Конспект урока
ПРИЕМЫЗАТОЧКИ ДОЛОТА И СТАМЕСКИ
Цели: — познакомить учащихся с заточкойдереворежущих инструментов долота и стамески;
— научить правильному выполнению заточки долота и стамески;
— прививать бережное отношение к инструментам;
— способствовать развитию технического мышления.
Тип урока: практическое занятие (1 час) ипрактическая работа (1 час).
Методы обучения: рассказ, демонстрация наглядныхпособий, приемов работы, практическое повторение.
Наглядные пособия: рисунки в учебнике, плакаты,стенды.
Используемая литература: Б.А.Журавлев.«Столярное дело» учебник для учащихся 5-6 классов, стр.168-171.
Ход урока
I. Организационно-подготовительная часть.
Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка готовности учащихсяк уроку, сообщение темы и целей урока.
II. Практическое занятие «Приемы заточки долота и стамески». (1час.)
Повторение пройденного материала:
-Назначение стамески и долота
— Конструкция стамески и долота
— Сходство и отличие стамески и долота
Изложение нового материала.
Планрассказа:
1. Заточка дереворежущего инструмента.
В процессе работы режущая кромка инструмента затупляется.Инструмент уже не перерезает волокна древесины, а сминает и разрывает их. Врезультате качество обработанной поверхности снижается. Поэтому режущиеинструменты периодически затачивают.
Лезвия долот и стамесок затачивают с помощью точила -шлифовального круга, насаженного на вал. Вращают вручную с помощью рукояткиили от электродвигателя (рис.7).
При заточке инструмент держат двумя руками. Угол наклонаинструмента зависит от требуемого угла заострения и устанавливается на глаз.На инструмент слегка нажимают левой рукой и перемещают его по линии параллельнооси шлифовального круга. Полукруглую стамеску при заточке двигают не тольковправо-влево, но и дугообразно в одну и другую сторону так, чтобы шлифовальныйкруг касался всей поверхности фаски. Косую стамеску для чистового точениязатачивают с двух сторон. Некоторые точила снабжены приспособлениями дляустановки угла наклона инструмента при точении.
В результате заточки лезвие и фаска долота, стамески должны бытьпрямолинейными и расположены под прямым углом к боковым граням. Это проверяютс помощью угольника, а правильность угла заострения — специальными шаблонами.Затачивают инструмент на точиле до образования по всему лезвию тонкой и ровнойкромки заусенцев. Затем заусенцы снимают, т. е. доводят инструмент намелкозернистом бруске со строго прямолинейной поверхностью. Для удобства работыбрусок закрепляют на верстаке или специальной подставке. При доводке инструментнакладывают фаской на брусок, плотно прижимают к нему и перемещают прямыми икруговыми движениями. При этом надо следить, чтобы фаска всей своей плоскостьюприлегала к бруску.
Чтобы получить нужную остроту лезвия, инструмент после заточки идоводки правят, т. е. шлифуют на бруске с очень мелким зерном (рис. 8). Такойбрусок называется оселком. Его смачивают водой, прикладывают к немуинструмент фаской и перемещают круговыми движениями. Затем инструментпереворачивают, кладут на оселок всей плоскостью и правят такими же движениями.Этот прием повторяют несколько раз до снятия очень мелких заусенцев. Послеправки с оселка смывают грязь и вытирают его досуха.
Стамеску и долото затачивают на точиле. Лезвие полукруглойстамески и крючка перемещают при заточке не только вправо-влево, но идугообразно в обе стороны. Надо следить, чтобы при заточке, правке и доводкефаска прижималась к абразивному кругу (бруску) всей своей поверхностью(рис.7). Косая стамеска для чистового точения затачивается по всей поверхностифаски с двух сторон.
Кромка лезвия после заточки, доводки и правки должна быть ровной,без закруглений, фаска — без перекоса в одну или другую сторону.
Заточка, доводка и правка инструмента являются видами процессарезания, так как острые грани зерен шлифовальных кругов и брусков имеют формуклина (резца) и снимают очень мелкую стружку.
Для школьных мастерских промышленность выпускает электрическиеточила, которые не имеют передаточного механизма, так как шлифовальный кругпосажен непосредственно на рабочий орган — вал электродвигателя. Абразивныезерна срезают мелкую стружку, и получается нужный угол заострения инструмента.
На производстве режущий инструмент затачивают на заточныхстанках, подбирают шлифовальные круги, определяют режим заточки, выполняют веськомплекс работ по заточке, доводке и правке инструмента, с помощьюконтрольно-измерительных инструментов проверяют правильность заточки.
2. Практическая часть.
Инструктаж по технике безопасности при работе с дереворежущиминструментом и заточным станком.
Практическая отработка приемов точения на неподвижном абразивномкруге. Имитация заточки долота и стамески.
контроль правильности прижима лезвия инструмента .
Контроль угла заточки
Контроль прямоугольности фаски инструмента.
В ходе урока учитель обращает внимание на правильность действийкаждого ученика при имитации заточки, указывает на индивидуальные ошибки,показывает правильные действия. При повторяемости одинаковых ошибок учительпроводит разбор ошибок для всего класса.
III. Практическая работа «Заточка стамески и долота на бруске» (1час.).
Практическая работа «Заточка стамески и долота на бруске».
Организация рабочего места: учащиесявыполняют задание — каждый на своем рабочем месте. Для выполнения работы понадобятсябрусок для заточки и оселок для правки лезвия
Вводный инструктаж.
Задания:
Примечание. Выполнение приемов заточки, правки и доводкидереворежущих инструментов очень опасно. Не все учащиеся смогут выполнитьзадания самостоятельно и правильно, поэтому практическую работу можно заменитьнаблюдением учащихся за выполнением работ учителем.
1. Заточка лезвия долота и стамески на заточном станке.Выполняется и комментируется учителем. Ученики наблюдают с соблюдением мербезопасности.
Заточенные на станке инструменты раздаются учащимся для дальнейшейработы.
2) заточите лезвия дереворежущих инструментов, выданных учителем;
3) подберите необходимые бруски и оселки для правки и доводкилезвий;
4) произведите правку и доводку лезвия;
5) проконтролируйте остроту режущей кромки;
Правила техники безопасности:
1) Все виды работ проводить только с разрешения учителя и строгопод его надзором!
2) При пользовании электрическим точилом следует работать тольков защитных очках и с опущенным защитным экраном.
3) При заточке нельзя близко наклоняться к шлифовальному кругу.
4) Во время заточки, доводки и правки долота и стамески нельзядержать пальцы близко к лезвию.
5) Нельзя касаться пальцами шлифовального круга при его вращении,а также лезвий заточенных инструментов.
6) Нельзя допускать заклинивания круга затачиваемым инструментом,так как раскалывание круга приводит к выбросу кусков с большой скоростью.
7) Затачиваемый инструмент следует подводить к заточному кругуплавно и держать так, чтобы его не выбросило кругом.
8) При заточке на торце круга нужно остерегаться попаданияинструмента на зажимные шайбы.
Текущий инструктаж. Текущиенаблюдения учителя, контроль за соблюдением правил техники безопасности,ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильностивыполнения заданий.
Заключительный инструктаж. Оценкарезультатов работы учащихся, выбор лучших работ учащихся, разбор допущенныхошибок и анализ причин, их вызвавших, разъяснение возможностей примененияполученных знаний, умений и навыков в общественно полезном труде.
IV. Итоговая часть.
Установка на следующий урок. Наследующем уроке продолжится практическое знакомство с технологией заточкилезвия стамески и долота.
Домашнее задание:
1) повторить пройденный материал;
2) прочитать стр.168-171 учебника.
Уборка рабочих мест.