Конспектурока
по теме«Строение атома».
Тип урока: урокизучения нового материала.
Цельурока:изучить строение атома, познакомить учащихся с образованием положительных иотрицательных ионов.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить учащихся с биографией итрудами Д. Томсона и Э. Резерфорда;
-познакомить учащихся с гипотезой Томсонао строении атома и фундаментальнымопытом Резерфорда;
— изучить планетарную модель атома;
— познакомить учащихся с образованием положительныхи отрицательных ионов.
Развивающие:
— научить учащихсяопределять состав атома и ядра атома используя периодическую
систему химическихэлементов Д. И.Менделеева;
— продолжитьразвитие навыков работы с конспектом по теме, таблицами и схемами;
Воспитательные:
-развиватьпознавательный интерес к предмету;
-показать значениеопытных фактов.
Демонстрации:
-схема опыта Э.Резерфорда и планетарная модель атома;
-таблицахимических элементов Д. И. Менделеева.
ХОДУРОКА
1.Организационныймомент. Мотивация учебной деятельности.
2.Повторение изученного материала.
( проводится ввиде фронтального опроса по изученному материалу темы « Электрические явления».)
1. Про какоетело можно сказать, что оно наэлектризовано?
2. При трениидвух тел друг о друга какое тело электризуется?
3. Какойзаряд условились называть положительным?
4. Какойзаряд условились называть отрицательным?
5. Каквзаимодействуют тела, имеющие заряды одного знака? разного знака?
6. С помощьюкакого прибора можно обнаружить наэлектризовано тело или нет?
7. Как поуглу расхождения листочков электроскопа судят о его заряде?
8. Чемотличается пространство, окружающее наэлектризованное тело от пространства, окружающегоненаэлектризованное тело?
9. Как можнообнаружить электрическое поле?
10. Одинаково лиэлектрическое поле вблизи заряженного тела и вдали от него?
11. Как на опытепоказать, что электрический заряд делится на части?
12. Можно лиэлектрический заряд делить бесконечно?
13. Как назваличастицу с самым малым зарядом?
14. Чему равны заряди масса электрона?
15. Может ли какая- либочастица иметь заряд в 3,5 раза превышающий заряд электрона?
16. Может ли какая-либо частица иметь заряд, равный удвоенному заряду электрона?
17. Может ли какая-либо частица иметь заряд, равный 1/3 заряда электрона?
18. Может ли зарядэлектроскопа быть равен 5*1014 q, где q –наименьший по величине отрицательный заряд?
19. Может ли зарядэлектроскопа быть равен 3,9*1015q?
20. Может ли зарядэлектроскопа быть равен 4,75*10-2q?
3. Постановкацели и задач урока. Изучение нового материала.
1. Модельатома Томсона.
Слово «атом» появилось более 2500 летназад в трудах древнегреческого философа Демокрита. С греческого «атом»переводится как «неделимый». Но в 1897 году был открыт электрон (входящий всостав атома) и был сделан вывод о сложном строении атома. Попыток воссоздатьстроение атома было много, но уважения заслуживает модель атома английскогофизика Джозефа Томсона. Это была первая достаточно разработанная модель атома.
Согласно теории Томсона атомпредставляет собой шар, по всему объему которого равномерно распределенположительный заряд, а отрицательно заряженные электроны, подобно изюму вкексе, находятся в этой положительной среде. Эта модель получила название «кекс»,«пудинг», так как злектроны были вкраплены в положительную среду, подобно изюмув кексе или пудинге. Заряд всех электронов равен по модулю положительномузаряду среды, поэтому атом нейтрален.
Модель атома Томсона казаласьпривлекательной с той точки зрения, что предполагала наличие электронов ватоме. А сам Томсон с помощью данной модели объяснил ряд физических явлений,например, хорошая проводимость металлов объяснялась тем, что атомы металловлегко теряют часть электронов. Модель просуществовала до 1911 года, так какобнаружилось несоответствие модели реальной действительности. В частности,модель атома Томсона оказалась в противоречии с результатами опыта Резерфорда.
2. Сообщение« Биография и труды Д. Томсона».
3. Сообщение« Биография и труды Э. Резерфорда».
4. ОпытыРезерфорда.
Английский физик Э. Резерфорд , исследуяизлучение радиоактивных веществ, особое внимание уделил излучению, состоящемуиз положительно заряженных частиц, называемых альфа- частицами. Пучок альфа-частиц пропускался через тонкую золотую фольгу. Альфа- частицы, проходившиечерез фольгу, попадали на экран из сернистого цинка и вызывали вспышку света,которую регистрировал микроскоп. Согласно предложенной Томсоном модели атома,альфа- частицы должны были бы свободно проходить сквозь атомы золота и толькоотдельные альфа- частицы могли слегка отклоняться в электрическом поле электрона.Поэтому следовало ожидать, что пучок альфа- частиц при прохождении через тонкуюфольгу слегка расплывется на небольшие углы. Такое рассеивание на малые углыдействительно наблюдалось, но совершенно неожиданно оказалось, что примерноодна альфа-частица из 20000 возвращается назад в сторону источника этих частиц.Резерфорду понадобилось несколько лет, чтобы окончательно понять стольнеожиданное рассеяние альфа- частиц на большие углы. Он пришел к выводу, чтоположительный заряд атома сосредоточен в очень малом объеме в центреатома, а не распределен по всему атому, как в модели Томсона.
5. Ядернаямодель атома Резерфорда
Итак, Резерфорд предложил ядерную(«планетарную») модель атома:
В центре атоманаходится положительно заряженное ядро, а вокруг ядра движутся отрицательнозаряженные электроны. Ядро состоит из положительных протонов и не имеющихзаряда нейтронов.
Заряд электрона-1,6*10-19Кл
Заряд протона1,6*10-19Кл
Атом в целомнейтрален, то есть сумма положительных зарядов протонов по модулю равна суммеотрицательных зарядов электронов. А так как по модулю заряды протона иэлектрона равны, то количество протонов равно количеству электронов.
Строение всехатомов зашифровано в периодической таблице Д. И. Менделеева.
Порядковый номер химическогоэлемента показывает электрический заряд ядра атома, этот заряд равен суммепротонов в ядре атома, а, значит, и числу электронов.
(Далее приводятсяпримеры строения атома водорода, гелия, лития).
6. Образованиеположительных и отрицательных ионов.
Но главнойхарактеристикой данного химического элемента является не число атомов, а зарядядра.
Дело в том, чтоэлектроны могут иногда отрываться от атома или присоединяться к нему и тогдаобщий заряд электронов в атоме изменится. Заряд же ядра изменить очень трудно.Если он изменится, то получится уже другой химический элемент.
Еслинейтральный атом потеряет один или несколько электронов, то получитсяположительный ион.
Еслинейтральный атом приобретет один или несколько лишних электронов, то он станетотрицательным ионом.
4.Физкультминутка.
5.Закрепление изученного материала
1)Ответить на вопросы:
-Какой состав имеет атом?
-Какзаряжены протоны, электроны, нейтроны?
-Чемуравен их заряд?
-Чемуравен заряд атома? Почему?
-Какобразуются положительные ионы?
— Какобразуются отрицательные ионы?
2) Решениезадач.
1.Назовите частицы, входящие в состав атома, имеющие:
а)положительный заряд;
б)отрицательный заряд;
в)не имеющие заряда.
2. Вокругядра атома кислорода движутся 8 электронов.
Сколько протонов имеет ядро атома кислорода?
3.Решая следующие задачи, заполните таблицу:
Химический элемент |
ядро
|
электроны |
|
протоны |
нейтроны |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а) В ядре атомаалюминия 27 частиц. Вокруг атома
вращаются 13электронов. Сколько в ядре атома
протонов инейтронов?
б) В ядре атомамышьяка 75 частиц, из них 33 протона.
Скольконейтронов и сколько электронов в атоме
мышьяка?
в) В ядре атомаазота 14 частиц, из них 7 нейтронов.
Сколькопротонов и электронов в атоме?
г) В атоме цинкавсего протонов, нейтронов и электронов
95, из нихнейтронов 35. Сколько в атоме протонов и
электронов?
4. На рисункесхематически изображены атом и ион
водорода. Накаком рисунке изображен ион? Какой
зарядпредставляет собой ион?
5.Что имеетбольшую массу: атом водорода или
положительныйион водорода? Ответ обоснуйте.
6.Известно, что атомуглерода имеет 6 электронов. Начертите схему атома углерода, положительного иотрицательного ионов углерода.
6. Подведениеитогов урока. Выставление оценок за работу на уроке.
7.Рефлексия.
8. Заданиена дом. .29, упр. 20, составить кроссворд по теме «Строение атомов».
Самостоятельнаяработа для 8 класса по теме: «Строение атома»
Вариант 1
1. Расположите химические элементы в ряд повозрастанию числа электронов в их атомах:
А) Cl,K, Be, Ne, Cr, As
Б) W,Cd, Ca, S, F, Mo
В) Co,Kr, Zn, Cu, Li, B
2. Определите число протонов в ядре атома дляэлемента, находящегося в Периодической системе химических элементовД.И.Менделеева:
А) в 3-м периоде, 7 группе, главной подгруппе,
Б) в 3-м периоде, 1 группе, главной подгруппе,
В) в 4-м периоде, 2 группе, главной подгруппе,
3. Назовите элемент в атоме которого имеется:
А) 14 нейтронов и 13 электронов
Б) 16 нейтронов и 15 электронов
В) 2 нейтрона и 2 электрона
4. Определите число протонов и нейтронов в ядреатома элемента:
А) с порядковым номером 26 и массовым числом56
Б) с порядковым номером 19 и массовым числом39
В) с порядковым номером 20 и массовым числом40
5. Заполните пустые клеточки в таблице:
|
Элемент |
Z (пор.№) |
Число р+ |
Число ē |
Число n0 |
А (массовое число) |
1 |
|
|
|
|
28 |
51 |
2 |
Ca |
|
20 |
|
20 |
|
3 |
|
|
|
18 |
22 |
|
4 |
K |
19 |
|
|
|
39 |
5 |
|
|
10 |
|
10 |
|
6 |
P |
|
|
15 |
|
31 |
7 |
|
|
|
|
16 |
32 |
8 |
Si |
|
|
|
14 |
28 |
Самостоятельнаяработа для 8 класса по теме: «Строение атома»
Вариант 2
1. Расположите химические элементы в ряд повозрастанию числа электронов в их атомах:
А) He,S, V, Si, Ga, H
Б) Mn,Ar, Ni, I, O, Cu
В) Li,Al, C, Br, At, P
2.Определите число протонов в ядре атома для элемента, находящегося вПериодической системе химических элементов Д.И.Менделеева:
А) в 2-м периоде, 3группе, главной подгруппе
Б) в 2-м периоде, 4группе, главной подгруппе
В) в 2-м периоде, 7группе, главной подгруппе
3. Назовите элемент в атоме которого имеется:
А) 14 нейтронов и 14электронов
Б) 26 нейтронов и 22электрона
В) 22 нейтрона и 18электронов
4. Определите число протонов и нейтронов вядре атома элемента:
А) с порядковым номером3 и массовым числом 7
Б) с порядковым номером21 и массовым числом 45
В) с порядковым номером18 и массовым числом 40
5. Заполните пустые клеточки в таблице:
|
Элемент |
Z (пор.№) |
Число р+ Представленная информация была полезной? ДА 59.24% НЕТ 40.76% Проголосовало: 1126 |
Число ē |
Число n0 |
А (массовое число) |
1 |
|
|
|
|
39 |
70 |
2 |
Zn |
|
30 |
|
35 |
|
3 |
|
|
|
16 |
16 |
|
4 |
Mg |
12 |
|
|
|
24 |
5 |
|
|
2 |
|
2 |
|
6 |
B |
|
|
5 |
|
11 |
7 |
|
|
|
|
30 |
56 |
8 |
Y |
|
|
|
50 |
89 |
Самостоятельнаяработа для 8 класса по теме: «Строение атома»
Вариант 3
1. Расположите химические элементы в ряд повозрастанию числа электронов в их атомах:
А) H, C,Fe, Cl, Cr, N
Б) F,Co, Ne, Kr, Ag, Rb
В) Sc,Si, Be, Se, K, Au
2.Определите число протонов в ядре атома для элемента, находящегося вПериодической системе химических элементов Д.И.Менделеева:
А) в 4-м периоде, 5группе, главной подгруппе
Б) в 5-м периоде, 1группе, побочной подгруппе
В) в 4-м периоде, 2группе, побочной подгруппе
3. Назовите элемент в атоме которого имеется:
А) 45 нейтронов и 34электронов
Б) 35 нейтронов и 30электронов
В) 14 нейтрона и 14 электронов
4. Определите число протонов и нейтронов вядре атома элемента:
А) с порядковым номером19 и массовым числом 39
Б) с порядковым номером35 и массовым числом 80
В) с порядковым номером1 и массовым числом 1
5. Заполните пустые клеточки в таблице:
|
Элемент |
Z (пор.№) |
Число р+ |
Число ē |
Число n0 |
А (массовое число) |
1 |
|
|
|
|
10 |
19 |
2 |
N |
|
7 |
|
7 |
|
3 |
|
|
|
21 |
24 |
|
4 |
Mo |
42 |
|
|
|
96 |
5 |
|
|
38 |
|
50 |
|
6 |
Ne |
|
|
10 |
|
20 |
7 |
|
|
|
|
28 |
52 |
8 |
Ag |
|
|
|
61 |
108 |
Самостоятельнаяработа для 8 класса по теме: «Строение атома»
Вариант 4
1. Расположите химические элементы в ряд повозрастанию числа электронов в их атомах:
А) Cl,S, Mg, As, F, N
Б) Na,B, O, K, Hg, Ba
В) Si,Ne, Ca, Pb, Sn, P
2.Определите число протонов в ядре атома для элемента, находящегося в Периодическойсистеме химических элементов Д.И.Менделеева:
А) в 3-м периоде, 7группе, главной подгруппе
Б) в 2-м периоде, 8группе, главной подгруппе
В) в 4-м периоде, 6группе, побочной подгруппе
3. Назовите элемент в атоме которого имеется:
А) 10 нейтронов и 9электронов
Б) 32 нейтронов и 27электронов
В) 74 нейтрона и 53электронов
4. Определите число протонов и нейтронов вядре атома элемента:
А) с порядковым номером19 и массовым числом 39
Б) с порядковым номером44 и массовым числом 101
В) с порядковым номером62 и массовым числом 150
5. Заполните пустые клеточки в таблице:
|
Элемент |
Z (пор.№) |
Число р+ |
Число ē |
Число n0 |
А (массовое число) |
1 |
|
63 |
|
|
|
152 |
2 |
|
7 |
7 |
7 |
|
|
3 |
|
|
|
74 |
110 |
|
4 |
In |
49 |
|
|
|
115 |
5 |
|
|
11 |
|
12 |
|
6 |
Au |
|
|
79 |
|
197 |
7 |
|
|
|
|
74 |
127 |
8 |
Cd |
|
|
|
64 |
112 |
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Делимость электрического заряда.
Электрон.
Строение атома
Тема урока:
Составил:
учитель физики
Силкина Д.А.
МАОУ «СОШ №2 п.Энергетик» -
2 слайд
Цель урока
Формирование представлений о единой научной картине мира через модель атома Резерфорда
2 -
3 слайд
Дискретность электрического заряда
Существование
мельчайших частиц,
имеющих наименьший
электрический заряд,
было доказано опытами
А.Ф.Иоффе и
Р.Милликена
3
Иоффе А.Ф.
(1880-1960 г.г.)
Милликен Р.Э.
(1868-1953 г.г.) -
4 слайд
Открытие электрона
Был сделан вывод о существовании в природе
частицы, имеющей наименьший заряд, который
более не делится. Эту частицу назвали
электроном. -
5 слайд
Электрон
Обозначают знаком ē
Электрон очень мал.
Масса электрона
составляет 9,1* 10 -31 кг.
За единицу электрического
заряда принят один кулон (1Кл)
Электрон имеет наименьший
отрицательный заряд.
Значение заряда электрона -
6 слайд
Заряд электрона
Значение элементарного электрического заряда
Заряд электрона – предел делимости электрического заряда, поэтому его называют элементарным зарядом. -
7 слайд
Модель атома Томсона
7
Атом представляет собой равномерно
положительно заряженный шар,
внутри которого плавают
отрицательные электроны.
Дж. Дж. Томсон
(1856-1940 г.г.) -
8 слайд
-
9 слайд
Строение атома
Опыт Э.Резерфорда
по рассеянию альфа-частиц привёл к открытию новой – планетарной модели атома.
9
Э. Резерфорд
(1871-1937 г.г.) -
10 слайд
Модель атома Резерфорда
В центре атома находится
положительно заряженное
ядро, состоящее из
протонов и нейтронов.
Вокруг ядра движутся
электроны, образующие
электронную оболочку
атома.
10 -
11 слайд
Ядро атома
Занимает очень малый объём атома
В нём сосредоточена почти вся масса атома
Заряд ядра является главной характеристикой атома химического элемента.
Состоит из протонов и нейтронов, которые называются нуклонами (от латинского nucleus – ядро)
11
Положительный заряд ядра равен
отрицательному заряду всех его электронов,
поэтому атом электронейтрален. -
12 слайд
Протоны
Положительно заряженные элементарные частицы.
Обозначают протоны знаком p+
Масса протона в 1840 раз больше массы электрона.
Заряд каждого протона равен по абсолютному значению заряду электрона.
12
Число протонов в атоме
равно числу электронов. -
13 слайд
Нейтроны
Нейтральные (не имеющие заряда) частицы ядра.
Нейтроны обозначают знаком n0.
Масса нейтрона приблизительно равна массе протона.13
-
14 слайд
Электронная оболочка
может состоять из нескольких слоёв (энергетических уровней)14
Число энергетических уровней соответствует номеру периода, в котором располагается химический элемент. -
15 слайд
Модели атомов
15
1
3
4
5
10
6
7
8
9
2 -
16 слайд
Модель атома водорода
16
1p+ 1ē -
17 слайд
Модель атома гелия
17
2p+ 2n0 2ē -
18 слайд
Модель атома лития
18
3p+ 4n0 3ē -
19 слайд
Модель атома бериллия
19
4p+ 5n0 4ē -
20 слайд
Модель атома бора
20
5p+ 6n0 5ē -
21 слайд
Модель атома углерода
21
6p+ 6n0 6ē -
22 слайд
Модель атома азота
22
7p+ 7n0 7ē -
23 слайд
Модель атома кислорода
23
8p+ 8n0 8ē -
24 слайд
Модель атома фтора
24
9p+ 10n0 9ē -
25 слайд
Модель атома неона
25
10p+ 10n0 10ē -
26 слайд
Образование ионов
Электроны могут иногда отрываться от атома или присоединяться к нему. При этом образуются положительные и отрицательные ионы.Схема образования ионов
26 -
27 слайд
Схема образования иона
если атом азота потерял два электрона, то он превращается в положительный ион с зарядом +2N0 – 2ē N+2
27 -
28 слайд
Схема образования иона
если атом азота приобрёл три электрона, то он превращается в отрицательный ион с зарядом – 3N0 + 3ē N-3
28
-
29 слайд
Вопросы на закрепление
Как на опыте показать, что электрический заряд делится на части?
Как назвали частицу с самым малым электрическим зарядом? Каковы её основные характеристики (заряд, масса)?
Что представляет собой атом согласно планетарной модели, выдвинутой Резерфордом?
Какие частицы входят в состав ядра? Каковы их основные характеристики (заряд, масса)?
Каково строение атомов водорода, гелия и лития?
Как образуются положительные и отрицательные ионы?
29 -
30 слайд
Делимость электрического заряда
30 -
31 слайд
Нуклоны
Протон – положительно
заряженная элементарная
частица. Обозначение p+
Масса протона в 1840 раз
больше массы электрона.
Нейтрон – нейтральная
частица. Обозначение n0
Масса нейтрона
приблизительно равна
массе протона.
31 -
32 слайд
Модели атомов
32
Модель атома
водородаМодель атома
гелияМодель атома
литияАтом водорода Н
1p+ 1ē
Атом гелия Не
2p+ 2n0 2ē
Атом лития Li
3p+ 4n0 3ē