Развивающиеречевые игры по теме: Зимующие птицы
Понедельник
1. Пальчиковаягимнастика
2. Артикуляционная гимнастика
3. Вспомните, какихзимующих птиц вы знаете. (не менее 5). Объясните, почему мы этих птицназываем ЗИМУЮЩИЕ. Разделите на слоги слова – названия зимующих птиц(хлопками): СНЕГИРЬ, СИНИЦА, ВОРОБЕЙ, ВОРОНА, КЛЕСТ, СОРОКА.
4. Назовиласково: СИНИЦА – СИНИЧКА, ГОЛУБЬ — ……, СНЕГИРЬ — ……., ВОРОБЕЙ — …….(еще нескольких птиц)
5. Сравниптиц с животными и людьми:
• У человека дети, а у птицы – птенцы.
• У человека нос, а у птицы –
• У животных шерсть, а у птиц –
• У животных лапы, а у птиц –
6. Ктокак разговаривает?
• Воробей – чирикает
• Ворона –
• Голубь –
• Сорока –
7. Составьпредложения со словами СОРОКА, ВОРОНА, ПТИЦЫ и предлогами НА, ПОД,ОКОЛО, РЯДОМ. (Например: Около кормушки летели белобокая сорока и крикливаяворона.) – с опорой на картинку.
8. Пересказ: Прослушайтетекст, ответьте на вопросы полным предложением.
СНЕГИРЬ.
Ребята, вы знаете, что многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. Аесть такие, что прилетают к нам только зимой. И называются они «снегири»,потому что появляются у нас вместе со снегом. Увидать снегирей легко. Ихкрасные грудки, голубовато – серые спинки, черные бархатные шапочкии крылья хорошо заметны на белом снегу.
Ответить навопросы:
• Как выглядят снегири?
• Когда появляются снегири?
• Каких еще зимующих птиц вы знаете?
9. Объясните слова: БЕЛОБОКАЯ СОРОКА, КРАСНОГРУДЫЙ СНЕГИРЬ,ЧЕРНОКРЫЛАЯ ВОРОНА, ДЛИННОХВОСТАЯ СОРОКА.
Вторник
1. Пальчиковаягимнастика
2. Артикуляционная гимнастика
3. Игра« Подбери признак»
Воробей (какой?) –серый, маленький, бойкий.
Ворона…
Голубь…
Синица…
Снегирь…
3. Игра «Кто как голос подает»
Ворона – «кар-кар»— она каркает,
Воробей –«чик-чирик» – он чирикает.
Голубь… —
Синица… —
Сорока.. —
4. Игра «2и 5» (согласование числительных и существительных):
воробей, 2воробья, 5 воробьев
голубь…
снегирь…
синица…
ворона…
5. Игра«Чей клюв, чья голова» (образованиепритяжательных прилагательных).
У вороны клюв(чей?) – вороний, голова (чья?) – воронья
Усороки —сорочий, — сорочья.
У голубя—
У совы—
У воробья-
6. Игра«Сложи слово»
У синицы жёлтаягрудка – значит она какая? — желтогрудая.
У сороки длинныйхвост, значит она какая? — длиннохвостая.
У вороны черныекрылья — значит она …
У голубя сизыекрылья – значит он …
У сороки белаягрудка – значит она …
7.Образование глаголов с помощью приставок.
Сова из дупла (чтосделала?) – вылетела.
Откуда вылетеласорока? – из дупла.
Какое «маленькоеслово» помогло найти птицу? – «из».
Аналогичносоставлять с предложения и отвечать на вопросы:
Сова вдупло… Кудавлетела сова?
Сорока над поляной…Над чем пролетела сорока?
Голубь на крышу…Куда прилетел голубь?
Воробей под ветки… Куда подлетел воробей?
Ворона за куст…Куда залетела ворона?
Ворона из-закуста… Откуда вылетела ворона?
8. Игра «4– лишний»
Голубь, ворона, дятел, совенок.
Сорока,воробей, петух, снегирь.
Петух, синица, гусь,индюк.
Среда
1.Пальчиковаяигра «Птички»
2. Артикуляционная гимнастика
Птички полетели,
(Большиепальцы выпрямить и сложить вместе — это туловище птицы, ладошки развести встороны, словно птичьи крылья, тыльной стороной ладоней к себе)
Крыльями махали.
(Махикистями рук)
На деревья сели,
(Большиепальцы выпрямить и сложить вместе — это туловище птицы, ладошки развести встороны, словно птичьи крылья, внутренней сторонойладоней к себе)
Вместе отдыхали.
(Помахиватьладонями)
3.Составление рассказов о зимующих птицах (с опорой на иллюстрации) в формезагадок-описаний по схеме:
1. Ктоэто (это птица)
2. Какиечасти тела у неё есть?
3. Перелетнаяили зимующая?
4. Какназывается дом?
5. Чемпитается?
6. Какназывают птенцов?
7. Какголос подает?
8. Какуюпользу приносит?
4. Отгадайзагадки:
Я по дереву стучу,
Червячка достать хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой. (Дятел)
Ты откуда, тыоткуда,
Прилетел к нам, красногрудый,
– Облетел я всю Сибирь.
– Как зовут тебя…? (Снегирь)
Верещунья –белобока,
А зовут ее… (Сорока)
Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй не робей!
Кто это? … (Воробей)
Жёлтое брюшко
У маленькой птички.
А зовут её … (Синичка)
Чёрная, как вар,
Кричит: “Кар-р-р!” (Ворона)
Белый бок, серыйбок,
Воркует нежно … (Голубок)
Эти птички схохолком
И красивые притом,
На рябину прилетели.
Птички эти — … (Свиристели)
5.Звуки Ки Х: (разделитьдетей на 2 команды — это птички, которые ловят звуки – одна командахлопает в ладоши, когда услышит звук К, а другая – когда услышат Х :
Хвост,крыло, сорока, хохолок (оба звука), клюв, пух, клест, взмах, грудка.
6. Изобразитьдвижения под стихотворение:
Вот на ветках,посмотри,
В красных майкахснегири
Распустилипёрышки,
Греются насолнышке.
Головой вертят
Улететь хотят
Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью! Заметелью!
Пятница
1. Артикуляционнаягимнастика
2. Упражнение«Назови гласные звуки в словах».
Дети, повторяя слова, на слух выделяет все гласные в названиях зимующихптиц. «Давайте громко и плавно позовем птиц в лесу, а эхо будет нам отвечать.Какие гласные звуки спело ЭХО?»
Например: СИНИЦА – И, И, А;
ВОРОНА – а, о, а
СОРОКА- а, о, а
ВОРОБЕЙ- а, а, э (слышим звук Э)
ДЯТЕЛ- а, э (слышим Э)
СНЕГИРЬ- и, и
ГОЛУБЬ- о, у
СОВА- а, а
СВИРИСТЕЛЬ- и, и, э
КЛЁСТ- звук О.
Ребята, в какихсловах-названиях птиц мы услышали звук Э ? Какой это звук? (гласный илисогласный)? Каким цветом мы будем обозначать его в словах? (красным).
3. Прочитайте и обсудите с детьми стихотворение:
Покормите птицзимой!
Пусть со всехконцов
К вам слетятся,как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты ихкорма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима.
Столько гибнет их,
Не счесть,
Видеть тяжело!
А ведь в вашемсердце есть
И для них тепло.
Разве можнозабывать:
Улететь могли,
А осталисьзимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц вмороз
К своему окну,
Чтоб без песен непришлось
Нам встречатьвесну
(А. Яшин)
4. Речь сдвижением «Кормушка»
(Детиподходят к воспитателю в центр группы)
Ребята дощечкипилили, пилили (пилящие движения ребром ладони)
И дружно кормушкудля птиц мастерили (постукивание кулачками друг по другу)
В неё мы насыплемдля птиц угощенье (имитация движения кормления)
А чтобы на птичийобед посмотреть
Чуть–чуть отойдёми не будем шуметь. (Отходим назад и подносим указательный палец к губам)
5. Игра«Скажи наоборот» (подбери слово):
Ворона большая, аворобей – какой? (маленький)
Сорокадлиннохвостая, а воробей – какой? (короткохвостый)
Дятелдлинноклювый, а воробей – какой? (короткоклювый)
У вороны клювбольшой и толстый, а у воробья какой? ( маленький и тонкий)
У снегиря грудкакрасная, а у синички — …?
Снегирь подлетел клесу, а воробей — …?
Снегирь сидит наверхней ветке, а воробей на …?