X-PDF

Доклад к обобщению педагогического опыта :«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА»

Поделиться статьей

Департаментобразования, культуры и спорта

АдминистрацииПоронайского городского округа

Муниципальноебюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детскийсад № 2 «Кораблик» г. Поронайска»

 

 

 

                                                                                   

 

 

 

 

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИФОЛЬКЛОРА»

 

 

 

 

Автор опыта: КнязеваНаталья Анатольевна,

воспитатель МБДОУ № 2г. Поронайска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поронайск

2022

СОДЕРЖАНИЕ

 

Раздел 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ …………………………………………3-8

Раздел 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА…………….………………………………9-18

Раздел 3.РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА……………………………..……..19-20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………….21

РЕЦЕНЗИЯ……………………………………………………………………………………………..22-24

ПРИЛОЖЕНИЕ А. Система использования фольклора вобразовательном процессе…………………………………………………………………………….25

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Перспективный план по видам фольклора………………26-27

ПРИЛОЖЕНИЕ В. Диагностика речевых умений (О. С.Ушакова, Е. М. Струнина)……………………………………………………………………….28-30

ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Диагностика выявления уровня развитияречи ……………31

ПРИЛОЖЕНИЕ Д. ООД по развитию речи средствами фольклора…………32-39

ПРИЛОЖЕНИЕ Е. Конспект вечера загадок………………………..………..40-43

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж. Викторина «Путешествие по сказкам»………………….44-45

ПРИЛОЖЕНИЕ З. Консультация для родителей…………………………….46-48

ПРИЛОЖЕНИЕ И. Анкета для родителей….…………………………………….49

ПРИЛОЖЕНИЕ К. Фотоальбом……………………………………………….50-74

 

 

 

 

 

 

                                                  

 

 

                          РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

 

1.1. Сведения об авторе опыта

Ф.И.О. Князева Наталья Анатольевна

Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 2 «Кораблик» г. Поронайска»

Педагогический стаж:27лет, стаж работы в данной должности (воспитатель) –7 лет.

Специальность: Преподавание в начальных классах общеобразовательнойшколы;  дошкольное образование.

Квалификация: Учитель начальных классов, организатор внеклассной работы;воспитатель детей дошкольного возраста.

Контактный телефон: рабочий: 8(42431)5-53-36; сот.89241982737.

1.2. Тема опыта: «Развитие речи детей дошкольного возраста средствамифольклора».

1.3.         Условие возникновения и становления опыта

Одним из условий возникновения и становления опыта работы сталсобственный интерес к обозначенной теме, обусловленный тем, что в последниегоды в России отмечаются неблагоприятные сдвиги в речевом общении не только взрослыхлюдей, но и детей. Возникла необходимость поиска новых методов, приемов,технологий для решения данной проблемы.

Опыт работы формировался в течение трех лет, во второй младшей, средней истаршей группе МБДОУ № 2 «Кораблик» г. Поронайска.

1.4. Актуальность опыта

Каждый год в детский сад приходят разные дети: сообразительные, смышленыеи не очень, контактные и замкнутые… Но все же больше детей приходят спроблемами в речевом развитии. А ведь наше общество как никогда нуждается вактивных, творческих людях, умеющих налаживать коммуникации, умеющих отстаиватьсвою точку зрения и т.д.

Почему наши дети плохо говорят?Может потому, что мы разучились с ними разговаривать. Культура речи детейнапрямую зависит от культуры и содержания речи взрослых – родителей ипедагогов! Жаль, что не все и не всегда могут обеспечить малышам необходимыйуровень общения.

Как помочь детям? Ведь на этапезавершения дошкольного образования ребенок должен достаточно хорошо владетьустной речью, уметь выражать свои мысли и желания, уметь использовать речь длявыражения своих чувств, построения речевого высказывания в ситуации общения,уметь выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Работая с детьми по ФГОСдошкольного образования, мы старались внедрять современные методы и приемыработы по развитию речи дошкольников и достигали неплохих результатов.

Но на этом положительном фоне яркопроступало главное, и, к сожалению, негативное – уровень развития речи детейбыл ниже желаемого уровня, а главное – неэмоциональная, маловыразительная речь.

Таким образом, возникает противоречиемежду необходимостью активного поиска современных эффективных методов иприемов развития речи ребёнка, и отсутствием системы в их применении. Поиск эффективных средств развития речидошкольников – представляет актуальную проблему, требующуютеоретического, практического решения и разработку системы мероприятий по ихиспользованию. 

В связи с этим и представляетособый интерес изучение влияния народного фольклора на развитие речи дошкольникаи его активное внедрение в практику работы.

Почему именно народный фольклор?На наш взгляд, использование в работе с детьми фольклорных жанров создастуникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения,накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.Фольклорные произведения – это удивительное ожидание радости, ожидание добра …справедливо замечает Л.Н. Павлова. В них заложена мудрость, проявляющаяся вумении несложными средствами решать сложные задачи.

Знакомство с ними обогатит речь,активизирует познавательное и умственное развитие, расширит словарь детей, и,конечно, сыграет неоценимую роль во всестороннем развитии ребенка.

Особенно актуально использованиефольклора в работе с детьми в 2022 году, в Год культурного наследия народовРоссии (Указ № 745 от 30.12.2021). Согласно документу, Год культурного наследиянародов России проводится в целях популяризации народного искусства,сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурногомногообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностейРФ.

Новизна опытасостоит в первую очередь, в самомподходе к проблеме, в том,что раскрыта характеристика влияния народного фольклора на развитие речи детей,в создании системы комплексного использованиярусского народного фольклора в образовательном процессе.

1.5.Теоретическое обоснованиеопыта

Научность данного опыта работы состоит втом, что он разработан с учетом требований педагогики, дидактики, психологии.Большое влияние на формирование опыта оказало знакомство с трудамиотечественных и зарубежных педагогов: К. Д.Ушинский, А. П. Усова, Е. И. Тихеева, Е. Н. Водовозова, О. С. Ушакова. В основусовременных методик легли исследования отечественных ученых Д. Б. Эльконина, А.В. Запорожца, Н. С. Рождественского, Ю. К. Бабанского, Л. П. Федоренко идругих.

Чтобысловом воздействовать на душу ребенка, заставить его внимательно слушать, нужнознать секреты выразительной речи и свободно использовать возможности родногоязыка, нельзя говорить с детьми серым, бесцветным языком, нельзя подменятьживую речь официальным, канцелярским языком. Мы  начали подбирать литературу посвоей теме. Нами было найдено и перечитано много статей, очерков, программ,методических пособий, книг по психологии и педагогике для детей раннеговозраста и т.д.

Психологии педагоги (А. М. Фонарев, С.Л. Новоселова, А. Н. Леонтьев, Н. М. Аксарина, В.В. Гербова, Л.Н. Павлова) отмечают, что знание законов развития эмоциональной итехнической жизни ребенка позволяет грамотно строить свое взаимодействие смалышом. Интересно и исследование Л. Н. Павловой, где в частности, показаныроль и место фольклора в современной педагогике раннего детства. Отмечается,что фольклор – действенный метод  гуманизации  воспитания с первых летжизни ребенка, т.к. содержит множество ступеней педагогического воздействия надетей с учетом их возрастных возможностей. Особенно нам хотелось быостановиться на некоторых методических пособиях, которые очень помогли в работепо данной теме.

ПрограммаО. Л. Князевой и М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народнойкультуры» побудила нас к мысли использовать самобытную русскую культуру, устноенародное творчество для обучения детей правильной яркой речи. Эта программаопределяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей,основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры, также освещаетприемы и способы деятельности педагогов. При отборе фольклорного материалапедагог должен максимально учитывать возрастные возможности детей. Этапрограмма содержит тематический годовой план работы, некоторые занятия мыиспользовали в своей практике.

Восприятиеречи окружающих взрослых всегда опережает собственную речь детей. К. Д.Ушинский писал:«Дитя усваивает язык подражанием». Действительно, роль имитациив усвоении языка значительная, но это не слепое подражание, оно касается лишьформы, а содержание речи вытекает из жизненного опыта ребенка, егопотребностей, из игровой, познавательной, бытовой и трудовой деятельности.

    По мнению В. А. Сухомлинского, «фольклор, игра фантазии – животворный источникдетского мышления. Через устное народное творчество в сознание детей входитслово с его тончайшими оттенками; оно становится средством выражения мыслей ичувств. Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочными образами, ребенок учитсямыслить словами. Без фольклора невозможно представить детского мышления идетской речи. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет,упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную однообразную ималоприятную. Без яркости и красочности речь бледнеет, тускнеет.

Изучивтеоретический материал по данному вопросу, мы сделали вывод о том, чтонеобходимо углубить знания и более тщательно изучить современные технологииформирования речи дошкольников, т.к. в настоящее время, в связи с пересмотромприоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании, преобладаютименно развивающие, игровые, исследовательские, индивидуализированныетехнологии.

Увлекательныесовместные мероприятия способствуют эмоциональному развитию дошкольников,формированию их самостоятельности, уверенности в себе доброжелательномуотношению к людям.

Анализируяпрочитанную литературу можно сделать вывод, что по мнению ученых-педагогов детидошкольного возраста обладают особой благодатной восприимчивостью, т.к. уребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение,развивается речь, возникает способность воспринимать мир и действовать попредставлению. Появление некоторых знаний о предметах и явлениях являетсяважным этапом в ознакомлении детей с окружающим миром через народныепроизведения.

Использованиеразнообразных методик позволило нам создать определенную заинтересованность детей, а также активизировать их эмоциональноесостояние, уровень развития речи, проследить динамику изменения уровня речевого развития впроцессе работы, сформировать у детей интерес к детскому фольклору.

Ведущаяпедагогическая идея опыта – это целенаправленное развитие речевых способностей ребенка, путемпостроения образовательного процесса на основе использования русского народногофольклора

 В условиях демократизации игуманизации образования реализация данной идеи возможна при соблюдении рядаосновополагающих дидактических принципов.

 

                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

 

Изучивтеоретический материал по данному вопросу, мы сделали вывод о том, чтонеобходимо углубить знания о видах народного фольклора, истории возникновениякаждого вида и изучить современные технологии развития речи детей, т.к. внастоящее время, в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения, вдошкольном образовании преобладают игровые методы, методы деятельностногоподхода. Необходимо было собрать все в единую систему.

Для решения этой проблемы былапоставлена цель: повысить уровень развития речи дошкольников посредствомвнедрения в повседневную жизнь воспитанников русского народного фольклора.

Задачи:

1. Изучить и проанализироватьпсихолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме.

2. Создатьнеобходимые педагогические условия для внедрения фольклора в повседневную жизньдошкольников.

3. Развить устойчивый интерес кустному народному творчеству.

4. Обогащать активный словарьдетей, развивать речевое творчество, звуковую и интонационную культуру речи.

5. Стимулировать желание искатьвыразительные средства для построения общения со сверстниками и взрослыми,воспитывать гуманные чувства, эмоционально-ценностноеотношение к устному народному творчеству.

Постановкацели и определение задач работы позволили нам приступить к теоретическомуосмыслению вопроса и его практическому решению.

    Гипотеза: есливключать фольклорные жанры во все виды образовательной деятельности, то этобудет способствовать формированию речевого развития, повышению словарногозапаса, грамматического строя речи, звуковой культуре речи у детей дошкольноговозраста.

Длительность работы по данной темесоставила три года. Проект состоял из трех этапов:

1.Подготовительный этап.

2. Основнойэтап.

3.Заключительный этап.

1 этапом нашей работыбыло преобразование предметно-развивающей среды, создающей ребёнку свободувыбора и обеспечивающей успех в реализации поставленных задач и диагностика вовторой младшей группе по уровню сформированности речевого развития средствамифольклора (О. Ушаковой, Е. Струниной), которая показала, что речь детей плохо развита.Диагностика дала следующие результаты: Высокийуровень – 5%, средний уровень – 55%, низкий – 40%.

Сцелью обогащения речи детей наметили следующие направления работы:

1).Разучивание с детьми потешек, чистоговорок, скороговорок, песенок с цельюприобщения к устному народному творчеству.

2).Использование беседы после прочтения сказок, загадывание загадок, обыгрываниепотешек, драматизация сказок, обыгрывание игровых ситуаций.

 Развивающую среду похудожественно-речевой деятельности мы разделили на следующие микроблоки. Дляразвития познавательной активности и поддержания интереса к книгам былосоздано:

1. «Книжный уголок», где имеется   разнообразная подборка русских народныхсказок, загадок, пословиц, закличек, песенок. Книжныйуголок художественно оформлялся картинками с изображением известныхдетям литературных персонажей: герои сказок (Василиса Премудрая, Колобок). Мыпридумали хозяина уголка —  который следил за книгами и всегда рад был ребятам– это Кот Ученый. Материал в уголке подбирали как разнообразным по содержанию,так и по определённой теме.

2. «Книжкина мастерская», где мы сдетьми ремонтировали книжки, создавали самодельные – по потешкам, закличкам,русским народным песенкам и т.п. Работа в ней требует соблюдения правилповедения, поэтому совместно с детьми мы их выработали. Вот некоторые из них:

— бери только нужные для работыматериалы;

— не шуми; убирай своё рабочееместо;

— умей вовремя закончить работу;

— соблюдай правила безопасности.

3. «Игротека» – здесь преобладаетигровая деятельность, дидактические игры. У детей идёт уточнение, накоплениесловаря, умение использовать новый речевой материал в игровой деятельности.

4. «Уголок моделирования» – это«чтение», составление моделей и др.

Результатом педагогическойдеятельности на данном этапе стала положительная динамика развития интересадетей к фольклору в частности, и к книгам вообще. С организациейпредметно-развивающей среды дети стали отдавать предпочтение данному видудеятельности.

На 2 этапе была разработана иапробирована система использования фольклора в образовательном процессе.

Длясистематизации работы мы классифицировали фольклор по возможным способамприменения:

·                  во время организации ООД попознавательному развитию – закрепляли знания о людях, их нравственныхкачествах, гендерных отличиях, социальных и профессиональных ролях, правилахвзаимоотношений взрослых и детей, семье, предметах быта – все это через русскийнародный фольклор –  отгадывали загадки, читали и разучивали потешки, песенки,дразнилки, смешилки и др.;

·                  во время ООД экологического направления –учили заклички, вспоминали народные приметы;

·                  при чтении художественной литературы –читали сказки, небылицы, поговорки и пословицы; на занятиях по развитию речи – проговаривалипотешки, пели песенки, проводили пальчиковую гимнастику.

При использовании фольклора, ребёнок не только овладеваетречью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова.

Для поддержания и дальнейшегоразвития интереса детей к русскому народному фольклору была разработана системапознавательных заданий, создан любимый герой – Дуняша, использованыразнообразные методы и приемы работы с фольклором, формы организации детскихвидов деятельности с применением фольклора: во время режимных моментов, игр,занятий, на прогулке, в театрализованной деятельности, досугах и развлечениях;использованы сюрпризные моменты и проблемные ситуации.

В нашей работе важным был не только подбор художественныхпроизведений для различных видов работ, но и выбор методов и приемов работы спроизведениями устного народного творчества как традиционных, так иинновационных. Методы и приемы,обеспечивающие деятельностный подход в обучении дошкольников наиболееэффективны, но мы работали и с традиционными методами, которые прошли проверку временем и широкоприменяются:

1. Наглядные: наблюдения, иллюстрации, просмотр презентаций и др.

2.Словесные: беседы, чтение фольклорныхматериалов, рассказы детей,воспитателя.                   

3. Практические методы:

Инновационныеметоды:

 — использование элементов ТРИЗ и РТВ;

— метод игрового проблемного обучениязаключается в проигрывании с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируютпознавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решенийпроблемы, заключенной в фольклорном произведении;

— применение компьютерных и мультимедийных средств обучения.

Чтобы содержание фольклорных произведенийпривлекало ребенка, стимулировало его речевую активность использовали различныеприемы: мнемотехника, приеммоделирования, проблемные ситуации, «Короб с чудесами», совместное начинание идр.

Важным является комплексноеиспользование вышеназванных методов и приемов.

Основываясь на анализе системыработы в детском саду, условий и подходов к чтению художественной литературы,как средству развития речи детей, мы спроектировали  свою последующую работу  втрех основных формах:

1. ООД

2.Совместная деятельностьвзрослого и детей, а также ребенка со сверстником в режимных моментах. Всовместной деятельности закрепляются полученные ранее знания и представления.

3.Самостоятельная деятельностьдетей. В процессе самостоятельной деятельности дети учились способампознавательной деятельности. Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? Ачто будет, если?

Формыорганизации образовательной деятельности применяли самые разнообразные.Например, тематические недели: «День матери», «Я и моя семья», «Весна пришла»;проектнаядеятельность: «Что нам осень принесла», «Детская энциклопедия здоровья»,исследовательский проект: «Язык-друг или враг?».

В работе с пословицами ипоговорками мы использовали такие методы и приемы как:

1. Разбор пословицы или поговорки,подводя детей к значению и смыслу пословицы. При этом дети проявляли большойинтерес к обсуждению.

2. Широко использовалидидактические игры по пословицам: словесные – «Кто больше назовет пословиц отруде, о гостеприимстве», с дидактическим материалом – «Собери пословицу»,настольно-печатные игры – «Сложи пословицу», «Изобразипословицу схематично», «Инсценировкапословиц».

Задание: показать мимикой ижестами то, как они понимают пословицы.

Например: Слышали звон, да неузнали, где он. Задрал нос, что кочергой не достанешь.

Начну пословицу, а вы должны еезакончить.

1. Без труда – … (не вытащишь ирыбку из пруда).

2. Хочешь есть калачи – … (несиди на печи).

3.Поработал до поту – …  (поел вохоту).

4.Хочется есть – … (да нехочется лезть).

5. Поспешишь — … (людейнасмешишь).

Пословицыучат размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, бытьвнимательнее и терпимее друг к другу.

3.Разгадывания и составление загадок. При работе с загадкой использовались такиеформы:

-нарисуй отгадку;

-придумай свою загадку;

-Игра«Подбери отгадку».

Мы загадываем загадку, а вы даётеответ, подбирая правильный рисунок на слайде (по очереди команды отгадывают):

·       Махнула птица крылом,

Закрыла весь свет одним пером (ночь)

·       Цветное коромысло

Над рекой повисло (радуга)

·       Красная девица сидит в темнице,

А коса на улице (морковь)

Использованиезагадок является очень эффективной формой в работе по речевому развитию детей. Ценность их заключается в том, что они знакомят срадостью «мышления», направляют внимание на предмет и явления, побуждаютвникать глубже в смысл словесных обозначений и признаков. Они не толькопозволяют решить проблемы речевого развития детей, но и, самое главное,доставляют ребенку радость.

  3.Чтениеи пересказ сказок. Например: А знаете ли вы их? Назовите сказку, с которойсвязаны эти картинки? «Соедини несоединимое».

-Дорога, сметана, окно.(«Колобок»).

-Коса, заяц, избушка. («Заюшкинаизбушка»).

-Печка, яблоня, гуси. («Гуси-лебеди»).Ответить на такие вопросы:

-Какую песенку пел Колобок?

— Что спрашивали звери в сказке“Теремок” прежде чем войти туда?

У некоторых сказочных героев двойные имена.

Я назову вам первую часть имени, авы догадайтесь о каком сказочном

героеидет речь?

Василиса — …(Премудрая), Братец -…(Иванушка),

Сестрица — …(Аленушка), Кощей  -…(Бессмертный),

Иван — … (Царевич), Елена-…(Прекрасная).

Ксказке «Репка», подбирали пословицу, например: Один за всех и все за одного,которая характеризует чувство коллективизма, взаимную помощь. Использовали инсценирование сказок, что помогало добиватьсяпредельного понимания содержания и развития речи. Данный вид работыпозволяет любому ребёнку почувствовать свою успешность, приобщает его кбогатствам русского языка, формирует связную речь на лучших образцахлитературного языка.

4. Впознавательную организованную образовательную деятельность мы включали игры,упражнения, элементы экспериментирования со словом; организовывали конкурсы исоревнования «Кто лучше сделает?», «Кто быстрее додумается?». Чтобы новые,довольно трудные слова прочно вошли в лексикон детей, использовали различныеметодические и игровые приемы: «Доскажи словечко», «Словесное лото», или «Комучто?».

5.Одной из эффективных форм работы с детьми познакомству с устным народным творчеством являлись народные досуги и развлечения«В гости к бабушке», «Поиграем с ложкой», «Здравствуй, Масленица». Дети не только знакомились с русскиминародными играми, но и проявляли познавательный интерес к старинным предметам итрадициям русского народа.

Малые жанры фольклора использовалина прогулках, при наблюдениях за живыми объектами, природными явлениями, что приноситположительные образовательные результаты в развитии словаря ребенка, помогаетустановить контакт и положительные эмоции;

во время проведения режимныхмоментов: укладывание спать, кормление, умывание, одевание, в процессесамостоятельной и совместной деятельности детей.Например, заучиваниепотешки с демонстрацией картинкипо содержанию потешки:

— шёпотом,

— в полголоса с хлопками,

— в полный голос с приплясыванием,

— расскажите, потешку наизусть. (Молодцы!)

Потешки помогают при подготовке косну, во время одевания на прогулку, во время умывания и в процессе игровойдеятельности.

Предлагаю вам, ребята поиграть.

Учим умываться, создавая у детейположительные эмоции:

— Мыло будет пениться,грязь куда-то денется!

— Буль-буль-буль журчитводица, все ребята любят мыться!

С помощью потешек также изучаемчасти тела:

— Ротик мой умеет кушать, нос дышать, а ушки слушать,

глазоньки моргать-моргать,ручки – все хватать-хватать.

Ребята в свободной игровойдеятельности с удовольствием обыгрывали знакомые сказки, потешки, при этомиспользовали куклы БиБаБо, пальчиковый, теневой, настольный театр, играли врусские народные игры, самостоятельно организовывали народныеигры-забавы с помощью считалок.

Хочетсяотметить следующие позитивные моменты: использование малых фольклорных жанровповышают у детей настроение, восприятие доброго мира, радости. Очень большое значение имеютпотешки для воспитания у малышей дру­желюбия, доброжелательности, чувства сопереживания.Фольклорные произведения учат детей понимать“доброе” и “злое”, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлятьзаботу, великодушие. Небылицы веселят ребят, развивают их фантазию. А также дети намного легче и с большим удовольствиемусваивают все навыки самообслуживания и гигиены. Через сказки, потешки, песенкиу малышей складываются более глубокие представления о плодотворном трудечеловека.

Планирование самостоятельной деятельности детей предполагает впервую очередь создание условий, которые способствуют этой самостоятельнойдеятельности. Для этой цели в группах организованы указанные выше уголки ссоответствующим оснащением, что позволяет оказывать огромное влияние нахудожественно-речевую активность детей.

Для организации самостоятельнойдетской деятельности были разработаны: пиктограммы, игры-головоломки, ребусы, кроссворды. Дети знакомились состаринными предметами, и их названиями: ковш, чаша, поставец, бочонок,деревянные ложки, тарелки, кружки и т.д. Работа по развитию речи детей,логического мышления, внимания, памяти, сообразительности сиспользованием ребусов, кроссвордов, головоломок – интересная, творческаяи продуктивная. Такая форма обучения приносит большую радость и взрослым, идетям. Дети на глазах становятся более уверенными в себе, у большинствапоявляется интерес к самостоятельному речевому творчеству,нестандартное мышление и взгляды на обычные явления и предметы.

Наша работа не была бы стольрезультативной без помощи взрослых. С целью выявления отношения родителей кданной теме мы провели анкетирование. Качественный анализ полученных ответовпоказал, что родители положительно относятся к использованию устного народноготворчества в развитии речи детей, но недопонимают его значимость в развитииребенка и подготовке к школе. Родители отмечализанятость на работе, и нехватку времени на общение с детьми.

Для начала, был составленперспективный план работы с родителями. Формы и методы работы использовалисамые разнообразные. Силами родителей мы оформилиспециальный уголок, где поместили необходимый материал, т.е. красочные книжкисо сказками, потешками, загадками, сшили в «Уголок ряжения» сарафаны, костюмы.

На основе изучения материала былиподготовлены и проведены консультации для родителей, отражающие актуальные вопросыразвития речи ребенка в ДОУ и семье: «О роли родителей вразвитии речи ребёнка», «Влияниемалых форм фольклора на развитие речи детей», «О загадках», беседы, круглые столы: «Фольклор в игре ребенка». Были организованы совместные мероприятия с детьми и родителями:праздники, викторины: «По страницам фольклора», открытые мероприятия и досуги.

                    

РАЗДЕЛ 3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

 

Заключительная диагностика показалаположительную динамику уровня речевого развития дошкольниковв старшей группе:

Высокий уровень – 30%, средний уровень – 65%, низкий –5%.

— у детей повысился интерес к устному народному творчеству; они используют всвоей речи пословицы, поговорки, самостоятельно организуют игры-забавы спомощью считалок; придумывают загадки; инсценируют сказки.

-повысилась выразительностьречи детей: использование художественных оборотов; образность речи. Дети стали передавать в речи нетолько свои знания, но и чувства, отношения. Выразительность и эмоциональностьпроявляется, прежде всего, в интонации, в подчёркивании слов, в паузах, мимикеи жестах, выражении глаз, в смене силы и темпа голоса.

— у родителей и педагогов также замечен повышенный интерес к использованиюфольклора в речевом развитии детей. С удовольствием разучивают с детьми иподбирают пословицы и поговорки, объясняют их смысл.

   Исходя из анализа результатов работы, мы пришли к выводу, что уровень речевогоразвития детей дошкольного возраста повышается при организации специальногообучения родной речи средствами фольклора. 

Фольклорныежанры позволяют наиболее полно развивать связную речь детей, расширяютсловарный запас детей, активизируют их познавательное и умственное развитие,развивают звукопроизношение, детям интересны обороты и выражения народной речи.

Такимобразом, гипотеза нашего инновационного проекта подтвердилась.

С целью распространения опытапедагогической деятельности проводились мастер-классы: на районной научно-практической конференциии РМО для педагогов: «Фольклор – каксредство развитие речи у детей дошкольного возраста», (диплом победителя). На педсовете ДОУ был проведен отчет по темесамообразования: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей3-4 летОбобщение педагогического опыта работы на  Всероссийском уровне (Инфоурок) по теме: «Фольклор как средство развития речи дошкольников». Участвовала на областнойнаучно-практической конференцииVII Сахалинские Рождественские чтения:Нравственные ценности и будущее человечества по теме: «Фольклор как средстводуховно-нравственного воспитания дошкольников», имею публикацию доклада насайте ИРОСО.В рамках областных курсов повышения квалификации по программе«Организационно-методическое обеспечение ФГОС ДО» мастер-класс по теме:«Фольклор как средство развитие речи у детей дошкольного возраста».

Имею  публикацию в печатномсборнике Инфоурок (УДК, ББК, ISBN) по теме: методическая работа «Фольклор как средство развития речи дошкольников». Выступление на заседании педагогического совета потеме: «Формирование связной речи и культуры речевого общения у дошкольников».Открытые ООД по развитию речи по теме: «В гости к хозяюшке в русскую избу»,«История возникновения письменности», показ ООД для молодых специалистов. Обобщение педагогического опыта работы наПедагогическом совете МБДОУ «Детский сад №2 Кораблик» на тему: «Развитие речи дошкольников средствамифольклора». Участие в профессиональном конкурсе МБДОУ «Детский сад №2 Кораблик» на лучшую методическуюразработку по развитию речи (диплом IIстепени).

   Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его на жанры позволяетв определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развиватьпатриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоениеморально-нравственных норм поведения в обществе.

   Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на егофантазии.

Список используемой литературы

 

 1. Гербова, В. Развитие речи вдетском саду. 5-6лет.Старшая группа / В. Гербова. – Москва : Мозаика-Синтез,2015. — 144 c. – Текст: непосредственный.

2.  Рыбникова, М. А. Загадка, еежизнь и природа /Русское народное  поэтическое творчество. Хрестоматия пофольклористике / М. А. Рыбникова;  составитель Ю. Г. Круглов;  – Москва :Высшая школа, 1986. –215с. – Текст: непосредственный.

3. Ушакова, О.С. Ознакомлениедошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, метод. реком.,мониторинг / О.С. Ушакова. — Москва: ТЦ Сфера, 2015. — 288 c. – Текст:непосредственный.

Сериальные ресурсы

Журналы

1. Романенко, Л. Устное народноетворчество в развитии речевой активности детей /  Дошкольное воспитание. : -1990.- №7. — С. 15 — 18. – Текст: непосредственный.

2.  Сергеева,  Д. А. Как речь – тоговорит, словно реченька журчит… (малые фольклорные жанры в трудовой деятельностидошкольников) / Дошкольное  воспитание. — 1994. — №9. — С. 17 — 23. – Текст:непосредственный.

Сайты в сети«Интернет»

1.«Международный образовательный портал   МААМ». – Волгоград. —   admin@maam.ru (датаобращения: 12.02.2020). —  Режим доступа:  для зарегистрирован. пользователей.– Текст: электронный.

2. «ИНФОУРОК», ведущий образовательный портал России. –Смоленск. —  http://infourok.ru. (датаобращения: 01.02.2020). —  Режим доступа:  для зарегистрирован. пользователей.– Текст: электронный.

 

 

Рецензияна материалы педагогического опыта

КНЯЗЕВОЙНАТАЛЬИ АНАТОЛЬЕВНЫ

воспитателяМБДОУ «Детский сад № 2 «Кораблик» г. Поронайска»

натему: «Развитие речи детей дошкольного возрастасредствами фольклора»

 

Педагогическийопыт на тему: «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами фольклора»,автор Князева Н.А., представлен воспитателем на педагогическом совете МБДОУ от05 июня 2020 года № 5. Наталья Анатольевна работала над темой «Развитие речидетей дошкольного возраста средствами фольклора» с 2017 года.

Авторпредставляет трехлетний опыт работы по развитию речи детей дошкольного возрастасредствами фольклора.

Даннаятема актуальна на современном этапе, освещает важные вопросы развития речидошкольников посредством фольклора.

Главнаяаудитория, к которой обращена работа педагога – воспитатели дошкольныхобразовательных организаций, но может использоваться учителями-логопедами иродителями в эффективном достижении целей развития речи дошкольников.

В начале работы авторраскрывает понятия «Коммуникативная компетентность», «Мотивационно-личностныйкомпонент», «Когнитивный компонент», «Поведенческий компонент»,«Коммуникативные знания», «Коммуникативные умения», «Коммуникативныеспособности», излагает содержательную сторону коммуникативной компетентности иразвития речи дошкольников, особенности формирования коммуникативнойкомпетентности в дошкольном возрасте.

Теоретическое изложениеподкрепляется интересными высказываниями ученых в рамках данной проблемы.Заслуживает одобрения и описание фольклора разных видов, где рассматриваютсяособенности каждого вида и специфика их использования в работе с детьми. Автортщательно подошел к анализу различных источников по вопросу устного народноготворчества на развитие речи ребенка дошкольного возраста. Обобщил и доступноизложил основную научно-методическую информацию.

Несомненныйинтерес представляет и практическая часть работы, где Князева Н.А. доказываетвыдвинутую гипотезу, подтверждая собственным опытом необходимостьцеленаправленной системной работы с дошкольниками по развитию речи икоммуникативных компетентностей средствами фольклора.

Основупрактической работы представляет диагностика на предмет развития речидошкольников старшего возраста, SWOT-анализобразовательной среды Учреждения для реализации социально-коммуникативногоразвития детей и инновационная работа по организации и проведению разных формобразовательной деятельности в рамках плана-программы педагога.

Полученныеопытным путем результаты анализируются автором, делаются выводы и даютсярекомендации педагогам и родителям по организации дальнейшей работы в данномнаправлении.

Новизна опыта состоитв первую очередь, в самом подходе к проблеме, втом, что раскрыта характеристика влияния народного фольклора на развитие речидетей, в создании системы комплексного использованиярусского народного фольклора в образовательном процессе. Уровень новизны –творческий.

Приложенияк опыту работы включают в себя практический материал, который используетсяпедагогами МБДОУ и получает положительные отзывы: перспективные планы,конспекты НОД, режимных моментов и досугов, творческие задания по сказкам идругим видам фольклора, развивающие игры с использованием фольклора.

Следуетотметить высокое качество обобщения педагогического опыта, что соответствуеткритериям. Данный опыт вызывает интерес у коллег, и при соблюдении определенныхавтором педагогических условий может функционировать в любом ДОУ, что отмеченочленами педагогического коллектива МБДОУ.

Свойопыт работы педагог представляла на муниципальной научно-практическойконференции «развитие профессиональной компетентности педагога в процессевведения ФГОС» — 2017 год, победитель; на заседании Сетевого узла, на областнойнаучно-практической Конференции VIIСахалинские Рождественские образовательные чтения: «Нравственные ценности ибудущее человечества».

Опубликоваламетодическую разработку «Фольклор как средство развития речи детей дошкольноговозраста» на сайте «infourok.ru»,в мае 2017 года обобщила опыт работы на Всероссийском уровне, который прошелредакционную экспертизу и доступен для всеобщего ознакомления на страницахобразовательного СМИ «Проект инфоурок».

Считаемцелесообразным внесение данного опыта работы в институционный, муниципальный ирегиональный банк данных педагогического опыта.

 

 

 

 

23сентября 2022 года

 

Автор рецензии: методист_______________ Г.В. Полежаева

 

 

Приложение А

 

 

Приложение Б

Перспективный план работы с детьми старшего  дошкольного возраста

по всем видам фольклора

 

месяц

Виды деятельности

сентябрь

1.Что такое фольклор?  (выставка иллюстрированного материала: «Волшебный мир»)

2.Игры по развитию диалогической речи

3 .Игра – драматизация «Репка»

4.Самостоятельная игровая деятельность (настольный театр)

октябрь

1.Волшебники русского фольклора: обыгрывание потешек, загадок

2.Беседа русские народные сказки.

3. Развлечения для детей: «Небылицы в лицах»

4. Самостоятельная игровая  деятельность (театр на фланелеграфе)

ноябрь

1. Викторины по сказкам.

2. Сказкотерапия.

3. Анализ языка загадок.

4. Кукольный театр «Козлята и волк».

5. Самостоятельная игровая  деятельность (пальчиковый театр).

декабрь

1. Импровизация на детских музыкальных инструментах 

2. Театр кукол из ладошки (кукольный вязаный театр)  «Теремок».

3. Фольклорный праздник «Русские народные посиделки».

4. Самостоятельная игровая  деятельность (куклы би-ба-бо)

январь

1. НОД «Знакомство с русской народной куклой».

2. Кукольные спектакли для детей.

3. Показ детьми сказки «Гуси-лебеди».

4. Этюды на выразительность жеста, мимики, правильного произношения:

— «Ножки, ножки, где вы были?…» (русская народная песня).

— «На двери висит замок» (русская народная потешка).

— «Кот на печку пошел…» (русская народная прибаутка).

 5. Самостоятельная игровая  деятельность (теневой театр)

февраль

1. НОД «Путешествие в страну сказок»

2. Пластические этюды.

3. «Заюшкина избушка». Моделирование сказки, разыгрывание.

4. Самостоятельная игровая  деятельность (игра-драматизация)

март

1. Этюды на выражение основных эмоций:

— «Как у нашего-то Вани» (русская народная прибаутка).

— «У пчелки хвори» (русская народная прибаутка).

— «Мы шагаем по сугробам» (русская народная потешка).

— «Мышка, мышка, что не спишь» (русская народная шутка).

— «Гости» (русская народная игра).

— «Ах, не плачь, не плачь» (русская народная шутка).

2. Сказкотерапия.

3. Показ детьми сказки «Колобок»

4. Самостоятельная игровая  деятельность (кукольный театр)

апрель

1. Пластические этюды.

2. Показ кукольного спектакля «Лиса-лапотница».

(рисование обстановки и условий, в которых действовали герои литературного произведения).

3. Показ детьми сказки «Теремок».

4. Самостоятельная игровая деятельность (с.-р. игра «Сказка»).

май

1. Тематический вечер развлечений «Порадуем своих родных».

2. Звукоподражание по скороговоркам.

3. Сказкотерапия.

4. Самостоятельная игровая  деятельность (концерт)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПриложениеВ

 

Диагностикаречевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых формфольклора

(на основедиагностики речевого развития О. Ушаковой, Е. Струниной)

 

1.Отгадай загадку:

Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами,

Песни распевает,

Время считает. (Петух)

Почему ты считаешь,что это петух?

Какие еще ты знаешьзагадки?

2.О чем говорится впословице Волков бояться, в лес не ходить?

Что означает словолес? как ты его понимаешь? Какие ты знаешь

пословицы и поговоркио труде? О дружбе?

3.Подбери пословицублизкую по смыслу Любопытному на днях прищемили нос в дверях. Каксказать по другому?

Составь своепредложение со словом нос.

4.О чем говорится впословице Май – холодный, год — хлеборобный.

Составь своепредложение со словом холодный.

5.О чем говорится впословице Волка бояться и от белки бежать.

Составь своепредложение со словом бежать.

6.Повтори за мнойПроворонила ворона вороненка. Какие звуки здесь

встречаются чащевсего?

Какие ты еще знаешьскороговорки?

7.Закончи пословицу:

Человек от лениболеет, а от труда …(здоровеет).

Февраль мостыстроит, а март их …(портит).

Труд человекакормит, а что портит? (лень).

8.Послушай потешку:

Ай, дуду, дуду, дуду!

Потерял мужик дугу.

Шарил, шарил – ненашел,

Сам заплакал и пошел.

И домой он не шел, а …. Как сказать по другому? Настроение у него

было … . А если бы оннашел дугу, то домой бы не шел, а … .

И настроение у негобыло бы … .

Какие ты знаешь ещепотешки?

9.Послушайстихотворение:

Чики – чики –чикалочки,

Едет мужик на палочке,

Жена на тележке –

Щелкает орешки.

Можно ли так сказать?Как сказать правильно?

Какие ты знаешь небылицы.

10.Какие ты знаешьколыбельные песни?

11.Какие ты знаешьсчиталки?

12.Придумай небольшойрассказ по пословице Окончил дело, гуляй

Смело».

   Уровень речевых умений с использованием малых форм фольклора оценивался последующим критериям:

Высокий уровень.Ребенок составляет предложение из трех (или более) слов. Правильно подбираетсинонимы и антонимы в пословицах, в речевой ситуации подбирает по два – трислова разных частей речи (прилагательных и глаголов). Ребенок замечаетнеточности в небылице (Так не говорят, Неправильно).Правильно определяет значение слова по функции предмета (Лес – туда ходятза грибами, ягодами) или по родовому понятию (Лес – это место, гдерастет много деревьев, грибов, ягод, где много животных, птиц). Правильнопоясняет значение пословицы и может придумать рассказ. Умеет доказать отгадку.Кроме того, много знает пословиц, поговорок, считалок и т.д.

Средний уровень.Ребенок составляет предложение или словосочетание из двух слов. Правильноподбирает синонимы и антонимы по смыслу, но не в требуемой грамматическойформе. В речевой ситуации называет по одному слову. Дает свои варианты,исправляя неточности в небылице. Вместо определения значения слова даетописание предмета, рассказывает о чем-то конкретном (Я был в лесу,А я знаю где лес есть). Может дать объяснение значению пословицы,но не совсем точно. Составляет рассказ, используя отдельные слова из пословицы.Отгадывает правильно загадку, но в доказательстве использует не все признаки.Называет по одному – два примера на каждый предложенный жанр.

Низкий уровень.Ребенок не составляет предложение, а повторяет предъявляемое слово. Не можетподобрать синонимы, а, подбирая антонимы, использует частицу не(Человек от лени болеет, а от труда не болеет). В речевой ситуацииподбирает неточные по смыслу слова, либо также использует частицуне. Не замечает неточность в небылице. Ребенок не может определитьзначение слова и пословицы. Загадку отгадывает неверно и не доказывает отгадку.Составляет рассказ без учета задания. Практически не знает пословиц, загадок,считалок и т.д.

 

 

 

 

 

Приложение Г

 

Диагностикавыявления уровня развития речи дошкольников

(Ушакова О.С, Струнина Е.М.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Д

 

ООД по развитию речи во второй младшей группесредствами фольклора

Тема занятия: «В гости к хозяюшке в русскую избу».       

Цель: приобщение детей к истокам народной культуры.

Задачи:

Образовательные:

Продолжить знакомство сфольклорными произведениями (устным народным творчеством: потешки, прибаутки).

Развивающие:

Развивать любознательность; ЗКР,биологический слух, мелкую моторику рук, интонационную. выразительность;довести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русскойнародной культуры.

Воспитательные:

Воспитать любовь к родному языку,доброе отношение к братьям нашим меньшим, расширять представления о добре,правде, красоте; вызвать радость общения с образным языком произведения;окружить детей теплотой добрых чувств.

Оборудование и материалы для оод:

костюм для воспитателя в народномстиле, шапочки  котика для детей. мягкая  игрушка  котика, сундук, клубокниток, клубки ниток(для игры),ведерки(для игры),печка

группа оформлена в стиле русскойизбы

Приёмы и методы:

• Словесные: вопросы, рассказ педагога, потешки,индивидуальные и хоровые ответы детей, словарная работа. Напоминание,наблюдение, поощрение, повторение, заучивание наизусть, обобщение.

• Наглядные: элементы русской избы, утварь и предметыобихода, сундук, мягкая игрушка.

Игровые: сюрпризныемоменты, пальчиковая гимнастика, подвижная игра «Клубочки»

Ход непосредственнообразовательной деятельности:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята,  сегодня такой чудесный день.

Давайте поздороваемся со всеми!

С добрым утром, глазки! Выпроснулись? (дети вместе с воспитателем поглаживают веки глаз)

С добрым утром, ушки! Выпроснулись? (поглаживают ушки)

С добрым утром, ручки! Выпроснулись? (хлопаем в ладоши)

С добрым утром, ножки! Выпроснулись? (притопываем)

С добрым утром, солнце! (рукираскрываются навстречу солнцу)

С добрым утром, день! Мы проснулись!

Нам здороваться не лень!

Доброе утро всем!

Ребята, давайте поздороваемся снашими гостями и улыбнемся. Молодцы!

Ребята, посмотрите на меня, во чтоя одета?(это русский сарафан, рубашка, на голове кокошник)

Я сегодня хозяюшка русской избы, явас сегодня приглашаю в гости к себе в русскую избу.

Воспитатель: Дети, а  вы хотите отправиться в гости?(да)

А на чём можно ездить?

Ответы детей (на машине, на самолёте и т. д.)

Хотите поедем на лошадке?

Я поеду первая, а вы за мной.

Поехали! (руки вытянуты вперёд,правая рука сверху держит пальцы левой руки)

Воспитатель:

Еду, еду на лошадке,

На лошадке в красной шапке,

По ровной дорожке,

На одной ножке,

По кочкам, по кочкам.

Цок — цок-цок. Приехали(Артикуляционнаягимнастика)

Воспитатель:

Вот мы с вами приехали в гости, врусскую избу.

Для того чтобы попасть в избу,надо что сделать?

Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 965

Дети: постучаться.

Воспитатель: А стучаться будем по музыкальному, возьмитемузыкальные инструменты (лежат на лавочке)

Стучат на музыкальныхинструментах и здороваются с хозяйкой

 Воспитатель: Какие вы молодцы, ну вот двери нам открыты.

(положили музыкальные инструментына место)

Проходите, в избу я вас приглашаю.

Посмотрите как хорошо в избе,уютно, тепло.

-Что вы здесь видите?(ответыдетей)

Печка русская, на печке чугунок, лавочка, стол, а на столе стоит самовар, чашка и ложки,  на полу лежит половик.Добра всякого видимо невидимо.

Вам нравиться?(да)

2. Основная часть

Воспитатель:

Посмотрите ребята, что  это? (сундук).Что бы в нем могло быть?(ответы детей)

Наверное там какие-то секреты.

 Но мне не открыть его одной.

Давайте вместе откроем сундучок.Вы поможете мне?

Дети: да

 Пальчиковая гимнастика:

На сундуке висит замок. (Пальцырук сцеплены в замочек)

Кто его открыть бы мог?

Покрутили, постучали, потянули, иоткрыли!(повторяют 2-3 раза)

Воспитатель:

Наверное в сундуке какие-тосекреты спрятались

Что же там я погляжу, да ребяткампокажу (достаю клубок ниток)

Ребята отгадайте загадку.

Что за зверь со мной играет?

Нападает на клубки,

Прячет в лапках коготки.

Дети: котик.

Воспитатель:

Да, это котик, вот он сидит околопечки (включить –мяу-)

Дети, давайте рассмотрим котика.Что есть у котика?

Дети:(голова, ушки, усы на мордочке, пушистое туловище,лапки и длинный хвост).

— Какая у него шерстка?

Дети: (пушистая, мягкая).

-Какой хвост?

Дети: (пушистый, длинный)

Что любит кушать котик?(молоко,рыбу)

А как он говорит? (Детиотвечают хором)

Дети: мяу-мяу.

Воспитатель просит повторить иуточнить тех детей, кто плохо разговаривает, помогает с ответами.(покажи гдеглазки? хвостик? какая шубка?)

Скажи Максим какая шерстка укотика?( пушистая, мягкая)

Покажи Даниил, где у котикахвостик?

Молодцы ребята!

Дети рассаживаются настульчики.

Воспитатель:

Котик любит слушать потешки, дапесенки про себя.

Кто знает про котика стишок, потешку?(ответыдетей)

Вот послушайте  меня  внимательно(читаюпотешку)

Кот на печку пошёл,

Горшок каши нашёл.

На печи калачи,

Как огонь горячи.

Пряники пекутся

Коту в лапки не даются.

1).Работа над потешкой:

Воспитатель:

Про кого эта потешка? (прокота)

Куда пошел кот?(на печку)

Что он нашел? (горшок каши)

Поиграть с повторениемпальчиковой гимнастики

Кот на печку пошёл,

Горшок каши нашёл.

На печи какие калачи?(как огоньгорячи). Давайте повторим.

На печи калачи,

Как огонь горячи. Атеперь тихо скажем.

Почему пряники коту в лапки недаются?(пряники пекутся они горячие)

Пряники пекутся

Коту в лапки не даются.

Индивидуальная работа: Повтори Тарон, скажи Кристина. Молодцы!

Игра с котом «Поймайпряник»(1 ребеноккотик в шапочке)

2). Воспитатель читает второй раз

Повторим потешку, кто запомнил

(сначала расскажут девочки,потом мальчики)

А теперь хором расскажем.

3).Хоровое чтение потешки.(молодцы)

Воспитатель подносит игрушку куху:

-Детки, Котик сказал мне на ушко,что ему очень понравилось, как вы рассказывали про него потешку, он вам спасибо промурлыкал, послушайте (Записьмурлыканья)  мур – мур — мур  когда котик доволен, он всегда так мурлыкает.

Ребята, а котик  хочет с вами поиграть

(ставлю ведерки на пол испрашиваю какого они цвета)

3). Физкультмунутка: «Клубочки»

Воспитатель:

Котик ниточки мотал и в клубочкисобирал.

Вдруг корзиночка упала, всеклубочки растеряла!

Дети, вы должны собрать клубочки введерко такого же цвета.

 (Дети собирают клубочки введерко такого же цвета под музыку)

Проверим правильно ли вы собраликлубочки?

Какого цвета клубочек? Какойформы?

Воспитатель. Ну, вот и поиграли. Ребята, вам понравилось? (да).И котику понравилось.

 А котику надо  прощаться с вами,ему пора домой, к маме Кошке. Что мы скажем котику? «До свидания! » (детипрощаются с котиком)

Воспитатель: А в сундучке еще секреты спрятаны.

Давайте в сундучок я загляну.

Что же там я погляжу (читаю сама)

Ай, качи, качи, качи

Глянь –баранки, калачи!

Глянь –баранки, калачи!

С пылу, с жару из печи.

4).Рассматривание баранок икалачей.

Дети, а какой формы баранка?(круглой)

А калач?( круглой)

А чем они отличаются?(калачбольшой, а баранка маленькая)

А хотите маму угостить баранками икалачами? Давайте подойдем к столикам и нарисуем на тарелочках баранки икалачи.

5).Рисование в воздухебаранки и калача.

А теперь взяли кисточку макнули вгуашь, рисуем и проговариваем потешку вместе со мной.

6). Рисование бараночек икалачей на тарелочке, проговаривая потешку.

Молодцы! Когда пойдете домой угостите свою маму бараночками и калачами.

Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.

Едем на лошадке, я первая , а выза мной.

Все вместе читаем потешку:

Еду, еду на лошадке.

Цок-цок-цок. Приехали.

4). Подведение итогов  (рефлексия):

Воспитатель:

-Ребята вам понравилось в гостях?

-Что больше всего вам понравилось?

-Где прятались  секреты?

-О чем вы расскажите маме?

Воспитатель:

Дети вы сегодня молодцы, хорошоиграли с котиком, учили про него потешку и рассказывали ее. Я вас хвалю,умнички. А бараночками и калачиками вы угостите свою маму.

Давайте попрощаемся с гостямиребятки. До свидания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Е

 

Конспект вечера загадок во второй младшейгруппе

«Сказки Бабушки-Загадушки»

 

Цель: закрепление знаний сказок

Задачи:

формировать умение вести диалог, эмоционально иактивно отвечать на вопросы; активизировать мыслительную деятельность;

-развивать связную речь, память,мышление, воображение;

-воспитывать интерес к устномународному творчеству.

Ход развлечения:

Дети сидят на стульчикахполукругом

В группу входит Бабушка.

Бабушка: Здравствуйте, дети. Знаете, кто я? Я –Бабушка-Загадушка, люблю приходить в гости к ребятам в детский сад, играть сними и загадывать загадки. А вы любите разгадывать загадки?

Дети: Да

Бабушка: Я вам расскажу одну историю. Мой дом находитсяв волшебном лесу, там живут сказочные герои из сказок, но чтобы их увидетьнужно, отгадать загадку и он появится. Вы хотите отправиться погулять поволшебному лесу.

Дети: Да

Бабушка: Тогда отправляемся, а приведет нас вволшебный лес волшебный клубок, куда он покатится, туда мы и пойдем.

(Дети встают и идут за клубком кдомику и имитацией леса)

Бабушка: Вот мы с вами и в волшебном лесу. Вы готовыувидеть сказочного героя, тогда отгадайте загадку.

Его Маша обхитрила,

В короб с пирогами села,

Чтобы домой ее отнес он,

А потом вернулся в лес.

Дети: Медведь из сказки «Маша и медведь»

(Воспитатель показывает игрушку)

Бабушка: Молодцы, ребята! Назовите мне героев этойсказки.

Дети: Бабушка, дедушка, подружки, Маша, медведь, собака.

Бабушка: Вот следующая загадка:

Его выгнала лиса

Из дома лубяного,

А петух помог ему

Освободить свой домик.

Дети: Заяц из сказки «Заюшкина избушка».

(Воспитатель показывает игрушку)

Бабушка: Давайте ласково назовем героев этой сказки.

Дети: Заяц-заюшка, петух-петушок, лиса-лисонька, собака-собачка, медведь-мишутка.

Бабушка: Молодцы, справились и этой загадкой. Продолжим нашу прогулку и вот следующая загадка:

Катился по дорожке,

Встречал много зверей.

И думал, что он хитрый,

Но все ж лиса хитрей.

Дети: Колобок.

(Воспитатель показывает игрушку)

Бабушка: Правильно, молодцы. Скажите, кого встретилколобок в лесу, после того как укатился от бабушки и дедушки.

Дети:  Колобок встретил зайца, волка, медведя, лису.

Бабушка:  Теперь давайте немного отдохнем и поиграем вигру.

Физкультминутка

Бабка с дедом дружно жили (хлопаютв ладоши)

Колобок слепить решили (лепятколобок)

По амбару помели

(двумя руками сделать вид, чтометешь веником)

По сусекам поскребли

(поскребите двумя руками стол)

Тесто замесили (месим тесто —сжимают кулачки)

Скатали колобок (круговые движениярук)

В печку положили (вытягиваем руки)

На окошке остудили (показываемокошко)

Вот, какой получился, колобок.

Бабушка:  Вот мы и отдохнули, давайте еще отгадаемзагадку.

К медведям в дом она пробралась,

На всех трех стульях посидела,

Разбила чашечку Мишутки,

И спать, потом она легла.

Дети:  Маша из сказки «Три медведя»

(Воспитатель показывает игрушку)

Бабушка:  Правильно. Скажите, как звали медведей всказки «Три медведя»

Дети:  Михайло Иванович, Настасья Петровна, Мишутка.

Бабушка: Вот вам последняя загадка.

Бок у него был очень липкий,

К нему прилип даже медведь.

Он ни кого не испугался,

Домой привел он их семье.

Дети: Бычок из сказки «Соломенный бычок-смоляной бочок».

(Воспитатель показывает игрушку)

Бабушка: Правильно, молодцы. Скажите, ребята каких ещезверей поймал бычок и отвел домой.

Дети: Зайца, волка.

Бабушка:  Молодцы, ребята! Вы справились со всеми загадками,но нам пора возвращаться в детский сад и прощаться с волшебным лесом. Волшебныйклубок отведет нас обратно.

(Дети возвращаются на стульчики)

Бабушка:  Ребята вам понравилось в волшебном лесу?

(Ответы детей)

Бабушка:  Скажите, каких героев мы сегодня с вамиповстречали в лесу?

Дети:  Медведя из сказки «Маша и медведь», зайца из сказки«Заюшкина избушка», Колобка, Машу из сказки «Три медведя».

Бабушка:  Молодцы. Мне сегодня очень понравилосьгулять с вами в волшебном лесу и поэтому я хочу вас угостить пирогами. (Угощаетдетей)

А теперь мне пора возвращаться ксебе домой. До свидания, ребята!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Ж

 

Викторины «Путешествие в гости к Сказке»

Вспомни и назовисказки. Тебе помогут сказочные герои.

1. Царь, три сына,стрела, болото, лягушка.

«Царевна-лягушка»

2. Царь, три сына,сивка-бурка, царевна.

«Сивка-бурка»

4. Злая мачеха, дведочери, дед мороз.

«Морозко»

5. Девочка, печка,яблоня, гуси-лебеди.

«Гуси-лебеди»

6. Емеля, щука, царь,Марья-царевна.

«По — щучьему веленью»

Выигрывает тот, ктоназовет больше сказок.

Затем дети по образцузагадывают свои загадки.

«Мир Сказки»

Воспитатель делитгруппу на четыре части: две команды игроков и две группы болельщиков. За каждыйправильный ответ дети получают фишки.

Назови сказку.

А. Царь, три сына,стрела, болото, лягушка.

«Царевна-лягушка»

Б. Злая мачеха, дведочери, дед мороз.

«Морозко»

2. Назови героевсказки.

А. «Иван-царевич исерый волк»

Б. «Садко»

Чья команда называетбольше героев, та и выигрывает.

3. Вопросы:

А. Какие волшебныеслова сказала щука Емеле?

Б. Почему печка,яблоня и молочная река сначала не стали помогать девочке?

4. Конкурс болельщиков

А. Царь, три сына,сивка-бурка, царевна.

«Сивка-бурка»

Б. Емеля, щука, царь,Марья-царевна.

«По — щучьему веленью»

Чьи болельщикиотвечают правильно и быстрее, та команда получает фишку.

Подсчитываетсяколичество фишек, выигрывает та команда, у которой их больше. Все получаютпризы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение З

 

Консультация для родителей

«Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитиедетей дошкольного возраста»

 

Фольклор одно из действенных ярких средств ее, таящийогромные дидактические возможности. Применение устного народного творчествавозможно лишь при широком включении вжизнь детей младшего дошкольного возраста произведений словесного фольклорноготворчества русского народа различных жанров и разностороннем использовании их впедагогическом процессе.

Исходя из этого, знакомство детейс фольклорными произведениями способствуетразвитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса. Обращениек хорошо знакомым, любимым детьми жанрам фольклора (например, колыбельнаяпесня)  обеспечиваетэффективность формирования самостоятельной речи дошкольников.

 Использование всех доступныхдетям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младшихдошкольников позволяет детям приобретатьнеобходимые умения и навыки для использовании их в речевом общении,театрализованных, сюжетных играх.
Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, нои, осваивая его красоту, лаконичность приобщаетсяк культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Произведениярусского народного искусства через особую форму отношения к воспринятойдействительности, через богатую тематику, содержание разносторонне воздействуютна ребенка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видетьнеобычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение крезультатам деятельности многих поколений и умение творчески применятьполученный опыт в нестандартных ситуациях.

На этом возрастном этапеисследователи отмечают большой интерес детей к произведениям устного народноготворчества. Определено влияние произведений словесного творчества народа наобразность и выразительность речи детей. Выявлены возможности формированиятворческих умений в процессе освоения художественных речевых образовпроизведений фольклора, пути развития родной речи с помощью словесноготворчества народа.
Народ – непревзойденный учитель речи детей.Ни в каких других произведениях, кроме народных, мы не найдем такого идеальногорасположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманногосведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию.    

Например:«Сшит колпак
                     не по — колпаковски,
                   надо его переколпаковать,
                   кто его переколпакует,
                   томуполколпака гороху».

Доброжелательноеподтрунивание, тонкий юмор потешек,дразнилок, считалок — эффективное средство педагогического воздействия, хорошее«лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.
Для младших дошкольников – это, прежде всего, сказки, заклички, потешки, загадки.
          В устном народномтворчестве, как нигде больше сохранились особенные черты русского характера,присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде,храбрости, трудолюбии, верности. Все это мы можем увидеть в русских народных сказках.Именно они являются прекрасным материалом для обучения детей младшегодошкольного возраста развитию речи.
           Персонажи сказокхорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступковпонятны. Язык сказок оченьвыразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи.Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.
               
Игры – импровизации воспитываютположительные черты  характера детей, разнообразят детский досуг,формируют фантазию, расширяют словарь, помогают сделать речь детей болеевыразительной, учат их пользоваться прямой и косвенной монологической идиалогической речью.
          Знакомство ребенка схудожественной литературой начинается с миниатюрнародного творчества – потешек, песенок, хороводов. Затем дети увлеченно слушают народныесказки. Глубокая человечность, предельно точная моральнаянаправленность, живой юмор, образность языка – особенность этих фольклорных произведений-миниатюр.
         Вот что писал о силе словаК. Д. Ушинский:
«Не условным звукам только учиться ребенок,изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родногослова. Оно  объясняет ему природу, как не мог бы  объяснить ее ниодин естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, собществом среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как ни мог быпознакомить, ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народнуюпоэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такиелогические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бысообщить ребенку ни один философ».
        В этихсловах великого педагога указан не только ожидаемый результат освоения родногоязыка, но и метод его изучения: доверие «языку-учителю», который «не только учит многому, но и учит удивительнолегко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу».

 

 

ПриложениеИ

 

Анкетадля родителей.

 

1.    Знаете ли Вы что такое русский народный фольклор?

              Да-                         нет-                   затрудняюсь ответить-

2.    Знаете ли вы жанры русского народного фольклора?

              Да-                           нет-                 затрудняюсь ответить-

3.    Используете ли Вы русскийнародный фольклор в развитии вашего ребенка?

              Да-                           нет-                  затрудняюсь ответить-

      4.Должны ли рассказывать об истоках русскойкультуры в детском саду?

              Да-                          нет-                    затрудняюсь ответить-

     5.Нужно ливзаимодействие ДОУ и семьи по приобщению детей к русскому народному фольклору?

              Да-                          нет-                    затрудняюсь ответить-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение К

Фотоальбом

«Центрхудожественной литературы»

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0536/000066dd-12792790/img1.jpgКнига

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=b5eb72f9bb2bcdde5cd3ea8b51802467-l&n=13https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=e42a252816800818955b656fb0bb5caa-l&n=13

https://is3-ssl.mzstatic.com/image/thumb/Publication69/v4/0e/a7/f1/0ea7f170-f787-c989-d275-bcbe124ea872/9785457559400.jpg/1200x600wz.pnghttps://lytmdou5.edumsko.ru/uploads/2000/1121/section/258376/19357.jpg

 

«Центртворчества»

Центр«Сюжетно-ролевых игр»

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Театрализованныеигры

 

 

 

 

 

 

Творческаяработа родителей

 

 


 

 

 

Организованнаяобразовательная деятельность

 


 

 

 

Праздники,развлечения и мероприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Картотеки игрпо фольклору

Информация о публичной деятельности педагога

 

Участиев v межмуниципальном конкурсе«Островитянка»

 

 

 

 

Газета «Экспресс»,  №51от 21 сентября 2017 года

 

 

Результативностьопыта работы

   

 

 

 

 

       

 

 

Результативность воспитанников

   

 

Публикации

 

1.Публикация на https://infourok.ru/konspekt-neposredstvenno-obrazovatelnoy-deyatelnosti-po-razvitiyu-rechi-v-gosti-k-hozyayushke-v-russkuyu-izbu-1445978.html  конспект НОД по развитию речи «В гости кхозяюшке в русскую избу»

 

2.Публикация на https://infourok.ru/poznanie-ood-na-temu-istoriya-sozdaniya-pismennostistarshaya-gruppa-2648381.html конспект ООД : «История возникновенияписьменности»

 

3. Публикация на сайте  https://infourok.ru/konspekt-nod-integrirovannoepo-razvitiyu-rechi-pomoschniki-babushki-fedori-3660466.html конспект НОД «Помощники бабушки Федоры»

 

4 .Публикация на сайте https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-po-masterklassu-po-teme-folklor-kak-sredstvo-razvitiya-rechi-detey-doshkolnogo-vozrasta-1843325.html методическая разработка по мастер-классу«Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»

 

5. Публикация на сайте https://infourok.ru/prezentaciya-dlya-masterklassa-folklor-kak-sredstvo-razvitiya-rechi-detey-doshkolnogo-vozrasta-1843329.html  презентация для мастер-класса «Фольклор каксредство развития речи детей дошкольного возраста»

 

6.Публикация на сайте https://infourok.ru/russkiy-narodniy-folklor-kak-sredstvo-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-doshkolnikov-3660470.html методическая разработка «Русский народныйфольклор как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

 

7. Публикация на сайте https://infourok.ru/obobshenie-opyta-razvitie-rechi-detej-doshkolnogo-vozrasta-sredstvami-folklora-5458524.html Обобщение педагогического опыта «Развитиеречи детей дошкольного возраста средствами фольклора»

 

8. Публикация на сайте https://infourok.ru/prezentaciya-razvitie-rechi-detej-doshkolnogo-vozrasta-sradstvami-folklora-5472656.htmlПрезентация: Развитие речи детейдошкольного возраста средствами фольклора

 

9. Публикация на сайте https://infourok.ru/doklad-na-master-klass-interaktivnaya-skazka-skazka-po-novomu-5473115.html Доклад на мастер-класс «Интерактивная сказка»(Сказкапо новому)

 

10. Публикация на сайте https://infourok.ru/prezentaciya-k-dokladu-master-klassa-interaktivnaya-skazka-5473133.html Презентация к докладу мастер-класса:

Интерактивная сказка

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 965

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет