X-PDF

Научно- исследовательская работа « ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ ВФСК ГТО»

Поделиться статьей

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЧАЙКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»(ФГБОУ ВО «ЧГИФК»)

 

 «Физкультурно-оздоровительная испортивно-массовая

работа с населением»

 

ПРОЕКТ

«ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КВЫПОЛНЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ ВФСК ГТО»

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

        Введение

3

         Глава 1. Особенности физической подготовленности детей младшего школьного возраста (7-8 лет).

4

1.1 Возрастные особенности физического развития детей 7-8 лет.

4

1.2 Понятие, значение и характеристика подвижных игр, классификация подвижных игр.

6

1.3. Существующие требования к уровню физической подготовленности и двигательному режиму значкистов ГТО I и  II ступени.

9

       Глава 2. Методы и организация исследования.

12

2.1.Цели, задачи и методы исследования

12

2.2. Организация  исследования

12

1 блок «Констатирующий этап исследования»

13

2 блок «Формирующий этап исследования»

15

3 блок «Контрольный этап исследования»

22

Глава 3. Анализ и оценка целесообразности применения подвижных игр в подготовке для выполнения требований ВФСК ГТО.

26

3.1. Результат исследования

26

     Заключение. Вывод.

27

     Список литературы

28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность исследования. Возрождение комплекса ВФСК ГТО является важным событием вистории спорта нашей страны. Подписанный Президентом Российской Федерации В.В.Путиным Указ №172 от 24 марта 2014 г. «О Всероссийском физкультурно-спортивномкомплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)», гласит: «В целях дальнейшегосовершенствования государственной политики в области физической культуры испорта, создания эффективной системы физического воспитания, направленной наразвитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения, постановляюо введении в действие с 1 сентября 2014 года положение о Всероссийскомфизкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) — программнуюи нормативную основу физического воспитания населения».

Научные публикации свидетельствуют, что необходимость вданном событии во многом определена ухудшением здоровья и снижением уровняфизической подготовленности населения, в том числе у школьников и студентов.Кроме того, существует осознанная потребность в преемственности физическойподготовки допризывной молодежи, готовой выполнить свой долг, служа в рядахВооруженных сил России.

 Поэтому именно школьникам Министерство спорта РоссийскойФедерации отводит важную роль как основной части населения, которая пойдетмассово сдавать новые нормативы ГТО, о чем свидетельствует утвержденныйпоэтапный план внедрения ВФСК ГТО (Распоряжение Правительства РФ № 1165-р от 30июня 2014 года).

Вместе с тем, в нормативно-тестирующей части ВФСК ГТОсуществуют неразрешенные вопросы. На сегодняшний день нет сведений об отношенииучащихся младшего школьного возраста и их учителей, родителей к современномукомплексу ГТО. Необходимость сбора данной информации обусловлена, прежде всего,ведущими принципами, на которых базируется ВФСК ГТО, а именно: «добровольность»и «доступность». Данные принципы требуют, с одной стороны, формированиязаинтересованного отношения индивида к подготовке, выполнению нормативов итребований комплекса ГТО, а с другой стороны, предоставления возможности этойподготовки России.

По мнению большинства авторов (Д.А. Киселев, 2014; В.В.Вавилов, 2015; И.А. Грец, 2016 и др.), существует и проблема несоответствиясамих нормативных требований комплекса ГТО, предъявляемых к оценке уровняфизической подготовленности населения, в том числе и у участников I ступени.Более того, существующие рекомендации к двигательному режиму для подготовки ивыполнения испытаний ВФСК ГТО не детализированы.

Вэтом случае возникает объективная необходимость изучения соответствиятребований комплекса ГТО, оценки готовности современных школьников начальныхклассов к выполнению испытаний ГТО и конкретизации организационной работы поподготовке будущих значкистов.

 

 

ГлаваI.

Особенностифизической подготовленности детей младшего школьного возраста (7-8 лет).

1.1 Возрастные особенности физическогоразвития детей 7-8 лет.     

Внастоящее время проблема здоровья населения России является одной из самыхактуальных для нашего общества и вызывает беспокойство правительства России. Вэтом понимании, здоровье и его состояние — основа формировании личностиподрастающего поколения, важный показатель благополучия общества и государства,отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущееРоссии Здоровье подрастающего поколения зависит от многих факторов, к ним относитсяи школьная жизнь России. Школьный учебный процесс делится на три звена(начальный, основной и средний). В рамках моего исследования анализируютсявозрастные особенности физического развития современных школьников начальногозвена (1 -2 класс), готовящихся к выполнению испытаний ВФСК ГТО I ступени.

По мнениюврачей, абсолютно здоровых первоклассников 7 лет не более 20% России].Советский педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Существует взаимосвязь междуздоровьем детей и их успеваемостью, так как главной причиной отставания в учебеу 85% школьников является плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомоганиеили заболевание». Как показывает опыт специалистов и медицинских работников вобласти ФК, задача учителей ФК — сохранить и укрепить здоровье учащихся,подготовить школьников к эффективному выполнению их прямой трудовойдеятельности на протяжении всего учебного процесса школы. Во многомпредопределяет организацию школьного процесса учащихся учет возрастныхособенностей .

Возрастнымособенностям физического развития учащихся в ВФСК ГТО отводится особоевнимание, изложенное в основных принципах комплекса ГТО (оздоровительная иличностно-ориентированная направленность, обязательность медицинскогоконтроля). Соблюдение данных принципов позволяет, с одной стороны,анализировать и контролировать динамику уровня здоровья участников ГТО, а сдругой стороны, использовать знания в области ФК для целенаправленнойподготовки к сдаче норм спортивного комплекса.

В краткомэнциклопедическом словаре по адаптивной ФК дается следующее определениевозрастным особенностям: «Возрастные особенности — свойственные данномувозрастному этапу развития человека особенности морфологии, физиологии,психики». Анализ научной литературы показал, что возрастные особенности детеймладшего школьного возраста (7-8лет) характеризуются слабой дыхательнойсистемой. Ввиду слабости дыхательных мышц, дыхание у младшего школьникаотносительно учащенное и поверхностное, в выдыхаемом воздухе 2% углекислоты (увзрослого 4%). Фаза вдоха укорачивается, а выдох и дыхательная паузаудлиняются. У школьников 7-8 лет дыхательный объем колеблется в пределах от 163до 285 мл, у взрослых он увеличивается в 2-3 раза. Дыхательный аппарат учащихся7-8 лет приспособлен в основном к динамическим нагрузкам. Статические нагрузки,даже небольшие, поддержание позы сидения, переносятся хуже. Большие мышечныеусилия для детей этого возраста в практике физического воспитания применяютсяреже и должны строго дозироваться.

С ростом иразвитием увеличивается ЖЕЛ (жизненной емкости легких) и изменяется соотношениемежду ее составляющими (дыхательный объем, резервные объемы вдоха и выдоха),таблица 1

Таблица 1- Динамика жизненной емкости легких у детей младшего школьного возраста, мл

Возраст

6 лет

7 лет

8 лет

9 лет

 

Мальчики

1200

1400

1440

1700

 

Девочки

1100

1200

1360

1450

 

 

У детеймладшего школьного возраста (7 — 8 лет) наблюдается несоответствие в развитиисердца и кровеносных. В то же время сердце первоклассников отличается лёгкойвозбудимостью, так как увеличение размеров сердечной мышцы в этом возрастеотстаёт от быстрого развития процессов её иннервации, это создаёт условия, прикоторых сильное возбуждение сердечной мышцы легко может привести к еёистощению. К условиям неустойчивой сердечной деятельности относят влияниявнутренних и внешних раздражителей, например, под влиянием температурыокружающей среды (повышение температуры способствует увеличению ЧСС, понижение- уменьшению). Чрезвычайно важно с первых лет обучения детей в школе путемрационального применения различных физических упражнений обеспечить ихтренировку, совершенно необходимую для нормального развития и деятельности СССи органов дыхания. В ином случае, недостаточное пребывание детей младшегошкольного возраста на воздухе, чрезмерная учебная нагрузка и другие нарушениягигиенических требований нередко влекут за собой малокровие проблемы создоровьем.

Припереходе от дошкольного воспитания к систематическому обучению в школе у детей7-8 лет объем двигательной активности сокращается на 50% и при переходе изкласса в класс все более уменьшается, что приводит к ухудшению здоровья, вчастности к ожирению. Как известно, избыток жиров нарушает обмен веществ,расстраивает пищеварение, отрицательно влияет на физическое развитие. Поэтомукрайне важно обеспечить детей в соответствии с их возрастом и состояниемздоровья достаточным объемом суточной двигательной активности.

Школа -это огромная нагрузка на неокрепший опорно-двигательный аппарат: тяжелый ранец,длительная неподвижная поза, дефицит активных игр, а иногда и эмоциональныепроблемы, заставляющие ребенка горбиться, приводят к нарушениям осанки. Поэтомупозвоночник должен быть предметом особых забот при подборе упражнений во времяфизкультминуток и физкультурных уроков. К восьми годам может установитьсяшейная и грудная кривизна позвоночника. Для профилактики дефектов осанки большевнимания необходимо также уделять развитию мышц туловища. В связи с тем, чтоотносительные величины силы мышц (на 1 кг массы тела) близки к показателямвзрослых людей, в этом возрасте широко используются упражнения (типа лазания)для воспитания силы, связанные с преодолением массы тела. При этом необходимопомнить, что мышцы имеют тонкие волокна, бедны белком и жирами, содержат многоводы, поэтому развивать их надо постепенно и разносторонне. Большие по объему иинтенсивности нагрузки приводят к высоким энергозатратам, что может повлечь засобой общую задержку роста.

Чтокасается высшей нервной деятельности, то в этом возрасте у детей еще слаборазвита устойчивость внимания, это связано с продолжением созревания ЦНС .Детям 7-8 лет свойственна высокая эмоциональность, у них сильно развита потребностьв движениях. При невозможности удовлетворить эту потребность у ребенканарастает мышечное напряжение, ухудшается внимание, быстро наступает утомление.Сопротивление утомлению осуществляется у младших школьников за счет движений, которыеявляются защитной физиологической реакцией на перенапряжение

Комплексноеразвитие физических качеств в младшем школьном возрасте с направленнымразвитием выносливости создает базу для освоения более сложных по координациидвигательных действий . Многими авторами в области ФКС показана возможностьразвития выносливости у детей младшего школьного возраста с помощью широкоговключения в уроки ФК: физкультурно-оздоровительных занятий, циклическихкомплексов физических упражнений, равномерного бега, ходьбы на лыжах. Такие нагрузки,как, например, бег умеренной интенсивности (40-60% от максимальной скорости),способствует повышению функциональных возможностей организма, снижениюзаболеваемости. Объем равномерного бега для детей 7-8 лет должен составлять 500- 1000м, которые они успешно преодолевают за 8,5-9 мин без особого напряжения.В этом возрасте можно развивать практически все качества и обучать всемдвижениям, чему способствует интенсивное развитие двигательной функции.Отставание прироста физических качеств от прироста антропометрическихпоказателей свидетельствует о неправильной методике физического воспитания иотрицательно сказывается как на физическом развитии, так и на умственной работоспособности.Дети младшего школьного возраста хорошо переносят кратковременные скоростно-силовыеупражнения (прыжки, акробатические упражнения, упражнения на снарядах).

В младшемшкольном возрасте двигательные качества развиваются неодинаково у мальчиков идевочек. Так, для мальчиков 1-2 классов наиболее эффективны уроки ФК, содержаниемкоторых являются упражнения, развивающие быстроту. Во втором классе хорошоразвиваются такие физические качества, как общая выносливость, гибкость иравновесие. У девочек упражнения на быстроту должны присутствовать на всехуроках ФК. Девочкам младшего школьного возраста показаны упражнения,развивающие статическую, динамическую и общую выносливость, гибкость иравновесие.

Своевременному формированию и успешной перестройкевсех психических процессов в значительной мере содействует целенаправленнаядвигательная активность. Кроме формирования жизненно необходимых навыковходьбы, бега, прыжков, метаний, на уроках ФК необходимо научить детей сохранятьправильную осанку, анализировать мышечные ощущения, контролировать своидействия, решать тактические задачи. В связи с этим весьма эффективнымсредством комплексного развития двигательных качеств являются подвижныеигры.

 

 

 

 

1.2 Понятие,значение и характеристика подвижных игр, классификация подвижных игр.

 

Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представленийоб окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценныхморально-волевых качеств.

В педагогической науке подвижные игры рассматриваютсякак важнейшеесредство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр — в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа. Подвижную игру можно назватьважнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических иумственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения,этических ценностей общества.

Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познаетокружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение,формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческойдеятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка вдвижении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок нетолько познает окружающий мир, но и преображает его.

Для подвижных игр характерно наличие нравственного содержания. Они воспитываютдоброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность,инициативу. Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено с большимэмоциональным подъемом.

По степени физическойнагрузки, которую получает каждый играющий, различают игры большой, средней и малойподвижности. К играм большой подвижности относятся те, в которых одновременно участвуютвсе  дети и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки.Играми   средней подвижности называюттакие, в которых тоже активно участвует вся группа, но характер движенийиграющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов),  или движениевыполняется подгруппами. В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, ктому же интенсивность их незначительна.

 

Исходя из учета главных мотивовигровой деятельности и взаимоотношений играющих при достижении стоящих перед игройцелей, необходимо выделить три группы:

-Игры некомандные. Для данной группыигр характерно то, что в них отсутствуют общие цели для играющих. В этих играхдети подчиняются : определённым правилам, которые предусматривают личныеинтересы грающего и отражают интересы и других участников.

-Переходные к командным. Для ниххарактерно то, что в них отсутствует постоянная общая цель для играющих и нетнеобходимости действовать в интересах других. В этих играх играющий, по своему желанию,может преследовать свои личные цели, а также помочь другим. именно в этих играхдети начинают включаться в коллективную деятельность.

-Командные игры. Прежде всего, данныеигры характеризуются совместной деятельностью, направленной на достижение общейцели, полным подчинением личных интересов играющих устремлением своего -коллектива. Эти игры существенно укрепляют здоровье детей, оказывают благоприятноевлияние на развитие психофизических качеств.

Наибольшей сложностью отличаютсякомандные игры, где наряду с отличным владением двигательными навыкаминеобходима высокоорганизованная тактика действий всего коллектива. В этомотношении командные игры близки к спортивным, представляющим высший этапразвития игровой деятельности. Поэтому командные подвижные игры иногда называютэлементарно-спортивными.

Внутри некомандных игр принятовыделять две группы: игры с водящими и без водящих. На две группыподразделяются и командные игры: игры с одновременным участием всех играющих ис поочередным участием – эстафеты. В свою очередь, эти группы могутподразделяться на более мелкие – по такому, например, признаку, как формаорганизации. Так, эстафеты подразделяются на линейные, встречные, круговые ит.д.  Командные игры различают и по характеру единоборства играющих. Существуютигры без борьбы и непосредственного соприкосновения с соперником и игры совступлением с ним в борьбу.

Еще более детальная классификация игросновывается на их делении по содержанию двигательных действий. Различают игрыимитационные (с подражательными действиями), с перебежками, преодолениемпрепятствий, сопротивлением, ориентировкой (по слуховым и зрительным сигналам),с предметами (палками, лентами, мячами и др.)

В последнее время все большуюпопулярность приобретают разнообразные подготовительные (подводящие) игры,упрощенное содержание которых позволяет довольно рано знакомить детей с такимиспортивными играми как футбол, баскетбол, хоккей, теннис и др. В педагогическойпрактике разделение подвижных игр на группы по определенным признакам облегчаетподбор игрового материала для решения более простых или сложных задач.

Подвижные игры подразумевают различныйпринцип взаимоотношений участников и связанную с этим структуру. Их можноусловно подразделить на группы, каждая из которых имеет свои особенности иназначение.

К первой группе можно отнести игры, где участники вступают вактивное единоборство. В процессе таких игр имеет место непосредственныйконтакт с соперником. Этот вид игр наиболее сложный по характеру выражениядвигательных действий («Охотники и утки», различные виды салок, «Караси ищука», «Бой петухов», «Борьба за мяч» и др.) такие игры имеют как правилоопределенное сюжетное выражение. Изменчивость игровой обстановки, внезапновозникающие разнообразные условия борьбы 15 за победу требуют от участниковэтих игр верных решений и быстрых действий, то есть проявления уже выработанныхдвигательных навыков, применяемых в различных условиях и сочетаниях.

        Ко второй группе можно отнести игрыбез вступления участников в соприкосновение с командой противника, когдаучастники каждой команды действуют согласованно между собой, нередко применяютразличные варианты тактики, но не могут оказывать непосредственного (прямого)влияния на действия игроков другой команды (например, игры на площадке,разделенной средней линией или сеткой: «Пионербол», «Перестрелка» и т.п.)

         Третья группа игр – игровые эстафеты, в которых действия каждогоученика имеют одинаковую направленность, связаны с перемещением на площадке ивыполнением определенных заданий. Действия производятся в порядке очередности ипо возможности с наибольшим мастерством (точностью и быстротой).

 

Анализ классификации игр по многочисленным литературным источникам, сточки зрения исторического развития, дает нам возможность выделить нескольконаправлений:

  I. Классификация, которая зависит от задач,решаемых в процессе проведения игр. II. Игры с особенностями взаимосвязиучастников.

    III. Группы игр с особенностямиорганизации и содержания. Игры, которые имеют общую мысль и ход, в отдельных группахидут параллельно. Придерживаясь такого принципа, авторы стремятся идти попрактическому принципу: от простых форм к более сложным. Поэтому они выделяютследующие группы игр: музыкальные игры; беговые игры; игры с мячом; игры длявоспитания силы и ловкости; игры для воспитания умственных способностей; игрына воде; зимние игры; игры на местности; в закрытых помещениях.

Исходя из специфических условийпроведения соревнований по комплексам подвижных игр среди школьниковпредлагается следующая классификация. Она создана на основании следующиххарактерных признаков:

1. Двигательной активности участников.

2. Организации играющих.

3. Преимущественно проявлениядвигательных качеств.

4. Преимущественного вида движений.

Исходя из выше изложенного видно, чтосуществующие классификации разнообразны и отличаются друг от друга. Поэтомуигры очень трудно систематизировать так, чтобы игры одной группы были строгоограничены от игр другой группы. Одновременно группы должны быть взаимосвязаныи взаимообусловлены. Поэтому нельзя говорить о преимуществе одной группы наддругой. Следует отметить, что из осмотренных нами классификаций в большейстепени привлекло наше внимание именно эта классификация.

В основу группировки был положенпринцип — неимущественного воздействия игр на воспитание двигательных качеств всочетании с формированием основных двигательных качеств. В основе подвижных игрлежат физические упражнения, в ходе которых участники преодолевают различныепрепятствия, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной цели. Ониявляются действенным средством физического воспитания, активного отдыха,улучшают здоровье.

Подвижные игры способствуют воспитаниюволи, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей к взаимопомощи,честности и правдивости.

Анализ литературы также показал, чтоподвижные игры выступают как — эффективное средство физическойподготовленности. Подвижные игры способствуют воспитанию физических качеств.Игровая деятельность способствует гармоничному развитию опорнодвигательногоаппарата, т. к. в работу могут быть вовлечены все мышечные группы, а условиесоревнования требуют от участников довольно больших физических напряжений.

 

1.3.Существующие требования к уровню физической подготовленности и двигательномурежиму значкистов ГТО I и  II ступени.

 

В связи споявлением нового комплекса ГТО, Минспорта России разработало положение о ВФСКГТО. Настоящее положение разъясняет цель, задачи, структуру, содержание итребования к уровню физической подготовленности различных групп населения. Приоценке Государственных требований физической подготовленности детей младшегошкольного возраста (7-8 лет) применяются испытания I ступени комплекса ГТО.,для детей младшего школьного возраста (9-10 лет) применяются испытания I Iступени комплекса ГТО.

Испытания(нормативы) ВФСК ГТО I ступени позволяют определить уровень физическогоразвития качеств, прикладных двигательных умений.

(навыков)в соответствии с возрастными и половыми особенностями развития младшихшкольников. Все испытания комплекса ГТО можно разделить на обязательныеиспытания и испытания по выбору.

 

       Обязательныеиспытания комплекса ГТО разработаны для определения уровня развитиявыносливости, гибкости, силы и скоростно -силовых возможностей детей младшегошкольного возраста. Испытания по выбору определяют также скоростно — силовые возможностидетей и дополняются оценкой уровня овладения прикладных навыков икоординационных способностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видыиспытаний I и II ступениВсероссийского физкультурно — спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»

Нормативыhttps://30priv-karag.edusite.ru/images/p104_gto_norm_school2.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


   Первымобязательным испытанием является челночный бег. Это упражнение проводится врежиме: три дистанции по десять метров. В дисциплине участвуют, как девочки,так и мальчики. Для того, чтобы первым получить золото, необходимо пробежатьдистанцию за 9,2 секунды. Ради серебра достаточно будет только 10,7. А набронзу нужно пробежать на две миллисекунды медленнее.

Умальчишек нормы ГТО строже: ради золота потребуется пробежать тридцатьметров да 9,2 секунды. Для получения серебра необходимо выполнить норматив за10,1. Бронзу получат те, кто пробежит не дольше, чем за 10,4.

Альтернативнымупражнением является бег на тридцать метров. Так как подобный норматив занимаетменьше времени, то и требования строже. Мальчики смогут претендовать на золотопри результате в 5,9. Серебро заполучат только при достижении 6,7. Для бронзыдостаточно будет и 6,9 секунд.

Длядевочек нормы ГТО 2020 для получения награды существенно ниже. Золотоможно получить, если пробежать за 6,2 секунды. Серебро, как это видно изтаблицы, получит та девочка, которая сможет справиться с нормативом меньше, чемза семь секунд. Для бронзы достаточно и 7,2.

Следующимважным упражнением является смешанное передвижение. При его выполнении,независимо от пола человека, время на прохождении дистанции не учитывается.Длина этого промежутка территории насчитывает один километр.

Дальшеследует подтягивание. Упражнение только для мальчиков. На золото нужноподтянуться не меньше четырех раз. Альтернативой этой дисциплине являетсяотжимание от пола.

Длявыполнения наклона вперед, всем нужно коснуться пальцами пола. Тогда будетзасчитано золото.

В этойгруппе для обоих полов по восемь видов испытаний. Чтобы получить золото,требуется пройти по 7 дисциплин и выполнить нормы ГТО 2020 на отлично. Таблицанормативов позволит заранее определить, к каким требованиям готовится.

 

Упражнениядля второй ступени

Эта группа включает в себя школьников возрастом от девяти додесяти лет. Первым обязательным нормативом для девочек и мальчиков является бегна шестьдесят метров. Чтобы заработать золото, мальчикам потребуется десять споловиной секунд, а девочкам – одиннадцать. Вашему вниманию представлена таблицанормативов для детей от 9-10 лет.

 

 

https://30priv-karag.edusite.ru/images/p104_gto_norm_school3.jpghttps://30priv-karag.edusite.ru/images/p104_gto_norm_school4.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГлаваII.

 Методы и организация исследования.

 

2.1.Цели, задачи и методы исследования.

Цельисследования – обосновать влияние подвижных игр наподготовку младших школьников к сдаче нормативов норм комплекса ГТО.

Задачиисследования: 1. Провести анализ научно-методическойлитературы по теме исследования. 2. Изучить методики проведения подвижных игрдля детей младшего школьного возраста. 3. Разработать комплекс подвижных игрразличной направленности и определить эффективность влияния подвижных игр наразвитие физических качеств у младших школьников.

Объектисследования: процесс развития физических качествмладших школьников.

 Предметисследования: подвижные игры как средство развития физических качествмладших школьников.

Гипотезаисследования: предполагаем, что применение комплексаподвижных игр положительно влияет на развитие физических качеств младшихшкольников необходимых для сдачи норм ГТО, если учитывать возрастныеособенности детского организма, сенситивные периоды развития, индивидуальныеособенности школьников, а также целенаправленно подбирать подвижные игры дляразвития физических качеств школьников.

Методыисследования:

1. Анализнаучно-методической и специальной литературы по данной теме исследования. 2.Педагогическийэксперимент (анализ, сравнение и обобщение результатов, количественная икачественная обработка результатов).

3.Тестирование.

 

 Базаисследования: исследование проводилось в Муниципальном Бюджетном ОбщеобразовательномУчреждении «Средней Общеобразовательной Школе №1 имени И. П. Чайковского» городаВоткинска УР. В экспериментальной работе участвовали 32 человек в возрасте 7-8лет.

Практическаязначимость: результаты исследования и подвижныеигры, направленные на развитие физических качеств школьников, могут бытьиспользованы в практике работы учителей физической культуры.

                              2.2.Организацияисследования

        Дляэкспериментальной проверки гипотезы и решения представленных задач былоорганизовано и проведено педагогическое исследование

Экспериментальная часть состояла из 3 блоков:

-констатирующего(изучение физических качеств на начальном этапе, сдача норм ГТО),

-формирующего(применение подвижных игр на уроках физической культуры),

-контрольного(итог, сравнение результатов с нормами ГТО (в конце первого полугодия).

 

Первый блок  «Констатирующийэтаписследования»

-Анализ литературных источников и обобщение практического опыта ведущихспециалистов в области теории и методики ФК в школе (В.И. Ляха (2019), А.П.Матвеева (2015 и др.)

-Выявлениеособенностей структуры и содержания двигательного режима учащихся (8-9 лет) врамках подготовки к ВФСК ГТО I ступени.

-Определениетестов физического развития для оценки исходных показателей ФП детей 8-9 лет.

-Изучениемедицинских карт школьников с 1 по 2 классы, в частности, учащихся 8-и лет.Выявление участников эксперимента.

-Проведение мониторинга ФП участков эксперимента с применением теста ГТО Iступени.

Второй блок

-проведениепрактической части эксперимента с использованием на уроках определённыхподвижных игр.

-педагогическиенаблюдения.

Третий блок

-удетей младшего школьного возраста (8 лет) были повторно зафиксированы всеанализируемые показатели. Осуществлялся итоговый прием нормативов комплекса ГТОI ступени у учащихся 8-и  лет, фиксировалось количество школьников, способныхвыполнить испытания на золотой, серебряный и бронзовый знаки ВФСК ГТО.

-статистическая обработка и обобщение данных, полученных в ходе эксперимента.

 

 

ü  Реализация 1 блокаэксперимента

«Констатирующийэтаписследования»

 

Педагогическиенаблюдения  телапроводились вреальных условиях  юныхучебно-учебногопроцесса, занимающихся  которые на урокахфизической культуры. На основании  направлениюэкспертныхоценок  имитацией регистрировалисьи анализировались  освоениепоказатели,отражающие развитие физических качеств и выполнение норм  спортивныйI ступени ГТО.

Наблюдаяпроведение уроков физической культуры, сделала вывод, что для более полного ицеленаправленного удовлетворения разнообразных интересов и потребностей младшихшкольников при подготовке к выполнению норм ГТО в процессе их физическоговоспитания возможно применение подвижных игр, которые будут развиватьфизические качества детей 8 лет.

Тестированиеиспытаний ГТО.

Изучаяучебные нормативы по определению выполнению норм ГТО детей 8 лет, относящихся к1 ступени, разработала 5 контрольных тестов по определениюуровня развития скоростных, координационных, скоростно – силовых, силовыхспособностей, гибкости.

Комплексконтрольных тестов:

 Контрольноеупражнение № 1 – определение уровня развития скоростно —  силовыхспособностей (прыжок в длину с места).

Выполняяпрыжок в длину с места, испытуемый встает на контрольную линию, справа откоторой лежит измерительная лента, не заступая носками за нее. Затем толчкомдвух ног со взмахом рук выполняет прыжок в длину, стараясь, приземлиться какможно дальше. Результат измеряется в сантиметрах, с точностью до одногосантиметра, по точке приземления пятками. Выполняется 3 попытки, засчитываетсялучшая попытка.

Контрольноеупражнение № 2— челночный бег 3х10 м.

В забегепринимают участие один — два человека. Перед началом бега на линию старта длякаждого кладут два кубика. По команде «На старт» участники выходят к линиистарта. По команде «Внимание» они наклоняются и берут по одному кубику. Покоманде «Марш» бегут к финишу, кладут кубик на линию, не останавливаясь, возвращаютсяза вторым кубиком и также переносят его на линию финиша. Бросать кубикизапрещается. Секундомер включают по команде «Марш» и выключают в момент, когдакубик касается пола. Результат фиксируется с точностью до 0,1 с.

Контрольноеупражнение № 3 –  бег 30 м.

Выполняетсяс низкого старта. В забеге принимают участие два- три человека. По команде «Настарт» участники подходят к линии старта и занимают исходное положение (техникавыполнения низкого старта). По команде «Внимание» (техника выполнения низкогостарта) и «Марш» бегут к линии финиша по своей дорожке. Время определяют спомощью секундомера с точностью до 0,1 с.

 Контрольное упражнение № 4 — подтягивание для мальчиков из виса на высокой перекладиневыполняется из ИП: вис хватом сверху, кисти рук на ширине плеч, руки, туловищеи ноги выпрямлены, ноги не касаются пола, ступни вместе. Подтягивание длядевочек на низкой перекладине, выполняется из ИП: вис хватом сверху, кисти рукна ширине плеч, руки, туловище и ноги выпрямлены, ноги  касаются пола, ступнивместе.

Участник подтягивается так, чтобы подбородок поднялся вышегрифа перекладины, затем опускается в вис и, зафиксировав ИП на 0,5 с,продолжает выполнение испытания (теста). Засчитывается количествоправильно выполненных попыток.

Подтягиваниеиз виса лежа на низкой перекладине выполняется из исходного положения (ИП): вислежа лицом вверх хватом сверху, кисти рук на ширине плеч, голова, туловище иноги составляют прямую линию, пятки могут упираться в опору высотой до 4 см.Высота грифа перекладины для участников I ступени комплекса  — 90 см.

Для тогочтобы занять исходное положение, участник подходит к перекладине, берется загриф хватом сверху, приседает под гриф и, держа голову прямо, ставит подбородокна гриф перекладины. После чего, не разгибая рук и не отрывая подбородка отгрифа, шагая вперед, выпрямляется так, чтобы голова, туловище и ноги составлялипрямую линию. Помощник спортивного судьи подставляет опору под ноги участника.После этого участник выпрямляет руки и занимает исходное положение. Из этогоположения участник подтягивается до подъема подбородка выше грифа перекладины,затем опускается в вис и, зафиксировав на 0,5 с исходного положения, продолжаетвыполнение испытания (теста). Засчитывается количество правильно выполненныхпопыток, фиксируемых счетом спортивного судьи  .

Контрольное упражнение № 5наклон вперед из положения, стоя с прямыми ногами наполу — сгибание тела, наклон, вперед не сгибая ног, и достать до пола кулакамиили пальцами рук.

Наклонвперед из положения стоя с прямыми ногами выполняется из исходного положения(далее – ИП): стоя на полу или гимнастической скамье, ноги выпрямлены вколенях, ступни ног расположены параллельно на ширине 10 — 15 см. Участниквыступает в спортивной форме, позволяющей спортивным судьям определятьвыпрямление ног в коленях. При выполнении испытания (теста) на полу участник покоманде выполняет два предварительных наклона. При третьем наклоне касаетсяпола пальцами или ладонями двух рук и удерживает касание в течение 2 с. Привыполнении испытания (теста) на гимнастической скамье участник по командевыполняет два предварительных наклона, ладони двигаются вдоль линейкиизмерения. При третьем наклоне участник максимально наклоняется и удерживаеткасание линейки измерения в течение 2 секунд. Величина этого теста, гибкостиизмеряется в сантиметрах. Результат выше уровня гимнастической скамьиопределяется знаком «-» , ниже — знаком «+».

Всеполученные результаты занесены в таблицу, для ведения статистических подсчетов.

 

ü  Реализация второгоблока эксперимента

«Формирующийэтап исследования»

 

Педагогический дзюдоэкспериментпроводился в реальных условиях рабоч учебногопроцесса по физической культуре второго  определениегодаобучения.

 Исследованиепроводилось на базе МБОУ «СОШ №1» г. Воткинска УР в 2019-20 уч. году. Висследовании участвовали дети 2-х классов  (2 «а», 2 «б») в количестве 36человек. Средний возраст исследуемых составляет 7-8 лет. Дети 2 «а» вколичестве 16 человек (8 мальчиков, 8 девочек.) составили экспериментальнуюгруппу, и дети 2 «б» класса, в количестве 16 человек (8 мальчиков, 8 девочек.)– контрольную.

 

Все детиимеют возраст  8 лет и по состоянию здоровья, отнесенные к основной медицинскойгруппе, занимающиеся физической культурой в объеме комплексной программы В. И. Ляхапо физическому воспитанию 2 класса общеобразовательной школы.

Изпроведённого входящего тестирования следует, что для более эффективнойподготовки детей этого возраста к выполнению норм комплекса ГТО целесообразнопродумать средства, способствующие эффективному выполнению норм ГТО.

 

Методическойосновой  содержание проведенияучебно-тренировочного  упражнения процессау школьников 2 – х классов контрольной и экспериментальной  этапгруппы являлась «Учебная  способностей программа пофизической культуре для  чувствообразовательныхучреждений в 1 — 4 классах»,  увеличиваетсяавторы-составители: В.И.Лях, А.А. Зданевич.

В ходепедагогического эксперимента планировалось применять на уроках физическойкультуры в экспериментальной группе подвижные игры, способствующие развитию скоростных,скоростно-силовых, силовых способностей, координационных, а также гибкости.

Всоответствии с  исходногоцелью и задачами  показателипедагогическогоисследования  являетсянами была  особаясформулирована программа  направлению« Игровое ГТО » дляшкольников 8 лет детей  полуприседна основе  деятельностидиагностики ихфизических способностей. Сроком реализации на 1учебное полугодие (две четверти)в количестве 34 часов.

Программа  ерстатьпредусматривает оценку физическихкачеств в плане  направлениювыполнения видовиспытаний (тестов) норм ГТО, соревновательных тестов,  ними включающих в себя:

-тестирование  занятиях физическихспособностей;

-сопоставление  измененис результатамисоревновательной  левойдеятельности (выполнение видов испытаний ГТО I ступенигруппе

-определение  вариативных прогностическойзначимости;

-внедрение  второго результатовисследования  одной в учебно –образовательный процесс.

Особенностьразработанной  программы в том, что содержание физической подготовки детей 7 -8 лет к выполнению нормативных требований комплекса ГТО являются не толькоспециально подобранные физические упражнения из учебных разделов подвижных игр,общей гимнастики, акробатики и лёгкой атлетики, но и педагогические приёмы,направленные на формирование мотивации учащихся к систематическим занятиямфизической культурой и спортом, обучение умениям организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность, воспитание навыков систематического наблюденияучащихся за своим физическим состоянием.

Реализацияпрограммного материала по физической подготовке осуществляется в процессеуроков физической культуры, проводимых в сетке учебного расписания, припроведении утренней гигиенической гимнастики, физкультминуток при выполнениидомашних заданий, в ходе внеклассной физкультурно-спортивной работы, а такжесамостоятельных доступных детям этого возраста тренировочных занятий по заданиюучителей. Двигательный режим для детей 7 — 8 лет в соответствии срекомендациями комплекса ГТО должен составлять не менее 8 — 10 ч в неделю.

Цель программы:создать условия на уроках физической культуры, способствующие повышению уровняподготовки для выполнения норм ГТО детей 7 – 8 лет, посредствами подвижных игр.

Дляреализации цели выбрали применение подвижных игр, так как занятия подвижнымииграми обеспечивают формирование двигательных навыков, способствуютформированию жизненно важных умственных, морально – волевых и физическихкачеств детей этого возраста. Для решения этих задач нужно выбрать правильноесочетание последовательности применения подвижных игр с целью ускоренияформирования игровых умений и навыков. Целесообразность их применения на урокахфизической культуры направлена на развитие двигательной активности и развитиефизических качеств детей, то есть будет способствовать подготовке школьников квыполнению норм ГТО .

Наданном этапе эксперимента разработали подвижные игры, используемые при развитиискоростных, скоростно-силовых, силовых способностей, координационных, а такжегибкости, опираясь на труды Ю.Д. Железняк (доктора педагогических наук,заслуженного работника физической культуры РФ)

Подвижныеигры, способствующие развитию скоростных, скоростно-силовых, силовыхспособностей, координационных, а также гибкости, применяемые вэкспериментальной группе:

Воснове «игровой программы» ГТО использовали подвижные игры, как наиболеепривлекательный и естественный для детей 7 – 8 лет, который в непринужденнойформе повышает физическую подготовленность школьников и оказывает значительноевлияние на их личностное развитие и социализацию.

Содержаниесозданной программы по организации и выполнению норм ГТО с использованием подвижныхигр ориентировано на школьников 7 – 8 лет и имеет общий объем 34 часа в каждомклассе. Материал рассчитан на равномерное распределение этих часов по неделям ипроведение регулярных еженедельных урочных занятий по физической культуре сошкольниками.

Включениеподвижных игр сочетается с материалом основной образовательной программы попредмету «Физическая культура 1 – 4 класс» В.И. Ляха. К примеру, когдашкольники проходят по предмету раздел легкой атлетики, в программе можетосуществляться подготовка к выполнению легкоатлетических нормативов ГТО  — бег30 м или челночный бег, прыжки в длину с места и проводятся соответствующиеигры на базе легкой атлетики, затем проводятся соревнования между классами повыполнению данных нормативов ГТО. Такое объединение базового и игровогоматериала на уроке физической культуре будет способствовать повышению эффектавыполнения тестовых заданий ГТО.

Воснове созданной «Игровой программы ГТО» использовали подвижные игры, какнаиболее привлекательное и естественное средство физического воспитания длядетей 7 – 8 лет, которое в непринужденной форме оказывало значительное влияниена личностное развитие и социализацию школьников этого возраста.

Этосоответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов,в которых личностные результаты образования, обучения и воспитания ставятся напервое место, только потом – метапредметные и предметные .

Используяподвижную игру, на уроке физической культуры при подготовке к сдаче нормативовГТО делается попытка:

1)использовать ГТО как элемент физического (телесного) воспитания, котороеориентировано на формирование культуры здоровья, двигательной культуры икультуры телосложения, т.е. физической (телесной) культуры в целом;

2)учесть разнообразные интересы и потребности, национальные и региональныеособенности, социальные запросы и требования школьников разного возраста кфизическому воспитанию.

Подвижныеигры, направленные на подготовку выполнения норм ГТО проводили во всех частяхурока физического воспитания в экспериментальной группе. В подготовительнуючасть урока включали игры с ритмичной ходьбой, короткими перебежками,строевыми, гимнастическими и общеразвивающими упражнениями. Все эти игрытребовали от играющих организованности, дисциплины и способствовали общемуфизическому развитию.

Обучающий эффектвыполнения тестовых заданий ГТО на уроках физической культуры обеспечивалсяпутём совмещения комплексов упражнений с подвижными играми, эстафетами.Основным средством проведения уроков этой направленности в экспериментальнойгруппе выступали  подвижные игры.

      Даннаяпрограмма включает в себя примерный тематический план уроков и переченьпредлагаемых подвижных игр.

Тематический план по организации и проведению урочной деятельностина основе подвижных игр для подготовки к комплексу норм ГТО в начальной школе

Название раздела

Общее

количество часов

1.

Вводное занятие

1

2.

Физическое воспитание, ГТО и его нормативы, как ориентиры физического воспитания.

1

3.

Подвижные игры для развития мышц ног и подготовки к выполнению норматива «Прыжок в длину с места толчком двумя ногами — 1-2 класс».

2

4.

Подвижные игры для развития мышц рук, брюшного пресса, спины и подготовки к выполнению норматива «Подтягивание из виса на высокой перекладине или подтягивание из виса лежа на низкой перекладине или сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу».

2

5.

Двигательная культура и физкультурно-двигательное воспитание.

1

6.

Подвижные игры на развитие быстроты для подготовки к выполнению нормативов учащимися 1-2 классов — челночный бег или бег на 30м

2

7.

Подвижные игры на развитие выносливости для подготовки к выполнению нормативов учащимися 1-2 классов — «Бег на лыжах на 1км или на 2 км или смешанное передвижение на 1,5 км по пересеченной местности, или смешанное передвижение на 1 км»;                                                         

2

8.

Подвижные игры на развитие скоростно-силовых качеств для подготовки к выполнению норматива учащимися 1-2 классов — «Прыжок в длину с места».

2

9.

Подвижные игры на развитие гибкости для подготовки к выполнению норматива «Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу или на гимнастической скамье».

2

10.

Подвижные игры на развитие скоростно-силовых качеств для подготовки к выполнению нормативов «Метание теннисного мяча в цель, дистанция 6 м» учащимися 1-2 классов.

2

11.

Подвижные игры на развитие выносливости для подготовки к выполнению норматива «Плавание без учета времени».

2

12.

Социально-ориентирующие игры: сюжетно-ролевые, ролевые, ситуационно-ролевые, деловые, маршрутные игры, направленные на пропаганду, популяризацию комплекса ГТО и содействующие личностному развитию школьников.

1

13.

Инновационные игры, которые придумывают сами участники или модернизируют, видоизменяют традиционные игры для решения конкретных задач.

1

14.

Спортивная культура и спортивное воспитание. Спортивная тренировка и спортивные соревнования. Массовые спортивные соревнования школьников, особенности их организации и проведения (программа, система определения победителей и т.д.).

1

15.

Массовые спортивные соревнования «команда-класс» по играм ГТО. Программа, особенности организации. Проведение соревнований внутри класса, между параллельными классами, между разными классами с гандикапом.

6

16.

Спарт — Игры ГТО. Программа соревнований-конкурсов, особенности организации. Проведение Спарт — Игр ГТО игр внутри класса, между параллельными классами, между 1-2 классами.

6

Всего

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 Педагогическиенаблюдения.

Рассматриваяпервые тестовые показатели  физических способностей  детей у контрольной  иэкспериментальной групп,  можно сказать том, что они находятся  практически наодном  уровне, что  говорит о правильном  подборе испытуемых  для проведения педагогического эксперимента. Все дети, занимающиеся в этих группах, участвуютв выполнении норм ГТО.

Урокифизической культуры были комплексными и включали в себя средства из различныхразделов учебной программы. В содержание уроков включали упражнения,укрепляющие основные мышечные группы, развивающие быстроту, силу, ловкость,гибкость, формирующие правильную осанку и способствующие подготовке к усвоениюсложных двигательных действий. Уроки строились по общепринятой схеме:подготовительная (вводная), основная и заключительная части.

Вподготовительную часть урока включают различные виды ходьбы (на месте, вдвижении, в приседе), перестроения на месте и в движении; умеренный бег всочетании с поворотами и прыжками; бег спиной вперёд, боком, с изменениемнаправления продолжительностью 5 — 6 мин, общеразвивающие упражнения для рук,ног и плечевого пояса с постепенно увеличивающейся амплитудой; упражнения длявсего тела (наклоны, круговые движения туловища, приседания махи ногами).Каждое упражнение рекомендуется выполнять 6 — 8 раз.

Врамках интенсификации образовательного процесса и повышения эмоционального фонав подготовительную часть урока, возможно также включать упражнения для развитияловкости, а также элементы подвижных игр. К ним относятся:

-подвижные игры на внимание «Круг, линия, шведская стенка, гимнастическаяскамейка», «Выполняй по сигналу»

-подвижные игры на координацию движений (метание теннисных мячей в цель изразличных исходных положений (после прыжков, поворотов); метание в цель вускоренном темпе; метание в цель попеременно обеими руками;

— подвижные игры с прыжками в длину с места, стоя боком (спиной) в направлениипрыжка.

Восновной части урока использовали игры, требующие большей подвижности:

 -с бегом на скорость, выносливость;

-игры с преодолением препятствий, прыжками, метанием в неподвижную и подвижнуюцель;

-игры с увёртыванием и переключением направления движения.

Взаключительной части урока проводили подвижные игры, способствующие активномуотдыху и организации внимания школьников, с простыми правилами.

Например,при обучении челночному бегу 3х10 м, виду бега, характеризующемуся многократнымпрохождением одной и той же короткой дистанции в прямом и обратном направлениипроводились подвижные игры «Челнок», «Вызов номеров», «Гонка мячей по кругу»,«Охота на уток», «Мяч среднему», «Зоркий глаз», «Падающая палка», «Сменакругов», «Салки».

Разнообразныеподвижные игры на быстроту и точность выполнения действий, равновесие икоординацию создавали хорошую основу для развития координационных способностей.В этих играх совершенствуются «чувство мышечных усилий», «чувствопространства», «чувство расчёта времени», а следовательно, и ловкое выполнениедвижений .

Припроведении таких игр, направленных на развитие координации, то есть связанных свыполнением упражнений, требующих точных и чётких мышечных усилий, недостаточноэффективны при наступающем утомлении. Поэтому при повторении делали перерывыдля отдыха, а сами игры на развитие ловкости проводили тогда, когданезначительных следов утомления от предшествующей нагрузки.

Напрактике для развития ловкости всегда использовали игры, требующие точнойкоординации движений и быстрого согласования действий партнёров, их физической и тактической подготовленности.

Приобучении норматива бег 30м, который выполняется в результате сложнойкоординированной деятельности скелетных мышц и конечностей и происходитразвитие скоростных способностей, использовались подвижные игры « Кошка имышка», «Ловля парами», «Мороз», «Снайпер», «Мяч капитану», Два мороза», «Ксвоим флажкам», «Салки с выручкой», «День и ночь».

Вэтих играх особенно хорошо развивались и сочетались такие основные показателибыстроты, как ответная реакция на сигнал и быстрота мышечных сокращений, числодвижений, выполняемых в единицу времени, и быстрота передвижения тела или егочастей в пространстве. Поскольку упражнения для развития быстроты выполняются впредельно быстром темпе, не превышающих предельных норм. К этим относятся похарактеру подвижные игры с активным соревнованием двух противоборствующихсторон.

Дляправильного представления учебного процесса проводились подвижные игры дляпреимущественного развития быстроты небольшой разминкой, а в ходе игр и эстафетустраивались минутные интервалы для отдыха. Для развития быстроты подбиралиигры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые итактильные сигналы, а также упражнения с внезапными остановками, стремительнымирывками, мгновенными задержками, бегом на короткие дистанции в кратчайший сроки другими двигательными действиями, направленными на сознательное ицелеустремленное опережение соперника, что способствовало развития скоростныхспособностей школьников.

Совершенствуяумения, выполнения норматива прыжок в длину с места толчком двумя ногами -преодоление препятствия или пространства в свободном полете без дополнительнойопоры руками после отталкивания ногами, использовали подвижные игры «Веревочкапод ногами», «Волк во рву», «Зайцы в огороде», «Лиса и куры», «Прыжки пополоскам», «Парашютисты», «Охотники и утки»].

Дляподготовки к подтягиванию на перекладине, сгибанию и разгибанию рук в упорележа на полу, то есть базовым физическим упражнениям, развивающим группы мышцверхней части тела, использовали подвижные игры «Скамейка над головой»,«Перетягивание», «Кто сильнее», «Бег на руках», «Мостик и кошка»,«Перетягивание в парах», «Втяни в круг», «Перетяни за линию»  .

Игроваядеятельность в программе «Игровое ГТО» оказывала корректирующее влияние нашкольников 7 – 8 лет. При этом в этих играх включали больше упражнений,направленных на увеличение силы сгибателей и разгибателей тех конечностей,которые слабее развиты. Например, в играх с прыжками акцентировали внимание направой ноге, а в играх с перетягиванием — на левой руке. Однако нельзязабывать, что в игре не следует давать не очень хорошо подготовленным детямупражнения с околопредельными и предельными напряжениями в большом объёме,эмоциональный подъём очень часто не может компенсировать их недостаточнуюфизическую подготовленность .

Такимобразом, если на уроке решалась задача развития силы, то в неё включались игры,связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями, обладающиеразнообразными формами преодоления мышечного сопротивления соперника внепосредственном соприкосновении с ним (перетягивания). Эти игры включали всебя различные двигательные операции с доступными отягощениями (бег или прыжкис грузом, метания на дальность, подъёмы спортивных снарядов доступной массы,разнообразные способы их перемещения в пространстве, передачи набивных мячейпартнёрам по команде).

Науроке физической культуры использовались подвижные игры на развитие гибкостидля подготовки к выполнению норматива «Наклон вперед из положения, стоя спрямыми ногами на полу или на гимнастической скамье»: «Гонка мячей» (надголовой, между ног, в сторону), «Бег тараканов», «Прокати мяч под мостиком».

Использованиеразличных средств физической подготовки, применение подвижных игр на уроке,направленных на подготовку нормативов ГТО, позволяли создать двигательнуюоснову для перспективного совершенствования физических способностей,необходимых для формирования будущих действий. Систематическое проведениеразличных подвижных игр позволило создать у школьников определённый запасдвижений. На этой базе легче затем выполнялись контрольные упражнения(нормативы ГТО) .

Припроведении подвижных игр  строго регулировали и ограничивали физическуюнагрузку детей, обращали внимание на правильную организацию и построение уроковфизической культуры. Игры подбирались и проводились с учетом возрастныхособенностей и физической подготовленности школьников.

 

ü  Реализациятретьего блока эксперимента

«Контрольныйэтап исследования»

                                                     

Подводяитоги педагогического эксперимента, подвергли анализу  научно-методические данные, раскрывающие методические подходы к подготовке школьников 7 – 8 лет квыполнению нормативов ГТО посредством подвижных игр.

Наосновании  экспертных оценок  регистрировались и анализировались  основныепоказатели, отражающие выполнение тестовых заданий выполнения норм ГТО Iступени

Входе исследования доказано, что значительно и статистически достоверноразличаются результаты в тестах, характеризующих развитие координационныхспособностей (челночный бег 3×10м) и скоростных способностей (бег 30 м), незначительно улучшились результаты скоростно – силовых (прыжок в длину с места)и силовых качеств школьников (подтягивание на перекладине).

Такимобразом, предположение, что применение подвижных игр на уроке физическойкультуры со школьниками 7 – 8 лет создаст условия для развития физических качестви будет способствовать успешному выполнению норм ГТО, доказано частично.Считаю, что для более значительного улучшения показателей скоростно – силовых исиловых качеств необходимо более продолжительное время.

Анализируяуровень подготовки выполнения нормативов ГТО школьников контрольной иэкспериментальной групп после проведения эксперимента, можно сделать вывод, чтов экспериментальной группе повысилось на 20% качество выполнения нормативовГТО.

 

Втаблицах представлены лучшие результаты десяти участников эксперимента изконтрольной и экспериментальной групп

 

Уровень подготовки выполнения нормативовГТО школьников  контрольной группы (до эксперимента)

Конр.упр

        

       ученик

№1

№2

№3

№4

№5

Баллы,

резул.

уров

резул.

уров.

резул.

уров.

резул.

уров.

резул.

уров.

уровень

1

Алина

10,6

ср

7,0

ср

115

ср

7

ср

_

ср

ср

2

Максим

10,2

н

6,8

н

115

н

2

н

_

н

н

3

Никита

9,2

в

6,1

ср

140

в

4

в

+

в

в

4

Максим

10,3

н

6,9

н

115

н

2

н

_

н

н

5

Дарина

9,7

в

6,6

ср

135

в

11

в

+

в

в

6

Дмитрий

10,0

ср

6,8

н

120

ср

3

ср

_

н

ср

7

Ольга

10,2

н

7,1

н

110

н

4

н

_

н

н

8

Егор

9,1

в

6,0

ср

140

в

4

в

+

в

в

9

Евгений

10,4

н

6,9

н

115

н

2

н

_

н

н

10

Софья

10,8

н

7,2

н

110

н

4

н

_

н

н

 

Уровень подготовки выполнения нормативовГТО школьников  экспериментальной группы (до эксперимента)

 Конт.упр.

           Ученик

 №1

Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 965

№2

№3

№4

№5

Баллы,

резул.

уров

резул.

уров.

резул.

уров.

резул.

уров.

резул.

уров.

уровень

1

Альбина

10,7

ср

7,2

н

110

н

7

ср

_

ср

ср

2

Диана

9,7

в

6,2

в

135

в

6

ср

+

в

в

3

Денис

10,3

н

6,9

н

120

ср

2

н

_

н

н

4

Леонид

9,2

в

5,9

в

140

в

3

ср

+

в

в

5

Матвей

9,0

в

5,7

в

145

в

4

в

_

в

в

6

Михаил

9,2

в

6.1

ср

120

ср

4

в

+

в

в

7

Ольга

10,6

ср

7,1

н

110

н

6

ср

_

ср

ср

8

Николай

9,1

в

6,0

ср

120

ср

4

в

+

в

в

9

Никита

10,3

н

6,8

н

115

н

3

ср

_

ср

н

10

Софья

10,8

н

7,2

н

110

н

4

н

_

н

н

 

 

 

 

Уровень подготовки выполнения нормативовГТО школьников  контрольной группы (после эксперимента)

Конт.упр.

         ученик

№1

№2

№3

№4

№5

уровень

резул.

уров

резул.

уров.

резул.

уров.

резул.

уров.

резул.

уров.

 

1

Алина

10,6

ср

7,0

ср

115

ср

7

ср

_

ср

ср

2

Максим

10,1

ср

6,7

ср

115

н

2

н

_

н

н

3

Никита

9,2

в

6,1

ср

140

в

4

в

+

в

в

4

Максим

10,1

ср

6,7

ср

115

н

2

н

_

н

н

5

Дарина

9,7

в

6,6

ср

135

в

11

в

+

в

в

6

Дмитрий

10,0

ср

6,8

н

120

ср

3

ср

_

н

ср

7

Ольга

10,2

н

7,1

н

110

н

4

н

_

н

н

8

Егор

9,1

в

6,0

ср

140

в

4

в

+

в

в

9

Евгений

10,4

н

6,9

н

115

н

2

н

_

н

н

10

Софья

10,7

ср

7,2

н

110

н

4

н

_

н

н

 

 

Уровень подготовки выполнения нормативовГТО школьников  экспериментальной группы (после эксперимента)

Конт.упр.

 

 

       ученик

№1

№2

№3

№4

№5

Баллы,

резул.

уров

резул.

уров.

резул.

уров.

резул.

уров.

резул.

уров.

уровень

1

Альбина

10,7

ср

7,0

ср

115

ср

7

ср

_

ср

ср

2

Диана

9,7

в

6,2

в

135

в

6

ср

+

в

в

3

Денис

10,1

ср

6,7

ср

120

ср

3

ср

_

н

ср

4

Леонид

9,2

в

5,9

в

140

в

3

ср

+

в

в

5

Матвей

9,0

в

5,7

в

145

в

4

в

_

в

в

6

Михаил

9,1

в

5.9

в

120

ср

4

в

+

в

в

7

Ольга

10,4

ср

7,1

н

115

ср

6

ср

_

ср

ср

8

Николай

9,1

в

5.9

в

120

ср

4

в

+

в

в

9

Никита

10,1

ср

6,7

ср

120

ср

3

ср

_

ср

ср

10

Софья

10,8

н

7,2

н

110

н

4

н

_

н

н

 

 

 

 

Сравнение уровняподготовки выполнения нормативов ГТО

школьниковконтрольной и экспериментальной групп.

 

вэкспериментальной группе качество выполнения нормативов ГТО повысилось на 20%

Группы

До эксперимента

После эксперимента

низкий уровень,

средний уровень

высокий уровень

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

контрольная

чел., %

 

 

5 – 50%

 

2 – 20%

 

3- 30%

 

5 – 50%

 

2- 20%

 

3 – 30%

эксперимен-тальная

чел., %

 

3- 30%

 

2 – 20%

 

5 – 50%

 

1 – 10%

 

4 – 40%

 

5 – 50%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III.

 

Анализ и оценка целесообразностиприменения подвижных игр в подготовке для выполнения требований ВФСК ГТО.

 

3.1.Результат исследования.

 

Подводяитоги исследования можно дать следующие рекомендации по использованию подвижныхигр, как средства подготовки  школьников  7  – 8 лет к выполнению норм ГТО.

1.Разрабатываяурок физической культуры, следует руководствоваться основными требованиями,предъявляемыми к комплексному развитию физических качеств, при этомиспользовать подвижные игры различной направленности, которые будутспособствовать выполнению тестовых упражнений (нормативов) ГТО.

2.При методически верном использовании подвижных игр на уроке физической культурыу детей этого возраста выявляются физические качества, которые следуетсовершенствовать в наибольшей степени, так как они являются основополагающими вдостижении необходимого уровня физической подготовленности.

3.Для детей 7 – 8 лет необходим выбор таких средств с использованием подвижныхигр различной направленности, который характеризуются  уровнем развитияфизических качеств необходимых при выполнении нормативов ГТО.

4.Оптимальность физических нагрузок при выполнении различных по характеруподвижных игр снимает утомление на уроке физической культуры, повышает интереск занятиям.

Используяна уроке физической культуры содержание данной программы по организации и проведениянорм ГТО со школьниками 7 – 8 лет, посредством подвижных игр выявили следующиерезультаты:

1.Формирование знаний о спортивных соревнованиях: о значении комплекса ГТО иразнообразных играх, которые могут помочь подготовиться к выполнению нормативовкомплекса; о необходимости стремления к гармоничному развитию личности каждогошкольника.

2.Формированиеумений ценностного отношения к своему здоровью и внутреннему миру, кформированию телесной, двигательной и спортивной культуры с использованиемразнообразных подвижных игр, способствующих  всестороннему развитию личности.

3.Приобретениешкольниками опыта самостоятельного использования разнообразных подвижных  игрдля подготовки к выполнению нормативов ГТО, для своего физического развития,для начала регулярных занятий по избранному виду спорта.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

1.Входе работы по данной теме мы провели анализ научно-методической литературы, рассмотрелиметодические основы построения урока физической культуры, направленных на подготовкушкольников 7 – 8 лет к выполнению нормативов ГТО. Сделали вывод, чтометодически грамотно организованный учебно-воспитательный процесс в рамкахпредмета «Физическая культура» создаёт условия для эффективной интеграцииурока.

Выявили,что при разработке урока физической культуры педагогу нужно учитывать особенности физического развития детей 7 – 8 лет и использовать подвижные игрыв сочетании с другими видами физических упражнений, способствующие  выполнениюнормативов ГТО и  развитию физических качеств.

Висследовании по определению уровня подготовки школьников 7 – 8 лет к выполнениюнормативов ГТО провели анализ полученных данных  и  сделали вывод, что ушкольников этих групп в целом, средний уровень выполнения норм ГТО. Отсюдаследует, что необходимо вести целенаправленную и систематическую работу поповышению уровня развития скоростных, скоростно-силовых, силовых способностей,гибкости, а также координационных способностей у школьников 2 классов (возраст7 – 8 лет).

2.Изучивметодики проведения подвижных игр для детей младшего школьного возраста,выявили , что игра это   наиболее привлекательное средство физическоговоспитания для детей 7 – 8 лет, которое в непринужденной форме повышаетфизическую подготовленность школьников и оказывает значительное влияние на ихличностное развитие и социализацию.

3.В ходе проведения педагогического эксперимента разработали комплекс подвижных игр и учебную программу «Игровое ГТО». Теоретически и практически в ходеисследования доказали, что использование подвижных игр на уроке физическойкультуре способствует успешному выполнению норм ГТО школьниками 7 – 8 лет сучётом их возрастных особенностей физического развития.

 

Вывод:

 

Результатыэксперимента позволяют сделать вывод, что цель исследования –  изучение уровняподготовки школьников 7 – 8 лет к выполнению нормативов ГТО на уроке физическойкультуре, посредством подвижных игр была достигнута и таким образом гипотезаподтвердилась.

Разработаннаянами программа «Игровое ГТО» и комплекс подвижных игр для детей младшегошкольного возраста могут быть включены в основную программу по физическойкультуре, для повышения уровня физической подготовленности до уровня,обеспечивающего 70% школьников осваивать нормативные требования 1 ступеникомплекса ГТО К стартам готов. Применение разработанной программыможет быть использовано учителями физической культуры.

 

 

 

Литература.

 

1.Виленский, М.Я.Физическая культура: учебник / М.Я. Виленский. — 2 – е изд., стер. – М.:КНОРУС, 2015.

2.Виноградов,П.А. Факторы, влияющие на отношение населения к Всероссийскомуфизкультурно-спортивному комплексу «Готов к труду и обороне» // Физическоевоспитание и детско-юношеский спорт. М., 2015. № 3. —  С. 35.

3.Воронова Е.К. Игры — эстафетыдля детей 7 — 8 лет [Текст]: практическое пособие / Е.К. Воронова. — М.: Аркти,2014.

4.Всероссийскийфизкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» / Сборник материаловдля образовательных организаций города Москвы. М., 2015.

5.Елина,Н.В. Методика уроков физической культуры в начальных классах на основеупорядоченного использования подвижных игр: диссертация кандидата техническихнаук/ Н.В. Елина.- Тула, 2010.

6.Железняк, Ю.Д.,Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре испорте. М.: Академия, 2005.  

7.Жуков,М.Н.Подвижные игры. /М.Н. Жуков.- М.: Издательский центр «Академия»,2012.

8.Кабачков,В.А. Физическая подготовленность младших школьников и ихготовность к выполнению нормативных требований при реализации физкультурно-спортивного комплекса / В.А. Кабачков, В.А. Куренцов, Э.А. Зюрин, И.И. Абдюков// Вестник спортивной науки. М., 2016. —  № 4. — С. 27 — 29.

9.Кабачков В.А.,В.А. Куренцов, Э.А.Зюрин, И.И. Абдюков Организационно – педагогические подходыв физическом воспитании младших школьников при подготовке их к выполнениюнормативного комплекса ГТО I и II ступеней. 2017/ —  № 4  — C.50 – 58.

10.Кабачков,В.А. Совершенствование комплекса ГТО в современных условияхучебного процесса в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации / В.А.Кабачков, Е.И. Перова, В.А. Куренцов // Физическое воспитание идетско-юношеский спорт. М., 2013. № 5.

11.Камартдинова,А. А., Герега Н. Н..// Научно- теоретический журнал «Ученые запискиуниверситета имени П.Ф. Лесгафта». – 2015.

12.Качашкин, В.М.Методика физического воспитания / В. М. Качашкин. — М., Просвещение,2012.

13.Клиницк, Л.Г.Одно из эффективных средств физического воспитания / Л.Г.Клиницк // Физическаякультура в школе. — 2012. — № 7. —  

14.Ковалько, В.И.Поурочные разработки по физической культуре.1-4 классы: Методическиерекомендации, практические материалы, поурочныепланирование /В.И.Ковалько.– М.: ВАКО,2012.

15.Кузнецов В.С.,Колодинский Г.А. Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче норм ГТО / В.С.Кузнецов, Г.А. Колоденский. – М.Просвещение, 2016.-

16.Кузнецова, М.Н.Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей школьных образовательныхучреждений [Текст]: пособие для медработников и учителей / М.Н. Кузнецова; -М.: АРКТИ, 2013.

17.Куцаева, В.В.Рекомендации школьникам для самостоятельных занятий по подготовке к сдаченормативов комплекса ГТО / В.В. Куцаева // Физическая культура в школе.  –2016. — №1.

18. Луткова, Н.В.Подвижные игры в различных звеньях физического воспитания: учебн. – метод.пособие / Н.В. Луткова, Л.Н. Минина. – СПб., 2010.

19. Лях, В. И.Программа общеобразовательных учреждений физического воспитания учащихся 1 – 11классов / В.И.Лях, – М.: Просвещение, 2019.

20.Лях, В.И.Физическая культура. 1 — 4 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений  /В.И.Лях. –  М.: Просвещение, 2012.

21. Рунова, М.А.Двигательная активность ребенка в начальной школе [Текст]: пособие дляпедагогов школьных учреждений, препод. и студ / М.А. Рунова; — М.:Мозаика-Синтез, 2014.

22. Рунова, М.А.Школьные учреждения: оптимизация режима двигательной активности / М.А. Рунова//Физическое воспитание. — 2013. — №6. — С. 81-86.

23.Силкин Ю.Р.,Большев А.С. Подвижные игры для младших школьников — М.: Гуманит. изд. центрВЛАДОС, 2014.

24.Солодков, А.С.,Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник. — М.:Спорт, 2015.

25.Синявский, Н.И. Применение онлайн технологий впрограммно-методическом обеспечении Всероссийского физкультурно- спортивногокомплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) /Синявский Н.И., Фурсов А. В.-Тюмень: Аксиома, 2013.

26.Синявский Н.И. Садыков Р.И. Содержание уроков физической культурыобразовательно-тренировочной направленности на основе принципов спортивнойтренировки: монография / Н.И. Синявский, Р.И. Садыков – Тюмень: Аксиома, 2013.– 160 с. С.10-11., [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosinwebc.ru/

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 965

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет