ИСПОЛЬЗОВАНИЕИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ВПРЕПОДАВАНИИ КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Преподаватель
КардапольцеваС.Г.
г.Гай, Оренбургская область,
ГАПОУ «ОИК»
Аннотация.
Даннаястатья раскрывает особенности использования инновационных педагогических иинформационных технологий в системе преподавания курса основ безопасностижизнедеятельности в образовательных учреждениях. Предполагает познакомитьчитателей с компьютерными телекоммуникационными технологиями, обучению всотрудничестве, методам проектов и разноуровневом обучении на уроках ОБЖ.
Ключевыеслова:
Личностно-ориентированныетехнологии обучения, обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневоеобучение, компьютерные телекоммуникационные системы, игровые технологии.
Рольновых технологий в практике обучения следует рассматривать как необходимоеусловие интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся.Сравнительный анализ подготовки учащихся 50 стран мира по данным Третьегомеждународного исследования (TIMSS) показали, что российские школьники попадаютв промежуточную среднюю группу. По результатам этого исследования были сделанынекоторые рекомендации к реформированию системы обучения. Данное реформированиеразработано и активно внедряется в российских школах в рамках ФГОС новогопоколения. Реформы не обошли стороной и курс «Основ безопасностижизнедеятельности».
Какиеже условия стоят перед современным преподавателем в последовательной реализацииличностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся?
Преждевсего это условия, обеспечивающие следующие возможности:
· Вовлечениев активный познавательный процесс;
· Совместнаяработа в сотрудничестве;
· Свободногодоступа к необходимой информации;
· Широкогообщения со сверстниками;
· Постоянногоиспытания своих интеллектуальных, физических и нравственных возможностей.
Средиразнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватнымипоставленным целям являются:
-Обучениев сотрудничестве;
-Методпроектов;
-Разноуровневоеобучение;
-Компьютерные телекоммуникационные системы;
-Индивидуальный и дифференцированный подход у обучению, возможности рефлексии.
А.Личностно- ориентированные технологии обучения.
I. Обучение в сотрудничестве.
Обучениев сотрудничестве подразумевает обучение предмету ОБЖ в малых группах. Главнаяидея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять!
Этометод предусматривает совокупность приёмов, объединяющих познавательную иорганизационную деятельность учащихся. Рассмотрим несколько вариантов обученияв сотрудничестве на уроках ОБЖ.
Вариантпервый— обучение в команде. Вся группа заинтересована в усвоении учебнойинформации и сводится к трём основным принципам:
А)поощрение, похвала. Для этого необходимо выполнить одно задание для всй группы.Группы не соревнуются между собой, т.к. имеют разный уровень заданий и время навыполнение.
Б)индивидуальная ответственность каждого, которая обеспечивает удачи или неудачикаждого члена группы.
В)равные возможности каждого ученика, каждый приносит свои баллы в успех группы.
Второйвариант – сокращённо именуется «Пила». Учащиеся организуют в группы по 6человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.Модификацией этого метода является метод «Пила-2» (Р.Славин) – команда работаетнад одним и тем же материалом, при этом каждый член группы становится экспертом, проводятся встречи экспертов разных групп.
Третийвариант обучения в сотрудничестве – «Учимся вместе». Класс разбивается наразнородные (по уровню обученности) группы 3-5 человек, которая получает однозадание из большой темы. В результате совместной работы отдельных группдостигается усвоение всего нового материала.
Чемже отличается обычное групповое обучение от обучения в малых группах пометодике сотрудничества?
1) Взаимозависимостьчленов группы;
2) Личнаяответственность каждого за каждого;
3) Совместнаядеятельность;
4) Социализациядетальности учащихся в группах;
5) Общаяоценка работы в группе.
Цели:единый результат всей групп ( в виде оценок в описательной или бальной форме суказанием данных каждого ученика).
Итак, формула успеха современного ученика обучающегося в сотрудничестве:
Уметь видеть ирешать проблемы.
Умениесамостоятельно учиться и работать с информацией.
Способность иметьсамостоятельную точку зрения.
Умение применятьполученные знания для решения жизненных проблем
Культура общения.
II. Метод проектов.
Вкурсе ОБЖ можно чаще использовать проектно- исследовательскую форму учебнойдеятельности. Проект может выполняться как в группах, так и индивидуально ипредполагает самостоятельную исследовательскую работу школьников, в процессекоторой ребята ищут способ решения некоторой комплексной межпредметноймногоуровневой задачи. Для этого большую часть необходимой информации школьникисобирают и анализируют сами, используя литературу, CD-энциклопедии, а такжеинформационные ресурсы Интернета. Телекоммуникации способствуют учащимсясамостоятельно формировать свой взгляд на происходящие в мире события,осознавать многие явления и исследовать их с разных точек зрения, наконец,понять, что некоторые из проблем могут быть решены только совместными усилиямии объективно оценить результаты.
Учительстановится руководителем, координатором, консультантом, к которому обращаютсяне по должности, а как к авторитетному источнику информации, как к эксперту.
Сутьметода проектов состоит в стимулировании интереса учащихся к определённымпроблемам , предполагающим владение некоторой суммой знаний.
Основныетребования к методу проектов:
1) Наличиезначимой в исследовательском плане проблемы/задачи, требующей интегрированногознания.
2) Практическая,теоретическая и познавательная значимость результатов.
3) Самостоятельнаядеятельность учащихся.
4) Структурированиесодержательной части проекта.
5) Использованиеисследовательских методов ( определение проблемы, выдвижение гипотезы,обсуждение методов исследования, обсуждение способов оформления конечныхрезультатов, сбор и систематизация полученных данных, подведение итогов,оформление результатов, выводы)
Типологияпроектов:
· Исследовательские
· Творческие
· Ролевые,игровые
· Ознакомительно-ориентировочные(информационные)
· Практико– ориентированные
· Монопроекты
· Межпредметные
Главноестратегическое значение проектной деятельности учащихся – это развивающееобучение. Которое формирует критическое и творческое мышление как приоритетныенаправления развития человека.
III.Разноуровневое обучение
Разноуровневымобучение считается дифференцированной обучение, в процессе которого учитываютсяиндивидуальные различия учащихся.
Дифференциацияв группах на уроках ОБЖ может проходить по следующим принципам:
· Пообщим способностям;
· Почастным способностям;
· Попроектируемой профессии и др.
Обучениев таких классах должно строиться по специальным программам. Оцениваниерезультатов разноуровневых групп должно ориентироваться не столько на достигнутыерезультаты, сколько на усилия каждого ученика, создавая при этом благоприятныеусловия для развития всех и каждого в соответствии с их способностями ивозможностями.
Б. Компьютерные технологии
Информатизация(компьютеризация) учебного процесса является одной из приоритетных задачсовременного российского образования. Использование ИКТ требует развитияметодов и организационных форм обучения. Ученик может оперировать большимколичеством разнообразной информации, интегрировать ее, имеет возможностьавтоматизировать ее обработку, моделировать процессы и решать проблемы, бытьсамостоятельным в учебных действиях и т.д. Учитель освобождается от рутинныхопераций, получает возможность диагностировать учащихся, следить за динамикойобучения и развития учащихся.
Сегодняпоявляются обучающие программы. Например, в учебно-методическом пособии дляучителей при обучении правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайныхситуаций предлагаются следующие компьютерные программы:
-Программаавтоматизированных расчетов задач по ГО «Арго»;
-Комплекснаяоценка обстановки при ЧС (две части);
-Программапрогнозирования масштабов поражения АХОВ при авариях на опасных химическихобъектах и транспорте;
-Войскаспецназа
-Правиладорожного движения.
-Правиламедицинской помощи.
-Атомна службе человеку;
-УрокиОБЖ в формате презентаций PowerPoint
Главнымизадачами для преподавателя должны стать следующие:
-созданиеусловий для активного усвоения знаний и способов деятельности всеми участникамиобразовательного процесса;
-обеспечениеконтроля;
-расширениеинформационного пространства по обучению ОБЖ, обучение пользованиюинформационными ресурсами;
-обеспечениеинтегрированного подхода в преподавании ОБЖ
Компьютерныетехнологии можно использовать на всех типах уроков при:
-полученииновых знаний и формировании умений;
-практическомприменении знаний, умений;
-обобщениии систематизации изученного;
-контролеи коррекции знаний, умений.
Планируяурок с применением компьютерных технологий, учитель соблюдает дидактическиетребования, в соответствии с которыми:
-четкоопределяет педагогическую цель применения компьютерных технологий в учебномпроцессе;
-уточняет,где и когда он использует компьютерные технологии на уроке в контексте логики раскрытияучебного материала;
-согласовываетвыбранное средство компьютерной технологии сдругими техническими средствамиобучения;
-учитываетспецифику учебного материала и особенности класса (компьютерную грамотностьучащихся);
-анализируети обсуждает с классом принципиальные вопросы изучаемого материала.
Компьютерныетехнологии сегодня используются на нестандартных уроках: деловые игры,пресс-конференции, творческие отчеты, соревнования, КВН, конкурсы, аукционы,диалоги.
Рольпреподавателя на уроках с использованием компьютеров
Припроведении урока с применением компьютерных технологий меняется роль педагога.Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместноготворчества. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся организационныхформ учебной работы, что ведет к переходу от объяснительно-иллюстративногометода обучения к самостоятельной индивидуальной и групповой работе учащихся,увеличению объема практических и творческих работ поискового иисследовательского
характера.
Сегоднякомпьютерные технологии являются мощным средством повышения эффективностиобучения, тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественноновому содержанию обучения и развития ребенка и ведет к изменению деятельностии учителя, и ученика.
В.Игровые технологии
Игровыетехнологии на уроках ОБЖ, как один из факторов повышения активизации иинтенсификации деятельности учащихся. Теоретическая интерпретация. Игру какметод обучения, передачи опыта старших поколений младшим, люди использовали сдревности. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существеннымпризнаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ейпедагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явномвиде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
«Игра- пространство внутренней социализации ребенка, средство усвоения социальныхустановок»
Игра- свобода личности в воображении, иллюзорная нереализуемых интересов»
Помнению Й. Хейзинга, в человеческой практике игровая деятельность выполняеттакие функции:
-развлекательную (это основная функция игры: развлечь, доставить удовольствие,воодушевить, пробудить интерес);
-коммуникативную (освоение диалектики общения);
-самореализации в игре;
— игротерапевтическую(преодоление различных трудностей, возникающих в других видахжизнедеятельности);
-диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание впроцессе игры);
-социализации (включение в систему общественных отношений, усвоение нормчеловеческого общежития).
ПоС.А. Шмакову, большинству игр присущи четыре главные черты:
-свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка;
-творческая, в значительной мере импровизационная;
-очень активный характер этой деятельности;
-наличие прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую ивременную последовательность её развития.
Вструктуру игры как деятельности, органично входит:
-целеполагание;
-планирование;
-реализация цели;
— анализрезультатов.
Вструктуру игры как процесса, входят:
а)роли, взятые на себя участниками;
б)игровые действия, как средство реализации этих ролей;
в)игровое употребление предметов;
г)реальные отношения предметов;
д)сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Местои роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученияво многом зависит от понимания учителем функций и классификации педагогическихигр.
Дидактические:расширение кругозора, познавательная деятельность, применение ЗУН впрактической деятельности, формирование определенных умений и навыков,необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков,развитие трудовых навыков.
Воспитывающие:воспитание самостоятельности и воли, формирование определенных подходов,позиций, мировоззренческих установок. Воспитание общительности икоммуникативности.
Развивающие:развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять,находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, рефлексии,умение находить оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие:приобщение к нормам и ценностям общества. Адаптация к условиям среды.
Игра- это яркий и эмоциональный праздник. На это указывали многие известныепедагоги.
Каксоздается игра, какова ее структура?
Несмотряна важность дидактического результата, при проведении игры необходимо понять,что методическое содержание – это скрытая часть «айсберга», которая должнаволновать учителя до начала игры. Как только игра началась, главное — этоигровое действо. На это указывал Л.С. Выгодский, говоря, что ребенок «играет,не сознавая мотивов игровой деятельности», и эта особенность «существенноотличает игру от труда и других видов деятельности».
а)Начало игры: на этой стадии можно уточнить некоторые нюансы, касающиеся правилигры. Они поясняются в игре для первых же участников. И тогда учителю нужно остановитьигру и кратко объяснить, что нарушено и как нужно правильно участвовать в
игре.Важно, чтобы игра набрала обороты. И это «в руках» организатора: кому-топодсказать, кого-то подогнать восклицаниями «ускоряем темп!», «Долгая пауза!» …
б)Развитие игрового действа (кульминация): на этой стадии максимально проявляетсяазарт играющих, одновременно возрастает интерес и участников, и зрителей (еслитаковые есть). Организатору важно следить за выполнением правил и иногда«добавить поленья в горящий костер», то есть подбодрить проигравшего, заметитьчто-нибудь интересное в его участии, напомнить, что в игре итог может бытьсовершенно неожиданным; кроме того, можно поздравить болельщиков или зрителей ит.д. Если в начале нарушение должно быть четко отмечено, участники получаютштрафные очки или выходят из игры.
в)Заключительный этап игры: учителю необходимо почувствовать, когда спадаетнапряжение; не следует ждать, что игра сама надоест учащимся. Нужно вовремяпоставить точку, чтобы не только не пропало созданное игрой приподнятоенастроение, но и не раз фокусировалось направленное на изучаемый материалвнимание.
Таким образом,анализируя различные исследования в области педагогики и методики преподаваниякурса ОБЖ , многолетний опыт использования данных методов и методик на практике. можно сделать вывод, что современный федеральный государственный стандартобразования создаёт все условия для совместной деятельности учителя и ученика,которые направлены на реализацию практических навыков в повседневной жизни,воспитании конкурентоспособной личности, свободно ориентирующейся исоциализирующейся в информационном пространстве и социуме.