ПравительствоСанкт-Петербурга
Комитетпо образованию
Санкт-Петербургскаяакадемия
постдипломногопедагогического образования
Институт общегообразования
Кафедра педагогикиокружающей среды, безопасности и здоровья человека
Дополнительная профессиональная программа
повышения квалификации
«Методика проектной и исследовательской деятельности в курсеОБЖ»
ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ работа
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С УЧАЩИМИСЯ СОШ №440
«БЕЗОПАСНАЯ РЫБАЛКА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ»
Автор работы:
Кальнов Сергей Анатольевич,
преподаватель-организаторОБЖ ГБОУ СОШ №440
Приморского районаСанкт-Петербурга
Консультант:
КостецкаяГалина Анатольевна,
доцент
Санкт-Петербург
2022
Дай человеку рыбу, и он одинраз наестся. Научи
его ловить рыбу — и он всюжизнь будет сыт (и здоров*).
Лао-Цзы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Актуальность проекта:
Проект «Безопасная рыбалка на водоёмах Санкт-Петербурга» (напримере рыбалки на Большом Суздальском озере) для школьников призван расширитьзнания детей и их родителей о правилах поведения на берегу водоёма, на воде влетний период и на льду в зимний, формировать умение реально оцениватьвозможную опасность и воспитывать чувство осторожности и самосохранения,прививать практические навыки поведения детей в непосредственной близости кводоёму, а также на воде во время ужения рыбы на плавательных средствах.
Обеспечение безопасности жизни и здоровья детей, наряду собразованием, является главной целью воспитания школьника. Целенаправленнаяработа по обучению, воспитанию и привитию навыков культуры безопасногоповедения вблизи водоёма и на воде является наилучшим способом сниженияколичества несчастных случаев во время рыбалки и уменьшения их последствий.
Задачи проекта: ознакомитьобучающихся с правилами безопасности на воде при занятии любительской рыбалкой.Информирование родителей и отдыхающих о необходимых аспектах безопасностивблизи мест рыбной ловли. Привить обучающимся интерес к активным видам отдыхана природе и бережное отношение к окружающей среде.
Целевая аудитория: учащиеся5-11 классов школы, их родители, педагоги, рыболовы-любители, посетителиводоёма.
Материально-техническое обеспечение: компьютер, принтер с расходными материалами, канцелярскиепринадлежности, резиновая надувная лодка с вёслами, спасательные жилеты, удочкии спиннинги, подсачек, садок, насадка, подкормка и др. экипировка рыболова,раскладные стулья, стол, зонты, дождевики, полиэтиленовые мешки для мусора,матерчатые и резиновые перчатки, маски и респираторы, химические реактивы, ёмкостидля забора воды, термометр.
Информационные ресурсы:научно-популярная литература экологической направленности (о флоре и фаунеСанкт-Петербурга и Ленинградской области, об анализе воды и правилах обращенияс химическими реактивами), открытые источники и форумы тематических ресурсовинтернета касаемо безопасности поведения на воде, на льду, а также правилабезопасного обращения с рыболовными снастями.
Проблема проекта: В настоящеевремя среди школьников всё больше приобретают популярность активные видыотдыха. Наряду с такими травмоопасными занятиями, как катание на роликах(коньках), велосипеде, лыжах, сноуборде, скейтборде, прыжки на батуте,скалолазание, конный спорт, картинг, безобидное, как казалось бы, занятиелюбительской рыбалкой выглядит безопасным. Однако, постоянная близость юногорыболова к открытому водоёму предполагает ряд опасностей, которым ни дети, ниродители зачастую не оказывают должного внимания. Кроме того, неправильноеобращение со снастями грозит травмами не только самому рыболову, но иокружающим.
Особое внимание также стоит уделить и безответственному отношениюсо стороны некоторых рыболовов к окружающей природной среде, флоре и фауневодоёма и его береговой зоне, её чистоте.
Цель проекта:
сформировать у участниковпроекта представление о правильном, безопасном поведении на воде и на льду, вооруживих знаниями, умениями и навыками, необходимыми для безопасной рыбалки наводоёмах и для действия в экстремальных ситуациях.
Задачи проекта:
— формировать умение реальнооценивать возможную опасность;
— развивать креативноемышление и творческие способности школьников;
— воспитывать у детей культуруповедения во время рыбной ловли, проводить профилактику несчастных случаев наводе;
— воспитывать чувствоосторожности и самосохранения;
— создать условия дляформирования таких личностных качеств как: ответственность, уважение к себе иокружающим, коммуникативность;
— исследовать фауну конкретноговодоёма в раках особенностей водных объектов Ленинградской области;
— провести анализ воды и выяснить, насколько комфортносуществовать рыбе в водоёме, насколько она пригодна к пище;
— в случае негативного анализа определить возможные источникизагрязнения.
Этапы проекта:
1. Подготовительный 05.09.2022 —27.09.2022.
— привлечение заинтересованных участников проекта среди учащихся5-9 классов школы;
— поиск и сбор информации об экипировке рыболова и снастях,способах ловли, о безопасном содержании и транспортировке улова;
— поиск и сбор информации о способах анализа воды;
— подготовка материальной базы для реализации практической частипроекта: экипировка и снасти рыболова-любителя, реагенты, ёмкости для пробводы, термометр и пр.
— постановка задач: обеспечение безопасности юного рыбака,окружающих и окружающей среды в процессе ловли.
2. Практический 29.09.2022 —29.11.2022.
— совместная деятельность детей и педагога в соответствии сзадачей — cборинформации по безопасному поведению на воде, на льду и вблизи водоёма ипланирование практической деятельности.
— подготовка к выезду и поездкана водоём.
— взятие проб воды в разных местах береговой линии водоёма;
— расстановка снастей и забрасывание удочек в соответствии сполученной информацией о безопасном поведении у водоёма с фото- ивидеофиксацией процесса;
— разработка анкеты и опрос отдыхающих и присутствующих на водоёмерыболовов-любителей по вопросам безопасного отдыха (приложение №1), обработкарезультатов анкетирования;
— выход на лодке на поверхность водоёма для забора проб воды вдалиот берега и рыбной ловли в сопровождении взрослых (один взрослый на одногоребёнка) в строгом соответствии с правилами поведения на воде;
— пристановлении льда толщиной 7 см и более выход на лёд водоёма в сопровождениивзрослых для забора проб воды вдали от берега в холодное время года и рыбнойловли в строгом соответствии с правилами поведения на льду;
— фото-, видеофиксация проектной деятельности, процесса ловли,улова и торжественный выпуск пойманной рыбы обратно в водоём;
— проведение экологической акции по обнаружению и сбора мусора набереговой линии;
— обобщение и анализ полученных данных проб и информации,проведение мероприятий по реализации проекта;
— монтаж записей видео, запечатлённых в процессе практическойдеятельности фотоматериалов, подбор литературы, стихов, иллюстраций дляизготовления календаря юного рыболова, буклета/ памятки, видеоролика;
— изготовление макета стенда по безопасной рыбалке дляперспективной его установки на посещённом водоёме с указанием опасных,труднопроходимых, заболоченных и безопасных береговых зон. Генерирование QR-кода для размещения на стендес целью отображения электронного буклета/ памятки, а также полученнымирезультатами проектной деятельности и дополнительной информации у посетителейна мобильном устройстве. Передача макета стенда в администрацию муниципальногоокруга;
— передача материалов в местные СМИ для привлечения общественноговнимания к проблемным аспектам водоёма и береговой зоны;
— совместная деятельность школьников и родителей по изготовлениютворческих работ согласно задачам проекта;
3. Заключительный 29.11.2022 —12.12.2022.
— проведение состязания по спортивной рыбалке с соблюдением всехправил безопасности среди участников проекта с родителями и педагогами школы спривлечением внимания представителей местных СМИ и администрации;
— организация школьной выставки рисунков и фотографий участников снаграждением победителей рыболовными аксессуарами и иными ценными призами;
— изготовление макета буклета/ памятки по безопасному посещениюводоёма школьниками, родителями с детьми дошкольного возраста, отдыхающими спитомцами с указанием безопасных мест и дорожек для прогулок и отдыха;
— изготовление макета буклета/ памятки по безопасной рыбалке длялюбителей с указанием и описанием безопасных мест для ловли с берега, вболотных сапогах, мест спуска лодки на воду, а также нежелательных инебезопасных точек ловли, мест массового посещения отдыхающими и пляжей.
Партнёры проекта: сотрудникиадминистрации микрорайона Шувалово-Озерки Выборгского района,поисково-спасательная станция №14, Питерский Клуб Рыбаков.
География проекта: проектреализуется на территории Санкт-Петербурга
Ожидаемый результат:создать у целевой аудитории отчётливое представление о безопасном поведении уоткрытого водоёма и на воде в процессе любительской рыбалки. Обратить вниманиешкольников, их родителей, жителей и администрации микрорайона Шувалово-ОзеркиВыборгского района на проблемные вопросы экологической культуры поведения вприродной среде территории водоёма, а также выявить нарушения в этой областипри наличии таковых.
Позволить учащимся с помощью командной работы погрузиться висследовательскую деятельность, проявить свои организаторские, лидерскиекачества в коллективе единомышленников, помочь преодолеть замкнутость,расширить кругозор, осознать значимость природоохранной работы для окружающейсреды.
Вывод
Перед тем, как разложить и забросить удочки, каждый рыболоввыбирает удобную точку ловли, отвечающую его представлениям об удачной рыбалке,а также о безопасности своей и окружающих. Работая над проектом на водоёме,помимо обработки результатов опроса, участники проекта регулярно получаливопросы от отдыхающих, как пройти на пляж, где обойти затопленный участокберега, где безопасно провести время с маленькими детьми. При наличии такойинформации на стендах в местах массового скопления посетителей прибрежной зоны,а также имея при себе соответствующий буклет/ памятку либо информацию по ссылкеQR-кода, будет намного прощесориентироваться и отдыхающим, и самому рыболову, где лучше и как безопаснопровести время на водоёме.
В летние периоды с 2005 года систематически производятся анализыводы Большого Суздальского озера методом биотестирования. В итоге авторыисследования определили, что причинами неблагоприятного экологическогосостояния водоёма являются результатами:
· интенсивной застройки микрорайона
· деструкции почвы, которая перестает выполнять обеззараживающую ифильтрационную функции
· вносимых рекой Старожиловкой органических и бактериальныхзагрязнений,
· неблагоустроенной территории (без инженерных коммуникаций,оборудованных автостоянок),
· неудовлетворительной эксплуатации станции биологической очисткипосёлка Торфяное,
-неорганизованного стока с полей, а также частного сектора и объектовкоммунального хозяйства, расположенных в водоохранной зоне
Нашими учениками в результате исследования воды из БольшогоСуздальского озера удалось выявить превышение количества взвешенных веществ и плавающих примесей в воде, чтоотрицательно влияет на процесс фотосинтеза и ухудшает биологическуюпродуктивность водоёма. А повышенное содержание аммиака на протяжении двухмесяцев свидетельствует о постоянном источнике загрязнения.В результате исследования почвы прибрежной зоны налицо сильное загрязнениенефтепродуктами, которое носит застарелый характер и говорит о сильномзагрязнении акватории в прошлом и о необходимости исследованиявсей прибрежной зоны и рекультивации загрязнённых участков.
Помимо своей работы в области безопасности, экологии ипопуляризации такого вида активного отдыха, как любительское рыболовство, врезультате практической деятельности учащиеся открыли для себя много нового:
— чтобы эффективно и судовольствием порыбачить, совсем не обязательно ехать далеко за город;
— даже в черте мегаполиса можнонайти уединённые и тихие уголки природы, где можно спокойно отдохнуть отгородской суеты;
— фауна городского водоёмапочти также богата, как и в области;
— совместная работа надпроектом позволяет ребятам преодолеть прежние разногласия и недопонимания,посмотреть на своих сверстников с другой стороны и открыть для себя их другиеположительные качества.
Мы уверены, работа над проектом продолжится и дальше, так как рядвопросов остаётся нерешённым. Например, добиться результата расследованияорганами природоохраны по предполагаемому источнику загрязнения и по егоустранению. Найти единомышленников по проектной и исследовательскойдеятельности в области безопасной рыбалки, которые занимались ситуацией надругих водоёмах Санкт-Петербурга, чтобы поделиться опытом организации работы вобласти охраны окружающей среды и безопасности, в проведении совместных акций имероприятий по продвижению культуры безопасности на активном отдыхе вблизиводоёмов. Внести предложения по обустройству береговой линии, устраивая местаотдыха и точки для рыболовов, устанавливая дополнительные урны, а такжеустраняя проблемные и труднопроходимые места. В частности, удалениемногочисленных хаотично расположенных по береговой линии железобетонных блоковс опасно выступающей арматурой; установки заграждений вдоль пешеходной дорожкина крутых склонах вдоль берега и настил мостков на затопленных её участках.
Размещение дополнительной информации и постоянное её пополнениепри переходе по ссылке QR-кода на стенде:
— анализ проб воды с водоёма;
— проведение мероприятий,экологических акций, соревнований, мастер-классов по безопасной рыбалке снаграждением активных участников разработанными нашими учениками календарямиюного рыболова;
— информация об участникахпроекта;
— возможность подписки нановости по проекту;
— внедрение виртуального форумадля общения рыболовов, отдыхающих и участников проекта;
— внедрение формы обратной связидля вопросов и предложений по проекту, для контакта с администрацией.
Список использованных источников
1. И. П. Савенков «Я — исследователь». Рабочая тетрадь. – Самара:Издательский дом «Федоров» , 2016 год.
2. «Рыболов спортсмен». Альманах.– Москва: «Физкультура и спорт», 1978 год.
3. Современная энциклопедия рыболова. – Минск. «Современныйлитератор», 2005 год.
4. Г.А. Устинов «На рыбьихтропах». –Челябинск: Южно-уральское книжное издательство, 1965 год.
5. Б.А. Шляков. «Анализ санитарно-гигиенических показателей воды из НижнегоБольшого Суздальского озера за май и июнь 2019 года», https://school-science.ru , 2019 год.
6. БА «Результаты анализа Суздальских озерметодом биотестирования с применением тест-объекта Paramecium Caudatum», https://vuzlit.com
7. Егоренков, Л.И. Экологическоевоспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогови воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. -Москва: АРКТИ, 2001.-128с.