных программ дошкольногообразования:сборник. – М.: Издательство «Национальное образование», 2015.
3.Венгер Л.А.Восприятие и обучение. – М., 1969.
4.Веракса Н.Е. и др.Познавательное развитие. – М.: Мозаика-синтез, 2014.
5.Инклюзивная практикав дошкольном образовании: методич. пособие для педагогов дошк. учреждений / подред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
6.Кравцов Г.Г.,Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников: учеб. пособие. –М: Мозаика-Синтез, 2013.
7.Кривцова С.В.Патяева Е.Ю.Семья. Искуство общения с ребенком / под ред. А.Г. Асмолова. – М.:Учебная книга БИС, 2008.