Литературное чтение во 2 классе «Школа России»
Тема урока: М. М. Пришвин «Ребята и утята»
Цели:
познакомить детей с творчествомМ.М.Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учитьформировать идею произведения; познакомить с художественными особенностямипроизведения;
развивать речь учащихся;развивать навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечатьна вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающиеустное высказывание;
воспитывать способностьзамечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении кокружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю
Планируемые результаты обучения:
Предметные: умениевыразительно читать произведение; умение делить произведение на части иозаглавливать их, составлять картинный план.
Личностные: умениеоценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственноесознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающемумиру.
Метапредметные:
Познавательные: умениеанализировать средства выразительности прочитанного произведения,самостоятельно пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Регулятивные: умениепланировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еёреализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективыс учётом характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: умениестроить монологическое высказывание на заданную тему, адекватно использоватьсоответствующую лексику в процессе сочинения продолжения прочитанногопроизведения.
Оборудование урока в соответствии сФГОС НОО: компьютер и проектор, мультимедийная презентация, портрет писателя, выставка произведений М.М. Пришвина.
План урока
1.Орг момент.
В мире животных ( текст под музыку)
Придуманокем-то
Простои мудро
Привстрече здороваться: — Доброе утро!
-Доброе утро солнцу и птицам,
-Доброе утро улыбчивым лицам.
Икаждый становится
Добрым,доверчивым…
Доброеутро длится до вечера.
Мы желаем друг-другу доброты каждое утро. Но все ваши, дажесамые высокие мысли и чувства будут пустыми, если не воплотятся в добрые дела.Мало мечтать о добре, надо творить его.
— Какие добрые поступки совершаете вы?
-Моюпосуду.
-убираюсьдома,
-Подкармливаюптиц,
-Помогаюбабушке
-Сделалбудку собаке
-Помогаюмаме и папе
А теперь проведем речевую разминку.
2. Речевая разминка: работа над дикцией.
Прочитайте про себя. Теперь я вам прочитаю вслух.
Теперь вы прочитаете по слогам
Кто прочитает вслух с удивлением? Кто весело? И кто сердито?
Уточка – вертихвостка Ныряла да выныривала |
Выныривалада ныряла
-Акто может прочесть как скороговорка?
II. Актуализация полученных ранее знаний и умений.
-Ребята , а нужно ли помогать животным? Мыпродолжаем путешествовать по страницам учебника раздела «О братьях нашихменьших». Повторим изученные произведения. А для этого поиграем в игру«Соответствие»
-Поработаем в парах (карточки)
— На столах лежат белые листочки, переверните и с соседом по партеукажите соответствие отрывка и автора произведения -2 мин.
Соедини линией автора и отрывок из его стихов.
Плачеткиска в коридоре. АлександрШибаев
Унее большое горе:
Злыелюди бедной киске
Недают украсть сосиски
Жила- была собака, Ирина Пивоварова
Онабыла большая,
Ибыл у той собаки
Огромныйрыжий хвост
Бедноймаме не под силу Борис Заходер
Мытьлохматого верзилу
Нагромадные бока
Нехватает языка
Жеребенок– с каждым днем Валентин Берестов
Подрастали стал конем.
Бык,могучий великан,
Вдетстве был теленком
Проверьтесебя. Если у вас все верно-вы добрые читатели, если есть ошибки, топеречитайте дома изученное
Ш. Сообщение темы урока
– А сейчас мы с вами отправимся наферму Посмотрите , какие милые нас ждут друзья. ( Видео Ферма Утиная семья)
-Кто это (утята)
-А мы с вами(Ребята) Значит мы скаким произведением познакомимся
— «Ребята и утята»
-Давайте поставим перед собой задачи , чтобы вы хотели узнать, побывав в гостяху писателя? (на доске – слова- помощники :узнать, познакомиться, определить)
-Узнать о жизни и творчестве писателя
-Познакомиться с новым произведением
-Определить тему произведения, которое будем изучать на уроке
Тема нашего урока: творчество Михаила Михайловича Пришвина.
VI.Первичное усвоение новых знаний.
Биография писателя .(презентация)
Яхочу порекомендовать прочитать еще эти произведения, которые вы увидели напрезентации.
V.Знакомство с новым произведением.
-Атеперь давайте посмотрим диафильм «Ребята и утята» Какие непонятные слова выуслышали ?
Чирок– свистунок самая маленькая уточка. Она весит меньше 600граммов. Это очень ловкая уточка. Она хорошо плавает и летает. Поднимается исадится почти также как вертолёт – вертикаль
Верста– старинная русская мера длины,чуть больше 1 км.
Паровоеполе – поле, отдыхающее от посевов.
Овсяное поле –поле, засеянное овсом.
Вода спала – снаступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.
Кузница –помещение, где работают кузнецы.
VII. Работа над содержанием рассказа.
-Понравился вам рассказ ?
-Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный?
-Почему Михаил Пришвин дал такое названиерассказу
-Что волновало автора
А теперь все встали проведем физкультминутку «Танец маленьких утят»
3) Анализ рассказа
– Почему уточка устроила свое гнездодалеко от озера?
– Сколько надо было идти до озера?
– 3 версты.
– Сколько это километров?
– Чуть больше 3 километров.
– Это много или мало для человека?
– А для маленькой уточки?
– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.(мать шла позади …)
– Почему уточка-мать шла позади утят? ( чтобы не выпускать из виду)
– Какие враги были у уток? (лисицы и ястребы)
– Как стали вести себя мальчишки, увидевутят?
– Зачем ребята это делали?
– Просто так, для забавы
– Каквела себя уточка, когда ловили её утят?
– Докажите строчками из произведения. (мать бегала с раскрытымклювом в великом волнении )
– А какое чувство пережили утята?
– Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?
– А какое слово вы кричите, когда боитесь?
– Мама!
– А ваша мама переживает за вас?
– А какая она мама?
– Заботливая.
– Вам её жалко?
Вывод:Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнеематеринской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственногоблагополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как клюдям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе тущемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можетепредставить, как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или васкто-то обижает.
Игра «Ромашка»Выберите один лепесток и ответьте на вопрос
1.Ктоэто «Я» (автор произведения)
2.Какавтор разговаривал с мальчишками?
3.Чтоможно сказать о мальчиках?
4Можно ли сказать, что мальчики были жестокими?
5Какшла уточка –мать в начале рассказа?
6. КакМихаил Пришвин попрощался с утятами.
4) Работа надиллюстрацией
– Посмотритена иллюстрацию в учебнике
– Кто изображен на переднем плане?
– Что они делают?
– Кто изображен на заднем плане?
– Что они делают?
Подберитек этой иллюстрации подходящее название.
5) Работа спословицами.
6) Определениеглавной мысли рассказа.
– Как автор назвал свой рассказ7
– Почему?
– Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая осовместном сосуществовании, что мы живем все вместе, рядом.
– М.Пришвиночень любит природу .И в своих произведениях внимательным читателям даёт уроки.
— Вы поняли ,какой урок Пришвин всем нам дал? Над чем надо задуматься каждому из нас?
(ответы)
— Уважать братьевнаших меньших
— не совершатьбездумных поступков
— любить природу,беречь её
— защищатьживотных ,оказывать им помощь.
— делать добро.
VIII.Итог урока
— Над чем заставил задуматься каждого из вас этот рассказ?
-К чему нас призывает?
ДевизМ.М.Пришвина – не делать дурного природе.
Опятьвозвращаюсь к вопросу:
-Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему вытак считаете?
IX. Домашнее задание: Подготовить выразительное чтение +рисунок
X. Рефлексия — Оцените свои действия на уроке с помощью «тучек» и «солнышек».
-Комусегодня было не комфортно на уроке поднимите, пожалуйста, карточку сизображением тучки.
-Кточувствовал себя хорошо на уроке, поднимите, пожалуйста, карточку с
изображениемсолнышка.
-У кого настроение менялось науроке, поднимите карточки с
изображениемсолнышка и тучки
Мою посуду. -убираюсь дома
-Подкармливаю птиц, -Помогаюбабушке
-Сделал будку собаке -Помогаюмаме и папе
Узнатьо жизни и творчестве писателя Полина
-Познакомиться с новым произведением Артем
-Определить тему произведения, которое будем изучать на уроке Тамилла
|
Уважатьбратьев наших меньших
— не совершатьбездумных поступков
— любить природу,беречь её
—
защищатьживотных ,оказывать им помощь.
—
делать добро.
