Мастер-класс
натему:
«Формированиетрудовых компетенцийу дошкольников средствами ролевой игрыо профессиях изучающихнасекомыхЮжного Урала».
набазе МДОУд/с45
Конспектмастер-класса
натему: «Формирование трудовыхкомпетенций удошкольников средствами ролевой игрыо профессиях изучающихнасекомыхЮжного Урала».
Воспитателяпервой категории
МДОУ№45
ВоробьёвойО.В
Копейскийгородской округ
2022г.
Приложениек презентации мастер-класса.
потеме:«Формирование трудовыхкомпетенций удошкольников средствами ролевой игрыо профессиях изучающихнасекомыхЮжного Урала».
Форма мастер-класса: Теоретического-практический.
Цели: Расширить знания воспитателейо видах насекомых Южного Урала при ознакомлении с профессиями, изучающихнасекомых на основе дидактических сюжетно-ролевых игр.
Задачи:
1. Расширить представление педагогов об объёме знаний о насекомых для разработки ролевых игр: среда обитания, размножение, питание, строение тела.
2. Познакомить педагогов сполезными и вредными насекомыми Южного Урала.
3. Дать представление педагогам о воспитании нравственных качеств личности ребёнка.
Оборудование:
Электронная презентация для сопровождениявыступления мастер-класса, магнитные доски, демонстративное пособие насекомых,
эмблемы команд (жуки, пауки, бабочки,стрекозы, пчёлы),схемы.
Длительность мастер-класса 25минут.
Этапы мастер-класса. |
Деятельность мастерства |
Деятельность участника |
Использование ЦОР. |
вводная часть
Организационный момент
|
Знакомство с профессией энтомолога
Знакомлю с профессией «Энтомолог» Энтомолог — это ученый изучающий раздел биологии, посвященный насекомым. В мире насчитывается более 3 миллионов видов насекомых. Энтомологи изучают строение и жизнедеятельность насекомых, их историческое и индивидуальное развитие, распределение на Земле, многообразие форм, взаимоотношения с окружающей средой .
|
Рассматривают слайды |
слайд№3.
Слайд №1,2,3 |
Цели: |
Расширить знания воспитателей о видах насекомых Южного Урала при ознакомлении с профессиями, изучающих насекомых на основе дидактических сюжетно-ролевых игр.
|
слушают |
Слайд №2 |
Экспериментальное оборудование необходимое для изучения насекомых.
|
Нам понадобится: ёмкость для насекомых, микроскопы, лупы, баночки, пинцеты, колбы, пипетки, сочки, блокноты, ручки, альбом.
|
слушают |
Слайд №4 |
Рассмотрим действие ролевого поведения энтомолога ,в игре распределяются роли ; учёного ,лаборанта, начальника, медицинских работников.
|
|
слушают |
Слайд №5 |
рассматривание частей тела насекомых
|
( ноги, голова, крылья, брюшко, глаза, усики),дети рассматривают части тела под микроскопом и с помощью лупы.
|
слушают |
Слайд №6 |
Собираем коллекцию ; |
бабочек,жуков,пауков,мух,пчёл.стрекоз.
|
слушают |
Слайд №7,8,9 |
Среда обитания:
|
Существует почвенная среда обитания-это (медведка,муравей) Наземно-воздушная –это (бабочки,мухи) Паразиты –это (вши,блохи) Водная среда –это (жук-водный,водомерка)
|
Выполняют задание: У вас на столах лежат листы (среда обитания насекомых)напротив на карточке (среда обитания,нужно обозначить где находится ваше насекомое):жук,бабачка,пчела.стрекоза,паук.
|
Слайд№ 10,11 |
Каждое насекомое имеет место обитания (свой дом) Представленная информация была полезной? ДА 60.92% НЕТ 39.08% Проголосовало: 1538
|
Пчела-живёт в улье, в сотах (показываю) Паук-живёт в углах дома,в лесу, на ветках деревьев, под листьями . Божья коровка-живут стаями на листве,на деревьях. Бабочка-живёт в траве,на деревьях Стрекоза-живёт в близи водоёмов.
|
слушают |
Слайд №12 |
Чтобы птицы не истребили насекомых, природой выработаны защитные свойства:
|
· Маскировочная форма (насекомое похоже на лист) · Отпугивающая окраска(яркие цвета,отпугивающий рисунок –глаза на крыльях) · Маскировочная окраска(под засохшие веточки) · Использование яда(Оса,пчела,шмель) Внимание!!!: детям в игре предлагаем просто картинки с разными формами защиты насекомых. (чтобы не повредить насекомое).
|
слушают |
Слайд №13 |
Размножение насекомых.
|
*Пчела-откладывает яйцо,оно выростает маленькой личинкой,из маленькой личинки в большую,из личинки в куколку,из куколки во взрослую особь. *Жук-яйцо,личинка,куколка,взрослая особь. *Бабочка-яйцо ,личинка,куколка,взрослая особь. *Стрекоза— откладывание яиц,яйца,личинка,линька,взрослая особь. *Паук— кокон с яйцами,яйца,молодые пауки,взрослые пауки.
|
слушают |
Слайд№15 |
Переходим к питанию насекомых: |
Жуки- питаются корой деревьев, божья коровка-насекомыми, и тлёй Бабочки-пыльцой, комары-кровью, мотыльки-листьями, тараканы –хлебом. мухи-мясом. При планировании сюжетно-ролевой игры учитываются действия ролевого поведения: когда садят насекомое в ( инсектарий) для того чтобы знать,чем кормить насекомое.
|
Выполняют задание: Напишите чем питаются насекомые,найдите на столе подсказки (питание)
|
Слайд№ 16,17 |
Разнообразие челюстей насекомых.
|
Грызущие-к ним относятся: тараканы,кузнечики,шершни.Грызущие насекомые могут уничтожать деревья в лесу,грызут траву.(уничтожают поля). Сосущие— (бабочки,пчёлы) Сосут нектар из цветов.У пчёл на основе нектара получается мёд. Лижущие— (мухи) могут быть переносчиками инфекции. Человек должен себя защитить, поставив сетки или повесить липучки. Колюе-сосущие: (комары,пчёлы,осы) могут впрыснуть яд ,при котором может пострадать человек 9может возникнуть аллергия) Поэтому разрабатываются правила безопасности(маскит- ные сетки) |
слушают |
Слайд №18 |
Защитные костюмы от насекомых.
|
В ролевой игре – это костюмы: лесника, рыбака, пчеловода, и костюмы для обработки; деревьев, травы, полей. Таким образом человек защищает себя от укусов насекомых.
|
слушают |
Слайд №19 |
|
Насекомые питаются нектаром цветущих растений. Поля засеивают (агрономы):гречихой, клевером, эхинацеей, люцерной, донником. Поэтому в ролевой игре о насекомых можно совместить с деятельностью агронома. Энтомологи дают рекомендации агрономам какие травы лучше сеять рядом с пасекой , чтобы получился вкусный и разнообразный мёд.
|
слушают |
Слайд №20 |
Полезные насекомые: такие как;
|
златоглазка, божья коровка-поедают личинки в садах и огородах. Пчела-она занимается опылением цветов и растений, овощных культур.При хорошем питании одна пчелиная семья за лето даёт 25-30 кг.мёда.
|
слушают |
Слайд №21 |
Вредные насекомые: такие как;
|
Колорадский жук-вредит и повреждает картофель, рассаду томатов, перцев, баклажанов. Бабочка капустница- повреждает капусту и другие капустные растения. Комары— могут заразить человекам видом энцефалита, также могут вызвать серьёзные аллергические реакции.
|
слушают |
Слайд №22 |
Насекомые-паразиты:
|
Вредные для человека— они сосут кровь, питаются остатками пищи, разносят заразу (комары, блохи, клещи, вши).
|
Слушают |
Слайд №23 |
Изучение частей тела насекомых.
|
Рассмотрим отряд перепончатокрылых: (оса, пчела, шмель, муравей, пилильщики, наездники) Эти насекомые имеют 2 пары перепончатых крыльев, задние крылья короче, сцепляются зацепками.
|
Задание: ( зарисуйте части тела глядя на образец).
|
Слайд №24,25,26 |
Пауки: |
они хищники, питаются насекомыми, у этих насекомых три части тела, это: -голова,брющко,грудь, у паука 8 ног, нет усов(вместо усов есть придатки ) Паутина для паука -это средство для добычи пищи (ловушка). |
слушают |
Слайд №27 |
Строение части тела насекомых.
|
( раздаю по столам модель ролевого поведения энтомолога). (показываю модель действия энтомолога, читаю по действию (длинная схема) Рассмотрим какие части тела есть у пчелы: (грудь, крылья, брюшко, ноги, усики, глаза, голова) Бабочка-голова, грудь, крылья, брюшко. Божья коровка- усики, голова, надкрылья, крылья, брюшко, ноги. Стрекоза— сложный глаз, брюшко, грудь, шипы брюшка, вторичный копуляционный орган. Паук- голов- груль, педипальпы , хелицеры, ходильные ноги(4пары)брюшко.
|
Задание: Придумать действие ролевого поведения одной из ролей сюжетно-ролевой игры ( пчеловод, лесник, садовод, турист, рыбак агроном).
|
Слайд №28 |
