Конспектурока литературы в 6 классе по рассказу
А. И.Куприна Чудесный доктор
Тема урока: «Чудесныйдоктор» А.И. Куприна как рождественский рассказ.
Цель урока: раскрытьтему и идею произведения А. И. Куприна Чудесный доктор, расширить представлениеучащихся о внутренней красоте человека.
Задачиурока:
Образовательные:
— продолжитьработу над формированием навыков вдумчивого чтения художественногопроизведения,
— формироватьумение анализировать текст, понимать авторский замысел.
Коррекционно-развивающие:
— развивать речьпосредством объяснения лексического значения слов, ответов на вопросы,пересказа прочитанного;
— коррегироватьвнимание при работе над текстом (выборочное чтение, по ролям, по цепочке,слушание);
— коррегироватьмышление посредством работы с зашифрованным текстом.
Воспитательные:
— воспитыватьстремление к нравственно-духовному совершенствованию, способствовать формированиютаких нравственных качеств как доброта, любовь, сострадание, милосердие.
Оборудование:текстизучаемого рассказа, слайдовое сопровождение урока, интерактивный комплекс.
Ход урока.
I. Организационный момент. Ход уроков
I.Вступительное слово учителя.
–Расскажите, что вы умеете делать хорошо. Кто из вас занимается спортом,музыкой, творчеством? Есть ли то, чему вы обязательно хотите научиться?
Авот этот человек в возрасте 20 с небольшим лет «был последовательно…землемером, грузчиком арбузов, подносчиком кирпичей, продавцом в Москве, наМясницкой… Был лесным объездчиком, нагружал и выгружал мебель во времяосеннего и весеннего дачных сезонов, ездил передовым в цирке, занимался…актерским ремеслом… управлял имением в глухом углу Полесья, заменялпсаломщика в дальнем сельском приходе, служил учетчиком в кузницесталелитейного завода, кажется, даже пробовал себя в качестве цирковогоборца… выходил с рыбаками на зимний лов белуги, опускался на дно морское вскафандре водолаза, подымался за облака на аэроплане…»
А.И. Куприн, по воспоминаниям современников, испытывал жгучий интерес «буквальноко всякой работе». Вечно его мучила жажда исследовать, понять, изучить, какживут и работают люди всевозможных профессий.
Какже сложилась его судьба? Стр. 3-4 ( до человеколюбие)
Биографияв учебнике
СовременницаКуприна, писательница Тэффи, отмечала его серьезное отношение и к творчеству:«…Когда писал – работал, а не забавлялся. И та сторона его души, котораяявлялась в творчестве, была ясна и проста, и компас его чувств указывалстрелкой на добро».
Скажите,пожалуйста, что значит быть добрым? Что такое доброта?
1. Доброта —ласковое, дружеское, заботливое отношение.
2. Доброта — этопроявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо.
3. Доброта — этобережливое и внимательное отношение к чему-либо.
4. Доброта –отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
— Как вы думаете,какова тема нашего урока? О чем сегодня мы будем говорить на нём?
( О доброте, олюдях и их поступках.)
Cегодня на урокемы должны раскрыть такое понятие, как доброта на примере рассказаА.И. Куприна Чудесный доктор;
— разобраться всодержании прочитанного вами текста, понять авторский замысел произведения;
— дать оценкупоступкам героев;
— определитьнравственную проблематику рассказа.
Художественныйанализ текста.
Теперь перейдём канализу произведения.
1. Почему рассказназывается «Чудесный доктор»? На этот вопрос мы ответим в конце урока.
— Сколькорассказчиков в этом произведении?
( Два: тот, с кемпроизошла описанная писателем история, и сам автор, передающий услышанное отдругого.)
— Такая формапостроения текста называется «рассказ в рассказе».
Как авторописывает картину города?
Найдите описаниегорода (По мере…позади).
Судя попрочитанному, можно точно сказать, в какое время года происходит действиерассказа?
(Зимой, передРождеством или Новым годом.)
— С чемассоциируются новогодние праздники?
— Любите ли вы этипраздники? Какие чувства испытываете при их приближении?
— Могут ли Гриша иВолодя надеяться на сюрпризы, подарки в эти праздничные дни? Почему вы такрешили?
Нет, не могут.Понять это помогает описание того убогого места, где они живут. (Наконец…нищеты). Учитель:
— Перед вами лежатлисточки. На них записаны детали из картины жизни большого города и из картиныжизни мальчиков. Давайте распределим их, соответственно отметив цифрами 1 и 2.
· Целые горы красных крепкихяблок и апельсинов.
· Ярким светом висящих ламп;
· Правильные пирамидымандаринов.
· Протянулись огромныекопченые и маринованные рыбы.
· Гирляндами колбас.
· Красовались разрезанныеокорока с толстым слоем розоватого сала.
· Сияющие ёлки.
· Прекрасные магазины.
· Смеющиеся лица нарядныхдам.
· Тесным, обледенелым игрязным двором.
· Закоптелым, плачущим отсырости стенам.
· Мокрым отрёпкам.
· Ужасному запахукеросинового чада.
· Грязного белья и крыс.
· Запаху нищеты.
Какой приёмиспользует автор, рисуя картину радостных людей и сменяя её тёмными улицами,грязным двором?( Автор противопоставляетгероев, их семью миру сытых и равнодушных людей.)
Правильно, чтобыпоказать контраст жизни и мечты автор использует прием противопоставления.Такой прием в литературе называется антитеза.
Зачем А. И.Куприн сравнивает картины жизни большого города и жизни мальчиков?
А. И. Купринсопоставляет картины жизни большого города и жизни мальчиков для того, чтобыпоказать читателю, как жесток окружающий мир.
Следующее заданиепо карточке. Подчеркните эпитеты и метафоры, которые встретились в тексте. Носначала вспомним, что такое эпитет и что такое метафора.
· Эпитеты: «красных крепкихяблок», «мандаринов, нежно золотившихся сквозь опутывающую их папироснуюбумагу», «красовались сочные разрезанные окорока с толстым слоем розоватогосала».
· Метафоры: «горы яблок»,«пирамиды мандаринов», «запах нищеты».
С помощьюхудожественных средств автор создает картины жизни большого города и картиныжизни мальчиков.
А почему семьяМерцаловых оказалась в таком положении?
Семья Мерцаловыхоказалась в таком положении, потому что глава семейства заболел и поэтомупотерял работу и теперь никак не может найти новое место, хотя старается. Весьсегодняшний день он ходил по городу и просил деньги у кого только можно. Адетей мать послала с письмом к своему бывшему работодателю в надежде, что тотодолжит хотя бы какую-нибудь сумму денег.
V. Особенностиизображения действительности. (10 мин)
Постарайтесьувидеть пейзаж в рассказе и понять, зачем Куприн так подробно его описывает.
Красота пейзажа создаетсяс помощью метафор, олицетворений, эпитетов.
Олицетворение:«деревья дремали».
Эпитет: «великоеспокойствие».
Метафора:«глубокая тишина».
— Скажите, какаяприрода в рассказе?
— А что говоритсяо семье Мерцаловых?
— Она ведётнищенское существование. Все это, во-первых, служит противопоставлением.
Во-вторых,подталкивает Мерцалова к такому же спокойствию, такой же тишине, и он уже готовисполнить свое намерение – уйти из жизни.
— О чем Мерцаловдумает среди глубокой тишины и великого спокойствия? Какой поступок хочетсовершить Мерцалов? Почему? Грех ли это?
— Он хочетпокончить жизнь самоубийством. Мерцалов в отчаянии, потому что не можетсодержать семью, его дети голодают. Но самоубийство — это не выход, это грех.
— С кем встретилсяМерцалов здесь, в саду?
Найдите описаниепортрета незнакомца. Какие определения подбирает Куприн для характеристикидоктора? «Мягкий, ласковый», «умное, серьезное лицо, необыкновенное,спокойное, внушающее доверие».
Найдите описаниепортрета Мерцалова. Как его рисует автор? «Скромный, заботливый, честный,интеллигентный, тактичный».
— Что же произошлопосле разговора в парке? Скажите, произошло ли чудо в рассказе?
Да произошло, исвязано оно с появлением «чудесного доктора». Всё меняется, как в сказке, семьявозвращается к нормальной жизни. А доктор так же быстро исчезает, какнеожиданно он и появился.
Что было «чудесного»в поступках незнакомца?
— Запишите налисточках те нравственные качества, за которые доктора можно назвать добрым,чудесным?
Выводы учащихся:
— В рассказе А.И.Куприна речь идет о чуде рукотворном, которое может совершить любой человек счутким сердцем и внимательным взором, обращенным на других людей. Очудодейственной силе деятельного сострадания. О чудесной способности человекадаже в самых невыносимых условиях оставаться человеком, старатьсясопротивляться лишениям и невзгодам судьбы.
— А вы знаете, чтоКуприн, говоря о докторе Н.И. Пирогове, писал о реальном человеке, оставившимсущественный след в медицине. Хотите узнать о нём?
— Меня зовутНиколай Иванович Пирогов. Я профессор медицины. Вы меня спросите, как я сталдоктором? А вот, господа, все случай… Когда я был еще совсем ребенком, то моймладший брат сильно заболел и к нему был приглашен профессор Мухин. О, это былудивительный человек! А как он говорил с братом! Не поверить ему было простоневозможно! Брат выздоровел. В семье только и разговаривали, что о докторе. Он,как чародей, посетил нашу семью. И я начал играть в лекаря. Затем, окончивпансион в 1824 году, стал студентом Московского университета. Нелёгким был мойпуть в медицине. Но я многое сделал для русской науки, но не всегда меняпонимали и принимали. А я был гордым и честным человеком, который создал новуюнауку для будущих поколений. Я лечил всех: и императора Александра, и бедныхлюдей, которые шли ко мне на прием целыми толпами. Я помогал простым людям, какмог, а не выписать бедняку рецепт и не дать ему денег на лекарство было нелепо.И я попросту раздавал деньги беднякам.
VIII. Работа стекстом.
— Как Куприн заканчиваетсвой рассказ? Какие слова передают глубокую благодарность семьи «чудесномудоктору»?
«Что-то великое,мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе, угасло невозвратимо»?
Можем ли мы суверенностью сказать, что рассказ актуален, современен в наши дни?
Выводы учащихся:
— В произведенииКуприна есть глубокие размышления писателя о добре и зле, которые существуют нетолько где-то, но находятся в самом человеке. Прочитав этот рассказ, понимаешь,что надо любить ближнего. Ведь если ты будешь любить человека, то будешь любими сам.
— Как вы думаете,а что помогло осуществиться этому чуду?
— И название этомучуду — доброта, милосердие, сострадание.
Объясните, а чтотакое в вашем представлении милосердие, сострадание, доброта?
Со словом добросозвучны слова милосердие, благотворить. Милосердие — это готовность помочькому-нибудь из сострадания и человеколюбия. Быть добрым не зависит отбогатства, а зависит от состояния души. Благотворить — значит делать добро,помогать бедным, инвалидам, старым людям.
Есть в нашемсовременном обществе такое чудо, как милосердие?
Как вы считаете: вчеловеке больше добрых или злых качеств? Докажите, приведя примеры из своейжизни.
26августа 1870 г. в г. Наровчате Пензенской губернии в семьеколлежского регистратора Куприна родился сын Александр.
1874.После смерти отца вместе с матерью живет во Вдовьем доме(благотворительном учреждении «для призрения престарелых и не имеющих способовк пропитанию своему вдов» дворянского происхождения).
С1877 начинает писать стихи. С 6 лет началось для мальчика детство,которое он впоследствии во многих своих произведениях назовет «поруганным» и«казенным». В 1880 г. Саша Куприн выдержал вступительные экзамены во 2-юМосковскую военную гимназию. В своем рассказе «На переломе» Куприн описывает,как за незначительный проступок его приговорили к десяти ударам розгами.
«Вмаленьком масштабе он испытал все, что чувствует преступник, приговоренный ксмертной казни». И кончает он рассказ словами: «Прошло очень много лет, пока вдуше Буланина (Куприна) не зажила эта кровавая, долго сочившаяся рана».
Вовремя учения в кадетском корпусе не только пишет свои стихи, но и переводит снемецкого и французского.
1889г. – напечатан первый рассказ «Последний дебют», за который вучилище получил взыскание, так как юнкерам было запрещено выступать в печати. В1893 г. успешно сдавал экзамены в Академию Генерального штаба, но приказомкомандующего Киевским военным округом подпоручику Куприну было запрещенопоступление в Академию. Рассказывали, что на берегу Днепра околоточныйнадзиратель вступил в конфликт с группой молодых офицеров, в которой был иКуприн. Человек легендарной физической силы, Куприн сбросил околоточного вреку, а тот составил протокол «об утопии полицейского чина при исполнениислужебных обязанностей».
1894г. – Куприн в чине поручика выходит из полка и оказывается в Киеве«без денег, без родных, без знакомств».
Подготовленныйученик читает наизусть.
Обэтом времени сам писатель вспоминал так: «Неожиданно наступили дни жестокогобезденежья. Я с трудом перебивался с хлеба на квас. Газета, в которой яработал, перестала платить мне за фельетоны, и только изредка удавалосьвыпросить у бухгалтера в счет гонорара рубль, а в лучшем случае три рубля. Язадолжал хозяйке за комнату, и она грозила «выбросить мои вещи на улицу».
Пришлосьподумать о том, чтобы временно перебраться на жительство в ночлежку и, так какнаступало лето, заняться не литературным, а честным трудом грузчика напристани. С газетой я все же не порывал и в отдел «Из городских происшествий»давал заметки следующего содержания: «Вчера на Крещатике прекрасная породистаясобака господина Н. попала под колеса конки и, раздавленная, кричала нечеловеческимголосом»… Заметки эти я писал с удовольствием… И, что было самоеудивительное, никто: ни редактор, ни читатели – не замечали явногоиздевательства…
1896г. – выходит первая книга Куприна – книга очерков «Киевские типы».
1898г. – живет в семье своей сестры в лесничестве. Об этом временивспоминал: «…я провел самые благодатные месяцы моей жизни,.. впитал в себясамые мощные, самые плодотворные впечатления,.. учился русскому языку ирусскому пейзажу». Работает над повестью «Олеся».
1904–1905гг. – работа над повестью «Поединок».
Внимательноеотношение к людям проявлялось не только в творчестве писателя.
И.Бунин так говорил о нем: «Наряду с большой гордостью много неожиданнойскромности, наряду с дерзкой запальчивостью много доброты, отходчивости,застенчивости».
Заранееподготовленный ученик читает наизусть.
К.Чуковский в своих воспоминаниях о Куприне рассказал историю о том, как тот,узнав от приятеля о старухе, которую беспощадно колотит сын, громадного ростабиндюжник, в тот же день разыскал этого человека в порту.
Рискуябыть изувеченным его кулаками, Куприн сказал ему такие слова, что тот закаялсяизмываться над матерью. Чуковский писал: «Я видел эту женщину, когда она пришлапоблагодарить Куприна. Куприн принял ее с сыновней почтительностью и, не желая,чтобы мы восхваляли его благородство, сказал, когда его гостья ушла:
–Хорошо пахнут старухи на юге: горькой полынью, ромашкой, сухими васильками и –ладаном».
1909г. – присуждена премия Пушкина.
1911г. – в альманахе «Земля» увидел свет рассказ «Гранатовый браслет»,немного позже, в 1915 г. будет поставлен кинофильм по этомупроизведению.
1914г. – не остался в стороне от военных событий. В доме Куприных вГатчине был открыт частный лазарет для раненых Первой мировой войны. Самписатель идет в армию, но признан негодным к военной службе по состояниюздоровья.
1919г. – во время гражданской войны эмигрирует за границу: сначалауезжает в Хельсинки, потом переезжает в Париж.
В1924 г. писателю передано полуофициальное предложение вернуться вСоветскую Россию, но он отказался: «…пять лет в изгнании… А все же непоеду… Предположим, что с меня заживо шкуру не сдерут, предоставят пастись,где и чем хочу… Надо будет как-нибудь вертеться, крутиться, ловчиться…Да-с, захотели мы революции, как кобыла уксусу. Правда: умереть бы там слаще илегче было».
Заграницей Куприн жил бедно, но продолжал литературную деятельность: работал вгазете, писал роман «Юнкера».
В1937 г. семья Куприных получает разрешение возвратиться в Россию ипокидает Францию. Писатель тепло встречен в Москве новым поколением читателей,но он тяжело болен.
В1938 г. по желанию Куприна его увозят в Гатчину. В ленинградскойбольнице он переносит тяжелую операцию.