Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Волшебный завиток»
(декоративно прикладное творчество
в разных техниках)
стартовыйуровень
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации:144 часов
Разработчик:
Тихонова Елена Михайловна,
педагог дополнительного образования
пгт. Яшкино, 2022
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКПРОГРАММЫ… 3
1.2. Цель и задачи программы.. 4
1.3.1. Учебно-тематический план. 5
1.3.2. Содержание учебно-тематического плана. 9
1.4. Планируемые результаты.. 17
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ.. 19
2.1. Календарный учебный график. 19
2.2. Условия реализации программы.. 22
2.3. Формы аттестации / контроля. 22
2.5 Методические материалы.. 23
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяпрограмма «Волшебный завиток» имеет художественную направленность ипредназначена для детей 5-7 лет. Образовательный процесс по программе направленна знакомство дошкольников с основами декоративно-прикладного творчества сиспользованием бумаги, ниток, крупы. Программойпредусмотрен поэтапный процесс овладения навыками работы в техниках аппликации,оригами, квиллинга, бумагопластики, ниткографии, изделий из помпонов, поделокиз крупы и т.д.
Программа «Волшебный завиток»соответствует требованиям нормативно-правовых документов Российской Федерации иКемеровской области — Кузбасса, регламентирующих образовательную деятельностьучреждений дополнительного образования. Нормативные документы, на основаниикоторых разработана программа:
— ЗаконРоссийской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г.№ 273-ФЗ);
— Государственнаяпрограмма РФ «Развитие образования» на 2018 – 2025 гг. (постановлениеПравительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. №1642);
Концепцияразвития дополнительного образования детей до 2030г. (РаспоряжениеПравительства РФ от 31.03.2022г. № 678-р);
— Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательнойдеятельности по дополнительнымобщеобразовательным программам»;
— ПриказМинистерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020г. № 533 «О внесенииизменений в порядок организации и осуществлении образовательной деятельности подополнительным общеобразовательным программам, утвержденным ПриказомМинистерства Просвещения российской федерации от 09.11.2018г. № 196»;
— ПостановлениеГлавного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитанияи обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
— Методические рекомендации по проектированию дополнительныхобщеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение кписьму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей имолодежи Министерства образования и науки РФ № 09-3242 от 18.11.2015г.);
— Региональныеи муниципальные документы по ПФДО (Приказ Департамента образования и наукиКемеровской области «Об утверждении Правил персонифицированного финансированиядополнительного образования детей» (от 05.04.2019 г. № 740);
— Устави локальные нормативные акты МБУ ДО «Дом творчества».
Актуальность программы состоит в том,что декоративно-прикладное творчество эффективноспособствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образноемышление, воображение на основе которых у детей формируются разнообразныехудожественно – творческие способности. Наличие художественно – творческихспособностей у детей 5-7 лет является залогом успешного обучения в школе.Занятия по данной программе открывают детяммир декоративно-прикладного искусства и дают возможность для проявления иреализации своих творческих способностей.
Отличительные особенности программы заключаютсяв том, что она не привязана к какой-либо одной технике декоративно-прикладноготворчества, а включает в себя работу с бумагой, нитками в различных техниках. Ктому же построение программы позволяет вводить появляющиеся новинкидекоративного искусства, что делает творчество детей интересным и современным.
Адресаты программы– обучающиеся 5-7 лет.
Объем и срок освоения программы –количество учебных часов — 66.
Режим занятий, периодичность и продолжительность: 2академических часа (2 занятия по 25 – 30 минут учебного времени и обязательный15-минутный перерыв в соответствии с СанПиН 2.4.3648-20). Занятия проводятся 2раза в неделю.
Форма обучения – очная, численный состав —до 15 человек.
Особенности организации образовательного процесса.
Для развития навыков конструкторской итворческой работы обучающихся, предусмотрены методы, применяемые входе реализации программы:
— Словесные(рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой);
— Наглядные(предлагается образец, который обучающиеся рассматривают, анализируют иработают над его изготовлением).
— Практические (обучение практическим навыкам изготовлениясобственных моделей и изделий).
Формы занятий:занятие – экскурсия, занятие-творчество, занятие-фантазия, занятие-конкурс,творческая выставка, игра.
Согласно закону Российской Федерации «Об образовании» (Федеральныйзакон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ) в программе имеет место использованиедистанционных образовательных технологий для продолжения обучения в периодыдействия ограничительных мероприятий (погодные условия, эпидемиологическаяобстановка, состояние здоровья и др.). Для организации обучения сиспользованием дистанционных образовательных технологий используются такие сервисы как Скайп, Ватсап, Зоом, Ютуб,Ленинг апс, ВКонтакте.
Прииспользовании дистанционных образовательных технологий занятия проводятся вформе видеоуроков, чат-занятий (синхронная работа педагога, обучающихся и ихродителей), выполнение обучающимися электронных заданий для самостоятельнойработы, онлайн-конкурсы, викторины.
Типы занятий:
— комбинированные–изложение материала, проверка пройденного материала, закрепление полученныхзнаний;
— изучениенового материала
— повторениеи усвоение пройденного материала – анализ полученных результатов;
— закреплениезнаний, умений и навыков – постановка задачи и самостоятельная работаобучающегося под руководством педагога;
— применениеполученных знаний и навыков – прикладная работа обучающегося,использующего на практике приобретенные знания.
При разработке программы учитывались принципыпостроения: принцип гуманизации; принцип природосообразности; принципкультуросообразности; принцип личностно-ориентированной направленности; принципувлекательности творчества; принцип от простого к сложному; принципсистемности; принцип доступности; принцип последовательности.
Цель программы: развитиетворческих способностей детей дошкольного возраста средствамидекоративно-прикладного творчества.
Задачи:
Предметные:
— формироватьпервоначальные знания об истории декоративно-прикладного искусства;
— учитьбезопасному использованию инструментов и приспособлений, необходимых при работес бумагой и картоном, ножницами, клеем, нитками;
— учить основнымприемам работы с нитками;
— учить приемамработы с бумажными техниками (скручивание, скатывание, торцевание);
— учить основамработы по созданию изделий из крупы;
— расширятьпредставления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства.
Метапредметные:
— развиватьу обучающихся познавательный интерес к декоративно-прикладному искусству;
— развиватьу обучающихся ручную умелость, мелкую моторику, глазомер;
— формироватьэлементарные трудовые навыки и необходимые знания о законах композиции(стилевое единство, выбор композиционного центра, пропорциональность,масштабность);
— формироватьумение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность спедагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общеерешение и аргументировать и отстаивать свое мнение.
Личностные:
— формироватьинтерес к декоративно-прикладному искусству;
— формировать уверенность в своих силах и стремление ксамостоятельной деятельности;
— формировать у детей понимание искусства, способности кхудожественному творчеству;
— формировать уважение к творчеству народных мастеров;
— формироватьготовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивацию к учению ипознанию;
— формироватьосновы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за своюРодину, уважения к истории и культуре народа.
Содержание программы
1.3.1. Учебно-тематический план
№ |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
I.
|
Вводное занятие
|
2 |
0,5 |
1,5 |
Выявление начальных знаний и навыков детей (тест-рисунок «Жар-птица» из ладони) |
II. |
Осенние хлопоты |
46 |
11,5 |
34,5 |
|
2.1 |
Обрывная аппликация |
8 |
2 |
6 |
|
2.1.1 |
Клиновый лист в технике обрывная аппликация |
2
|
0,5 |
1,5 |
Устный опрос, наблюдение; выставка |
2.1.2 |
Яблоко в технике обрывная аппликация |
2 |
0,5 |
1,5
|
|
2.1.3 |
«Ваза с фруктами» Аппликация крупных фруктов |
2
|
0,5 |
1,5
|
|
2.1.4 |
Аппликация мелких фруктов и вырезание вазы |
2 |
0,5 |
1,5
|
|
2.2.
|
«Осенние листья» Рисование клеем ПВА и солью |
2
|
0,5
|
1,5
|
Наблюдение, выставка |
2.3
|
Гриб в технике объемная аппликация |
2
|
0,5
|
1,5
|
Наблюдение, выставка |
2.4 |
Открытка для бабушки |
4 |
1 |
3 |
|
2.4.1 |
Первая сторона. Оттиски листьями и акварелью. |
2 |
0,5
|
1,5
|
Наблюдение, выставка |
2.4.2 |
Вторая сторона. Украшение из бумаги. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
2.5
|
Аппликация «Сказочный лес» |
4 |
1 |
3 |
Наблюдение, устный опрос, выставка |
2.5.1 |
Изготовление конусного дерева. |
2 |
0,5 |
1,5 |
Наблюдение, устный опрос, выставка |
2.5.2 |
Наклеивание сухих листьев. Наклеивание сухих цветов. |
2 |
0,5
|
1,5 |
|
2.6 |
«Барашек» из бумаги |
4 |
1 |
3 |
|
2.6.1 |
Скатывание и скручивание бумаги. |
2 |
0,5 |
1,5 |
Наблюдение, выставка |
2.6.2 |
Приклеиваем деталей из скрученной бумаги. |
2 |
0,5
|
1,5 |
|
2.7 |
Аппликация нитками. «Пейзаж» |
6 |
1,5 |
4,5 |
|
2.7.1 |
Выкладывание контуров деревьев. |
2 |
0,5 |
1,5 |
Наблюдение, устный опрос, выставка |
2.7.2 |
Выкладывание домика. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
2.7.3 |
Выкладывание травки и цветов. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
2.8 |
Складывание бумаги гармошкой |
6 |
1,5 |
4,5 |
|
2.8.1 |
Изготовление овального листа. |
2 |
0,5 |
1,5 |
Наблюдение, устный опрос, выставка |
2.8.2 |
Изготовление кленового листа. Изготовление рябинового листа. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
2.8.3 |
Составление и декорирование композиции. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
2.9 |
Работа с бумагой. «Осенний букет для мамочки» |
8 |
2 |
6 |
|
2.9.1 |
Изготовление лепестков и цветов. |
2 |
0,5 |
1,5 |
Наблюдение, устный опрос, выставка |
2.9.2 |
Изготовление листьев. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
2.9.3 |
Изготовление открытки. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
2.9.4 |
Оформление открытки. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
2.10 |
Итоговое занятие |
2
|
0,5
|
1,5
|
Контрольное задание: «Птичка на дереве». Складывание, скручивание, скатывание бумаги. |
III. |
Зимние забавы |
16 |
4 |
12 |
|
3.1 |
«Зимний лес» Аппликация ватными дисками |
4
|
1
|
3
|
|
3.1.1 |
Рисование пейзажа. Выкладывание второго плана ватой. |
2 |
0,5
|
1,5
|
Наблюдение, выставка |
3.1.2 |
Выкладывание первого плана жатыми ватными дисками. |
2 |
0,5
|
1,5
|
|
3.2. |
Аппликация нитью. «Снежинка» (круг) |
2 |
0,5 |
1,5 |
Наблюдение, выставка |
3.3
|
Конструирование из бумаги «Братцы кролики» |
4
|
1
|
3
|
|
3.3.1 |
Рисование пейзажа. Выкладывание второго плана ватой. |
2 |
0,5
|
1,5
|
Наблюдение, устный опрос, выставка |
3.3.2 |
Выкладывание первого плана жатыми ватными дисками. |
2 |
0,5
|
1,5
|
|
3.4
|
Конструирование из полос бумаги |
2
|
0,5
|
1,5
|
Наблюдение |
3.5
|
Конструирование из бумажного конуса |
6
|
1,5
|
4,5
|
|
3.5.1 |
«Волшебник Дед Мороз». Сворачивание бумаги в конус. Склеивание туловища и рук. |
2 |
0,5
|
1,5
|
Устный опрос; Наблюдение; Практическая работа с бумагой |
3.5.2 |
Рисование лица. Изготовление головы. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
3.5.3 |
Декорирование шубы, наклеивание головы с бородой. |
2 |
0,5
|
1,5
|
|
3.6 |
Обрывная аппликация. «Снег в городе» |
4
|
1
|
3
|
|
3.6.1 |
Вырезание и наклеивание домов, окон. |
2 |
0,5 |
1,5 |
Устный опрос; Наблюдение; Выставка |
3.6.2 |
Наклеивание «бумажного снега». |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
3.7
|
Скатывание бумаги «Рукавичка»
|
4
|
1
|
3
|
|
3.7.1 |
Обведение по шаблону, вырезание, приклеивание петельки. |
2 |
0,5 |
1,5 |
Наблюдение, Выставка |
3.7.2 |
Скатывание и наклеивание салфеток и пайеток. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
3.8.
|
Объемная аппликация «Снежный город» |
4
|
1
|
3
|
|
3.8.1 |
Вырезание и наклеивание зимних фигур |
2 |
0,5 |
1,5 |
Наблюдение, устный опрос, выставка |
3.8.2 |
Наклеивание «снега из бумаги» |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
3.9
|
Работа с бумагой. «Лисичка» |
2
|
0,5
|
1,5
|
|
3.9.1 |
Вырывание лисички из целого листа бумаги. |
2 |
0,5 |
1,5 |
Устный опрос, выставка |
3.9.2 |
Вырывание травки, цветов, наклеивание на фон. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
3.10
|
Итоговое занятие |
2
|
0,5
|
1,5
|
Контрольное задание: работа с бумагой. |
IV |
Весенние затеи
|
34
|
8,5
|
25,5
|
|
4.1.
|
Складывание бумаги «гармошкой» «Масленица» |
2
|
0,5
|
1,5
|
Наблюдение |
4.2 |
«Первые листочки» |
4 |
1 |
3 |
|
4.2.1 |
Скручивание ствола и веток из бумаги. |
2 |
0,5 |
1,5 |
Наблюдение, устный опрос, выставка |
4.2.2 |
Скручивание листочков из полоски бумаги. Сборка композиции. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
4.3
|
Аппликация нитками. «Жар-птица» |
6
|
1,5
|
4,5
|
|
4.3.1 |
Обведение по шаблону, выкладывание контуров нитью. |
2 |
0,5 |
1,5 |
Наблюдение, устный опрос выставка |
4.3.2 |
Выкладывание нитками хвоста птицы. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
4.3.3 |
Выкладывание крыльев птицы. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
4.4
|
Конструирование из бумажных петелек |
4
|
1
|
3
|
|
4.4.1 |
Подготовка основы открытки, нарезание петелек. |
2 |
0,5 |
1,5 |
Наблюдение, устный опрос, выставка |
4.4.2 |
Создание ромашек, декорирование фона. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
4.5 |
Работа с бумагой. «Весенние цветы» |
6 |
1,5 |
4,5 |
|
4.5.1 |
Вырывание цветов из целого листа. |
2 |
0,5 |
1,5 |
Устный опрос; Наблюдение; Практическая работа «Весенние цветы»; |
4.5.2 |
Вырывание листьев из целого листа. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
4.5.3 |
Склеивание композиции. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
4.6
|
Конструирование из бумаги. Аквариум |
10
|
2,5
|
7,5
|
|
4.6.1 |
Обведение по шаблону, вырезание рыбок. |
2 |
0,5 |
1,5 |
Устный опрос; Наблюдение; Практическая работа; |
4.6.2 |
Нарезание полосок, изготовление первой рыбки. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
4.6.3 |
Нарезание полосок, изготовление второй рыбки. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
4.6.4 |
Изготовление водорослей из картона. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
4.6.5 |
Монтаж объёмной композиции. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
4.7 |
Итоговое занятие |
2 |
0,5
|
1,5
|
Контрольное задание: работа со скрученной бумагой |
V. |
Летнее веселье |
24 |
6 |
18 |
|
5.1 |
«Пасхальная подвеска» |
6 |
1,5 |
4,5 |
|
5.1.1 |
Обведение по шаблонам, вырезание деталей. |
2 |
0,5 |
1,5 |
Устный опрос; Наблюдение; Конкурс на лучшую пасхальную подвеску; |
5.1.2 |
Декорирование нитками и крупой. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
5.1.3 |
Сборка подвески, декорирование перьями. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
5.2
|
Конструирование из бумажных петелек. «Георгиевская лента» |
4
|
1
|
3
|
|
5.2.1 |
Нарезание полосок, склеивание цветка. |
2 |
0,5 |
1,5 |
Наблюдение, устный опрос, выставка |
5.2.2 |
Изготовление листьев, декорирование ленты. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
5.3 |
Конструирование из бумажных полос |
4 |
1 |
3 |
|
5.3.1 |
«Спелое яблочко» |
2 |
0,5 |
1,5 |
Наблюдение, устный опрос, выставка |
5.3.2 |
«Олень» Вырезание полосок и по шаблону головы, лап. Склеивание деталей. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
5.4
|
Конструирование из полукругов. «Божьи коровки» |
4
|
1
|
3
|
|
5.4.1 |
Вырезание и склеивание деталей. |
2 |
0,5 |
1,5 |
Наблюдение, устный опрос, выставка |
5.4.2 |
Вырезание и гофрирование зелёных листьев. Приклеивание деталей на круглый фон |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
5.5 |
Аппликация нитками. «Клоун» |
6 |
1,5 |
4,5 |
|
5.5.1 |
Обведение по шаблону (детали на выбор). |
2 |
0,5 |
1,5 |
Устный опрос, наблюдение; выставка; |
5.5.2 |
Склеивание деталей лица и волос клоуна. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
5.5.3 |
Сборка клоуна. Оформление работы. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
I V |
Итоговое занятие |
2 |
0,5 |
1,5 |
Отчетная выставка Контрольно-проверочное задание. Рисование клеем ПВА и солью. Аппликация нитью, крупой, бумажными петельками.
|
|
Итого |
144 |
36 |
108 |
|
1.3.2. Содержаниеучебно-тематического плана
Раздел1. Вводное занятие (2 ч.)
Теория: Введениев образовательную программу. Правила безопасной работы на занятии.
Практика: Просмотри обсуждение иллюстраций и экспонатов выставки в кабинете. Формаконтроля: Практическая работа «Выявление начальныхзнаний и навыков детей» (тест-рисунок «Жар-птица» изладони).
Раздел2. Осенние хлопоты (46 ч.)
2.1.Обрывная аппликация (8ч.)
2.1.1 Кленовыйлист в технике обрывная аппликация (2ч.)
Теория: Знакомство синструментами и приспособлениями, используемыми при изготовлении обрывнойаппликации; условия безопасной работы. Изучение основ работы в технике«Обрывная аппликация». Цвета, используемые при выкладывание клинового листа.
Практика: Опыты с бумагой –надрывание, разрывание. Клиновый лист в технике обрывная аппликация.
Форма контроля: Наблюдение.
2.1.2. Яблоко в технике обрывнаяаппликация(2ч.)
Теория: Цвета и детали используемыепри выкладывание «Яблока».
Практика: Опыты с бумагой – разрывание,скатывание. «Яблока» в технике обрывная аппликация.
Формаконтроля: Устный опрос
2.1.3«Ваза с фруктами» Аппликация крупных фруктов (2ч.)
Теория:Фрукты. Цветовые решения. Складывание бумаги.
Практика:Опыты с бумагой – складывание, сминание. Изготовление фруктов избумаги.
Формаконтроля: практическое задание работа с бумагой
2.1.4Аппликация мелких фруктов и вырезание вазы (2ч.)
Теория:Мелкие фрукты. Сочетание разных техник при работе с бумагой.
Практика.Изготовление мелких фруктов из бумаги. Вырезание вазы по шаблону.Декорирование (украшение) работы.
Формаконтроля: Выставка.
2.2.«Осенние листья» Рисование клеем ПВА и солью (2ч.)
Теория:Знакомство с рисунками изготовленными из клея и соли; условиябезопасной работы. Организация рабочего места.
Практика:нанесение рисунка карандашом, обведением шаблонов, нанесениеклея на отдельные детали. Работаем с солью.
Формаконтроля: Наблюдение. Выставка.
2.3.Гриб в технике объемная аппликация (2ч.)
Теория:Знакомство с техникой объемная аппликация; наложение деталей аппликации,условия безопасной работы.
Практика:Работа с шаблонами. Сборка и склеивание деталей
Формаконтроля: Наблюдение. Выставка.
2.4.Открытка для бабушки (4ч.)
2.4.1.Первая сторона. Оттиски листьями и акварелью (2ч.)
Теория:Оттиски листьями и акварелью.
Практика:Первая сторона — делаем оттиски из листьев. Вторая сторона -работа с шаблонами, сгибание листьев и лепестков. Сборка и склеивание деталей.
Формаконтроля: Наблюдение.
2.4.2.Вторая сторона. Украшение из бумаги (2ч.)
Теория: Украшение из бумаги. Техникабезопасности при работе с бумагой, колющими и режущими инструментами.
Практика:Вторая сторона — работа с шаблонами, сгибание листьев и лепестков.Сборка и склеивание деталей.
Формаконтроля: Выставка.
2.5Аппликация. «Сказочный лес» Работа с природным материалом(4ч.)
2.5.1.Изготовление конусного дерева (2ч.)
Теория: Аппликацияиз природного материала. Изучение открыток осенней тематики. Техникабезопасности при работе с природным материалом и ножницами.
Практика: Работа с природнымматериалом. Изготовление конусного дерева.
Форма контроля: Наблюдение.
2.5.2. Наклеивание сухих листьев. Наклеивание сухих цветов(2ч.)
Теория: Иллюстрации аппликаций изприродного материала. Осенние мотивы. Техника безопасности при работе сприродным материалом и ножницами.
Практика:Работа с природным материалом. Наклеивание сухих листьев. Наклеивание сухихцветов.
Формаконтроля: Устный опрос. Выставка.
2.6.«Барашек» из бумаги (4ч.)
2.6.1.Скатывание и скручивание бумаги (2ч.)
Теория: Изучение иллюстраций сдомашними животными. Обсуждение по иллюстрациям овечек и барашек. Техника безопасностипри работе с бумагой.
Практика:Скатывание и скручивание бумаги.
Формаконтроля: Наблюдение.
2.6.2.Приклеиваем деталей из скрученной бумаги (2ч.)
Теория: Изучение иллюстраций овечек ибарашек. Детали из которых состоит барашек. Техника безопасности при работе сбумагой и ножницами.
Практика:Приклеиваем деталей из скрученной бумаги. Оформление барашка.
Формаконтроля: Выставка.
2.7.Аппликация нитками. «Пейзаж» (6ч.)
2.7.1.Выкладывание контуров деревьев (2ч.)
Теория:Изучение иллюстраций с осенними пейзажами. Просмотр иллюстраций готовых пейзажей,сделанных из различных материалов.
Практика:наносим рисунок с помощью шаблонов. Дополняем деталями.
Формаконтроля: Наблюдение.
2.7.2.Выкладывание домика (2ч.)
Теория: Просмотр иллюстраций с осеннимипейзажами. Краски осени. Обсуждение передачи красок осени на работе. Техникабезопасности при работе с нитками, клеем и ножницами.
Практика:Выкладывание ниток по рисунку. Выкладывание контуров деревьев.
Формаконтроля: Устный опрос..
2.7.3.Выкладывание травки и цветов (2ч.)
Теория: Иллюстрации с осенними пейзажами. Элементыпередачи осеннего пейзажа. Техника безопасности при работе с нитками, клеем иножницами.
Практика:Выкладывание ниток по рисунку. Выкладывание домика. Выкладывание травки ицветов.
Формаконтроля: Выставка «Осенние пейзажи»
2.8.Складывание бумаги гармошкой (4ч.)
2.8.1.Изготовление овального листа (2ч.)
Теория: Просмотр иллюстрацийизделий, сделанных гармошкой. Складывание бумаги гармошкой. Техникабезопасности при работе с бумагой
Практика:Изготовление овального листа.
Формаконтроля: Наблюдение.
2.8.2.Изготовление кленового и рябинового листа (2ч.)
Теория: Складывание бумаги гармошкой.Иллюстрации листьев, сделанные гармошкой. Формы листьев на деревьях.
Практика:Изготовление кленового и рябинового листа. Складывание гармошки ипридание ей формы листьев.
Формаконтроля: Устный опрос.
2.8.3.Составление и декорирование композиции (2ч.)
Теория:Иллюстрации композиций из листьев, сделанных гармошкой. Элементы декорированиякомпозиции.
Практика:Составление и декорирование композиции.
Формаконтроля: Выставка.
2.9.Работа с бумагой. «Осенний букет для мамочки» (8ч.)
2.9.1.Изготовление лепестков и цветов (2ч.)
Теория: Иллюстрации открыток из бумагив различных техниках. Осенние Цветы. Цветы из бумаги. Техника безопасности приработе с бумагой и ножницами.
Практика:Изготовление лепестков и цветов. Обведение по шаблону, вырезание, цветов.Придаем форму лепесткам.
Формаконтроля: Наблюдение.
2.9.2.Изготовление листьев (2ч.)
Теория: Иллюстрации листьев на открытках,из бумаги сделанных в различных техниках. Техника безопасности при работе сбумагой.
Практика:Изготовление листьев. Обведение по шаблону, вырезание, листьев. Придаем форму листьямс помощью сгибания бумаги (делаем прожилки).
Формаконтроля: Практическое задание на сгибание исложение бумаги.
2.9.3.Изготовление открытки (2ч.)
Теория: Иллюстрации поздравительных открытокиз бумаги разных форм. Фоны открыток. Сочетание цветов. Техника безопасности приработе с бумагой.
Практика:Составление и сложение открытки. Приклеивание готовых цветов и листиков.
Формаконтроля: Устный опрос.
2.9.4.Оформление открытки (2ч.)
Теория:Иллюстрации открыток из бумаги с различными элементами декора. Украшениеиз бумаги. Техника безопасности при работе с бумагой.
Практика:Оформление открытки лентами, бантиками, различными элементами декора.
Формаконтроля: Выставка.
2.10.Итоговое занятие (2ч.)
Теория: Подведение итогов работы.Обсуждение выставочных экземпляров.
Практика:Оформление выставки «Осенние хлопоты».
Форма контроля: Контрольно-проверочное задание«Птичка на дереве». Складывание, скручивание, скатывание бумаги.
Раздел3. Зимние забавы (36 ч.)
3.1.«Зимний лес» Аппликация ватными дисками (2ч.)
3.1.1. Рисование пейзажа. Выкладывание второго плана ватой(2ч.)
Теория:Иллюстрации зимних пейзажей. Формы зимних деревьев. Техника безопасности приработе с клеем.
Практика: Рисование пейзажа. Выкладываниевторого плана ватой.
Форма контроля: Наблюдение.
3.1.2. Выкладываниепервого плана жатыми ватными дисками (2ч.)
Теория:Иллюстрации зимних пейзажей с сочетанием ватных дисков и белой бумаги Формызимних деревьев. Техника безопасности при работе с клеем и бумагой.
Практика: Выкладывание первого плана жатымиватными дисками. Вырезаем дополнительные элементы из бумаги по шаблону.Дополняем работу. Делаем снег из бумаги.
Форма контроля: Выставка «Зимний лес»
3.2.Аппликация нитью. «Снежинка» (круг) (2ч.)
Теория: Видыснежинок. Знакомство с различными техниками изготовления снежинок. Техникабезопасности при работе с клеем.
Практика: Выкладывание снежинкииз ниток.
Форма контроля: Наблюдение.
3.3. Конструированиеиз бумаги «Братцы кролики» (4ч.)
3.3.1.Вырезание и скручивание деталей кроликов. (2ч.)
Теория: Иллюстрации сизображением кроликов. Кролик – пушистое домашнее животное. Иллюстрациикроликов сделанных из бумаги. Складывание деталей кролика.
Практика: Вырезание и скручивание деталей кроликов.
Форма контроля: Наблюдение.Устный опрос.
3.3.2.Изготовление травки способом «торцевание». (2ч.)
Теория: Иллюстрацииработ сделанных в технике «торцевания». Изучение техники «торцевание». Декорированиеработ.
Практика: Технологические приемывыполнения техники «торцевание». Изготовление травки способом«торцевание».
Форма контроля: Выставка.
3.4.Конструирование из полос бумаги (2ч.)
Теория: Иллюстрацииизделий из полосок. Полоски разных форм. Изучение различных вариантовконструирования.
Практика: Конструирование 6, 8 из полос бумаги. Сбор основы двух цветов. Соединение двух основ.
Форма контроля: Наблюдение.
3.5.Конструирование из бумажного конуса.
3.5.1.«Волшебник Дед Мороз». Сворачивание бумаги в конус. Склеивание туловища и рук.Рисование лица.
Теория:Форма конус. Виды изделия с применением конуса. Иллюстрации деда Мороза.Отличительные детали Деда Мороза. Цвета и материалы, используемые приизготовлении изделия.
Практика:Сворачивание бумаги в конус. Склеивание туловища и рук. Вырезаем голову и усыпо шаблону. Изготовление шапки.
Рисованиелица.
Формаконтроля: Наблюдение.
3.5.2.Рисование лица. Изготовление головы.
Теория:Рисование лица. Материалы, используемые при изготовлении головы.
Практика:Рисование лица. Изготовление головы из бумаги. Бороду и волосы делаем из нарезанныхполосок с бахромой.
Формаконтроля: Устный опрос
3.5.3.Декорирование шубы, наклеивание головы с бородой.
Теория:Иллюстрации деда Мороза из бумаги. Отличительные детали Деда Мороза. Цвета иматериалы используемые при изготовлении изделия.
Практика:Приклеиваем глаза и усы. Декорирование шубы и шапки делаем из ваты. Соединяемдетали.
Формаконтроля: Выставка.
3.6. Обрывная аппликация. «Снег в городе» (4ч.)
3.6.1 Вырезаниеи наклеивание домов, окон. (2ч.)
Теория:Фоны,на которых снег белого цвета больше выделяется. Приемы изготовления снега избумаги.
Практика: Вырезание инаклеивание домов, окон. Изготовление и наклеивание «бумажного снега».
Форма контроля: Наблюдение.
3.6.2.Наклеивание «бумажного снега». (2ч.)
Теория: Изучение изготовления снегаиз бумаги.
Практика:Изготовление и наклеивание «бумажного снега».
Формаконтроля: Выставка.
3.7.Скатывание бумаги «Рукавичка» (4ч.)
3.7.1.Обведение по шаблону, вырезание, приклеивание петельки.(2ч.)
Теория:История появления рукавички. Виды рукавичек.
Практика:Обведениепо шаблону, вырезание, декорирование лентами.
Формаконтроля: Устный опрос.
3.7.2.Скатываниеи наклеивание салфеток и пайеток. (2ч.)
Теория:Декоративная рукавичка. Узоры на варежках. Зимние узоры.
Практика:Приклеивание петельки. Скатывание и наклеивание салфеток ипайеток.
Формаконтроля: Выставка.
3.8.Объемная аппликация «Снежный город» (4ч.)
3.8.1.Вырезание и наклеивание зимних фигур. (2ч.)
Теория:Фигуры снежного городка. Технология изготовления снеговика изгармошки. Складывание бумаги гармошкой.
Практика:Вырезание зимних фигур. Изготовление снеговика.
Формаконтроля: Наблюдение.
3.8.2.Наклеивание «снега из бумаги». (2ч.)
Теория:Детали снеговика. Зимние фигуры.
Практика:Изготовление декоративных деталей снеговика. Наклеивание зимнихфигур. Наклеивание «снега из бумаги»
Формаконтроля: Выставка.
3.9.Работа с бумагой. «Лисичка» (2ч.)
3.9.1 Вырываниелисички из целого листа бумаги.
Теория: Лесныеживотные. Форма лисы. Цветовая гамма лисы.
Практика:Вырывание лисички из целого листа бумаги, наклеивание на фон.
Формаконтроля: Устный опрос.
3.9.2 Вырываниетравки, цветов, наклеивание на фон.
Теория: Лесныецветы. Цветовая гамма травы, цветов.
Практика:Вырывание травки, цветов, наклеивание на фон.
Формаконтроля:Выставка.
3.10.Итоговое занятие (2ч.)
Теория:Подведение итогов работы. Обсуждение выставочных экземпляров.
Практика:Оформление выставки «зимние забавы».
Формаконтроля: Контрольное задание: работа с бумагой. Выставка.
Раздел4. Весенние затеи (34 ч.)
4.1.Складывание бумаги «гармошкой» «Масленица» (2ч.)
Теория: История масленицы.Складывание бумаги гармошкой. Просмотр иллюстраций готовых маслениц,сделанные из различных материалов.
Практика:Изготовление масленицы из гармошки. Изготовление гармошки, складывание формы,вырезание деталей масленицы. Изготовление головы. Рисование лица. Склеиваниевсех деталей. Укрепление на палочку, декорирование масленицы.
Формаконтроля: Выставка.
4.2.«Первые листочки» (4ч.)
4.2.1.Скручивание ствола и веток из бумаги. (2ч.)
Теория:Просмотр иллюстраций весенних деревьев. Просмотр деталейготового изделия.
Практика:Скручивание ствола и веток из бумаги.
Формаконтроля: Наблюдение
4.2.2.Скручиваниелисточков из полоски бумаги. Сборка композиции(2ч.)
Теория:Первые весенние цветы нашего края. Первые листочки.
Практика:Скручивание листочков из полоски бумаги. Сборка композиции.
Формаконтроля: Выставка.
4.3. Аппликация нитками. «Жар-птица» (6ч.)
4.3.1.Обведение по шаблону, выкладывание контуров нитью. (2ч.)
Теория:«Жар-птица» — персонаж восточнославянских волшебных сказок. Техникабезопасности при работе с клеем и пряжей.
Практика: Обведениедеталей по шаблону.
Формаконтроля: Наблюдение.
4.3.2.Выкладываниенитками хвоста птицы. (2ч.)
Теория: Птица с золотыми и серебряными крыльями. Иллюстрации «жар-птицы. Техникабезопасности при работе с клеем и пряжей.
Практика: Выкладываниеконтуров нитью. Выкладывание нитками хвоста птицы.
Формаконтроля: Устный опрос.
4.3.3.Выкладываниекрыльев птицы. (2ч.)
Теория:Иллюстрации «жар-птицы». Цвета «жар-птицы». Техника безопасностипри работе с клеем и пряжей.
Практика: Выкладываниеконтуров нитью. Выкладывание крыльев птицы.
Формаконтроля: Выставка.
4.4.Конструирование из бумажных петелек. Открытка «Восьмое марта» (4ч.)
4.4.1.Подготовка основы открытки, нарезание петелек. (2ч.)
Теория:Главный весенний праздник. Иллюстрации поздравительныхоткрыток.
Практика: Подготовкаосновы открытки, нарезание петелек.
Формаконтроля: Наблюдение.
4.4.2.Создание ромашек, декорирование фона. (2ч.)
Теория:Иллюстрации поздравительных открыток, сделанных из различныхматериалов.
Практика: Созданиеромашек, декорирование фона. Изготовление открытки.
Формаконтроля: Выставка.
4.5. Работа с бумагой. «Весенние цветы» (6ч.)
4.5.1.Вырывание цветов из целого листа. (2ч.)
Теория:Весенние цветы. Первые весенние цветы нашего края. Техникабезопасности при работе с бумагой.
Практика: Вырываниецветов из целого листа.
Формаконтроля: Устный опрос.
4.5.2.Вырывание листьев из целого листа. (2ч.)
Теория:Изучение название цветов. Детали цветка. Техника безопасностипри работе с бумагой.
Практика: Вырываниелистьев из целого листа.
Формаконтроля: Практическая работа «Весенние цветы».
4.5.3.Склеивание композиции. (2ч.)
Теория:Детали букета и композиции. Техника безопасности при работе сбумагой и клеем.
Практика: Склеиваниекомпозиции.
Формаконтроля: Выставка.
4.6. Конструирование из бумаги. Аквариум» (10ч.)
4.6.1.Обведение по шаблону, вырезание рыбок. (2ч.)
Теория:Аквариума. Просмотр иллюстраций аквариума. Техника безопасностипри работе с бумагой и ножницами.
Практика:Обведение по шаблону аквариума, вырезание аквариума
Формаконтроля: Наблюдение.
4.6.2.Нарезание полосок, изготовление первой рыбки. (2ч.)
Теория:Аквариум. Рыбы как обитали аквариума. Техника безопасности приработе с бумагой и ножницами.
Практика:Обведение по шаблону, вырезание рыбок.
Формаконтроля: Устный опрос.
4.6.3.Нарезание полосок, изготовление второй рыбки. (2ч.)
Теория:Аквариум. Формы и обитатели аквариума: разные виды рыб. Техникабезопасности при работе с бумагой и ножницами.
Практика:Нарезание полосок, изготовление второй рыбки.
Формаконтроля: Наблюдение.
4.6.4.Изготовление водорослей из картона. (2ч.)
Теория:Аквариум. Обитатели аквариума: рыбы, водоросли, ракушки, камушки.
Практика: Техникабезопасности при работе с бумагой и ножницами. Изготовление водорослейиз картона.
Формаконтроля: Работа с карточками «Обитатели аквариума».
4.6.5.Монтаж объёмной композиции. (2ч.)
Теория:Аквариума. Жители аквариума.
Практика: Техникабезопасности при работе с бумагой и клеем. Монтаж объёмной композиции.
Формаконтроля: Выставка.
4.7.Итоговое занятие (2ч.)
Теория:Подведение итогов работы. Обсуждение выставочных экземпляров.
Практика:Оформление выставки «Весенние затеи».
Формаконтроля: Контрольное задание: работа со скрученной бумагой.
Раздел5. Летнее веселье (24 ч.)
5.1.«Пасхальная подвеска (6ч.)
5.1.1.Обведение по шаблону, вырезание деталей. (2ч.)
Теория:Просмотр пасхальных сувениров. Иллюстрации различныхпасхальных поделок и подвесок. Техника безопасности при работе с картоном,бумагой и ножницами.
Практика: Обведениедеталей по шаблонам, вырезание деталей.
Формаконтроля: Наблюдение.
5.1.2.Декорирование нитками и крупой. (2ч.)
Теория:Элементами пасхи. Складывание бумаги гармошкой.Иллюстрации различных пасхальных поделок и подвесок. Техника безопасности приработе с нитками, крупой и ножницами.
Практика: Декорированиенитками и крупой.
Формаконтроля: Устный опрос.
5.1.3.Сборка подвески, декорирование перьями. (2ч.)
Теория:Пасхальный декор.
Практика:Техника безопасности при работе с клеем и ножницами. Сборка подвески,декорирование перьями.
Формаконтроля: Конкурс на лучшую пасхальную подвеску.
5.2.Конструирование из бумажных петелек. «Георгиевская лента» (4ч.)
5.2.1.Нарезание полосок, склеивание цветка. (2ч.)
Теория:«Георгиевской лента» как символ 9 мая, Просмотр открытоксделанных из различных материалов. Детали цветов из бумаги. Техникабезопасности при работе с бумагой и ножницами.
Практика: Нарезаниеполосок, склеивание цветка.
Формаконтроля: Устный опрос.
5.2.2.Изготовление листьев, декорирование ленты. (2ч.)
Теория:Иллюстрации открыток, сделанных из различных материалов. Листьяиз бумаги. Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.
Практика: Нарезание полосок. Изготовление листьев, декорирование ленты.
Формаконтроля: Выставка.
5.3.Конструирование из бумажных полос (4ч.)
5.3.1.«Спелое яблочко» (2ч.)
Теория:Цветовая палитра в спелом яблоке. Изделия из полосок. Техникабезопасности при работе с бумагой и ножницами.
Практика: Вырезаем полоски желтого и красного цвета, из коричневойполоски скручиваем хвостик яблока. Вырезаем листик и собираем детали.
Формаконтроля: Устный опрос.
5.3.2.«Олень» Вырезание полосок и по шаблону головы, лап. Склеивание деталей. (2ч.)
Теория:Изделия из полосок. Иллюстрации и наглядные пособия животных сделанных изполосок.
Практика:Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами. Вырезаниеполосок и по шаблону головы, рогов, мордочки, лап. Склеивание деталей.
Формаконтроля: Выставка.
5.4.Конструирование из полукругов. «Божьи коровки» (4ч.)
5.4.1.Вырезание и склеивание деталей. (2ч.)
Теория:Круг. Полукруг. Изделия из круга и полукруга. Просмотр иллюстраций «Божьи коровки». Техника безопасности приработе с бумагой и ножницами.
Практика:Вырезание кругов красного и черного цвета. Вырезание и склеивание деталей.
Формаконтроля: Наблюдение.
5.4.2.Вырезание и гофрирование зелёных листьев. Приклеивание деталей на круглыйфон.(2ч.)
Теория:Изделия из кругов. «Божья коровка». Техника безопасности приработе с бумагой и ножницами.
Практика:Вырезание и склеивание деталей. Вырезание и гофрирование зелёных листьев.Приклеивание деталей на круглый фон.
Формаконтроля: Выставка.
5.5.Аппликация нитками. «Клоун» (6ч.)
5.5.1.Обведение по шаблону (детали на выбор).
Теория:Клоун — веселый яркий персонаж. Занятие клоуна. Техника безопасностипри работе с бумагой и ножницами.
Практика:Рисуем клоуна. Обведение по шаблону (детали на выбор).
Формаконтроля: Наблюдение.
5.5.2.Склеивание деталей лица и волос клоуна.
Теория:Иллюстрации костюма клоуна. Техника безопасности при работе сбумагой и ножницами.
Практика: Скручиваниебумажных салфеток для волос клоуна. Складывание полосок гармошкой для жабо иманжеты клоунского костюма.
Формаконтроля: Устный опрос.
5.5.3.Сборка клоуна. Оформление работы.
Теория:Детали клоуна. Техника безопасности при работе с бумагой, клеем и ножницами.
Практика:Склеивание деталей лица и волос клоуна. Сборка клоуна.Оформление работы.
Формаконтроля: Выставка.
Раздел6. Итоговое занятие (2ч.)
Теория:Подведение итогов работы. Обсуждение выставочных экземпляров.
Практика:Оформление выставки.
Формаконтроля: Отчетная выставка. Контрольно-проверочное задание.Рисование клеем ПВА и солью. Аппликация нитью, крупой, бумажными петельками.
Поокончании обучения обучающийся будет знать:
— названиеи назначение инструментов;
— названиеи назначение материала, их элементарные свойства;
— правилаиспользования и правила техники безопасности при работе с ножницами и другимиопасными предметами и материалами;
— техникуи основные приемы работы с пряжей, объемной аппликации;
— освойствах материалов, с которыми они работают;
— технологическуюпоследовательность выполняемой работы;
— технологическиеособенности работы с нитками, крупой;
— первоначальныезнания об истории декоративно-прикладного искусства, как появилась бумага,нитки;
— технологическиеспособы работы с бумагой;
— способыотделки готовых изделий.
будет уметь:
— правильноорганизовывать рабочее место;
— пользоватьсяинструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике,правильно и аккуратно пользоваться ножницами;
— соблюдатьправила техники безопасности;
— сотрудничатьсо своими сверстниками, проявлять самостоятельность;
— использоватьв работе приемы различных техник (объемная аппликация, аппликация);
— подбиратьнужный материал (по форме, величине, структуре, цвету);
— выполнятьработу самостоятельно, доводить начатое дело до конца;
— творческиподходить к выполнению задания;
— выполнятьдекоративную отделку готовых изделий.
В результате обучения по программе обучающиеся приобретут такиеличностные качества как:
— интереск декоративно-прикладному искусству;
— уверенность в своих силах и стремление к самостоятельнойдеятельности;
— понимание искусства, способностей к художественному творчеству;
— уважение к творчеству народных мастеров;
— готовностьи способность к саморазвитию, мотивацию к учению и познанию;
— основыгражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину,уважения к истории и культуре народа.
В результатеобучения по программе у обучающихся будут сформированы такие метапредметныекомпетенции как:
— познавательныйинтерес к декоративно-прикладномуискусству;
— ручнаяумелость, мелкая моторика, глазомер;
— элементарныетрудовые навыки и необходимые знания о законах композиции (стилевое единство,выбор композиционного центра, пропорциональность, масштабность);
— умениеорганизовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом исверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение иаргументировать и отстаивать свое мнение.
РАЗДЕЛ2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1.Календарный учебный график
Количество учебных недель – 20
Количество учебных дней – 39
Календарно-тематический план
№ |
Тема. Содержание. |
Количество часов |
Дата проведения |
Примечание |
||
всего |
теория |
практика |
||||
1. |
Вводное занятие. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
II. |
Осенние хлопоты |
46 |
11,5 |
34,5 |
|
|
2.1 |
Обрывная аппликация |
8 |
2 |
6 |
|
|
2.1.1 |
Клиновый лист в технике обрывная аппликация |
2
|
0,5
|
1,5
|
|
|
2.1.2 |
Яблоко в технике обрывная аппликация |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
2.1.3 |
«Ваза с фруктами» Аппликация крупных фруктов |
2
|
0,5
|
1,5
|
|
|
2.1.4 |
Аппликация мелких фруктов и вырезание вазы |
2
|
0,5
|
1,5
|
|
|
2.2 |
«Осенние листья» Рисование клеем ПВА и солью |
2
|
0,5
|
1,5
|
|
|
2.3 |
Гриб в технике объемная аппликация |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
2.4 |
Открытка для бабушки |
4 |
1 |
3 |
|
|
2.4.1 |
Первая сторона. Оттиски листьями и акварелью. |
2
|
0,5
|
1,5
|
|
|
2.4.2 |
Вторая сторона. Украшение из бумаги. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
2.5 |
Аппликация. «Сказочный лес» Работа с природным материалом. |
4 |
1 |
3 |
|
|
2.5.1 |
Изготовление конусного дерева. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
2.5.2 |
Наклеивание сухих листьев. Наклеивание сухих цветов. |
2
|
0,5
|
1,5
|
|
|
2.6 |
«Барашек» из бумаги |
4 |
1 |
3 |
|
|
2.6.1 |
Скатывание и скручивание бумаги. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
2.6.2 |
Приклеиваем деталей из скрученной бумаги. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
2.7 |
Аппликация нитками. «Пейзаж» |
6 |
1,5 |
4,5 |
|
|
2.7.1 |
Выкладывание контуров деревьев. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
2.7.2 |
Выкладывание домика. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
2.7.3 |
Выкладывание травки и цветов. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
2.8 |
Складывание бумаги гармошкой |
6 |
1,5 |
4,5 |
|
|
2.8.1 |
Изготовление овального листа. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
2.8.2 |
Изготовление кленового листа. Изготовление рябинового листа. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
2.8.3 |
Составление и декорирование композиции. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
2.9 |
Работа с бумагой. «Осенний букет для мамочки» |
8 |
2 |
6 |
|
|
2.9.1 |
Изготовление лепестков и цветов. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
2.9.2 |
Изготовление листьев. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
2.9.3 |
Изготовление открытки. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
2.9.4 |
Оформление открытки. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
2.10 |
Итоговое занятие |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
III. |
Зимние забавы |
36 |
9 |
27 |
|
|
3.1 |
«Зимний лес» Аппликация ватными дисками |
4
|
1
|
3
|
|
|
3.1.1 |
Рисование пейзажа. Выкладывание второго плана ватой. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
3.1.2 |
Выкладывание первого плана жатыми ватными дисками. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
3.2. |
Аппликация нитью. «Снежинка» (круг) |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
3.3
|
Конструирование из бумаги «Братцы кролики» |
4
|
1
|
3
|
|
|
3.3.1 |
Вырезание и скручивание деталей кроликов. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
3.3.2 |
Изготовление травки способом «торцевание». |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
3.4 |
Конструирование из полос бумаги |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
3.5 |
Конструирование из бумажного конуса. |
6 |
1,5 |
4,5 |
|
|
3.5.1 |
«Волшебник Дед Мороз». Сворачивание бумаги в конус. Склеивание туловища и рук. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
3.5.2 |
Рисование лица. Изготовление головы. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
3.5.3 |
Декорирование шубы, наклеивание головы с бородой. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
3.6 |
Обрывная аппликация. «Снег в городе» |
4 |
1 |
3 |
|
|
3.6.1 |
Вырезание и наклеивание домов, окон. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
3.6.2 |
Наклеивание «бумажного снега». |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
3.7. |
Скатывание бумаги «Рукавичка». |
4 |
1 |
3 |
|
|
3.7.1 |
Обведение по шаблону, вырезание, приклеивание петельки. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
3.7. |
Скатывание и наклеивание салфеток и пайеток. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
3.8 |
Объемная аппликация «Снежный город». |
4 |
1 |
3 |
|
|
3.8.1 |
Вырезание и наклеивание зимних фигур |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
3.8.2 |
Наклеивание «снега из бумаги» |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
3.9 |
Работа с бумагой. «Лисичка» |
4 |
1 |
3 |
|
|
3.9.1 |
Вырывание лисички из целого листа бумаги. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
3.9.2 |
Вырывание травки, цветов, наклеивание на фон. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
3.10. |
Итоговое занятие |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
IV |
Весенние затеи |
34 |
8,5 |
25,5 |
|
|
4.1.
|
Складывание бумаги «гармошкой» «Масленица» |
2
|
0,5
|
1,5
|
|
|
4.2 |
«Первые листочки» |
4 |
1 |
3 |
|
|
4.2.1 |
Скручивание ствола и веток из бумаги. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
4.2.2 |
Скручивание листочков из полоски бумаги. Сборка композиции. |
2
|
0,5
|
1,5
|
|
|
4.3 |
Аппликация нитками. «Жар-птица» |
6 |
1,5 |
4,5 |
|
|
4.3.1 |
Обведение по шаблону, выкладывание контуров нитью. |
2
|
0,5
|
1,5
|
|
|
4.3.2 |
Выкладывание нитками хвоста птицы. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
4.3.3 |
Выкладывание крыльев птицы. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
4.4 |
Конструирование из бумажных петелек. |
4 |
1 |
3 |
|
|
4.4.1 |
Подготовка основы открытки, нарезание петелек. |
2
|
0,5
|
1,5
|
|
|
4.4.2 |
Создание ромашек, декорирование фона. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
4.5 |
Работа с бумагой. «Весенние цветы» |
6 |
1,5 |
4,5 |
|
|
4.5.1 |
Вырывание цветов из целого листа. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
4.5.2 |
Вырывание листьев из целого листа. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
4.5.3 |
Склеивание композиции. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
4.6 |
Конструирование из бумаги. Аквариум |
10 |
2,5 |
7,5 |
|
|
4.6.1 |
Обведение по шаблону, вырезание рыбок. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
4.6.2
|
Нарезание полосок, изготовление первой рыбки. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
4.6.3
|
Нарезание полосок, изготовление второй рыбки. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
4.6.4 |
Изготовление водорослей из картона. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
4.6.5 |
Монтаж объёмной композиции. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
4.7 |
Итоговое занятие |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
V. |
Летнее веселье |
24 |
6 |
18 |
|
|
5.1 |
«Пасхальная подвеска» |
6 |
1,5 |
4,5 |
|
|
5.1.1 |
Обведение по шаблонам, вырезание деталей. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
5.1.2 |
Декорирование нитками и крупой. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
5.1.3 |
Сборка подвески, декорирование перьями. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
5.2
|
Конструирование из бумажных петелек. «Георгиевская лента» |
4
|
1
|
3
|
|
|
5.2.1 |
Нарезание полосок, склеивание цветка. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
5.2.2 |
Изготовление листьев, декорирование ленты. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
5.3 |
Конструирование из бумажных полос |
4 |
1 |
3 |
|
|
5.3.1 |
«Спелое яблочко» |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
5.3.2 |
«Олень» Вырезание полосок и по шаблону головы, лап. Склеивание деталей. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
5.4
|
Конструирование из полукругов. «Божьи коровки» |
4
|
1
|
3
|
|
|
5.4.1 |
Вырезание и склеивание деталей. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
5.4.2 |
Вырезание и гофрирование зелёных листьев. Приклеивание деталей на круглый фон |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
5.5 |
Аппликация нитками. «Клоун» |
6 |
1,5 |
4,5 |
|
|
5.5.1 |
Обведение по шаблону (детали на выбор). |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
5.5.2 |
Склеивание деталей лица и волос клоуна. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
5.5.3 |
Сборка клоуна. Оформление работы. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
VI. |
Итоговое занятие |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
|
Итого |
144 |
36 |
108 |
|
|
2.2.Условия реализации программы
1.Материально-техническое обеспечение: отдельныйкабинет, хорошо освещённый и регулярно проверяемый, функциональная мебель,стеллажи, шкафы для хранения материалов. В кабинете имеются необходимыеинструменты, оборудование и материалы.
2. Информационное обеспечение:в кабинете имеется дидактическое обеспечение, информационно –методическая литература.
3. Кадровоеобеспечение: Реализация дополнительной общеобразовательнойобщеразвивающей программы обеспечивается педагогическими работникамиобразовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализацииобразовательной программы на условиях гражданско-правового договора.
Образование педагогических работниковдолжно соответствовать направленности дополнительной общеобразовательнойобщеразвивающей программы. Квалификация педагогических работников должнаотвечать квалификационным требованиям, указанным в профессиональном стандарте«Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
2.3.Формы аттестации / контроля
1. Формы отслеживания и фиксацииобразовательных результатов: наблюдение,выставка, проверка – тест, практическое задание, конкурс. Навсех этапах контроля немаловажное значение имеет вовлечение детей во внутреннийконтроль — самоанализ своих работ, самоконтроль. При подходе к оценке знанийнеобходимо соблюдать следующие требования: систематичность, объективность,индивидуальность, дифференциация.
Для отслеживания результативности образовательногопроцесса проводится несколько видов контроля:
— Входнойконтроль – при формировании группы: собеседование, входное задание:Практическая работа «Выявление начальных знаний и навыков детей приработе с бумагой»
— Текущийконтроль: устный опрос, анализ работ, наблюдение.
— Промежуточнаяаттестация: тест, практические задания, выставки по итогам освоения каждого изразделов программы;
— Итоговыйконтроль: подведение итогов реализации общеобразовательной программы, отчетнаявыставка.
2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: ввиде выставок готовых работ.
Интерес детей кдекоративно-прикладному искусству и развитие творческих способностейдиагностируется с помощью следующих форм и методов:
Практическаяработа «Выявление начальных знаний и навыков детей»(тест-рисунок «Жар-птица» из ладони)
— Устныйопрос.
— Наблюдение.
— Выставка «Осенние хлопоты».
— Контрольно-проверочноезадание «Птичка на дереве».
— Выставка«Зимние забавы».
— Контрольное задание: работа с бумагой.
— Отчетная выставка «Волшебный завиток».
— Контрольно-проверочное задание: работа со скрученной бумагой.
№ п/п |
Раздел программы, темы |
Методический и дидактический материал |
Формы и типы занятий |
Методы обучения |
Формы контроля |
Раздел 1. Вводное занятие (2 ч.) |
|||||
|
|
Наглядные пособия, готовые изделия, фотографии изделий, иллюстрации |
Занятие-знакомство |
Наглядный Словесный (беседа, инструктаж) |
Практическая работа «Выявление начальных знаний и навыков детей» |
Раздел 2. Осенние хлопоты (46 ч.) |
|||||
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9. |
Обрывная аппликация. «Ваза с фруктами» «Осенние листья» Рисование клеем ПВА и солью. Гриб в технике объемная аппликация. Открытка для бабушки. Аппликация. «Сказочный лес» «Барашек» из бумаги. Аппликация нитками. «Пейзаж» Складывание бумаги гармошкой. Работа с бумагой. «Осенний букет для мамочки»
|
Шаблоны Трафареты Готовые изделия (образцы) Фотографии готовых изделий Технологические карты Иллюстрации изделий из полосок, снеговиков, снежинок, зимние лесные пейзажи. |
Комбинированное занятие. Занятие изучения и формирование новых ЗУН. Занятие – творчество. Занятие комплексного применения ЗУН. |
Словесный Наглядный Практический
|
Устный опрос; Наблюдение; Выставка Контрольно-проверочное задание «Птичка на дереве». Складывание, скручивание, скатывание бумаги. |
Раздел 3. Зимние забавы (36 ч.) |
|||||
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
|
Аппликация ватными дисками «Зимний лес» Аппликация нитью. «Снежинка» (круг) Конструирование из бумаги «Братцы кролики» Конструирование из полос бумаги. «Новогодний шарик» Конструирование из бумажного конуса. «Волшебник Дед Мороз» Обрывная аппликация. «Снег в городе» Скатывание бумаги «Рукавичка». Объемная аппликация «Снежный город». Работа с бумагой. «Лисичка» |
Шаблоны Трафареты Готовые изделия (образцы) Иллюстрации готовых изделий Технологические карты Иллюстрации изделий из полосок, снеговиков, Деда Мороза, снежинок, зимние лесные пейзажи. |
Комбинированное занятие. Занятие изучения и формирование новых ЗУН. Занятие – творчество. Занятие комплексного применения ЗУН. |
Словесный Наглядный Практический
|
Устный опрос; Наблюдение; Выставка «Зимние забавы». Контрольное задание: работа с бумагой |
Раздел 4. Весенние затеи (34 ч.) |
|||||
1.
2. 3.
4.
5.
6.
|
Складывание бумаги «гармошкой» «Масленица» «Первые листочки» Аппликация нитками. «Жар-птица» Конструирование из бумажных петелек. Открытка «Восьмое марта» Работа с бумагой. «Весенние цветы» Конструирование из бумаги. Аквариум» |
Шаблоны Трафареты Готовые изделия (образцы) Технологические карты Фотографии готовых изделий масленицы, «жар-птицы, весенних деревьев и пейзажей, поздравительных открыток и аквариума |
Комбинированное занятие. Занятие изучения и формирование новых ЗУН. Занятие – творчество. Занятие комплексного применения ЗУН. |
Словесный Наглядный Практический
|
Устный опрос; Наблюдение; Выставка «Весенние затеи». Контрольное задание: работа со скрученной бумагой |
Раздел 4. Летнее веселье (24 ч.) |
|||||
1.
2.
3.
4.
5. |
«Пасхальная подвеска» Конструирование из бумажных петелек. «Георгиевская лента» Конструирование из бумажных полос Конструирование из полукругов. «Божьи коровки» Аппликация нитками. «Клоун»
|
Шаблоны Трафареты Готовые изделия (образцы) Технологические карты Фотографии пасхальных поделок и подвесок, открыток к 9 мая, животных сделанных из полосок, «Божьи коровки», костюма клоуна. |
Комбинированное занятие. Занятие изучения и формирование новых ЗУН. Занятие – творчество. Занятие комплексного применения ЗУН. |
Словесный Наглядный Практический |
Конкурс на лучшую пасхальную подвеску; Устный опрос; Наблюдение; Выставка |
Раздел 5. Итоговое занятие (2 ч.) |
|||||
|
|
|
Занятие комплексного применения ЗУН. |
Словесный Наглядный Практический. |
Отчетная выставка Контрольно-проверочное задание. Рисование клеем ПВА и солью. Аппликация нитью, крупой, бумажными петельками.
|
2.6. Список литературы
дляпедагога
1. Белова И.Н. «Игрушки к празднику» / И.Н. Белова. — Москва, издательство «Домино», 2015.
2. Воронов В.А. «Энциклопедия прикладноготворчества» / В.А. Воронов. – Москва, ОЛМА-ПРЕСС, 2016
3. Гомозова Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремесел:популярное пособие для родителей и педагогов / Ю.Б. Гомозова. — Ярославль:«Академия развития», Академия, Ко», 1999.-208с.: ил. (серия «Умелыеруки»)
4. Гомозова Ю.Б., Гомозова С.А.Праздник своими руками / Ю.Б. Гомозова, С.А. Гомозова, — Ярославль: Академияразвития: Академия, Ко: Академия Холдинг, 2017.-144с., ил.- (серия«Вместе учимся мастерить»)
5. Иванченко В. Н. «Занятия в системе дополнительного образованиядетей» / Учебно-методическое пособие / В. Н. Иванченко. — издательство«Учитель», 2007г.
6. Клод Нодэн, Франсуа Вибер-Гип, Бриджит Буэ,Искусство. / Нодэн Клод, Вибер-Гип Франсуа, Буэ Бриджит, пер. с фр.Н.Лебедевой / оформл.И.Сальниковой -М.: «Премьера», «Издательство Астрель»,АСТ, 2015.-104с.:ил.
7. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения иразвития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» / И.А. Лыкова. – М.:ИД «Цветной мир», 2016, 144с., переиздание дораб. и доп.
8. Муравьев Е.М., Симоненко В.Д.«Общие основы методики преподавания психологии» / Е.М. Муравьев, В.Д.Симоненко. — Брянск, 2000.
9. Мэри Энн Ф. Колль. «Рукоделие и конструирование»/ Мэри Энн Ф. Колль. — Москва, АСТ-АСТРЕЛЬ, 2015.
10. Никитина А.В. Рисование веревочкой. Практическое пособие дляработы с детьми дошкольного возраста в логопедических садах. / А.В. Никитина — М.: КАРО, 2016. – 96 с.
11. Оригинальные украшения: Техника. Приемы. Изделия / Пер. с ит.
Н. Сухановой; Лит. ОбработкаИ.Ермиковой.-М.:АСТ-ПРЕСС, 2001.-160с.- (Энциклопедия)
12. Парамонова Л.А. Бумажная пластика. ИД«Карапуз»: из программы развития ребенка-дошкольника «Истоки» / Л.А. Парамонова.- г.Дмитров, ООО ИД «Карапуз».
для обучающихся
1. ДегтереваН. Дегтерева, Т. «Умные поделки» / Н. Дегтерева., Т. Дегтерева. — М:, 2017.
2. Дедуник В.П. «Орнамент» / В.П. Дедуник. — «МАЛЫШ», 1990.
3. Жегалова С.К. Пряник, прялка и птица Сирин: Кн. Для учащихся ст. классов / С.К.Жегалова. — М.: Просвещение, 1983.-192 с.
4. Подаркидля друзей: Поделки из природных материалов своими руками. – Смоленск: Русич,2015. – 656с.
5. РогозинаН. И. Бабушкины уроки. Художественный труд и изобразительное искусство вначальной школе / Н. И. Рогозина. — А.: Правда Севера, 1997. – 240с.
Электронные ресурсы |
|
Десять лучших виртуальных музеев мира |
https://kpfu.ru/elabuga/learned—cat—blog/10-luchshih—virtualnyh—muzeev—mira.html
|
Виртуальные музеи России |
https://www.culture.ru/themes/293/virtualnyi—muzei—dlya—tekh—kto—ne—khochet—vstavat—s—divana
|