ОДОфилиала МБОУ»Коробицынская СОШ» в п. Красносельское
ПРОЕКТНОЕЗАДАНИЕ
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕМНЕМОТАБЛИЦ ПРИ ЗАУЧИВАНИИ СТИХОТВОРЕНИЙ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СТНР
Выполнила:БОКОВА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА, ВОСПИТАТЕЛЬ
2014год
Содержание
Введение
1. Теоретическаячасть:
1.1 Что такое мнемотехника.
1.2 Цель и задачи проекта.
1.3 Ожидаемые результаты.
2. Практическаячасть.
3. Списокиспользованных источников.
4. Приложение.
I
Введение
Можем ли мыпрожить без поэзии хоть один день? Можем, но какая это будет жизнь? Серая,скучная, однообразная.
Ребёнок ещёлежит в колыбели, а мама уже читает ему ритмичные стихи Агнии Барто, потешки, прибаутки,поёт колыбельные песенки. Когда малыш подрастёт, этот заложенный в подсознаниипервый опыт облегчит ему сознательный подход к процессу заучивания, квосприятию и воспроизведению художественных произведений.
Кроместихотворений, которые дети заучивают на занятиях, в жизни детского сада ещёмного моментов, где требуется заучивание стихотворных текстов. Это и стихи кпраздникам, утренникам, развлечениям, тексты песен, понравившийся ребёнкустишок, который он непременно хочет выучить и рассказать маме. И этозамечательно, так как установка мобилизует память, внимание, ребёнок стараетсябыстрее и лучше запомнить текст.
Заучиваниестихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяется кругозор,память, формируется культурный уровень ребёнка. Каждое стихотворение, усвоенноемалышом, обогащает его словарный запас, что в свою очередь формирует речьдошкольника.
Чем большеребёнок будет учить наизусть, тем больший объём памяти сформируется у него длядальнейшего обучения.
Дети по-разномузапоминают текст стихотворений: кто-то быстрее, кто-то медленнее, один ребёнокзапоминает текст надолго, другой быстро его забывает. Особенно труднозапоминать стихотворения детям с ОНР. Ведь у них: «При относительно сохраннойсмысловой, логической памяти…заметно снижены по сравнению с нормально говорящимисверстниками вербальная память и продуктивность запоминания» (Т.Б. Филичева,Г.В. Чиркина). Заучивая стихи, эти дети часто забывают слова, переставляют ихместами, подолгу не могут вспомнить, что же дальше. Поэтому дети с речевыминарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами иметодами запоминания. Такая работа вызывает у них быстрое утомление иотрицательные эмоции.
Как же сделать,чтобы непосильный труд превратился в привлекательный и интересный для детей виддеятельности. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминаниеносит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся уребёнка после прослушивания,
II
сопровождающегосяпросмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольнойзрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить текст.
Использованиемнемотаблиц – это попытка задействовать для решения познавательных задачзрительную, двигательную, ассоциативную память.
Мнемотаблица –это схема, в которую заложена определённая информация. Особенность методики –применение изображения не предметов, а их символов (весна – буква « В», птица –галочка и др.).
Научныеисследования и практика, подтверждают, что именно наглядные модели являются тойформой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольноговозраста (Леон Лоренсо С., Хализева Л.М. и др.) .
Следовательноактуальность использования мнемотехники в работе с дошкольниками состоит в том,что:
— во-первых,ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНРхарактерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использованиемнемотаблиц вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
— во-вторых,использование символов облегчает и ускоряет процесс запоминания стихотворноготекста, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепленияпамяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, чертиграфики»;
— в-третьих,применяя мнемотаблицы, мы учим видеть детей главное в стихотворении систематизироватьполученные знания.
Создавая (подруководством воспитателя) мнемотаблицу, ребёнок учится самостоятельности,усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышаетсячувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворённостьрезультатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, какпамять, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативностикоррекционной работы.
Поэтомунаряду с традиционными методами и приёмами, используемыми при заучивании
стихотворений,очень эффективны приёмы мнемотехники.
III
Наличиезрительного плана-схемы делает воспроизведение детьми стихотворных текстов чёткими,связными и последовательными. А неприятная, утомительная работа превращается влюбимый детьми вид деятельности – увлекательную игру.
IV
Теоретическаячасть
Правильнаяорганизация обучения детей с ОВЗ – очень сложное дело. Следует помнить, что,как и для нормально развивающихся детей, наиболее эффективно такое обучение,которое несколько опережает развитие ребёнка, однако не превышает еговозможностей.
Поэтому, нарядус общепринятыми приёмами и принципами вполне обосновано использованиеоригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Коррекционноевоздействие должно основываться на максимальном использовании возможностейдетей с ОНР и постепенной активизации нарушенных функций.
Практика работыв логопедических группах показывает, что в качестве эффективного коррекционногосредства можно использовать наглядные мнемотехнические методы.
Слова «мнемотехника»и «мнемоника» обозначают одно и то же – техника запоминания. Онипроисходят от греческого «mnemonikon»- искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (VI век до н.э.).
Искусствозапоминания назвали словом «mnemonikon»по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз.
Первыесохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86 – 82 г.г. до н. э.и принадлежат перу Цицерона, а также Квинталиану.
Современныйэнциклопедический словарь даёт следующие определения мнемотехнике:
— мнемотехника– искусство запоминания, совокупность приёмов и способов, облегчающихзапоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственныхассоциаций;
— мнемотехника:
1) то же, чтомнемоника;
2) цирковой иэстрадный номер, основанный на искусстве запоминания («отгадывание» чисел,предметов, дат, имён). Исполняется двумя артистами при помощи специальноразработанного кода.
V
Можно дать итретье определение мнемотехники, которое наиболее точно отображает современнуюмнемотехнику:
— мнемотехника –это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозгинформацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.
Мнемотехникаиспользует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностьюконтролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Первоначальномнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) ипредназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехниказначительно продвинулась, как в теоретическом, так и в техническом плане, иделает возможным, не только фиксацию в памяти последовательности текстовогоматериала, но и позволяет безошибочно запоминать любую точную информацию,которая традиционно считается не- запоминаемой: списки телефонных номеров,хронологические таблицы, разнообразные числовые таблицы, анкетные данные,сложные учебные тексты, содержащие большое количество терминологии и числовыхсведений и т.п.
Овладениемнемотехникой – это овладение инструментальным навыком. Обучение мнемотехникеможно сравнить с обучением машинописи, стенографии. Очевидно, что дляформирования навыка необходимо выполнять упражнения. Без упражнений освоитьмнемотехнику нельзя. После формирования навыка запоминания человек можетпользоваться этим навыком, а может и не пользоваться. Сама по себе информациязапоминаться не будет. Для запоминания каждый раз придётся применятьсформированный навык запоминания – последовательность определённых мыслительныхдействий, ведущих к фиксации информации в мозге.
Качествозапоминания, которое даёт мнемотехника, можно сравнить с перемещением по папкамв компьютере. Но, к сожалению, в каждой «мнемонической папке» может бытьзаписано не так много информации – от одного до нескольких десятков телефонныхномеров, например. Запомненные сведения могут быть точно воспроизведены как впрямом, так и в обратном порядке, а также выборочно, без перебора всей, имеющейсяв памяти информации.
Длительностьсохранения информации в памяти полностью контролируется. Можно запомнитьсведения всего лишь на один час, а можно сохранить на всю жизнь. Запомненныесведения можно сознательно стирать из своего мозга, путём запоминания на ихместа новых сведений.
VI
Мнемотехниказначительно повышает обучаемость любым дисциплинам и даёт возможность неотставать от технического прогресса.
Итак, что жетакое современная мнемотехника?
Это возможностьнакапливать в памяти большое количество точной информации. Это экономия временипри запоминании – процесс запоминания полностью контролируется. Это сохранениезапомненных сведений в памяти – то, что вы запомнили, вам больше не придётсяучить заново. Это мощная тренировка внимания и мышления. Это реальный шансбыстро освоить несколько новых специальностей и стать профессионалом в своейобласти.
Мнемотехнику вдошкольной педагогике называют по-разному: сенсорно-графическими схемами (В.К.Воробьёва), предметно-схематическими моделями (Т.А.Ткаченко),блоками-квадратами (В.П.Глухова), схемой составления рассказа (Л.Н.Ефименко).
Использованиемнемотехники занимает большое место в дошкольном возрасте. Для того, чтобывыработать у детей с самого раннего детства определённые навыки и умения, в обучающийпроцесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Они отображают,например, алгоритмы процессов умывания, одевания на прогулку, правилапользования спортивным уголком и т. п.
Мнемотаблицыособенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается вследующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка(изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на этисхемы, ребёнок легко запоминает и воспроизводит текстовую информацию.
На начальномэтапе взрослый предлагает готовую план-схему, а по мере обучения ребёнок такжеактивно включается в процесс создания своей схемы.
Таким образом,перед нами встали следующие задачи:
VII
Цельпроекта: Повышение эффективности заучивания стихов и малых фольклорныхформ
дошкольниками старшего возраста с ОНР.
Задачипроекта: 1) Изучение и анализ педагогической литературы по данной теме;
2) Формирование у детей практических умений по использованию
мнемотаблиц при заучивании стихов:
а) умение выделять основное смысловое содержание стихотворения;
б) умение устанавливать причинно-следственную связь;
в) умение пользоваться приёмами мнемотехники;
г) умение классифицировать и обобщать.
3) Обогащение предметно-развивающей среды по теме «Весна»
Ожидаемыерезультаты:
1) Повышение собственной профессиональнойкомпетенции;
формированиепрактических умений по использованию мнемотаблиц
призаучивании стихотворений детьми старшего дошкольного
возрастас ОНР.
2) Развитие у детей интереса к заучиваниюстихотворений и малых фольклорных форм.
3) Расширение представлений детей охарактерных особенностях предметов и явлений окружающей жизни.
4) Преодоление у детей робости,стеснительности при публичном выступлении.
VIII
Практическаячаcть
Своюпедагогическую деятельность я начала в восьмидесятых годах прошлого века. В товремя не было такого обилия информации, как сейчас. Телевизионных каналов быловсего два или три, мультфильмы показывали один раз в день, в строго отведённые30 минут, детские иллюстрированные книги являлись огромным дефицитом, овидеопроигрывателях ещё мало кто слышал, а компьютеров и DVD и в помине не было. Этим я могу объяснить огромный интерес детей тоговремени к чтению им книг, слушанию сказок, заучиванию стихотворений.
Но время идёт,новые информационные технологии входят в нашу жизнь, головы наших детей частозабиваются информационным мусором и былого интереса к таким строчкам, как:«Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром…», уже нет.
Наша задача, какпедагогов, открыть детям красоту поэзии, заманить их в этот чарующий мир слов исравнений, научить отличать истинное богатство от наносного мусора.
Заучиваниестихотворений всегда вызывало трудности у некоторых детей. С ними проводиласьиндивидуальная работа, и этого было достаточно.
Начав работать влогопедической группе, я столкнулась с тем, что заучивание стихотворениявызывает трудности почти у всех детей, так как у дошкольников с ОНР заметноснижена слуховая память и продуктивность запоминания. При подготовке кпраздничным утренникам работали не только над отличным знанием текстастихотворения, но и над выразительностью, регулированием силы голоса и былоочень обидно когда ребёнок волнуясь, забывал строчки, и тут ему уже было не довыразительности и громкости. Многодневная работа шла насмарку. Ребёнок неполучал удовлетворения от своего выступления, терял веру в свои силы.
Случайнопрочитанные слова К.Д.Ушинского: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным емупяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать такихслов с картинками, и он усвоит их на лету» подтолкнули меня использовать приёмымнемотехники при заучивании стихотворений.
Начала работу спростейших мнемоквадратов. Таким образом, проводила работу над словом.Например, давала детям слово «девочка», его символическое обозначение. Когдадети начинали понимать, что значит зашифровать слово, предлагала упражнение насамостоятельное
IX
кодирование словпо своим условным обозначениям. На этом этапе проводила игры: «Подбери слово»,«Что бы это значило?» Их суть заключается в том, чтобы к нарисованным символам подобрать соответствующие обозначения. Например, к символу – лицо Деда Мороза,дети подобрали такие слова как «мороз», «стужа», «холод».
Когдавоспитанники освоят игру со словом, перехожу к поэтапному кодированию сочетанияслов. Например, «большой дом». Научившись называть сочетания слов, переходим кзапоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. Например: «Детистроят дом».
Последовательноперехожу к мнемодорожкам и продолжаю работать с детьми над небольшимистихотворениями, несложными загадками. Например: «Висит груша, нельзя скушать».
После этого перехожук мнемотаблицам. В мнемотаблицах изображаю то, что считаю нужным, нопридерживаясь таких требований:
— модель должнаотражать обобщённый образ предмета;
— раскрыватьсущественное в объекте;
— замысел посозданию модели следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.
Для изготовлениямнемотаблиц не требуются художественные способности: любой педагог в состояниинарисовать подобные символические изображения предметов и объектов кзаучиваемому стихотворению.
Этапыработы с мнемотаблицей
1 этап. Рассматривание таблицы и того, что на ней изображено.
2 этап. Перекодирование информации, т.е. преобразование из символов в образы.
3 этап.Чтениестихотворения с опорой на символы (образы) т.е. отработка метода запоминания.
Стихотворениезаучиваем целиком (не по строкам и строфам), именно это обеспечиваетосмысленность чтения и правильную тренировку памяти.
От детей нельзятребовать полного запоминания стихотворения на одном занятии. Психологиотмечают, что для этого необходимо от 8 до 10 повторений, которые следуетраспределить в течение какого-то отрезка времени. Для лучшего запоминанияменяем форму повторения: читаем по ролям, повторяем стихи при подходящихобстоятельствах. После заучивания стихотворений
X
мнемотаблицу неубираю несколько дней, желающие дети свободно подходят к ней, припоминают стихотворение.Затем мнемотаблицу помещаем в альбом заученных стихов. Там же находятсяиллюстрации, рисунки детей на тему этих стихотворений. Такие альбомы хранятся унас в книжном уголке, дети время от времени их рассматривают, вспоминают ужезнакомые стихотворения.
Копиимнемотаблиц мы разрезаем на квадраты-картинки и играем в следующие игры:
1. «Сложистихотворение» (восстановление последовательности мнемотаблицы по памяти).
2. «Какиекартинки из этого стихотворения?» ( смешать разрезанные картинки и отбиратьсреди них те, которые относятся к названному воспитателем стихотворению).
3. «Найдиместо» (определить, где должна находиться «выпавшая» картинка среди других).
4. «Найдилишнюю картинку» (среди картинок мнемотаблицы на одно стихотворение«заблудилась» картинка из другого стихотворения).
5. «Найдиошибку» (найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста).
6. «Путаница»(распутать два стихотворения – предъявленные вперемешку две мнемотаблицы).
7. «Незевай, нужную картинку поднимай» (воспитатель читает отрывок текста, а ребёнокнаходит картинку).
Такимобразом, при наблюдении за детьми выявились следующие результаты:
— у детей появился интерес к заучиванию стихотворений и малых фольклорных форм нетолько на занятиях, но и в повседневной жизни;
— увеличился круг знаний об окружающем мире, активизировался словарный запас;
— в результате отличного знания текста стихотворений, дети стали увереннеедержаться перед аудиторией, преодолевают робость, стеснительность.
Поэтому,я считаю, что цель проекта: повышение эффективности заучивания стихов и малыхфольклорных форм дошкольниками с ОНР с помощью мнемотаблиц – достигнута.Работупо использованию мнемотаблиц буду продолжать, так как кроме всех названныхпреимуществ, использование этого метода:
XI
— экономично – используются имеющиеся методческие средства и создаютсядидактические средства, не требующие финансовых затрат;
— универсально – может использоваться во всех группах детского сада;
— отличается интегративностью – образовательная деятельность реализуется внескольких образовательных областях;
— предусматривает решение образовательных задач в совместной деятельностивзрослого и ребёнка и в самостоятельной деятельности детей не только внепосредственной образовательной деятельности, но и при проведении режимныхмоментов.
XII
Списокиспользованных источников
1. Подредакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. От рождения до школы. Примернаяосновная общеобразовательная программа дошкольного образования.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
2. ПолянскаяТ.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детейдошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.-64 с.
3. ФиличеваТ.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольноговозраста: Практическое пособие. — М.: Айрис- пресс, 2004.-224 с.
4. ШирокихТ.Д. Учим стихи – развиваем память/ Ребёнок в детском саду.2004 №2 стр.59-62
5. Материалылекций КПК «Технологии развития интеллекта и способностей детей дошкольноговозраста».
XIII
ПРИЛОЖЕНИЕ
Конспектзаучивания стихотворения Н.Найдёновой «Весна» с использованием мнемотаблицы встаршей группе.
Цель:Познакомить детей с новым поэтическим произведением.
Задачи:
1. Закрепитьумение запоминать и выразительно читать наизусть стихотворение Н.Найдёновой«Весна» с опорой на мнемотаблицу.
2. Развиватьу детей поэтический слух, умение понимать и воспроизводить образный язык.
3. Развиватьумение читать стихотворение с различной интонацией (ласково, весело, радостно).
4. Воспитыватьэмоциональную отзывчивость на картины весенней природы.
Ход занятия
I
— Ребята,отгадайте загадку!
Маленькиймальчишка
Всером армячишке,
Пополям шныряет,
Крошкисобирает. (Воробей)
-Дети,а каким воробышек был раньше? (ответы детей), затем выкладывается схемаразвития птенца (яйцо, голенький птенец и т.д.)
-Акакие же условия нужны для роста птицы? (корм, вода, свежий воздух, тепло)
-Всёправильно, благодаря этим условиям, птенец постепенно растёт и превращается вбольшого красивого воробья.
Вывод:оказывается, для развития и роста птенца необходимо тепло, питание, вода,воздух
илюбовь близких.
XIV
-А теперь вы рассмотрите по схеме, что нужно для роста и развития птенца(выставляю схему).
-Акакой характер у воробьёв? (они весёлые, озорные, шустрые, любят подраться)
-Верно,ребята, воробьи драчливые, особенно по весне. Говорят , если воробьи дерутся,их можно накрыть шапкой , настолько они бывают увлечены дракой, что ничеговокруг не замечают.
-Авы хотите побыть воробушками? Тогда летите ко мне (дети выходят на середину)
Игра– физкультминутка.
—Атеперь садитесь в кружок. Мы с вами часто читаем и заучиваем наизусть разныестихотворения. Среди них есть стихи о природе, игрушках, о маме, о дружбе. Еслистихи нравятся, их хочется слушать много раз. А что такое стихотворение? (ответыдетей).
—Ктопишет стихи?
—Хотитепослушать моё любимое стихотворение? (называю автора, читаю).
О весне
Н.Найдёнова
Овесне сказали нам
Песнииз скворечника.
Исерёжки жёлтые
Наветвях орешника
Овесне сказали нам
Воробьидрачливые,
Вербочкимохнатые,
Ручейкишумливые.
XV
Бабочка-крапивница
Налесной проталинке.
Синиеподснежники
Исырые валенки.
-Понравилосьвам стихотворение?
-Какоенастроение оно у вас вызвало?
-Какимголосом надо его рассказывать?
-Акакими словами поэт говорит:
об орешниках?
о воробьях?
о вербе?
о ручейках?
о валенках?
-Чтотакое проталина? (после долгой зимы, под тёплыми солнечными лучами просыпаетсяземля, тает снег, видно чёрную землю).
-Атеперь послушайте стихотворение ещё раз, а запомнить его вам поможет таблицадля запоминания. Слушайте и смотрите внимательно (чтение стихотворениявоспитателем с опорой на мнемотаблицу).
II
Поиграемв «Эхо»
-Ябуду говорить начало строчки, а вы добавляйте последнее слово в строке.
-Атеперь I часть – говорим шёпотом
II часть – весело
III часть – дружно
XVI
III
— Кто уже запомнил и сам может рассказатьэто стихотворение?
— Попробуй рассказать его весело (радостно,ласково)
— Мне понравилось, как вы сегодня выучилиещё одно красивое стихотворение о природе.
XVII
СТИХОТВОРЕНИЯК МНЕМОТАБЛИЦАМ
- «ВЕСНА» Н. НАЙДЁНОВА
Овесне сказали нам
Песнииз скворечника
Исерёжки жёлтые
Накустах орешника.
Овесне сказали нам
Воробьидрачливые,
Вербочкимохнатые,
Ручейкишумливые.
Бабочка-капустница
Налесной проталинке,
Синиеподснежники
Исырые валенки.
- На солнышке согрелась ель,
Подтаяласосна.
Идётапрель, звенит капель,
Влесу у нас весна.
Поснегу капельки стучат:
«Подснежник,хватит спать!»
З. Александрова
3. Загадка о весне
Зазвенелиручьи, прилетели грачи,
Вдом свой – улей — пчела первый мёд принесла.
На плотныекомочки –
В нихдремлют клейкие листочки.
Кто скажет?Кто знает?
Когда этобывает?
4. «Весна пришла»
По весне набухли почки
И проклюнулись листочки.
Посмотри на листья клёна –
Скольконосиков зелёных!
Т.Дмитриев
5. «Помощники весны»
Лёня с Петей, взяв лопаты,
Помогать пришли весне.
Разбивают лёд ребята
И разбрасывают снег.
Посмотрел на них с укором
Снеговик из-под ведра:
-Этак мне придётся скоро
Убираться со двора!
Г.Ладонщиков
6. Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоровыйдут муравьи
Послезимней стужи.
Пробираетсямедведь
Сквозьлесной валежник.
Сталиптицы песни петь
Ирасцвёл подснежник.
С.Маршак
7. Ты весна, весна – красна,
Чтос собою принесла?
Принеслая для лугов
Покрывалоиз цветов.
Принесладля ёлки
Новыеиголки.
Дляосины и берёз
Свежихлистьев целый воз!
8. Воробей с берёзы
На дорогупрыг.
Больше нетмороза
Чик-чирик!
9.Загадкао весне
Травка зелёная,
Солнышко весёлое,
Птицы прилетели,
Радостнозапели .