Пояснительная записка
Проект по формированию финансовой грамотности «Сказки читаем -финансы изучаем»разработан в целях финансового просвещения детей среднего дошкольного возраста в рамкахкомплексно-тематическогопланирования образовательной деятельности.
Проблема экономического воспитания детей дошкольного возраста как никогда актуальна, уже в раннем дошкольном возрасте ребеноксоприкасается с такими понятиями, кактруд, деньги, заработнаяплата. Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностейдетей в различных видах образовательных областях: социально-коммуникативное развитиеознавательное развитие;речевое развитие; художественно –эстетическое.
Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Потребность в ней сохраняется на многие годы. Любая сказка (народная или авторская)«обучает и воспитывает», т.е. несет в себе большой образовательный ивоспитательный потенциал.
Очень эффективны народные сказки,собравшие вековой экономический опытнарода. В народных сказках дети знакомятся с такими основными экономическими категориями, как «труд», «потребность»,«деньги», «заработная плата», «монета», «бумажные деньги — банкнота».
Финансовое просвещение дошкольников — сравнительно новое направление в дошкольной педагогике.Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия вэлементарных экономических отношениях, происходит их приобщение кмируэкономической действительности.
Актуальность.
Актуальность проекта заключается в развитии финансовойграмотности.
Экономическое воспитание дошкольников – это процесс формированияэкономического кругозора, освоения начальнымиэкономическими умениями. Ребенок, приобретает, такие качества личности как трудолюбие, бережливость, деловитость.
Использование разнообразных форм работы с дошкольниками дают ребенку возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время,сделать процесс познаниядоступным, интересным. Средиразнообразных методов, приемов и средств обучения экономике,значительное место мы отводим художественной литературе. Ведьхудожественные произведения дают дошкольникам огромные возможности. В своей работе художественную литературумы используем какметод обучения, воспитанияи развития.
Новизна проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий, обеспечивающихэффективность воспитательного процесса, личностную включённостью детей и родителей. Используя новые, увлекательные технологии.
Гипотеза
Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольноговозраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к мируэкономической действительностии финансовой грамотности.
Цель:
содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения ихфинансовой грамотности.
Задачи:
1. Формировать экономическое сознание детейпосредством сказки.
2.Способствовать формированиюэкономического мышления через
знакомство с экономическимипонятиями (деньги, товар, потребности, труд,заработная плата);
3. Развиватьумение подчеркивать значимость труда людей.
4. Воспитывать навыки бережного отношения ко всемвидам профессий, уважения интересов отдельной личности и других членов общества, привитие уважения ктруду и людям труда.
Постановка проблемы.
Помочь детям дошкольного возрастасформировать представления об экономических понятиях: потребность, деньги, товар,труд, заработная плата.
Вид проекта: познавательный.
Сроки реализациипроекта: 16.01.2023 — 30.01.2023 гг.
Участники проекта: воспитанники среднейгруппы, воспитатели,родители.
Руководительпроекта: Лашкова Е. Ю.
Ожидаемые результаты.
В ходе реализации проекта предполагается, чтодети приобретут: -необходимые экономические знания (оденьгах, о заработнойплате, о трудовой деятельности);
-умение организовыватьсвою работу правильно;
—экономически значимые качества (бережливость,трудолюбие).
Игры, чтение художественной литературы, показ презентаций,обсуждение, просмотр обучающих мультфильмов, прослушивание аудио — сказок.
Виды деятельности:
Игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская,конструктивно-модельная
Принципы построения проекта:
Возрастное соответствие — предлагаемые сказки учитываютвозможности детей данного возраста.
Доступность предлагаемого материала. Системность и постепенностьегоусвоения.
Преемственность — каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшегоразвития».
Наглядность — использование сюжетно — ролевого материала, информационно-коммуникативных технологий.
1 этап — Подготовительный
Цель: создать условия для реализации проекта.
— Выбор темы и цели проекта, формыего защиты;
— Подбор методического материала,художественной литературы, иллюстраций по теме проекта;
— Подбор сюжетно – ролевых игр иматериалов;
— Ознакомление родителей спредстоящим проектом. Составление совместногоплана работы над проектом.
-Анкетирование родителей «Мой ребенок ифинансовая грамота»
Цель: реализация проекта с привлечениемродителей к совместной деятельности.
Работа с детьми:
— Знакомство со строительными профессиями через видео –презентацию и игровую деятельность;
-Чтение художественнойлитературы, просмотр мультфильмов, прослушивание аудио-сказок по финансовой грамотности: «Муха—Цокотуха», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка» ит.д.;
—Виртуальнаяэкскурсия «Дом, в котором живут деньги»;
—Проведение образовательнойдеятельности по художественно – эстетическомуразвитию «Сказочные деньги»;
Работа с родителями:
-Изготовление атрибутовсовместно с родителями для игр «Магазин», «Стройка» и т.д
— Проведение консультаций дляродителей «Роль сюжетно – ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста».
3 этап – Заключительный
— Обобщение результатов работы;
— Подведение итогов реализации проектав форме сюжетно – ролевой игры «Стройка»;
— Презентация «Сказки читаем – финансы изучаем»;
— Родительское собрание «Играют дети –играем вместе».
