Муниципальноеобщеобразовательное учреждение
«Средняяобщеобразовательная школа п. Полевой»
Планконспект открытого урока на тему:
Органическиевещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ,в клетках растений.
Подготовил:учитель биологии
Усова Д.В.
п. Полевой 2022 г.
Методическаяразработка урока биологии
для 5 класса в рамках ФГОС «Химические вещества, их рольв жизнедеятельности клетки»
Тема урока: Органические вещества, их роль вжизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель: изучить химические вещества клетки,выявить роль органических и неорганических веществ.
Задачи:
-образовательные: знать о химическом составе клетки, а также о роли органическихвеществ в жизнедеятельности клетки.
-развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливатьпричинно-следственные связи; определять органические веществ в клетках растенийс помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечныйрезультат; уметь выражать свои мысли.
-воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитыватьположительное отношение к совместному труду.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
-знать химический состав клетки;
-рассмотреть многообразие веществ и их роль в клетке;
-уметь отличать органические вещества от неорганических.
Метапредметные:
-регулятивные: — самостоятельно определять цель учебной деятельности, искатьпути решения проблемы и средства достижения цели;
-участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением,высказывать свое;
-коммуникативные: — обсуждать в рабочей группе информацию;
-слушать товарища и обосновывать свое мнение;
-выражать свои мысли и идеи.
-познавательные: — работать с учебником;
-находить отличия;
-составлять схемы-опоры;
-работать с информационными текстами;
-объяснять значения новых слов;
-сравнивать и выделять признаки;
-уметь использовать графические организаторы, символы, схемы дляструктурирования информации.
Личностные:
-осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
-устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
-оценивать собственный вклад в работу группы.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
Продолжитьформирование умения работать с учебником.
Продолжитьформирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать синформационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделятьпризнаки.
Продолжитьформирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы дляструктурирования информации.
Коммуникативные УУД
Продолжитьформирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие приработе в группе (паре).
Продолжитьформирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
Продолжитьформирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
Продолжитьформирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебнуюпроблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока),выдвигать версии.
Продолжитьформирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы,интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
Продолжитьформирование умения определять критерии изучения химического состава клетки.
Продолжитьформирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельновыработанные критерии оценки.
Продолжитьформирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и принеобходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Продолжитьобучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
Созданиеусловий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению исамопознанию.
Осознаватьнеполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
Устанавливатьсвязь между целью деятельности и ее результатом
Оцениватьсобственный вклад в работу группы.
Формы работы: индивидуальная,фронтальная, групповая.
Методы: словесные, наглядные, практические,дедуктивные
Основные термины и понятия: Химическиевещества клетки: неорганические и органические. Минеральные соли. Органическиевещества. Белки. Углеводы. Жиры.
Ходурока
I.Организационный момент:
Здравствуйте ребята! Я очень рада видетьвсех вас! Поприветствуем друг друга, но не обычно, а с помощью наших ладошек(учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная сбольших пальцев и говорят:
· желаю(соприкасаются большими пальцами);
· успеха(указательными);
· большого(средними);
· вовсём (безымянными);
· ивезде (мизинцами);
· Здравствуйте!(прикосновение всей ладонью)
Сегодня нам с вами предстоит изучить очень интересную тему из курсабиологии. Какую? Вы позже назовете сами.
II.Актуализация опорных знаний урока:
Сейчася хочу показать опыт. Внимание!
· (Калияперманганат + вода + перекись водорода + уксусная кислота 9% = ацетат марганца2 + кислород + ацетат калия + вода).
· Раствормарганцовки с уксусом → красное окрашивание; к полученному раствору добавляемсоду → зелёное окрашивание.
· Враствор марганцовки добавить раствор перекиси водорода (р-р гидроперита)→обесцвечивание раствора.
Итак, что же Выувидели?
Действительно,произошло превращение одного цвета в другой, или же превращение одного веществав другое. А какая наука изучает вещества и ихпревращения? (химия) Молодцы!
Химияне только вокруг нас, но и … (внутри нас). С прошлых уроков вы уже знаете,что все живые организмы состоят из … (клеток). Где же происходятхимические превращения? Правильно!
Таккакова же тема сегодняшнего урока?
Тема урока «Органические вещества, ихроль в жизнедеятельности клетки»
Ребятакак вы думаете какую цель мы можем поставить для нашего урока (ответы)
Цель: Познакомиться с химическим составомклетки.
Чтобыдостичь своей цели необходимо разработать план действий, т.е. определитьзадачи, решив которые мы к ней придем.
Задачи:
-Определить из каких химических веществ состоит клетка;
-Узнать значение каждого вещества в клетке;
III. Мотивация к изучению нового материала. Формированиетемы и цели урока: Ребята увас на столе приготовлены оценочные таблицы. В течение урока вы будетеоценивать свою работу по 3- бальной шкале.
Ребята, ознакомьтесь стекстом своих учебников на странице 40-41 параграфа 8 и попробуйтесамостоятельно составить схему «Вещества клетки». (3 минуты)
веществаклетки (на доске)
неорганическиевещества органическиевещества
водаминеральные соли нуклеиновые кислоты, белкижиры углеводы
· На прошлыхуроках вы говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное строение, ичто их клетки имеют сходное строение.
Оказываетсякроме сходства в строении, для всех клеток характерен и сходный химическийсостав. Интересно, что некоторые химические вещества, такие как вода иминеральные соли, из которых состоят живые организмы входят и в состав объектовнеживой природы. Таким образом, живая и неживая природа взаимосвязаны
Как вы думаете,а в камне можно найти органические вещества (нет, только в живых клетках). Ксожалению, ребята нет, органические вещества содержаться только в клетках живыхорганизмов. Более подробно вы познакомитесь с этим материалом в старших классах.
А у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (наклоны вперед и назад)
Головаустала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (вращение головой)
Хоть зарядкакоротка,
Отдохнули мы слегка.
IV.Усвоение новых знаний и способов действия:
Ну,а сейчас я предлагаю вам провести эксперименты и найти эти вещества. Выполнениеэкспериментальной работы по нахождению химических веществ: белок (клейковина),жиры (растительные жиры), углеводы (крахмал), вода (яблоко).
Выводы: — Какие вещества вы обнаружили в пшеничной муке? (клейковина–белок, крахмал – углевод)
-Какоевещество обнаружили в семянке подсолнечника ( растительные жиры), а чтосодержит долька яблока?(вода)
— На какие две группы можноразделить вещества, которые вы нашли в ходе эксперимента? (неорганические иорганические вещ-ва)
· Ребята живаяклетка имеет очень сложное химическое строение, и в ней протекают сложныехимические реакции.
Напримере зёрен пшеницы – так как при сгорании вода испаряется, органическиевещества разрушаются, остаются только минеральные вещества и нуклеиновыекислоты – нельзя увидеть невооружённым глазом, нужны специальные приборы,отвечают за хранение и передачу наследственной информации.
V.Рефлексия и закрепление учебной деятельности:
Вернемсяк целям урока (записаны на доске). Все ли задачи выполнены? Это результатынашей совместной работы. А сейчас ребята я предлагаю вам проверить свои знанияполученные на уроке)
Биологическийдиктант:
1.Какоевещество используют для определения содержания крахмала. ( Йод)
2.Вещество-углевод,можно обнаружить в клубнях картофеля. (Крахмал)
3.Общееназвание солей, содержащихся в клетке. (Минеральные)
4.Органическиевещества, необходимые в клетке для получения энергии.(Жиры)
5.Группавеществ, к которым относятся вода и минеральные соли.(Неорганические)
6.Растительныйбелок, оставшийся после промывания теста. (Клейковина)
7.Цветводы с крахмалом после добавления раствора йода. (Синий)
VI.Домашнее задание: п. 8 читать, составить миниатюрнуюприродную лабораторию
Список используемой литературы:
1. Биология. Бактерии, грибы, растения 5кл.: учебник/ В. В. Пасечник