Структура первого занятия:
Тема:звук и буква Ш.
Цель: Знакомстводетей со звуком [Ш], с его характерными особенностями и знакомство с буквой Ш.
Задачи:
1. Закреплениехарактеристик звука и соотнесение его с соответствующей буквой.
2. Закреплениеправильного произношения звука в слогах, в словах.
3. Закреплениеумения определять звук [Ш] в словах, в слогах.
4. Знакомствос буквой Ш.
5. Развитиенавыков узнавания заглавной и строчной буквы, складывание из изученных ранеегласных слогов и слов, послоговое чтение выложенного материала.
6. Закреплениенавыков звукобуквенного и слогового анализа слов.
7. Развитиепервичных навыков печатания заглавной и строчной буквы.
8. Развитиезрительного внимания, объема зрительного восприятия и памяти, формированиязвукобуквенного и языкового анализа и синтеза, развитие графо — моторныхнавыков зрительной моторной координации и ориентировании в пространстве.
Оборудование:
1. Печатноеизображение заглавной и строчной буквы «Ш».
2. Таблицыс различным изображением буквы, счетные палки.
3. Кассабукв на каждого ребенка.
4. Тетрадьв широкую линейку, ручка и трафарет буквы.
5. Предметныеиллюстрации (ШАПКА, ШИШКА, КОШКА, МЫШЬ).
Организационный момент:
1. Логопед выкладывает на доскеиллюстрации, просит назвать, определить общий звук и сформулировать темузанятия.
-Назовите, какие картинки изображены? (ШАПКА, КОШКА, МЫШЬ).
-Как вы думаете, какой общий звук у этихслов?
-Правильно, звук [Ш], А теперь все вместепроизнесем звук [Ш].
2. –Ребята, что мы можем сказать об этомзвуке?
-Гласный или согласный? (Согласный)
—Почему?(Наличие преграды).
—Звонкийили глухой? (глухой).
-Почему? (горлышко не поет).
-Твердый или мягкий? (Твердый).
-Почему?
-Каким цветом будем обозначать? (Синим).
-Почему? (Так как согласный, твердый).
3. – А сейчас пришло время познакомиться сбуквой Ш.
— Звук [Ш] обозначается буквой Ш.(выложить на доске картинки с изображением буквы Ш).
— Давайте вспомним правило про буквы извуки. (Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим).
-На что похожа эта буква? (Вила,расческа).
4. Пропись буквы рукой в воздухе.
-Напишем букву Ш в воздухе. Смотрим замной, сверху вниз проводим три горизонтальные линии, а потом внизу слеванаправо их соединяем.
5. Физкультминутка.
Физкультминуткувыполняем
Словасо звуком [Ш] запоминаем!
Дуетветер нам в лицо,
Закачалосьдеревцо,
Ветероквсе выше, выше,
Деревцовсе ниже, ниже,
Ветероквсе тише, тише,
Адеревцо все выше, выше.
-какие слова со звуком [Ш] вы запомнили?
-Молодцы!
6. –Ребята, мы выложим букву из палочек.(Приготовить палочки)
-Все справились, умницы!
7. Чтение слогов и слов. Работа с кассамибукв.
-Сейчас каждый из вас найдет большуюзаглавную букву и маленькую строчную букву Ш.
-Прежде чем выполнить задание вспомнимправило «В слове столько слогов, сколько гласных звуков».
-Буква Ш у нас подружилась с буквами А, У,О. А теперь прочитаем, что у нас получилось? (ША, ШО, ОШ, УШ, АШ и т.д.)
-Прежде чем выполнить следующее заданиевспомним правило «В слове столько слогов, сколько гласных звуков».
— Посмотрите на картинки и скажитеназвания. ( ШУБА, ШАПКА, ЛЯГУШКА). А теперь, скажем сколько слогов в этихсловах? Я называю слово, а вы хлопните. (ШАПКА).
8. Работа в тетрадях.
-Ребята берем тетради и трафарет,открываем тетрадь и кладем трафарет буквы Ш в левый верхний угол, рисуем ее изаштрихуем слева направо. В тетради по образцу печатаете букву Ш, одну строчкубольшую заглавную букву, одну строчку маленькую строчную букву Ш. Не забываемоставлять расстояние между буквами.
11. Итог занятия.
— Таким образом, с какой буквой мысегодня с вами познакомились?
— Кто расскажет все о звуке [Ш]?
-Какое правило заучили?
-Что больше всего вам понравилось насегодняшнем занятии?
-Отдыхать пойдет тот, кто слово со звуком[Ш] мне назовет?
Домашнее задание: пропись буквы в тетради.