Муниципальное автономноеобщеобразовательное учреждение
«Средняяобщеобразовательная школа № 52 города Тюмени»
(МАОУ СОШ №52 городаТюмени)
«Рассмотрено» Руководитель ШМО Начальных классов МАОУ ООШ №52 ______________ Протокол № 5 От 31.05.2021 г.
|
«Согласовано» Заместитель директора УВР МАОУ ООШ №52 26.08.2021 г |
«Утверждено» Директор МАОУ ООШ №52 города Тюмени _________________ 26.08.2021 г |
Рабочаяпрограмма по предмету «Основы социальной жизни»
для ученицы 5 класса (8вид, домашнее обучение)
на 2021-2022 учебный год
Составитель программы:
Учитель начальных классов
высшей категории
Ниязова Асия Сафиулловна
2021 г. Тюмень
Пояснительная записка
Настоящаярабочая программа по предмету «Основы социальной жизни»для 5 класса составлена на основе:
1.Федеральногозакона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ вдействующей редакции.
2.ПриказаМинистерства образования и науки РФ:
— от18.12.2019 № 695«Об утверждении Порядка формирования федерального перечняучебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственнуюаккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего исреднего общего образования»;
-от 6октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федеральногогосударственного образовательного стандарта начального общего образования» (вдействующей редакции);
— от 30 августа 2014г. №2562 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательнойдеятельности по основным общеобразовательным программам».
— от 19декабря 2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственногообразовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями).
-основнойобразовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ №52 городаТюмени, утвержденный 17.04.2015 г. (с изменениями в редакции от 02.09. 2016 г.№94)
3.Учебного плана МАОУ СОШ №52 г. Тюмени на 2021-2022 учебный год.
4. Программыспециальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений школы VIII вида. 5 –9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы коррекционного курса«Социально-бытовая ориентировка» В.И. Романина, Н.П. Павлова).
Цели образовательно-коррекционной работы
Учебный предмет «Основысоциальной жизни» имеет своей целью практическую подготовку обучающихся сумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизнии трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме.
Основные задачи, которые призван решать этот учебный предмет,состоят в следующем:
― расширение кругозораобучающихся в процессе ознакомления с
различными сторонамиповседневной жизни;
― формирование иразвитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведениемдомашнего хозяйства;
― ознакомление сосновами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимыхумений;
― практическоеознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности;формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальнойнаправленности;
― усвоениеморально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе сиспользованием деловых бумаг);
― развитие навыковздорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности.
Программа преподавания ОСЖ предусматриваетповторяемость материала в разных формах и объёме). Ряд тем постепенноусложняется и расширяется от 5 к 9 классу, что способствует более полноценномуусвоению обучающимися с интеллектуальной недостаточностью элементарных знанийпо основам социальной жизни.
- Общая характеристика учебного предмета«Основы социальной жизни»
Цель учебногопредмета «Основы социальной жизни» заключается в дальнейшем развитии исовершенствовании социальной (жизненной) компетенции; навыков самостоятельной,независимой жизни.
Задачи:
овладение обучающимися некоторыми знаниямии жизненными компетенциями, необходимыми для успешной социализации всовременном обществе;
развитие и совершенствование навыковведения домашнего хозяйства; воспитание положительного отношения к домашнемутруду;
развитие умений, связанных с решениембытовых экономических задач;
формирование социально-нормативногоповедения в семье и обществе;
формирование умений, необходимых длявыбора профессии и дальнейшего трудоустройства;
коррекция недостатков познавательной иэмоционально-волевой сфер; развитие коммуникативной функции речи.
При проведении занятий по основамсоциальной жизни осуществляется деление классов на подгруппы согласно спискукласса.
Каждый из разделов, основываясь наакадемической и жизненной компетенции, полученных на предыдущих этапахобучения, расширяет объем теоретических сведений и сложность практическихнавыков.
Большое значение имеют разделы,направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службыбыта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи.
В процессе обучения необходимо датьобучающимся представление о предмете основ социальной жизни, назначениекабинета, правила поведения в кабинете. Эта программа направлена на формированиеу них знаний и умений, способствующих социально-бытовой адаптации, на повышениеобщего уровня культуры и отношений в семье.
После вводного занятия по программеследуют разделы «Личная гигиена», «Одежда и обувь». Изучение этих тем невызывает трудностей. «Питание» — является одним из наиболее любимых разделоввсей программы. Раздел содержит несколько тем разной сложности усвоения. Особоевнимание нужно уделять изучению правил техники безопасности. Нарезкабутербродов и овощей для салата требует правильного обращения с кухонным ножом.Также важно соблюдение санитарно-гигиенических правил. При сервировке столанадо обращать внимание не только на последовательность работы, но и наэстетическую сторону.
Одновременно решаются задачи воспитанияличностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементовтрудовой культуры; организация труда; экономическое и бережное отношение кпродуктам, оборудованию;
Строгое соблюдение правил безопаснойработы и гигиены труда; творческого отношения к домашнему труду; развитияобоняния, осязания, внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки,сообразительности, воображения, фантазии.
Следующие разделы «Культура поведения»,«Жилище» — эти темы несложные для изучения, однако определенную трудность представляетвыполнение практического задания.
Тематика разделов программы «Транспорт»,«Торговля» напрямую связана с местонахождением учебного заведения, даетпредставление о том, как вести себя в общественном транспорте, о соблюденииправил дорожного движения. Программой предусмотрены беседы, ролевые игры,требующие знаний о поведении на улице и в транспорте, практические задания,которые служат для закрепления учебных навыков и знаний, а такжесовершенствования и формирования новых умений и навыков, используемыеобучающимися в повседневной жизни.
Большое внимание на занятиях по основамсоциальной жизни отводится эстетическому воспитанию обучающихся, развитию ихфантазии, художественного вкуса.
Программа по предмету «Основы социальнойжизни» для 5 класса составлена таким образом, что уровень сложности материалаопирается на ранее полученные сведения обучающимися во время уроков развитияречи, чтения, русского языка, природоведения, математики.
. Место курса в учебном плане
Предмет «Основы социальной жизни» домашнее обучение изучается в 5 классе в объеме 34часов. 1час в неделю.
Программа ориентирована на учебники: Основысоциальной жизни: 5 класс: для общеобразовательныхорганизации, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.Автор-составитель В.И. Романина, Н.П.Павлова Москва. : «Просвещение», 2020.
СОДЕРЖАНИЕПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ»
Введение (2 часа)
- Основные вопросы
Кабинет основ социальной жизни и егооборудование. Название учебного курса; цель нового учебного предмета, егоназначение; инструкции по технике безопасноости при нахождении в кабинете,правила обучающихся школы.
- Самостоятельная (лабораторная) работа
Работа в тетради.
- Тематика практических работ
Беседа.
Личная гигиена (3 часа)
- Основные вопросы
Последовательность выполнения утреннего ивечернего туалета; правила ухода за кожей рук, ног и ногтями. Правила ухода за полостью рта; предметы личнойгигиены по уходу за полостью рта; правила ухода за ушами. Правила освещенностирабочего места; правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач.Правила ухода за волосами; периодичность мытья головы; средства длямытья головы.
- Самостоятельная (лабораторная) работа
Заполнение таблиц. Выполнение заданий покарточке. Работа по перфокартам.
- Тематика практических работ
Выполнение утреннего туалета: мытье рук,лица, шеи, ушей, чистка зубов, причесывание волос. Выполнение вечернего туалета:чистка ушей. Комплекс упражнений гимнастики для глаз.
Одежда и обувь (6 часов)
- Основные вопросы
Виды одежды и головных уборов, ихназначение. Правила ухода за одеждой. Виды обуви и их назначение; правила уходаза кожаной обувью. Правила повседневного ухода за обувью из замши, текстиля,шерсти. Правила подготовки обуви к хранению посезонно.
- Самостоятельная (лабораторная) работа
Заполнение таблиц. Выполнение заданий покарточке. Работа по перфокартам. Тестирование.
- Тематика практических работ
Чистка и сушка повседневной одежды, обуви.
Питание (12 часов)
- Основные вопросы
Посуда и столовые приборы, их назначение.Значение питания в жизни и деятельности людей; правила составления рационапитания. Правила безопасной работы режущими инструментами; местоприготовления пищи и его оборудование. Правила сервировки стола с учетомразличных меню; чайную посуду. Способы заваривания чая. Виды блюд, нетребующих тепловой обработки; виды бутербродов. Значение вторыхблюд; использование механических и электробытовых приборов, для сил ивремени при приготовлении пищи.
- Самостоятельная (лабораторная) работа
Заполнение таблиц. Выполнение заданий покарточке. Работа по перфокартам. Работа с рецептами. Тестирование.
- Тематика практических работ
Сервировка стола к завтраку. Практическаяработа по завариванию чая. Приготовление бутербродов. Приготовление вторыхблюд.
Жилище (2 часа)
- Основные вопросы
Виды жилых помещений в городе и деревне иих различие; виды отопления в городе и селе; жилой дом, домашние помещения:зал (гостиная), спальня, кухня, ванная, прихожая; их названия, функциональноеназначение. Гигиенические требования к жилому помещению; правила ипоследовательность проведения сухой и влажной уборки. Гигиенические требованияк жилому помещению; инвентарь и виды моющих средств, используемых приуборке.
- Самостоятельная (лабораторная) работа
Заполнение таблиц. Выполнение заданий покарточке. Работа по перфокартам. Тестирование.
- Тематика практических работ
Сухая и влажная уборка помещений.
Культура поведения (4 часа)
- Основные вопросы
Правила поведения в зрелищных икультурно-просветительских учреждениях. Правила поведения застолом; правила этикета.
- Самостоятельная (лабораторная) работа
Заполнение таблиц. Выполнение заданий покарточке. Работа по перфокартам. Тестирование.
- Тематика практических работ
Правила поведения за столом.
Торговля (2 часа)
- Основные вопросы
Основные виды магазинов; правилаповедения в магазине. Назначение продуктовых магазинов, их отделы исодержание продукции. Специализированные продуктовые магазины. Правила покупкитоваров в продовольственном магазине.
- Самостоятельная (лабораторная) работа
Заполнение таблиц. Выполнение заданий покарточке. Работа по перфокартам. Тестирование.
- Тематика практических работ
Правила поведения в магазине. Оплата покупки.
Транспорт (3 часа)
- Основные вопросы
Основные виды транспортных средств,имеющихся в городе. Стоимость проезда на всех видах городского транспорта(разовый билет, проездной билет, удостоверение); порядок приобретения билетов.Правила поведения в транспорте и на улице. Транспортный и пешеходный маршрут дошколы и обратно. Правила дорожного движения. Правила проезда втранспорте; правила передвижения по улице.
- Самостоятельная (лабораторная) работа
Заполнение таблиц. Выполнение заданий покарточке. Работа по перфокартам. Тестирование.
- Тематика практических работ
Составление маршрута от дома до школы. Изготовление знаков дорожного движения,встречающихся на пути к дому, школе.
Тематическоепланирование
Содержание |
Количество часов |
Практическая часть |
Вводное занятие |
1 |
— |
Личная гигиена и здоровье |
5 |
2 |
Одежда и обувь |
5 |
1 |
Питание |
9 |
4 |
Семья |
1 |
— |
Культура поведения |
6 |
3 |
Жилище |
3 |
1 |
Транспорт |
2 |
1 |
Торговля |
2 |
1 |
ИТОГО |
34 |
13 |
