X-PDF

Технологическая карта занятия по Основам философии Постклассическая философия

Поделиться статьей

Технологическая карта (план) занятия № 7

 

Дисциплина

 

Группа

 

Дата

 

 

ОГСЭ.01 «Основы философии»

 

 

 

 

Тема занятия

 

Постклассическая философия

 

Вид занятия

 

теоретическое

 

Цель занятия

 

Ознакомление с спецификой философского современного мировоззрения; воспитание трудовой дисциплины, заинтересованности в знаниях по основам философии.

 

 

Студент должен знать

 

 

Студент должен уметь

 

 

З1основные категории и понятия философии;

 

 

У1ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

 

Результат

Формирование общих

компетенций

 

 

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

 

Показатели оценки

результата

 

Знание основных проблем философии Нового и новейшего времени

 

Межпредмет-

ные связи

Обеспечивающие

дисциплины

 

История, обществознание

 

Обеспечива-   емые дисциплины

 

ОГСЭ.02 История

Применяемые формы и методы обучения

 

фронтальный, индивидуальный,

наглядный, словесный, частично- поисковый, проблемный

 

 

Средства

 

Презентация

 

 

обучения

 

Представленная информация была полезной?
ДА
60.92%
НЕТ
39.08%
Проголосовало: 1538

 1.            Сычев А.А. Основы философии. Учебник для СПО. -М.: Кнорус,2019.

 

содержание занятия

этапа

Этапы занятия, учебные вопросы,

формы и методы обучения

Временная

регламентация

этапа

1

Организационный этап: — приветствие, проверка посещаемости, проверка готовности студентов к занятию

1 мин

2

Актуализация  знаний: беседа 1.Каковы основные направления и характерные черты классической немецкой философии?

2.По мнению  И. Канта, на какие вопросы должна ответить философия?

3.Значение понятий И.Канта «вещь для нас» и «вещь в себе».

4.Какой закон является источником морали у Канта?

5.Каковы особенности философии Канта докритического и критического периодов?

6.За что критикует Кант религию?

7.  Что понимает Г.Гегель по категориями «мировой дух» и «чистый разум»?

8.   В чём суть основных законов диалектики, сформулированных Гегелем?

9.  Почему философию Л.Фейербаха называют антропологическим материализмом?

10 мин

3

Мотивационный момент и целеполагание:

3 мин

 

Просмотр первых слайдов ,постановка проблемы Каковы основные  вопросы  постклассической философии?

 

4

Изучение нового  материала: мини -лекция

46 мин

 В начале 20 века происходит переоценка ценностей и смена философами парадигмы, т.е характера( модели) постановка философских проблем и их решения. Для классической философии- характерна безграничная вера в силу человеческого разума, вера в социальный и научный прогресс и установление на основе открытия всеобщих законов развития природы и общества господства человека над природой. Создание общества социальной справедливости и изменение самой человеческой природы.

Философия конца 19-нач. 20 века отказывается от:

•Рационализма как единственного способа философствования, признающего разум основой познания, поведения и деятельности людей;

•Жесткого деления всех философских школ и направлений по принципу: материализм или идеализм;

•От догматизма в философии- непременной ссылки и опоры на авторитеты, от «партийности» в философии

Основные черты в философии 20 века:

             Плюрализм в философском мышлении. В этот период сосуществуют разнообразные направления и концепции: материалистические и идеалистические, рационалистические и иррационалистические, религиозные и аттеистические, сциентистские, т.е. ориентированные на естествознание и антисциентистские( на иррационализм и интуитивизм).

             Терпимость ( толерантность) современной философии. Различные школы  стараются не вступать в резкое противоборство между собой. Диалог – главный способ взаимодействия не только внутри одной философской традиции, но и между Западом и Востоком

             Антропоцентризм современной философии- в центре ее идей и размышления находится человек, его сущность, свобода. Человек рассматривается не односторонне, а во всей целостности и противоречивости. Особенно остро поднимается вопрос  о смысле существования человечества в целом, о кризисе человека и истории.

Иррационализм Артура Шопенгауэра

Мир, согласно Шопенгауэру, не основан на принципах разума. В мире вообще нет разума. В нем все подчинено воли. Воля- это «порыв», существующий в природе и обществе. На человеческом уровне воля существует в виде страстей (аффектов): властолюбия, мстительности, любви и т.д. Жизнь людей- это безнадежное, длительное угасание и горе. Смысл жизни состоит в понимании того, что мир это скорбь. Человек может прожить достойно, искоренив в себе волю к жизни, устранив аффекты вызванные волей. Человек может придать своей жизни смысл путем избавления от воли к жизни.. Шопенгауэр ссылается на положения древнеиндийской философии, зовущей человека к отрицанию иллюзорного мира. Философ приходит к пессимистическим выводам о бессилии человека и безнадежности его жизни.

Фридрих Ницше- выдающийся немецкий философ, потрясший своими заявлениями современную ему философскую мысль. Суть  его взглядов- это гимн сильному человеку. Основой жизни по Ницше, является воля к власти,  или стремление к самоутверждению всего живого. Цель философии заключается в помощи человеку приспособиться к окружающему миру и реализовать себя- самоутвердиться. Для того, чтобы выжить человек должен быть сильным.  Именно этим положением объясняется критика Ницше христианства- идеологии слабых- рабов, а не господ( жизни). христианство проповедует смирение, сострадание, терпимость, кротость, ненасилие. Однако эти моральные принципы не принимаются уже давно в качестве руководства к действию в обществе теми, , кто действительно, чего- то хочет достичь в жизни. Христианская мораль- «сумма условий сохранения бедных, полуудачных и полностью неудачных видов человека», пишет Ф.Ницше. Ф.Ницше призывает к «переоценки ценностей», к замене моралей рабов на мораль- господ-« сверхлюдей». Философ противопоставляет «простого человека» и «аристократов духа». Простые люди никчемны, слабы, половинчатые, мягкотелы, не способны созидать и властвовать, они рабы от природы и могут лишь подчиняться

«Сверхчеловек»- это существо высшего биотипа. Он абсолютно свободен, находится вне общепринятых( христианских) моральных норм, вне добра и зла. Его мораль предполагает искусство повелевать, широту воли, правдивость, бесстрашие, ненависть к трусости. «Сверхчеловек»- это абсолютная новая порода людей, которой еще не было в мире, плод развития всего человечества. «Слабые» должны погибнуть и освободить место для нового поколения «сверхлюдей». Ницше выступает против европейского рационализма, противопоставляя ему чувства и инстинкты: разум по своей сути ничтожен, логика абсурдна, так как имеет дело с застывшими формами, противоречащими динамике жизни

Основные философские направления 20 века: позитивизм, экзистенциализм герменевтика.

Экзистенциализм. Экзистенциализм или философия существования- это одно из самых популярных течений философии 20 века. Сформировался экзистенциализм в середине века. Представители: Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Жан Поль Сартр, Альбер Камю и др. Основной объект исследования экзистенциализма — человек и смысл его существования. Основание всех построений экзистенциализма- это индивидуальное бытие человека. Человек изначально ничего из себя не представляет, лишен какой- либо природы. Отсюда основной тезис экзистенциализма-существование предшествует сущности. Человек тотально свободен, свобода является основанием его бытия. «Человек- это свобода»- это второй важнейший тезис экзистенциализма. Третий- «Человек не только отвечает за себя, но и за весь мир». Человек  своими поступками выбирает свое окружение, выбирая- формирует его. Мир людей зависит от человека, он сам ее создает. Отсюда основные определения человеческой экзистенции- забота, страх, тревога, совесть, заброшенность, повседневность, смерть т.д.

Герменевтика. Изначально «герменевтика» являлась наукой истолкования текстов. Само слова образовано от имени Гермеса- персонажа древнегреческой мифологии, в обязанности которого входило истолкование послания Богов. Начиная с 19 века из филологической дисциплины , она становится самостоятельным философским учением.  Для понимания человека, текста, исторического события необходимо не только понять психологию данного человека, писавшего или жившего, культурную среду, в рамках которой он сформировался, но и языковую традицию, внутри которой он находился.

Позитивизм. Родоначальником  позитивизма является французский мыслитель О.Конт.  Он формулирует закон трех стадий развития ума  и показывает, что человечество пришло к позитивной философии в процессе развития своего интеллекта. Ум человека в своем развитии проходит три стадии: на теологической- он объясняет природу вещей воздействием различных сверхъестественных сил; на метафизической- сверхъестественные силы заменяют абстракциями( общими понятиями), с помощью которых и объясняют явления окружающего мира; на научной(положительной)- человек, наблюдая за явлениями, пытается установить связь между ними.( регулятивные связи- познание внутренних причин явлений невозможно).

 

 

5

Первичное усвоение знаний:           Составить таблицу: «Сравнительный анализ классической и современной философии»

10 мин

6

Закрепление изученного материала.  Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция Вопросы для закрепления материала: 1. Назвать основные направления современной философии и их представителей.

2. В чем суть феноменологии?

3. Назвать основные положения  аналитической философии.

4. Раскрыть суть философии постмодернизма.

5. В чем суть герменевтики

5 мин

7

Домашнее задание: Л. 2 с. 41-45, 55-57          Составить тест

1 мин

8

Подведение итогов занятия:

1 мин

9

Рефлексия: продолжить фразы: «Я узнал, что…»; «Мне понравилось…»; «Мне пригодится в профессии…» и т.д.

2 мин

 

Преподаватель                  К.М. Акулова                      _____________


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.92%
НЕТ
39.08%
Проголосовало: 1538

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Электроэнергетические системы и сети

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.92% НЕТ 39.08% Проголосовало: 1538


Поделиться статьей

Электроснабжение производственных объектов

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.92% НЕТ 39.08% Проголосовало: 1538


Поделиться статьей

Электроснабжение

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.92% НЕТ 39.08% Проголосовало: 1538


Поделиться статьей

Электрооборудование и электрохозяйство предприятий организаций и учреждений

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.92% НЕТ 39.08% Проголосовало: 1538


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет