Статья «Рольигровой деятельности в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья»
Именно в игре происходит адаптация воспитанников с ограниченнымивозможностями здоровья к системе общественно-полезной деятельности, формируетсясоответствие социальным нормам, развивается интерес к общественно-полезнойдеятельности. Игровая деятельность непосредственно связана с учебнойдеятельностью. Она значительно расширяет ее возможности и является важнымисточником развития и адаптации «особых» детей.
Особенности игровой деятельности воспитанников с ограниченнымивозможностями здоровья заключается в том, что дети в ходе игры осваивают новыйматериал, но в доступной и занимательной форме. Хорошие результаты даютсюжетно-ролевые игры по различной тематике. В процессе сюжетно-ролевой игрыобучающиеся могут приобрести знания о многих профессиях, приобрести необходимыйпрактический опыт в специально смоделированных бытовых ситуациях, а также научитьсяориентироваться в новой ситуации.
Необходимо отметить, что рганизованная сюжетно-ролевая играпредполагает совместную деятельность. При использовании игры в рамках урока,учитель решает следующие конкретные задачи:
1. расширяет и постепенно углубляет знания учащихся по выбраннымтемам
2. развивает в ходе игр коммуникативные навыки детей и учитиспользовать ранее усвоенный словарь и развивать специфический, связанный ссюжетами игр
3. развивает активность, самостоятельность, логическое мышление,воображение, способствует развитию познавательного интереса
Большую роль в развитии детей с ограниченными возможностямиздоровья играют дидактические игры. Они не только обогащают сенсорный опытребенка, способствуют развитию руки и укреплению ее мышц, совершенствуют мелкуюмоторику пальцев, но и развивают интеллектуальную деятельность, внимание,память. В процессе таких практических действий как соединение, разъединение,проталкивание, нанизывание предметов, развиваются логические представления имыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
К дидактическим (развивающим) играм относятся разнообразныенастольные игры. Настольные игры — самый лучший способ весело и интереснопровести время всей семьей или внести игровой элемент в коррекционное занятие сдетьми, а, кроме того, они обладают множеством развивающих функций. С помощьюнастольных игр можно успешно развивать речевые навыки, математическиеспособности, логику, внимание, память, быстроту реакции, учиться моделироватьжизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.
Особое место в игровой деятельности имеют пальчиковые игры. Развитие мелкой моторики пальцев подготавливают почвудля последующего формирования речи. На каждом уроке ежедневно необходимоуделять три-четыре минуты на упражнения с обязательным речевым сопровождением.В ходе «пальчиковых игр» обучающиеся, повторяя движения взрослого, активизируютмоторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своимидвижениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игрытребуют участия обеих рук, что дает возможность обучающимся ориентироваться впонятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз».
Родителям и педагогам не следует забыватьи о народной игрушке. «Она способствует формированию эстетического вкуса,базовых представлений о национальной культуре, обеспечивает связь времен. Насегодняшний день, можно найти игрушки-забавы: курочки, мельница,мишка-верхолаз, раскачивающийся бычок, также упомянутые выше свистульки, и,конечно, сюжетные фигурки, композиции, различные изделия народных промыслов,предназначенных для росписи (деревянные и глиняные)».Важность присутствия вигровом пространстве малыша народных игрушек заключается еще и в том, что этиобъекты выполнены из натуральных материалов, обладают естественной цветовойгаммой и адекватно отражают окружающий мир. Это особенно ценно в условияхраспространенности игрушек из синтетических материалов (пластмасса, вспененныеполимеры, пластизоль), часто окрашенных в яркие, вызывающие цвета, обладающихнереальными свойствами, так как формирующиеся органы чувств ребенка должнывоспринимать сигналы из окружающего мира, соответствующие реальности.
Таким образом, игровая деятельность способствует развитию личностии социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в целом: преждевсего его речи и слуха, а также психологических составляющих — его памяти,воображения, речи, мышления, эмоциональной сферы, инициативы, самостоятельностии творческой активности.