Осипова Н.Н. воспитатель высшая квалификационная категория. МДОУ «ЦРР» Д /с.№2»Солнышко»-1категории р.п Межозёрный.
Статья.
«Опытно-экспериментальная деятельность
вусловиях детского сада»
Мы живем встремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутниковоготелевидения, мобильной связи, Интернета. Информационные технологии дают намновые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее.Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потокеинформации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию,анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различныхситуациях.
Проблема развитияинтеллектуально-творческого потенциала личности ребенка одна из главныхобразовательных задач. У каждого ребенка индивидуальные познавательныеспособности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, кактаковых, а в динамике их приобретения.
Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания,памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделятьхарактерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получатьудовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами,он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следуетотдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.
Одной из оптимальных технологий, поддерживающей компетентно-ориентированныйподход в образовании, можно считать метод проектов. В основу метода проектовположена идея, составляющая суть понятия «проект»,- его прагматическаянаправленность на результат, который получается при решении той или инойпрактически или теоретически значимой проблемы.
Использование метода проекта позволяет развивать познавательные способностидетей, научить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке винформационном пространстве, развить критическое мышление.
Большой интерес представляет для детей экспериментирование. Экспериментирование- это истинно детская деятельность, которая является ведущей на протяжениивсего дошкольного возраста. Эксперимент или опыт, — особый вид наблюденияорганизованный в специально созданных условиях.
Привлечение детей к проведению несложных опытов на занятиях, прогулках или вуголке природы и на участке детского сада имеет очень большое значение дляразвития наблюдательности и любознательности, воспитания активного иправильного отношения к объектам и явлениям природы.
При помощи элементарных опытов можно показать детям такие явленияв неживой природе, как замерзание воды, превращение снега и льда в воду,образование радуги и т.д.
При помощи эксперимента дети узнают о роли воды и удобрений в жизнирастений. Однако следует помнить, что нельзя увлекаться опытами, наносящимрастениям вред. Так, например, желая разъяснить значение воды для растений,предлагают иногда в жаркий день оставлять без полива одну из клумб с цветами.На другой день растения увядают. Подобную ошибку некоторые воспитателидопускают и в опытах с удобрениями.
Воспитать устойчивый интерес к природе и бережное отношение к растениямможно на примере положительных результатов труда. Детей надо учить такимприемам ухода, которые обеспечивают растениям хороший рост.
Опыт проводится в специально организованных условиях. Познавательная задачадолжна быть ясно и четко сформулирована. Её решение требуетанализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта детивысказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способрешения познавательной задачи.
Благодаря опытам у детей развивается способность сравнивать,сопоставлять, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения. Огромноезначение имеют опыты и для осознания причинно – следственных связей.
Опыты должны строиться на основе уже имеющихся у детей представлений,которые они получили в процессе наблюдений и труда. Важно, чтобы впостановке и проведении опытов дети были активными участниками. При обсуждениирезультатов опытов воспитатель подводит детей к самостоятельным выводам исуждениям.
Термин «экспериментирование» понимается намикак особый способ духовно-практического освоения действительности, направленныйна создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают своюсущность, скрытую в обычных ситуациях. Экспериментальная работа вызывает уребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ,синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активностьи любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала. Вобыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами,стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими вводу предметами, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п.Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще незнаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности.Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в тоже время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законамижизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видахдеятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы иоборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную средугруппы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно дляего здоровья.
В настоящее времямы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируетсяещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира– метод экспериментирования, который давно занял прочное место в высшей исредней школе. Разработку теоретических основ метода детскогоэкспериментирования в дошкольных учреждениях осуществляет творческий коллективспециалистов под руководством профессора, академика, Академии творческойпедагогики и Российской академии образования Н.Н. Поддъякова.
Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферуребёнка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыкови укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присущенаглядно – действенное и наглядно – образное мышление, и экспериментирование,как никакой другой метод, соответствует этим возрастным способностям. Вдошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практическиединственным способом познания мира. При формировании основ естественно – научныхи экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод,близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно,всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого методаобучения выступали такие классики педагогики, как Я.А. Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие.
Экспериментыположительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческихспособностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья за счетповышения общего уровня двигательной активности. Дети очень любятэкспериментировать им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышлениеи экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастнымособенностям.
Главноедостоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детямреальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о еговзаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе экспериментаидет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, так какпостоянно возникает необходимость операции анализа и синтеза, сравнения иобобщения. Последовательность проведения занятий, игр с учетом уровня развитияи представления детей о тех или иных объектов неживой природы. Таким образом,систематические занятия, наблюдения, эксперименты способствуют формированиюцелостной картины мира путем приобретения личного опыта ребенка.
Списокиспользуемой литературы:
1. Аквелина Г.Н.« Наблюдения и опыты на уроках природоведения: пособие для учителя начальнойшколы.» — М., Просвещение, 1988 – 96с.
2. Бабаева Т.И.Методические советы к программе «Детство». – СПб.: Детство-Пресс,2004.-304с
3.Воронкевич О.А.« Добро пожаловать в экологию! Часть вторая. Перспективный план работы пооформлению экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.» -С-Пб.: Семейство – пресс, 2003.
4. Выготский Л.С.«Этюды по истории поведения.» — М., 1993.
5..Детство:Программа развития и воспитания детей в детском саду/ Логинова В.И. и др.; подред. Бабаевой Т.И., Михайловрй З.А., Гурович Л.М.: СПб.6 Детство-Пресс, 2005. –244с
6. Дерябо С. Д.,Ясвин В.А. «Экологическая педагогика и психология» — Ростов-на-Дону: Феникс,1996 – 426 с.
7. Дыбина О.В.«Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.» -М., 2002 – 188 с.
8. Зарипова А.Л.«Элементарная поисковая деятельность в детском саду.» — Дошкольноевоспитание, 1994 — №7 – 96 с.
9. ЗенинаТ.,Туркина Л. Неживая природа.// Дошкольное воспитание. – 2005, -№7
10.Зверев И. Д.«Экология в школьном обучении: новый аспект образования.» — М., 1980 – 193 с.
11. Зерщикова Т.О.«Воспитание и обучение. Экологическое развитие в процессе ознакомления сокружающим.» — Дошкольное воспитание, 2005 — №7 – 177с.
12. Комлева И.А.« Дети экспериментируют? Да! Роль экспериментальной деятельности впознавательном развитии дошкольников.» — Дошкольное воспитание. – 2004. — №8.
