X-PDF

Статья о новых ФГОС ООШ.

Поделиться статьей

Горшкова Екатерина  Владимировна,

учитель  русского  языка   и

литературы

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Основная общеобразовательная

школа №33»    г.Кирова.

 

ФГОС ТРЕТЬЕГО  ПОКОЛЕНИЯ.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.01%
НЕТ
40.99%
Проголосовало: 1110

Все учебные заведения ориентируютсяна образовательные стандарты, которые разрабатывает государство. В ЭТОМ годунас ждёт обновление этого важного документа. Рассмотрим  ожидаемые изменения  воФГОС и что они будут значить для школьников и их родителей.                                                                                                                                     Чтотакое ФГОС?                                                                                                                         ФГОС — это федеральные государственныеобразовательные стандарты. Они представляют собой совокупность требований кпрограммам образования.                        По ФГОС пишут учебники иметодички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают,как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ. Словом, ФГОС — это фундаментобразовательного процесса.                                              Основнойзадачей ФГОС является создание единого образовательного пространства по всейРоссии. Считается, что оно обеспечит комфортные условия обучения для детей припереезде в другой город или, к примеру, при переходе  на семейное обучение.            ФГОС также обеспечивает преемственность образовательных программ.Предполагается, что каждый ученик на предыдущей ступени обучения получает всезнания, необходимые для перехода на  следующую. Иначе говоря, нельзя перейти впятый класс, не владея знаниями и умениями начальной школы.                                                                                 Какие   бывают ФГОС?                                                                                                                  На каждой ступени образования — свои стандарты. Школьникам необходиморуководствоваться следующимидокументами:                                                                             ФГОС начального общего образования (1-4 классы);                                                                    ФГОСосновного общего образования (5-9 классы);                                                                 ФГОС среднего общего образования (10-11классы);                                                                    ФГОСобразования , обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).  Трипоколения стандартов.                                                                                                              ФГОС принято делить на три поколения — в зависимости от того, в каких годах ониприменялись.                                                                                                                               Первоепоколение ФГОС.                                                                                                            Былиприняты в 2004 году и назывались государственными образовательными стандартами.Аббревиатура ФГОС ещё не использовалась. Основной целью Стандарта 2004 года былне личностный, а предметный результат, ввиду чего Стандарт быстро устарел. Воглаву ставился набор информации, обязательной для изучения. Подробноописывалось содержание образование: темы, дидактическиеединицы.                           Второе поколение образовательных стандартов                                                                             ФГОС второго поколения разрабатывались с 2009 по 2012 год и действуют до2020 года. Акцент в них сделан на развитие универсальных учебных умений, тоесть способности самостоятельно добывать информацию с использованием технологийи коммуникации с людьми. Фокус сместили на личность ребёнка. Много вниманияуделено проектной и внеурочной деятельности. Предполагается, что обучающиеся пофедеральным государственным стандартам 2 поколения должны любить Родину,уважать закон, быть толерантными и стремиться к здоровому образу жизни.                                                            В 2021году  был  принят и утвержден  ФГОС  третьего  поколения.                                Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Обутверждении федерального государственного образовательного стандарта основногообщего образования”.28 июля 2021г.                                                                                                Федеральныйгосударственный образовательный стандарт основного общего образования Новыестандарты НОО и ООО требуют, чтобы содержание ООП НОО и  ООО было вариативным.Это значит, что школы все больше должны ориентироваться на потребности ученикови предлагать им различные   варианты программ в рамках одного уровняобразования.                                                                                                                 Школа может обеспечить вариативность ООП тремя способами:                                                               1.В структуре программ НОО и  ООО школа может предусмотреть учебные  предметы,учебные курсы и учебные модули.                                                                                              2.Школа может разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных предметов.                                                                                                                                                                Дляэтого на уровне ООО добавили предметные результаты на углубленном  уровне дляматематики, информатики, физики, химии и  биологии.                                                                                                       3.Школа может разрабатывать и реализовывать индивидуальные  учебные планы всоответствии с образовательными потребностями  и интересами учеников.  Вариативностьдает школе возможность выбирать, как именно  формировать программы. Учителясмогут обучать учеников в соответствии с их способностями и запросами и так,  каксчитают нужным. При этом, однако, нужно учитывать и требования к предметнымрезультатам.  Планируемые результаты.                                                                                                               В  новых  ФГОС  подробнее  описывают  результаты освоения  ООП НОО и ООО                                          —личностные, метапредметные, предметные.                                                             Предметные результаты.                                                                                                           Новые ФГОС 2021 года определяют четкие   требования к предметным  результатампо каждой учебной дисциплине. Появилось конкретное  содержание по каждойпредметной области.                                                                                                                    Метапредметныеи личностные результаты.                                                                    Новые ФГОС, как и прежде, требуют системно-деятельностного подхода.  Они конкретно определяют требования к личностным и метапредметнымобразовательным результатам. Если в старых стандартах эти результаты были   простоперечислены, то в новых они описаны по группам.                                                                                                     Личностные результаты группируются по направлениям воспитания:                                              • гражданско-патриотическое;                                                                                                                 • духовно-нравственное;                                                                                                                         • эстетическое;                                                                                                                                           • физическое воспитание, формирование культуры здоровья и  эмоциональногоблагополучия;                                                                                                                                            •трудовое;                                                                                                                                                 • экологическое;                                                                                                                                            • ценность научного познания.                                                                                  Метапредметныерезультаты группируются по видам универсальных  учебных действий:  • овладениеуниверсальными учебными познавательными действиями –базовые логические, базовыеисследовательские, работа с информацией;                                                                 • овладение универсальными учебными коммуникативными действиями –общение,совместная деятельность;                                                                                                                • овладение универсальными учебными регулятивнымидействиями –самоорганизация, самоконтроль.                                                                                                                                      В прежних ФГОС личностные и метапредметные результаты описывались обобщенно.          А  в  новых – каждое  из  УУД содержит  критерии их  сформированности. Например, один  из критериев, по которому нужно будет  оценивать сформированностьрегулятивного УУД «Самоорганизация», – это умение  ученика  выявлять проблемыдля решения в жизненных  и  учебных  ситуациях.                                                                                Предметные результаты по предметной области «Русский язык и литература» должныобеспечивать:                                                                                                                                                  По учебному предмету «Русский язык»:                                                                                    1) совершенствование различных видов устнойи письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма);формирование умений речевого числе взаимодействия (в том числе общения припомощи современных средств устной и письменной коммуникации);                                                                                                             -создание устных монологических  высказываний на основе  жизненных  наблюдений,личных  впечатлений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярнойлитературы;                                                                                                                                       -участие в диалоге разных видов;                                                                                                              -овладениеразличными видами аудирования;                                                                                      -овладение различными видами чтения;                                                                                             -пониманиепрослушанных или прочитанных учебно-научных, официально-деловых,публицистических, художественных текстов различных функционально-смысловыхтипов речи;                                                                                                                                                      -овладениеумениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста;                                                                                                                                                                      -представлениесодержания прослушанного или прочитанного учебно-научного текста в видетаблицы, схемы;                                                                                                                            -передачав устной или письменной форме содержания прослушанных или прочитанных текстовразличных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание,рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление) сзаданной степенью свернутости: подробное изложение (исходный текст объемом неменее 280 слов), сжатое и выборочное изложение (исходный текст объемом не менее300 слов);                         устный пересказ прочитанного илипрослушанного текста объемом не менее 150 слов;                      извлечениеинформации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею, свободноепользование лингвистическими словарями, справочной литературой;                     создание письменных текстов различных стилей и функционально-смысловых типовречи;                -оформление деловых бумаг;                                                                                                       —составление тезисов, конспекта, написание рецензии,реферата;                                                  -осуществлениевыбора языковых средств для создания устного или письменного высказывания всоответствии с коммуникативным замыслом;                                                                   -анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевыхвысказываний с точки зрения решения коммуникативной задачи;                                                                                     2) понимание определяющей роли языка в развитииинтеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования исамообразования, важности соблюдения норм современного русского литературногоязыка для культурного человека;                               3) расширение исистематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях; осознаниевзаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики:                  -вычленение звуков речи и характеристика их фонетических признаков; вычленениеморфем в словах; распознавание разных видов морфем;                                                                 -определениеосновных способов словообразования; построение словообразовательной цепочки,определение производной и производящей основ;                                                     —определениелексического значения слова разными способами;                                              -распознаваниеоднозначных и многозначных слов, омонимов, синонимов, антонимов; прямого ипереносного значений слова;                                                                                 ——распознавание слов с точки зрения их происхождения,принадлежности к активному или пассивному запасу, сферы употребления;                                                                                 —распознавание по значению и основнымграмматическим признакам имен существительных, имен прилагательных, глаголов,имен числительных, местоимений, наречий, предлогов, союзов, частиц, междометий,звукоподражательных слов, причастий, деепричастий;                                                                                                                                —определение типов подчинительной связи слов всловосочетании;                                      —распознавание простыхнеосложненных предложений; простых предложений, осложненных однороднымичленами, включая предложения с обобщающим словом при однородных членах,обособленными членами, уточняющими членами, обращением, вводными словами,предложениями и вставными конструкциями;                                                    -распознавание косвенной и прямой речи;                                                                            ——-распознаваниепредложений по цели высказывания;

-распознавание видов односоставныхпредложений;                                                                                    -определение морфологических средств выражения подлежащего, сказуемого разныхвидов;                                                                                                                                                              -распознавание бессоюзных и союзных  предложений, сложных предложений с       видамисвязи; сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными ;                           —распознавание видов сложносочиненных предложений по смысловым отношенияммежду его частями;                                                                                                                                           -распознаваниевидов сложноподчиненных предложений ;                                                       -различение подчинительных союзов и союзных слов в сложноподчиненныхпредложениях;                                                                                                                                             4) формирование умений проведения различных видов анализа слова,синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектногоанализа текста:                                 -проведение фонетического,морфемного, словообразовательного, лексического,             морфологическогоанализаслова;                                                                                                               -проведение орфографического анализа слова, предложения, текста или егофрагмента;     — проведение пунктуационного анализа предложения, текста или егофрагмента;                         -проведение синтаксического анализасловосочетания, предложения, определение синтаксической роли самостоятельныхчастей речи в предложении; -проведение анализа текста с точки зрения егосоответствия основным признакам ;                                                           -проведение смыслового анализатекста;                                                                                       -проведение анализа текста с точки зрения его композиционных особенностей,количества микротем иабзацев;                                                                                                                                  -проведение анализа способов и средств связи предложений в тексте или текстовом                              -проведение анализа текста или текстового фрагмента с точки зрения егопринадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональнойразновидности языка;                       -выявление отличительных признаковтекстов разныхжанров;                                                              -проведениеанализа текста с точки зрения употребления в нем языковых средстввыразительности;                                                                                                                            5) обогащение словарного запаса,расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств длясвободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и сферойобщения:                                                                                           -осознанноерасширение своей речевойпрактики;                                                                              -использование словарей синонимов, антонимов, иностранных слов, толковых,орфоэпических, орфографических, фразеологических, морфемных,словообразовательныхсловарей;                                                                                                                                                   6) овладение основными нормами современного русского литературного языка ;                                                                                                      соблюдение основных пунктуационныхнорм;                                                                                              -редактированиесобственных и чужих текстов с целью совершенствования их содержания и формы;сопоставление чернового и отредактированного текстов с целью анализа исправленныхошибок и недочетов в тексте.                                                                                     Поучебному предмету«Литература»:                                                                                          1) понимание духовно-нравственной и культурной ценности литературы и еероли в формировании гражданственности и патриотизма, укреплении единствамногонационального народа РоссийскойФедерации;                                                                            2) понимание специфики литературы как вида искусства, принципиальных отличийхудожественного текста от текста научного, делового,публицистического;                                              3) овладениеумениями эстетического и смыслового анализа произведений устного народноготворчества и художественной литературы, умениями воспринимать, анализировать,интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать художественную картину мира,отраженную в литературных произведениях, с учетом неоднозначности заложенных вних художественных смыслов:                                                                                      -умениеанализировать произведение в единстве формы и содержания;                                         -овладениетеоретико-литературными понятиями и использование их в процессе анализа,интерпретации произведений и оформления собственных оценок и наблюдений;               —умение рассматривать изученные произведения в рамках историко-литературногопроцесса;                                                                                                                                                             -выявлениесвязи между важнейшими фактами биографии писателей и особенностями историческойэпохи, авторского мировоззрения, проблематики произведений;                                   -умениесопоставлять произведения, их фрагменты , образы персонажей, литературныеявления и факты, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы,жанры, приемы, эпизоды текста;                                                                                                                       -умениесопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественнойлитературы с произведениями других видов искусства ;                                   4) совершенствование умения выразительно  читать, в том числе наизусть, неменее 12 произведений и (или)фрагментов;                                                                                                      5) овладение умением пересказывать прочитанное произведение, используяподробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы попрочитанному произведению и формулировать вопросы ктексту;                                                                           6) развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении;                                     7) совершенствование умения создавать устные и письменные высказывания разныхжанров, писать сочинение-рассуждение  по заданной теме с опорой на прочитанныепроизведения (не менее 250 слов), аннотацию, отзыв, рецензию; применятьразличные виды цитирования; делать ссылки на источник информации; редактироватьсобственные и чужие письменныетексты;                                                                                                                       8) овладение умениями самостоятельнойинтерпретации и оценки текстуально изученных художественных произведенийдревнерусской, классической русской и зарубежной литературы и современныхавторов;                                                                                   «Словоо полку Игореве»; стихотворения М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина;комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»; повесть Н.М. Карамзина «БеднаяЛиза»; басни И.А. Крылова; стихотворения и баллады В.А. Жуковского;комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»; произведения А.С. Пушкина:стихотворения, поэма «Медный всадник», роман в стихах «Евгений Онегин», роман«Капитанская дочка», повесть «Станционный смотритель»; произведенияМ.Ю. Лермонтова: стихотворения, «Песня про царя Ивана Васильевича,молодого опричника и удалого купца Калашникова», поэма «Мцыри», роман «Геройнашего времени»; произведения Н.В. Гоголя: комедия «Ревизор», повесть«Шинель», поэма «Мертвые души»; стихотворения Ф.И. Тютчева, А.А. Фета,Н.А. Некрасова; «Повесть       том, как один мужик двух генераловпрокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина; по одному произведению (по выбору)следующ х писателей: Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев,Л.Н. Толстой, Н.С. Лесков; рассказы А.П. Чехова; стихотворенияИ.А. Бунина, А.А. Блока, В.В. Маяковского, С.А. Есенина,А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, О.Э. Мандельштама,Б.Л. Пастернака; рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека»; поэмаA.Т. Твардовского «Василий Теркин» (избранные главы); рассказыВ.М. Шукшина: «Чудик», «Стенька Разин»; рассказ А.И. Солженицына «Матрениндвор», рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского»; по одному произведению(по выбору) А.П. Платонова, М.А. Булгакова; произведения литературывторой половины XX — XXI в.: не менее чем трех прозаиков по выбору (в том числеФ.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов,B.В. Быков, Ф.А. Искандер, Ю.П. Казаков, В.Л. Кондратьев,Е.И. Носов, A.Н. и Б.Н. Стругацкие, В.Ф. Тендряков); не менеечем трех поэтов по выбору (в том числе Р.Г. Гамзатов, О.Ф. Берггольц,И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, B.C. Высоцкий,Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов,А.С. Кушнер, Б.Ш. Окуджава, Р.И. Рождественский,Н.М. Рубцов), Гомера, М. Сервантеса, У. Шекспира;                                                                             9) понимание важности чтения и изучения произведенийустного народного творчества и художественной литературы как способа познаниямира, источника эмоциональных и эстетических впечатлений;                                                                                                                       10)развитие умения планировать собственное досуговое чтение;                                                 11) формирование умения участвовать в проектной или исследовательской деятельности;        12) овладение умением использовать словари и справочники.                                 Предметная область «Родной язык и родная литература» предусматривает изучениегосударственного языка республики и (или) родных языков из числа языков народовРоссийской Федерации, в том числе русского языка. Распределение предметныхрезультатов освоения и содержания учебных предметов «Родной язык и (или)государственный язык республики Российской Федерации» и «Родная литература»разрабатывается в соответствии с требованиями ФГОС с учетом ПООП по учебномупредмету и утверждается Организациейсамостоятельно.                                            Предметныерезультаты по предметной области «Родной язык и родная литература» должныобеспечивать:                                                                                                                          Поучебному предмету «Родной язык и (или) государственный язык республикиРоссийской Федерации»:                                                                                                              1)совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и    письма);                                                                                                                                               2) понимание определяющей ролиязыка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессеобразования и самообразования;                                                 3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родногоязыка;                                  4) расширение и систематизация научныхзнаний о родном языке;                                                 5)формирование навыков проведения различных видов анализаслова;                                         6) обогащение активного и потенциальногословарного запаса;                                                             7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родногоязыка;                                                                                                                                                          8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческуюценность.   По учебному предмету «Роднаялитература»:                                                                                      1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своегодальнейшего развития;                                                                                                                                                       2)понимание родной литературы как одной из основных национально-культурныхценностей народа, особого способа познания жизни;                                                                      3) обеспечение культурнойсамоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родногоязыка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа,российской и мировой культуры;                                                                                              4)воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическимвкусом;            5) развитие способности понимать литературные художественныепроизведения, отражающие разные этнокультурныетрадиции;                                                                                   6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основепонимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного,делового, публицистического.

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.01%
НЕТ
40.99%
Проголосовало: 1110

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет