Приложение №2
Понятие патриотическое воспитание дошкольника.
СОДЕРЖАНИЕ:
1 Понятиепатриотизм в педагогических аспектах.
2.Создание условий для развивающей среды.
3. Механизмформирования нравственного качества патриотизма.
4. Аналитический результат опыта работы.
5. Списокиспользуемой литературы.
Понятие патриотическое воспитание дошкольника.
Патриотизм по своей природемногогранно,
оно объединяет все стороны личности:
нравственную, трудовую, умственную, эстетическую,
а также физическое развитие
и предполагает воздействие на каждую из сторон
для получения единого результата.
Макаренко А.С. [1, c. 87].
Понятие патриотизм в педагогических аспектах.
Анализируяфилософские, социологические, психологические аспекты понятия«патриотизм» с точки зрения предмета педагогики. На основе
междисциплинарногосинтеза определяются методологические проблемы патриотического воспитания черезпедагогическую интерпретацию исследуемого понятия.
Ключевыеслова:патриотизм,патриотическое воспитание, российская гражданская идентичность, целипатриотического воспитания.
Вотечественной педагогической науке понятие российского патриотизма рассматривается,как правило, в контексте патриотического воспитания как предмета исследования.
Русские педагоги К.Д. Ушинский,Е.Н. Водовозова, а также Л.Н. Толстой считали, что воспитыватьчувство патриотизма можно начиная с дошкольного возраста. Эта теорияосновывалась на философской концепции о конкретно-чувственной природепатриотизма [2, с. 86].
Патриотизм одно из качеств воспитания дошкольника. Чувство патриотизма так многогранно посвоему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, игордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим,и желание сохранять и приумножать богатства своей страны. [3, с. 34].
Патриотизм как один из базовых компонентовобщественного сознания имеет комплексную структуру. Он — объект изучения рядаобщественных наук, и, прежде всего: истории, этнологии, социологии,политологии. В отечественной социальной психологии проблема патриотизмадо последнего времени не ставилась и не является традиционной. Но это неозначает, что социальные психологи вообще не проявляли никакого интереса к ееизучению. Феноменом патриотизма, имеет давнюю историю в этнической психологии ипсихологии межгрупповых отношений.
Нами было рассмотрено и проанализировано диссертационныеработы по патриотическому воспитанию, выполненных за последнее десятилетие,позволяет судить о количественных и качественных параметрах исследований. Висследованиях ярко выражена предметная направленность патриотическоговоспитания. Патриотическое воспитание и его аспекты — (направления)исследуются как процесс в определенных условиях различные возрастные группы,воспитательный потенциал.
Итак,можно констатировать, что патриотизм сегодня – это важнейшая и всеобщаяформа социально-гражданской сакрализации, т.е. возвышение своей страныприобщение к историческим ценностям своего народа, народной культуре [4].
В группе нами была создана предметно развивающая средав соответствии с направлениями программ.
ü оборудовалистенд «Моя малая Родина — Оренбург». Совместно с родителями и детьми былиорганизованны экскурсии к историческим памятникам нашего города и поселкаБёрды, также мы посещали музей МОБУ «СОШ» №14 «Емельяна Пугачева» родителям идетям очень понравилось.
ü подобрали:дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Собери флаг России,Оренбурга». Дети с удовольствие играют, тем самым пополняют свои знания овоенных профессиях, закрепляют названия военной техники, с удовольствиесобирают пазл дидактической игры «Собери флаг России, Оренбурга».
ü оформилиальбом для рассматривания: «Моя семья», «Национальные костюмы», «Мой любимыйгород Оренбург», «Государственная символика Оренбурга», «Природа нашего края», «Животный мир Оренбуржья», «Полезные ископаемые Оренбуржья». Нами былозамечено, что дети с удовольствием уединяются в уголке «Семья» для просмотраальбомов.
ü особоевнимание мы уделяем подвижным играм. Оформили картотеку «Народных игр, гдесобраны игры народов населяющие Оренбургский край (Русские, Башкирские,Татарские).На данный момент современные дети с удовольствие погружаются внародные игры самая любимая игра детей нашей группы это «Заря – заряница». Дляэтой игры мы совместно с родителями изготовили ленточную карусель.
ü в группеоформлен мини – музей «Горница» «Куклы обереги», «Народная утварь русскихумельцев», «Куклы в национальных костюмах», «Русские народные матрешки». В мини– музее ребенок может покачать кукол в люльке, приготовить обед на печке,попить чай из самовара. Девочки с удовольствием в уголе прикладного искусствасамостоятельно изготавливают куклы обереги для игры. Развивают свое творчество,тем самым воспитывается любовь к малой родине.
ü оформилисюжетно-ролевую игру «Моя семья» «Сказки из бабушкиного сундучка».Ведетсяработа в тесном сотрудничестве родители и дети в обогащении предметноразвивающей среды. Детям очень нравится драматизироватьсказки они проявляютсвой талант, творческие способности.
ü оформилиальбом «Народные былины», «Считалочки», «Потешки», «Заклички».
Механизм формирования нравственного качества патриотизма.
У каждого счастливого человека есть свой любимыйгород. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, гдечеловек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведьименно с детством, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания.
Нравственно -патриотическое воспитания дошкольников,является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и впрактическом отношениях. Учитывая механизм формирования индивидуальногосвоеобразия личности уже на первых этапах её становления. Народные сказки,малые формы фольклора – это история, культура и искусство, благодаря которым, ичерез которые, достигается гармоничная связь между народами населяющие нашу Родину. [4; с.15]
Старинная мудростьнапоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».[5.]
Без знания своих корней,традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека.
В традиционной культурелюбого народа все компоненты находятся в синкретичном виде, однако, следуетвыделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональнойнасыщенности: народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство,традиции и обычаи. Знакомство дошкольников с культурными истоками становится внастоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинаетсяформирование основ этнографической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. [6.]
Такимобразом, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием мноюпонимается процесс формирования сознательного человека, любящего своюРодину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениямисвоего народа и его культурой.
Внашей группе была разработана система работы понравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. При разработкипарциальных программ «Моя малая Родина — Оренбург», «Горница». Нами учитывалсянационально региональный компонент историко географического расположениядетского сада, так как наш детский сад расположен в казачьем п. Бёрды. Мы стараемсярассказать детям об этнической самобытности народов, проживающие на территориималой родины, их обычаях традициях, религии поддерживать интерес к своейродословной. Свою систему работы организовали по принципу «от простого ксложному». Программы предназначены для работы с детьми от 3 до 7 лет.
Аналитические результаты опыта работы
Наоснове положения мониторинга качества достижения детей планированныхрезультатов освоения программного материала, показало, что детьми группыобщеразвивающей направленности был на среднем уровне и вышесреднего.
Всегообследовано: 38 воспитанников;
ü на среднем уровне17 воспитанников;
ü на вышесреднем21воспитанник;
Для определения уровня развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников, руководствоваласьметодикой обследования патриотического воспитания в детском саду М.И.Новицкой, С.ЮАфонасьевой, Н.А. Виноградовой., Н.В. Микляевой. [7; с .64].
Диагностикаигровой активности дошкольников «Изучение свободной деятельности детей»(методика одномоментных срезов) Урунтаевой Г.А. и Афонькиной Ю.А; [8; с .23].
Таким образом,создание в группе атмосферы нравственно – патриотического воспитания, оказывают влияние на формирование душевныхкачеств ребенка — развивают любознательность, воспитывают чувства прекрасного, уважительно относится к людям другихнациональностей и религий, традициям, обычаям их национальной культуры. Дети узнают и называют символику страны,города, могут дать ответы на вопросы о богатстве родного краядостопримечательностях.
Была проведенаогромная работа по изучению народного фальклора, народного искусства,составления конспектов фольклорных вечеров и обрядовых праздников – всего тогочто складывается в систему. Стараемся соблюдать русские традиции в повседневнойжизни детей. Знакомя детей с народным искусством, организовали кружокприкладного искусства. Постепенно подводим ребят к понятию «Народная игрушка».
Народные игры привлекалинаше внимание не только как жанр устного народного творчества. Заключившийся вних огромный потенциал для физического развития ребенка побудил нас ввестинародные игры в программу организации двигательной активности детей.
Традиционно раз вмесяц в группе проводятся фольклорные вечера, на них приглашаются родители.Обязательно в этот день к детям приходит любимые герои сказок, проводят веселыеподвижные игры, пляски и хороводы.
Результатпозволяет сделать вывод, что формирование нравственно-патриотических качеств удошкольников является действенным и эффективным.
Список литературы
1).Макаренко А. С. Избранные педагогические сочинения. -М.: Просвещение, 1946. –450с,
2). Козлова С.А. Теория иметодика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб.пособиедля студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр«Академия», 1998. — 160 с.
3).История педагогики/ Педагогическаясистема взглядов К.Д. УшинскогоПод ред. Н.А. Константинова, Е. Н. Медынского, М.Ф.Шабаевой. – М.: Просвещение, 1982.
4). Козлов А.А. О патриотизме. Основныепонятия и краткий исторический аспект // Нравственность в образовании:информационный портал. URL:http://www.nravstvennost.info/librarv/news detail.php?1D=2263.
5). (http://ura.ru/content/chel/05-06-2013/news/1052158993.html):
6). Артемов В.В. Моя страна.Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотическихчувств. Воронеж 2005.
7). Методическое пособие/ Под ред. Н.В.Микляевой. — М.: ТЦ Сфера, 2011. — 64 с.
8). Методика одномоментных срезов /Под ред. УрунтаевойГ.А. и Афонькиной Ю.А— М.:
