X-PDF

Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка дошкольника

Поделиться статьей

План работы по самообразованию на2020-2021 год

Воспитатель Аничкина Евгения Павловна

Тема: «Художественная литература каксредство всестороннего развития дошкольника»

АКТУАЛЬНОСТЬ.

В наш век новых информационных технологий роль книгиизменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрастедети предпочитают книге другие источники информации: телевидение,видеопродукцию, компьютер, — поэтому моя роль, как педагога состоит в том,чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературнымпроизведениям, привить любовь к художественному слову, уважение к книге. Книгадает возможность домыслить, пофантазировать. Она учит размышлятьнад новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умениедумать самостоятельно.

Художественная литература служит действеннымсредством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развиваетмышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцырусского литературного языка. Велика роль художественной литературы в развитииречи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе. Поэтому цельюсвоей педагогической деятельности определила развитие речи детей дошкольного возрастапри ознакомлении с художественной литературой. В дошкольный период происходитстановление речи и ее формирование. В эти годы ребенок усваивает звуки родногоязыка, учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы,быстро накапливает словарный запас. С развитием речи у дошкольников усиливаетсяпотребность в общении. Постепенно уточняются правила общения, дети осваиваютновые формулы речевого этикета. Но в некоторых ситуациях дети отказываютсяиспользовать общепринятые речевые формы. Причин для этого может быть несколько.Самая главная — это недостаток общения, чтения и слушания художественнойлитературы и, как следствие, бедный словарь дошкольника. Важнейший путь решенияданной проблемы — обучение речевому этикету детей, в особенности старшегодошкольного возраста посредством чтения художественной литературы, так какименно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственнойкультуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируетсяпродуктивный опыт повседневной коммуникации.

К сожалению, в наше время наблюдаетсядефицит уважительного отношения к собеседнику или просто кпостороннему человеку: необязательно здороваться с соседом, можно неблагодарить за оказанную услугу, перебивать. Поэтому я считаю, что эта темадостаточно актуальна на данный момент.

Проблема приобщения детей дошкольного возраста кхудожественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третьетысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступныхисточников. В таком случае, страдают прежде всего, дети, теряя связь с семейнымчтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысленияценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитаниядошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народнымнаследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественнойлитературы. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которойумелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

В работе с детьми особое значение имеет – обращение кхудожественной литературе.

Дошедшие из глубины веков потешки, заклички,приговорки, прибаутки, перевертыши и т.

д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенкужизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащаетего эмоции.

Ценность чтения художественной литературы в том, чтос её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком.

  ЦЕЛЬ: развитие речи детей дошкольноговозраста при ознакомлении с художественной литературой.

 ЗАДАЧИ:

  Сформировать интереск художественной литературе.

  Расширять иактивизировать словарный запас детей.

  Знакомить с основнымижанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.

  Совершенствоватьхудожественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, вдраматизациях.

  Обращать вниманиедетей на изобразительно-выразительные средства; помогать почувствовать красотуи выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.

  Развивать творческиеспособности у детей.

ПРЕДПОЛОГАЕМЫЙ  РЕЗУДБТАТ:

дети любят книги, читают, рассматривают их,обмениваются своими впечатлениями, активно используют в речи выразительныесредства языка, сочиняют, фантазируют и самостоятельно могут поставитьмини-спектакли.

Раздел

Сроки

Содержание работы

Изучение

методичес

кой литератур

ы

Сентябрь — май

1.                 Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 1970.

2.                 Гербова В.В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации.

Мозаика-Синтез. Москва, 2008.

3.                 Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: СПб.: 1999.

4.                 Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972.

5.                 Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969.

6.                 Ушаков О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. – М., 1998.

Работа с детьми

Сентябрь — май

.Проведение тематических бесед.

«Книги разные нужны – книги разные важны»

« У моих книг есть свой дом»

«Важность книги в жизни человека»

«Какие бывают книги?»

«Что есть в библиотеке»

«Мои любимые сказки»

«Чем отличаются добрые и злые герои сказок»

«Почему нужно беречь книги?»

Сентябрь

Организация уголка книги. Работа в уголке книги. Уход за книгами.

в течение всего года

Акция « Принеси любимую книгу для чтения в сад»

В течение всего года, в ходе разнообразных НОД и в режимных моментах

.Проведение словесных дидактических игр по развитию речи

Представленная информация была полезной?
ДА
58.96%
НЕТ
41.04%
Проголосовало: 1111

«Как правильно?»

«Объясни слово»

«Вспомните, кто говорил волшебные фразы»

Угадай, где проза, где стихотворение, где загадка, где пословица, где считалочка».

в течение всего года

Развивающие игры  на основе сказочных образов и сюжетов, связанных с природой и животными

« Где обедал воробей?»

« Угадай из какой сказки животное»

 « Необычное животное»

в течение всего года

Слушание и пересказ сказок.

в течение всего года

Придумывание продолжения к известной сказке или другой конец сказки.



 

Декабрь

Новогодний утренник по сказке «Снежная королева»

Февраль –март -апрель

Разыгрывание  сказок с помощью инсценировки разнообразных видов театра .

« Заюшкина избушка», «Лисичка – сестричка и серый волк» «Три поросенка»,

Ноябрь

Литературная викторина «Угадай сказку»

Октябрь

театр теней «Гуси-лебеди».

Апредб

НОД «Мой любимый сказочный герой»;

Январь

Литературный концерт (чтение детьми стихотворений);

Май

НОД «Обложка для книги сказок»;

в течение всего года

Прослушивание аудио сказок в исполнении знаменитых артистов

в течение всего года

Творческая самостоятельная деятельность детей в свободное время с использованием читательского опыта.

Апрель

. Вечер сказок; инсценировка отрывка из сказки

в течение всего года

Заучивание потешек, загадок…

 

 

 

 

 

 


Работа с      Сентябрь    Анкетирование   «Организация домашнего чтения в семье» семьёй

                                  Октябрь               Пополнениебиблиотеки группы.

в течение всего   Информирование родителей о том,какие произведения года       входят в круг чтения данного возраста.

Ноябрь — декабрь Помещение вуголке для родителей советов и пожеланий – как организовывать домашнее чтение.

Консультации:

«Сказкав жизни ребенка»

«как икогда рассказывать сказки»

« О чем  и как беседовать с ребенком о прочитанном»«Личная библиотека вашего ребенка»

в течение всего   Проведение индивидуальныхконсультаций и бесед с года родителями на конкретные важные для той или инойсемьи.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.96%
НЕТ
41.04%
Проголосовало: 1111

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет