Хореографическийколлектив как средство не только творческого развития, но и формированиясоциальных компетенций и личностного роста участников коллектива
Гомза М. Я.,
методистМБУДО Центр «Юность», город Новосибирск
Хмелевская Н. А.,
педагогдополнительного образования,
руководительхореографического коллектива «Алиса»
МБУДОЦентр «Юность», город Новосибирск
Одной из основныхзадач моей педагогической деятельности является создание творческого коллективасредствами хореографического искусства. Коллектива, объединенного однимиустремлениями, способного не только транслировать красоту танца, а в процессе коллективно-творческойдеятельности приобретать социальные компетенции, личностно развиваться и совершенствоваться.
За многолетнюю (более 20 лет) педагогическую практикуя пришла к выводу, что педагогическое общение это наиболее важная составляющаяв работе над созданием творческого коллектива. Оно включает в себя инепосредственное отношение педагога к обучающимся и общение обучающихся междусобой: их сопереживание и взаимопонимание, обмен информацией, взаимодействиедруг с другом. Общение, как правило, происходит в процессе занятий и репетиций,или в процессе обсуждения конкурсов и соревнований, или совместного участия в различныхдосуговых мероприятиях.
Условно формирование коллектива можно разделить на 3этапа:
1 этап. Адаптация в коллективе – знакомство, «притирка»,формирование общей сознательности. Здесь особенно важно контролировать и внимательноследить (осуществлять педагогическое наблюдение) за ситуацией: какскладываются, формируются отношения, за выполнением поставленных задач. На этомэтапе все участники процесса присматриваютсядруг к другу, к педагогу-руководителю. Педагог в свою очередь, изучает личныйсостав коллектива.
2 этап. Формирование понимания товарищества,сотрудничества, личной ответственности за результаты. Происходит развитие особоценного качества — чувство «локтя», чувство ответственности за общее дело. Но приэтом могут проявиться и негативные конфликтные моменты, такие как формированиеотдельных группировок, разногласий с руководителем и между собой. На этомэтапе особенно необходимо учить детей способности сопереживать чужой беде,умению защищать, возможно, вопреки всему коллективу. Выражать и отстаивать своюточку зрения.
3 этап. Переход коллектива на более высокую ступеньсвоего развития, которая выражается в образовании единства установок иинтересов членов коллектива, сближение уже на более высоком художественном,творческом уровне. Приоритетным становится активное воспитание в детях порядочности,долга и чести в человеческих отношениях, независимо от изменений их суждений ипозиций. При этом педагог оберегает ребенка от нездорового соперничества,злорадства, «звездной болезни».
В целом происходитстановление:
·отношенийтоварищества, сотрудничества и взаимопонимания;
·формируютсяпрочные связи, внутри коллектива и в целом нормы поведения в коллективе
·взаимныеотношения строятся на правильном понимании образовательных и воспитательныхзадач.
В процессесовместной творческой деятельности, работе над хореографической постановкой, концертныхвыступлениях, под руководством педагога происходит осознание обучающимисяважности и значимости взаимной ответственности и зависимости друг от друга.
На лицоформирование социальных компетенций, которые выражаются:
·впонимании своей роли и места в коллективе;
·в адекватностивоспринимать, принимать и оценивать людей (по достоинству);
·умениюбыстро устранять возникающие личные разногласия;
·предъявлятьвысокие требования не только к другим, но и к себе.
Хореография здесь выступает прекрасным средствомсамоорганизации и самореализации ребенка, объединяющей основой всегообразовательного и воспитательного процесса обучающихся. Занятия организуютдетей, приучают к аккуратности, подтянутости, исключают расхлябанность,распущенность. Формируют навыки четко распределять свое свободное время,помогают более организованно продумывать свои планы. Занятияпомогают выявить наиболее одаренных детей, которые связывают свою судьбу спрофессиональным искусством.
Трудно переоценить возможности хореографическогоискусства в деле формирования личностных качеств, личностного развития ребенка.Регулярная танцевальная практика формирует у обучающихся взаимосвязанныйкомплекс эстетических, познавательных и мотивационных направленностей:развивает эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма,мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы, музыкальнуюпамять, определяет новые мотивы поведения, формирует их фигуру, развиваетфизическую силу, выносливость, ловкость. Происходят структурные преобразованияповеденческих характеристик, их новое содержательное наполнение: коммуникативныхспособностей, нравственно-этических норм, межличностных взаимоотношений,навыков поведения и работы в коллективе.
Витоге, в коллективе создается благоприятная психологическая атмосфера, которая носитнеформальный характер. Участникам предоставляется возможность выражать своивидения и мнения в отношении проведения занятий, репетиций и других форм работы.
Коллективактивно участвует в концертной жизни учреждения, района, конкурсах, фестивалях.Является участником различных социальных акций, массовых мероприятий ипраздников. Его отличает слаженность работы, оперативность в организационныхмоментах и конечно же профессионализм исполнения. Все это способствуетполноценному усвоению образовательной программы, формированию предметныхкомпетенций.
В целом у детей-участниковхореографического коллектива формируется интерес к многогранному творчеству,своим способностям и возможностям, что позволяет им гораздо более успешно адаптироваться к изменяющимся внешнимусловиям, к социокультурной и прочей конъюнктуре, гораздо легче и эффектнеесоздавать свой индивидуальный стиль деятельности. Участник коллектива в большейстепени способен к самосовершенствованию и самовоспитанию, чем многие другиеего сверстники.