Управлениеобразования
Ардатовскогомуниципального округа
Муниципальноебюджетное образовательное
учреждениедополнительного образования
Центрдополнительного образования детей
Методическаяразработка
конспектаоткрытого занятия
поизобразительному искусству
Теплый натюрморт
(длядетей 7-9 лет)
БуераковаЕлизавета Юрьевна,
педагогдополнительного образования
МБОУДО ЦДОД
Ардатов,2023г.
Аннотация
В даннойметодической разработке предлагается конспект занятия для детей младшегошкольного возраста (7-9 лет) по изобразительному искусству. Данная разработкаокажет значительную помощь педагогам дополнительного образования, ведущимзанятия по изобразительному искусству, а также учителям ИЗО.
Методическаяразработка составлена с учетом личного и заимствованного опыта.
Пояснительнаязаписка
Цельметодической разработки – описание методики организации занятия с детьми 7-9лет по изобразительному искусству.
Занятие построенос учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. У детей данного возрастав рисунке можно обнаружить визуальные признаки формы. Характерна небольшаякомпозиционная завершенность. Воплощенный замысел уже предполагает некуюинтеграцию последовательных впечатлений. На смену сверхдинамичному восприятиюдеятельности, адекватно реализующемуся в рисовании-игре, постепенно приходитпреимущественно зрительная установка восприятия окружающего мира. Техникавыполнения рисунков обычно однообразная, преобладает жесткая линейность ихизображения, цвет очень часто используется как обозначение, а не цветовоевыражение формы. Младшие школьники игнорируют реальный цвет изображаемыхобъектов. Отдают предпочтение насыщенным цветовым гаммам, чистым ярким тонам, восновном теплой части спектра. Цвет в представлении ребенка становитсянасыщеннее, чем в восприятии. Именно поэтому тема занятия звучит так, а неиначе. Выполняемое детьми задание: Теплый натюрморт — яркий,насыщенный.
Методическая разработкаТеплый натюрморт является одним из методических материалов пореализации ДООП Юный художник. Знания, умения, навыки, освоенные наданном занятии, являются входящими в раздел Живопись, тема Натюрморт.Знакомство с историей появления натюрморта в живописи. Выполнение задания Теплыйнатюрморт.
Занятие рассчитанона 45 мин. Дети знакомятся с новыми терминами: предмет, форма, античность, поджанры,пластические средства, плоскость, а также с репродукциями картин различныххудожников в жанре Натюрморт. Данное занятие рассчитано на знакомствос темой и выполнение задания Теплый натюрморт с помощью педагога.
Тема — Теплыйнатюрморт.
Адресат – Занятиерассчитано на детей 7-9 лет, посещающих объединение Юный художник второйгод.
Формапроведения: учебноезанятие
Цель: познакомитьс натюрмортом как жанром изобразительного искусства
Задачи:
Предметные:
· Познакомитьдетей с историей появления в живописи такого жанра, как натюрморт;
· Научитьвыполнять изображение предметов быта, различать теплые, холодные цвета и оттенкикрасок;
· Обогатитьсловарь детей словами: быт, предмет, форма античность, поджанры, пластические средства,плоскость и др.
Метапредметные:
· Развивать навыкивосприятия и понимания произведений искусства, учить отражать свои впечатленияна плоскости листа — живописно.
· Расширять знания учащихсяо натюрморте, как самостоятельном жанре в искусстве;
· Развивать зрительныепредставления и впечатления от предметов, чувство пропорции, соразмерности;
· Развивать детскоетворчество и фантазию;
· Развивать мелкую моторикурук.
Личностные:
· Воспитыватьинтерес к предмету, аккуратность в работе, эстетический вкус.
Оборудование, оформление: ноутбук,проектор, презентация, жетоны настроения (желтые, оранжевые, красные,зеленые, синие), мольберт, апельсины для натуры, карточки для игрыТеплый-холодный (Приложение 3), карточки для игры Составьнатюрморт (Приложение 4), карточки-подсказки Теплые и холодныецвета (Приложение 2)
Материалы и инструменты: бумагаакварельная, бумага для палитры, баночки для воды, кисти, краски акварельные,простые карандаши, ластики
Время проведения – 45 минут
Методы и приемы: словесные,наглядные, практические, объяснительно-иллюстративные.
Методическиесоветы на подготовительный период
Необходимаподготовка к занятию. При подготовке к занятиям разрабатывается подробный план-конспект,мультимедийная презентации (об истории появления натюрморта в живописи,творчестве художников, изображавших натюрморты в различное время), оформляетсядидактический и наглядный материал (репродукции картин художников, жетонынастроения).
Необходимо заранееподготовить презентацию. Детям можно предложить заранее почитать литературу проразличные виды и поджанры натюрмортов, посмотреть картины с изображениемразличных натюрмортов того или иного временного периода.
Роль педагогазаключается в том, чтобы увлечь детей идеей, активизировать внимание,познавательную деятельность, пробудить интерес к творчеству и к картинам сизображением натюрмортов.
Методическиесоветы на период проведения занятия
Занятие проводится в просторном светломпомещении МБОУ ДО ЦДОД.
Теоретический материал преподносится ввиде краткой истории появления натюрморта. Как отдельного жанра в живописи XVII века. Атак же демонстрируется презентация с различными репродукциями картин различныххудожников. Основной упор делается на цветовое решение в изображении натюрморта:теплые и холодные оттенки (Теплые оттенки – предметы кажутсяприближенными к зрителю, приятнее, ярче, эмоциональнее; Холодные оттенки– предметы выглядят отдаленными, более размытыми, сонными,грустными)
Практическая часть проходит в форме совместнойработы педагог-дети- учащиеся поэтапно выполняют за педагогомизображение несложного натюрморта с апельсинами. Упор на данные фрукты ставитсяне спроста — апельсины имеют яркий оранжевый цвет, что характеризует его как теплый,ассоциируется данный цвет с общительностью, весельем, энергичностью. Холодныхоттенков оранжевого просто не существует. Всё, что с ним связано, становитсясияющим и жарким. Это самый горячий из всех цветов спектра.
Так же дети выполняют игровые задания наданную тематику в группах — Теплый-холодный и Составьнатюрморт.
Планзанятия:
1. Организационныйэтап:
· организациявнимания (1 мин)
· психологическийнастрой (2 мин)
2. Проверочныйэтап: проверка знаний (2 мин)
3. Подготовительныйэтап: сообщение темы (3 мин)
4. Основнойэтап:
· просмотрпрезентации (4 мин)
· беседао натюрмортах (3 мин)
· играТеплый-холодный (4 мин)
· физкультминутка(2 мин)
· практическаяработа (15 мин)
5. Контрольныйэтап:
· ИграСоставь натюрморт (4 мин)
6. Итоговыйэтап (2 мин)
7. Рефлексивныйэтап (2 мин)
8. Информационныйэтап (1 мин)
Ходзанятия:
Этапы занятия |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
1. Организационный
*организация внимания
*психологический настрой
2. Проверочный *проверка знаний
3. Подготовительный *сообщение темы
4. Основной *ознакомление с новым материалом
Игра Теплый-холодный
Практическая работа
Физкультминутка
Практическая работа
5. Контрольный Игра Составь натюрморт
6. Итоговый
7. Рефлексивный
8. Информационный
|
(Слайд 1) Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас на нашем занятии. Есть ли у нас отсутствующие? Посмотрите на свои рабочие места. Все ли у нас готово к работе? Отлично, тогда начнем.
(Слайд 2) Передай тепло другу Давайте возьмемся за руки и закроем глаза. А теперь подумаем о чем-то очень прекрасном. Получается? А теперь передадим это прекрасное своему соседу справа, аккуратно нажав на его ладошку. Передали? А теперь улыбнитесь своему соседу слева. Молодцы! Хорошим настроением зарядились.
(Слайд 3) Ребята, давайте вспомним теплые и холодные цвета и оттенки. Назовите теплые цвета? А теперь вспомним холодные цвета.
(Слайд 4) Ребята, сегодня мы познакомимся с историей появления в живописи такого жанра, как натюрморт. Тема нашего занятия — Теплый натюрморт Натюрморт – это изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, изображение различных предметов, еды, только что застывших для кисти художника. (Слайд 5) На этом занятии мы начнем рисовать натюрморт в теплых оттенках вместе со мной, а на следующем вы его закончите самостоятельно.
(Слайд 6) Давайте познакомимся с историей появления натюрморта в живописи. Натюрморт сформировался в качестве отдельного жанра живописи лишь в 17 веке, но люди издавна изображали окружающие их предметы на картинах и стенах. На протяжении многих веков художники пытаются с помощью окружающих их вещей выразить свое понимание мира, свои мысли и интересы. (Слайд 7, 8) Древние египтяне расписывали гробницы и храмы сюжетами подношений даров богам. Египтян не интересовала точность передачи теней и объема. Они не стремились, чтобы вещи выглядели реалистично, их целью было показать каждый предмет в его наиболее узнаваемой форме, и обозначить, что каждый из этих предметов был. (Слайд 9, 10) Греческие и римские художники рисовали предметы более реалистично чем египтяне. (Слайд 11) В музеях и архитектурных памятниках можно встретить мозаики и настенную роспись на которых художники стараются передать рисунок более четко и натурально. Такими сюжетами оформляли стены в домах и дворцах. (Слайд 12) Становление натюрморта, как самостоятельного жанра начинается в 1500-х годах в Северной Европе. (Слайд 13) В средние века искусство служило христианству, иллюстрируя сцены из Библии. (Слайд 14) Художники этого времени, такие как Ян Ван Эйк и Караваджо, писали натюрморты как часть христианских сцен. (Слайд 15) Расцвет жанра приходится на XVII век в среде Голландских и Фламандских живописцев. Представленная информация была полезной? ДА 59.27% НЕТ 40.73% Проголосовало: 1127 (Слайд 16, 17) В это время популярными стали картины, в которых изображалось то, что люди любят, то, что заставляет их чувствовать себя важными или богатыми. (Слайд 18, 19) Например, художники изображали дорогие и причудливые предметы и украшения, музыкальные инструменты и бокалы для вина, дорогие кушанья и посуду. (Слайд 20) В сюжеты включались и предметы, напоминающие о времени, такие как свеча или песочные часы. (Слайд 21) Однако, все изменилось в 19 веке, когда появились первые фотографии – нужды в прорисовке деталей натюрморта практически не было. Вместо этого начались эксперименты с цветом, формой и способом нанесения краски на холст, чтобы создавать прекрасные произведения сами по себе. (Слайд 22) Величайшим из этих художников был Поль Сезанн. (Слайд 23, 24, 25) Он в одиночку поднял натюрморт к уважаемой художественной форме. Именно в это время, в 19 веке, натюрморт стал одним из самых популярных жанров в живописи.
(Слайд 26) А мы сегодня с вами рассмотрим, какие же поджанры натюрморта существуют. Внимание на экран. (Слайд 27) Итак, цветочный натюрморт. Что является главным предметом в данном натюрморте? (Слайд 28) Кухонный. А здесь? (Слайд 29) Рыбный. Ну тут все понятно – это изображение рыбы. (Слайд 30) Роскошный. Что вы видите на картинах? (Слайд 31) Охотничий. Расскажите, что художники изобразили здесь? Отлично! (Слайд 32) А еще натюрморт может быть теплым и холодным. Предлагаю вам сыграть в игру. Перед вами картинки с изображениями теплых и холодных натюрмортов. Пожалуйста, распределите эти картинки на две категории: натюрморты в теплой гамме – в одну сторону, в холодной гамме – в другую. Приступаем! Закончили. Давайте посмотрим, что у вас получилось. Отличная работа – натюрморты распределены правильно! (Слайд 33) Ребята, сегодня мы с вами начнем рисовать натюрморт в теплой цветовой гамме – мы нарисуем натюрморт с апельсинами. Какой цвет у апельсинов? А как вы думаете, что символизирует оранжевый цвет? Замечательно! Перед тем, как начать рисовать, давайте вспомним правила ТБ.
(ребята вместе с педагогом поэтапно рисуют простым карандашом натюрморт с апельсинами) Ребята, давайте прервемся и немного расслабимся. Физкультминутка. Повторяйте движения за мной. Мне вчера купили краски, Я хотел нарисовать: Солнце, небо, домик красный, Но не знал с чего начать? Долго думал и гадал, И себя нарисовал! Получилось симпатично, Правда, папа не узнал. А когда вернулась мама И увидела меня – Отмывала всю квартиру И меня – почти два дня!
Отлично, отдохнули! Давайте продолжим рисовать наш натюрморт.
(Слайд 34) Отложите свои работы. Предлагаю вам сыграть еще в одну игру. Я подготовила для вас много различных карточек с предметами, которые могли бы стать настоящим натюрмортом. Пожалуйста, выберите те предметы, которые вам больше нравятся и создайте из них теплый натюрморт. Приступаем! (Слайд 35) Давайте закрепим сегодняшний материал. Что такое натюрморт? Что чаще всего изображают в натюрморте? Какими бывают натюрморты? Молодцы! (Слайд 36) Понравилось ли вам сегодняшнее занятие? Перед вами лежат жетоны разного цвета: красные, желтые, оранжевые и синие, зеленые. Жетоны теплых цветов – это хорошее настроение, холодных — плохое настроение. Поднимите, пожалуйста, тот жетон, который соответствует вашему настроению. Как вы считаете, хорошо мы подготовились к тому, чтобы на следующем занятии самостоятельно закончить наш теплый натюрморт? Что вам больше всего понравилось сегодня? А в чем у вас возникли трудности? (Слайд 37) Хорошо. Ну а на сегодня наше занятие закончилось. Благодарю всех за активную работу. До свидания! |
Сообщают об отсутствующих, проверка готовности к занятию.
Дети выполняют упражнение
Ответы детей: Теплые цвета: желтый, оранжевый, красный, коричневый; Холодные: голубой, синий, фиолетовый, зеленый.
Дети рассматривают презентацию
Дети рассматривают презентацию
Дети рассматривают презентацию
Дети отвечают на вопросы
Дети выполняют упражнение
Ответы детей: Оранжевый. Символизирует радость, тепло, яркие эмоции
Дети повторяют правила ТБ
Дети рисуют натюрморт совместно с педагогом
Дети повторяют движения за педагогом
Дети выполняют задание вместе с педагогом
Дети выполняют задание в группе
Дети отвечают на вопросы
Поднимают жетоны в зависимости от своего настроения
Делятся впечатлениями
Делятся впечатлениями и пожеланиями
Прощаются с педагогом и друг с другом |
Интернет-ресурсы
1. https://artchive.ru/encyclopedia/3686~Still_life_painting
2. https://infourok.ru/istoriya-natyurmorta-nachalnye-klassy-6306399.html
3. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2016/03/29/istoriya-razvitiya-natyurmorta
4. https://evgeniidemshin.ru/still_life_evolution
5. https://www.maria-art.com/istoriya-natyurmorta
6. https://dzen.ru/a/YnfLkr_zBB6XzCFh
7. https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/natyurmort-zhanr-zhivopisi
8. https://dzen.ru/a/YoW-rC6QeX7_zLdr
Приложение1
Натюрмортс апельсинами
Приложение2
Приложение3
Приложение4