Нравственное воспитание как фактор социализации воспитанников вусловиях реализации ФГОС.
В настоящее время вопрос нравственноговоспитания детей является одной из важных проблем современного общества. Передпедагогами ФГОС ставит задачу воспитания ответственного гражданина, способногосамостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность всоответствии с интересами окружающих его людей. Актуальность данной задачиочевидна, т.к. во все времена стоял вопрос: «Как воспитать подрастающеепоколение, чтобы оно было опорой в будущем, несло в себе то, положительное, чтоуже опробовано и испытано?» Главнейшей задачей в воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является подготовка таких детей к самостоятельной жизни.
Педагогический смысл работы по нравственному становлению личностивоспитанника с ОВЗ состоит в том, чтобы помогать, ему продвигаться отэлементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуетсясамостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данноговида деятельности, в формировании нравственных качеств, обучающихся зависит отумения педагога правильно моделировать педагогический процесс. Для ребёнкаслова воспитателя, его поступки, оценки имеют нравственное значение. Именнопедагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностьюформирует устойчивые представления ребёнка о справедливости, человечности,нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогоми детьми во многом определяет эффективность их воспитания и социализации.
Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог неявляется примером нравственного и гражданского поведения для обучающегося.Сделать себя лучше, добрее, чище – значит сделать таким мир вокруг себя.
Как говорил Лев Николаевич Толстой: «Всёнравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо илихоть старайтесь жить хорошо, и вы, по мере вашего успеха в хорошей жизни,хорошо воспитаете детей».
Всвоей работе мы стараемся формировать у своих воспитанников такие качестваличности как совесть, честь, достоинство, ответственность, товарищество,трудолюбие, благородство, доброта, стыд, милосердие, уважение к людям,стремление говорить правду, не делать зла, защищать добро, умение управлятьсобой. Как известно, именно в семье закладываются нравственные основы личности.Формируются они не столько в школе и в обществе, сколько в семье. А семьи нашихвоспитанников часто асоциальны. Родители, имея низкую нравственную культуру, незнакомят ребенка с моральными нормами. У детей из таких семей не сформированыпонятия о том, что хорошо и что плохо, отсутствуют элементарные знания окультуре поведения, не сформированы навыки личной гигиены, дети не умеют контактироватьсо сверстниками, взрослыми. У них завышенная или заниженная самооценка.Нормально развивающийся ребенок многие умения, навыки усваивает спонтанно,ребенок же с нарушениями в развитии нуждается в особой помощи. Поэтому ястараюсь, как воспитатель организовать целенаправленное педагогическоевоздействие на проблемного ребенка в целях формирования у него определенныхнравственных качеств, созданию условий, при которых будет идти воздействие насознание и поведение ребенка. К сожалению, поведение не у всех воспитанников внашей группе, соответствует социальным нормам. Часто в нашей группе наблюдаюрасхождение словом и делом у воспитанников, так как, видимо они не способны кконкретизации обобщений, или воспринимаемое ими правило поведения не вызывает уних эмоционального отклика и не связано с его личностными потребностями. Этотнедостаток значительно затрудняет воспитание детей в группе. У проблемногоребенка снижена критичность и самокритичность, повышена внушаемость и в связи сэтим дети могут попасть под отрицательное влияние. Известно, что у детей снарушениями интеллекта нарушена эмоционально-волевая сфера, что такжезатрудняет процессы их воспитания. Кроме того, необходимо учитывать, что унекоторых детей наблюдаются аффективные вспышки, расторможенность, неразвитостьэлементарных человеческих чувств и эмоций – страха, обиды, смущения, которыевызваны действием не только средовых факторов, но и биологическими причинами.Данное определение ещё больше затрудняет процесс обучения детей моральным нормам.Своеобразное развитие проблемного ребенка затрудняет процесс его нравственноговоспитания и может привести к закреплению отрицательных черт поведения. Поэтомуважная воспитательная задача – помочь детям осмыслить, обобщить и выделить тенравственные нормы, которые им подлежит усвоить, так как проблемные детизатрудняются в самостоятельном осознании и обобщении отношения и поведенческихактов, которые включены в педагогическую деятельность. При этом важно, чтобыдети проявляли личную заинтересованность в правильном поступке.
Вформировании правильного поведения у воспитанников важную роль играют условия,в которых протекает их жизнедеятельность — режим дня, личный пример взрослых идр.
Методы,с помощью которых происходит формирование у детей нравственных знаний,убеждений я бы разделила на три группы:
К первой группе можно отнести рассказ, беседу,разъяснение, убеждение.
Ко второй группе отношу методы, направленные наформирование опыта общественных отношений, умений, привычек нормативногоповедения, то есть практическая организация различных видов деятельностимежличностного общения в различных ситуациях, упражнения, приучение.
К третьей группе методов относятся средствавоздействия на личность, которая дополнительно стимулирует, подкрепляет социально-нормативноеповедение личности или тормозят проявление социальных отклонений (поощрение,соревнование, осуждение, наказание)
Большоезначение в нравственном воспитании детей имеет правильное использование похвалыи наказаний, которые тормозят неправильные поступки и препятствуют превращениюих в привычки, при этом необходимо учитывать индивидуальные особенности каждоговоспитанника, состояние его интеллектуального и эмоционально- волевогоразвития, а также учитывать возрастные и типологические особенности ребенка.
Считаю, воспитание культуры поведения наших детей эффективным, т.к. в школе созданынеобходимые условия: правильно организованный режим дня, единство требований,предъявляемых к детям, благоприятная атмосфера, высокая культура педагогов, уютв школьных помещениях, должный уровень их эстетического оформления. В нашейшколе дети проводят большую часть времени, и воспитательная работа строитсятаким образом, чтобы школа была для детей родным домом, второй семьёй, вкоторой дают не только образование, но и создают условия для воспитания,развития и реализации личности. Воспитатель является организатором ситуаций, вкоторых раскрываются положительные черта воспитанников, создаёт ситуацию успехав результате самостоятельного поиска, т.е. коррекционно — развивающую среду. Ввоспитательной работе стараюсь проводить работу по воспитанию у детей чувствадружбы, товарищества, коллективизма, которые легко закрепляются в совместныхмероприятиях, играх. От меня, как воспитателя в школе зависит, будет ли жизньдетей содержательной, радостной. Хороший воспитатель — это олицетворениесправедливости, защиты. Я стараюсь быть для своих воспитанников примером дляподражания, т.к. в силу своих особенностей, качеств личности, проблемного ребёнкаформируются с помощью опоры на положительный пример. В своей педагогическойдеятельности использую любую возможность для укрепления в растущей душе веры вдобро, справедливость, не приукрашивая и не фальшивя. Всё своё мастерствонаправляю на развитие нравственных чувств: любовь к родным, чужим, близким,далёким людям, сострадание, взаимопомощь, совесть, чувство ответственности,долга, справедливости – вот что стараюсь сформировать в личности каждоговоспитанника. Главная же моя задача как педагога заключается в том, чтобы нравственныенормы стали внутренними убеждениями ребёнка.
Ежедневнаясвязь учителя и воспитателя осуществляется с помощью бесед и записей в журналевзаимосвязи. Воспитатели периодически присутствует на уроках, а учительпосещает группу во время выполнения домашнего задания. Это способствуетсовершенствованию учебной и коррекционно-воспитательной работы с нашими детьми.В системе связей школьного коллектива ведущим является не только взаимодействиепедагогов и учащихся, но и взаимодействие младших и старших школьников, котороеимеет важное значения для развития нравственных качеств детей, для освоениякультурных ценностей. Педагогически организационное взаимодействие старших имладших создаёт широкие возможности для освоения учащимися культурныхценностей, различных социальных ролей, преобразования имеющегося опыта старшихи обогащения, развития опыта младших детей. Кроме того, отношения междупедагогами, учащимися, родителями. Определяющую роль в создании союза педагогови родителей выполняю педагоги, становясь союзниками, объединяя усилия идобиваясь единых подходов к воспитанию ребёнка, педагоги обеспечиваютцеленаправленность, эффективность, воспитательного процесса.
Заключение.
Правила,по которым осуществляется процесс нравственного формирования личности, едины,как для массовой, так и для школы-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,поскольку любое образовательное учреждение задаётся цельювоспитать социально-адаптированную личность, человека, приспособленного ктребованиям современного общества, готового к самостоятельной жизни и труду внём.
Используемая литература:
1. БородулинаС.Ю. Коррекционная педагогика Ростов – на – Дону, 2004г.
2. Белкин А.С.Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы: Учеб. пособие длястудентов пед. ин-тов по специальности «Дефектология», М.: Просвещение, 1977.
3. Воспитание иобучение детей во вспомогательной школе. Книга для учителя / Под ред. В.В. Воронковой.М., 1994
4. ДефектологияНаучно – методический журнал № 2 Москва 2003г.
5. Зинкевич –Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «Особому» ребенку Санкт – Петербург,2001г.
6. Худенко Е.Д.Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной)школе – интернате, детском доме. Москва 2005г.