План-конспект урока
составленный по принципу системно-деятельностногоподхода
Ф.И.О. ЧебаевскаяСветлана Владиславовна
Место работы. МАОУ СОШ№2, город Межгорье, Республика Башкортостан
Предмет: география
Класс: 5-6
Базовый учебник. География. Землеведение.5-6кл.:/В.П.Дронов,Л.Е.Савельева. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015
Методическая рекомендация. Урок целесообразно проводить в конце учебного года,используя 1 час резервного времени тематического планирования на изучениерегионального компонента.
Тема урока: «Влияние деятельности человека на природуродного города».
Цель:Определять позитивное и негативное влияние деятельности человека наприроду, анализировать иоценивать информацию, ситуацию, делать обобщающие выводы.
Планируемые результаты:
— личностные: осознание ценностейэкологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира;
—метапредметные: умение организовывать своюдеятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск,анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работатьтворчески в группе, высказывать суждения, подтверждая их фактами; владениеэлементарными практическими умениями работы с периодической печатью дляисследования;
— предметные:знать виды антропогенного воздействия на окружающий мир, их предупреждение,сокращение масштабов загрязнения, выработать правила поведения в природе,закрепить экологические знания.
Универсальные учебные действия:
— личностные: осознать необходимость экологических знаний в изучении окружающегомира, воспитание чувства патриотизма и любви к малой родине,
— регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.
— познавательные: объяснять роль различных источниковгеографической информации, выявлять,описывать и объяснять существенные признаки географических объектов,анализировать и оценивать географическую информацию и делать обобщающие выводы;составлять описания различных географических объектов на основе анализаразнообразных источников географической информации.
— коммуникативные:умениеобщаться и взаимодействовать друг с другом.
Тип урока: обобщающий.
Формы работыучащихся: групповая.
Оборудование: издания городских газет «Нашевремя» и «Межгорье», весы лабораторные, конфеты, микрофон, компасы, цветныемелки, рабочие тетради, персональный компьютер, электронныеобразовательные ресурсы.
Методы и приёмы работы: иллюстративно-словесный,практический, исследовательский (фронтальная беседа, работа с ЭОР, практическаяработа)
Структура и ход урока
Этапы урока, время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный этап ( 1 минута) |
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. |
Подготовка к уроку. |
Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка целей и задач урока. (6 минут) |
1 Демонстрация презентации. Слайды 1- 7 Какие мысли, чувства у вас были, когда вы смотрели эти кадры? 2.Вы очень наблюдательны, но всегда ли люди относятся к этой красоте, как заботливые хозяева? Я предлагаю вам выполнить задание. Запишите в два столбика доброе и не доброе (+ -), в действиях людей, происходящие в нашем городе, в окружающей природе. Слайд 8 3.Теперь мы «взвесим» всё хорошее и плохое, в отношениях жителей к своему городу, роль «гирек» выполняют конфеты. Учитель «взвешивает» факты, которые называют группы поочерёдно. 4.Какой делаем вывод? ( Учитель ориентируется по ситуации: если меньше минусов, констатировать, что они всё же есть!) Слайд 9-13 Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? Учитель выслушивает ответы. Слайд 14
|
Работа трёх групп по 5 человек. Анализируют, сравнивают и обобщают факты. (П)
Определяют возможные источники необходимых сведений, производят поиск информации, анализируют и оценивают её достоверность.(П) Отстаивают свою точку зрения, приводят аргументы, подтверждая их фактами. (К)
Группы по очереди называют факты (+,-).
Преобразовывают информацию из одного вида в другой (П)
Самостоятельно обнаруживают и формулируют учебную проблему, определяют цели и задачи учебной деятельности. (У)
|
Актуализация знаний. ( 12 минут) |
5. Вы оратор и за 1 минуту убедите нас в том, что изучение этой темы просто необходимо. Слайд 15 Выслушать ораторов. Учитель делает вывод: вот видите, в вашей памяти уже это хранится, значит это нужно. Сегодня мы с вами работаем на доверии и оценивание урока будет строиться по принципу самооценки. А поэтому вы сейчас становитесь соавторами учебника по географии и эту тему необходимо включить в параграф учебника. Но условие нам такое: 1 группе – подберите изложение этой темы на странице определённого цвета и объясните, почему так; 2 группе – определить слово-символ и почему так; 3 группе – какая мелодия звучит на этой странице и почему именно такая? Слайд 16 Заслушать ответы групп.
|
Умеют взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. (К)
Понимая позицию другого, различают в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (К)
Сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки самостоятельно.(У)
Работают в группе (М,К) |
Представленная информация была полезной? ДА 59.38% НЕТ 40.62% Проголосовало: 1167
Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. (18 минут) |
6.Нашу страницу в учебнике может удачно оживить викторина на знание своего города. Можно мне вступить с вами в соавторство и предложить эту викторину? Слайд 17 Как называются реки в нашем городе? Какое животное изображено на гербе нашего города? Какая улица носит имя героя Великой Отечественной войны? Самая «мирная» улица? Самая «сияющая» улица? Самая «победоносная» улица? Физкультминутка. Чтобы ответить на следующие вопросы, нужно ориентировать компас и встать правильно, (лицом на север). Повернулись на восток. Как называется гора, расположенная к востоку от города? Повернулись на юг. Какую знаем гору на юге города? Повернулись ко мне лицом. Чьё имя носит наша школа? Пушкинисты, приветствуем друг друга (подняли руки вверх и помахали вместе с учителем). 7. Составляем параграф учебника далее. Вот какие стихи написала ваша одноклассница. Слайд 18 Друзья, есть предложение, поместить эти стихи на страницу учебника. 8. В учебник нередко автор помещает примеры из жизни. Такие сведения вы можете найти в наших местных газетах «Межгорье» и «Наше время».Вы сейчас подберёте такие факты и расскажите о них по плану: а) название статьи; б) где и что; в) этого не могло быть, если бы… Слайд 19 Зачем эти нерадостные статьи мы помещаем в учебник? О чём они заставляют задуматься? Слайд 20-22 9.Как видим человек влияет на жизнь города и нередко его обижает. В каждом есть фотографии, рисунки. Давайте и мы попробуем создать картину нашего идеального города, где каждый житель любит и бережёт свой город. Как назовём эту картину? 10. Чтобы завершить наш параграф, как вы убедите школьников, зачем им необходимо изучение этой темы, исходя из своей будущей профессии. 1 группа выступает от лица медицинских работников; 2 группа – чиновники; 3 группа – строители. Слайд 23 Скажите, уважаемые, сохранение окружающей среды зависит от профессии, должности человека или от чего — то другого? |
Практическое применение знаний по ориенированию (П)
Стихотворение рассказывает ученица (Л)
Работают в группе (М,К), представляют результат деятельности.
Отстаивая свою точку зрения, приводят аргументы, подтверждая их фактами. (К)
Группы рисуют цветными мелками на доске (К,Л), придумывают название картине
Работают в группе, представляют результат деятельности. (М)
Выдвигают версии решения проблемы, осознают конечный результат, выбирают из предложенных и определяют самостоятельно средства достижения цели (У).
|
Домашнее задание (3 минуты)
|
11. Вот мы и подошли к домашнему заданию. Любой школьник, в том числе и вы, можете выбрать задание по желанию: Слайд 24 А) обсудить с родителями эту тему урока и подготовить выступление на школьное радио; Б) взять интервью у интересного для вас человека; В) подготовить заметку в местную газету Г) придумать и выполнить своё задание по теме.
|
Определяются с заданием (П,Л) |
Рефлексия (5 минут) |
12.Пусть и короткое время мы обсуждали эту тему, но думаю, что нас оно изменило. Для чего мы целый урок заняли составлением странички учебника о нашем городе? Что может сделать каждый из нас, чтобы окружающий мир был и оставался прекрасным? Подумаем!? Слайд 25-26 |
В диалоге с учителем совершенствуют самостоятельно выработанные критерии оценки. (У) Демонстрируют знания (П), оценивают работу на уроке (самооценка) (Л)
|