Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
МОАУ «СОШ № 25 г. Орска»
Пути формирования и развития читательской грамотности в соответствии с ФГОСВыполнил:
учитель русского языка и
литературы Серегина А. А. -
2 слайд
Цель- показать пути формирования читательской грамотности.
План:
1. Теория по проблематике.
2. Рассмотрение читательских действий и умений, формируемых в процессе работы.
3. Описание видов и типов чтения, текстов разных форматов, типов и стилей.
4. Приведение характеристики различных уровней читательской грамотности. -
3 слайд
Актуальность темы «читательская грамотность» определена следующими факторами: по данным международного исследования PISA обучающиеся в своем большинстве:
-не умеют работать с информацией: сопоставлять соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать;
-не умеют составлять развёрнутый ответ в виде текста, выделять и анализировать детали;
-не умеют использовать разные типы чтения: просмотровый, поисковый, аналитический;
-не могут определить замысел и цели автора текста. -
4 слайд
Читательские умения
1. Находить и извлекать информацию.
2. Интегрировать и интерпретировать информацию.
3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста.
4. Использовать информацию из текста. -
5 слайд
Читательские действия, связанные с нахождением и извлечением информации из текста
Поиск информации.
Извлечение информации. -
6 слайд
Читательские действия, связанные с интеграцией и интерпретацией текста
В процессе чтения между связыванием и истолкованием информации устанавливаются тесные двусторонние отношения. Связыванию единиц информации в значащее целое всегда предшествует акт толкования значения каждой из соединенных единиц. Объединение единиц текста в целое инициирует новый акт толкования этой более крупной единицы, которая в свою очередь ждет связи с другими единицами текста. -
7 слайд
Читательские действия, связанные с осмыслением и оценкой текста
Умение осмыслить и оценить текст особенно остро востребовано при чтении электронных сообщений, которые не проходят все инстанции рецензирования и редактирования, принятые в традиционных печатных изданиях. Критический анализ информации, разумеется, необходим и читателю печатных текстов, чтобы не стать легкой жертвой иных недобросовестных или чрезмерно предвзятых авторов. -
8 слайд
Виды чтения
-
9 слайд
-
10 слайд
Виды чтения по Фоломкиной С. К.
1.Изучающее — это чтение со стопроцентным пониманием информации, которое рассчитано на использование в последующей деятельности информации, полученной из текста.
2.Ознакомительное – это чтение с общим охватом содержания.
3.Вдумчивое – мы просматриваем текст, отмечаем ценное/ ненужное. На основе полученной информации решаем, нужен нам этот текст или нет.
4.Поисковое – человек ищет определенную информацию, возможно в указанном тексте. -
11 слайд
Сплошные типы текстов
1) описание (художественное и техническое), 13% заданий;
2) повествование (рассказ, отчет, репортаж), 22% заданий;
3) объяснение (объяснительное сочинение, определение, толкование, резюме, интерпретация), 13%;
4) аргументация (комментарий, научное обоснование), 13%;
5) инструкция (указание к выполнению работы; правила, уставы, законы), 5%. заданий. -
12 слайд
Несплошные тексты
1) графики (11% заданий);
2) диаграммы (3%);
3) таблицы (11%);
4) карты (3%);
5) формы (налоговые, визовые, анкеты и др.) (3%);
6) информационные листы и объявления (2% заданий). -
13 слайд
Уровни читательской грамотности
1. Низкий. Ученик умеет извлекать те единицы информации (детали, факты), которые прямо названы в тексте. Только на основе такой явной информации он может размышлять о прочитанном, делать выводы, устанавливать логические связи.
Обучающиеся, овладевшие чтением на данном уровне, не смогут самостоятельно осваивать материал в основной школе на основе чтения текстов (параграфов учебника, дополнительной литературы). -
14 слайд
2. Средний уровень. Ученик умеет:
— извлекать явную информацию;
— извлекать информацию, не изложенную явно, но напрямую вытекающую из сказанного, делать несложные обобщения;
— различать буквальный и небуквальный смысл сообщения;
— восстанавливать последовательность основных событий и выделять среди них центральные;
— связывать в единое целое сведения, изложенные в разных частях текста. -
15 слайд
3. Повышенный уровень
Ученик умеет:
— находить явную информацию;
— прочитывать небуквальный, скрытый смысл художественного текста, соотнося с ним смысл отдельных фактов, подробностей, деталей;
— видеть главное;
— верно понимать логику информационного (как учебного, так и научно-популярного) текста;
— строить собственное суждение в этой логике. -
16 слайд
4. Высокий уровень
Ученик умеет:
— извлекать из сообщения нужную информацию;
— включать ее в более широкий контекст, видеть то большее, что стоит за сказанным;
— воссоздавать авторский замысел;
— понимать, почему для его выражения выбраны те или иные языковые средства;
— строить на основе прочитанного собственные суждения. -
17 слайд
Вывод
Формирование читательской грамотности школьников на уроках русского языка и литературы помогает решить важную образовательную задачу современности – развитие ребенка. В результате такого обучения дети не только усваивают школьную программу, но и приобретают множество полезных умений и навыков, которые помогут им в жизни и профессиональной деятельности. Также в процессе такого обучения формируется система культурных ценностей человека. Все эти качества очень важны в условиях постоянного обновления информации.
