Предмет: русский язык
Класс: 4 «Система развивающего обучения Л.В. Занкова»
Тема урока: «Обобщение и повторение знаний о спряжении глаголов»
Форма урока: урок-рефлексия
Методы и приемыобучения: частично-поисковый, репродуктивный;беседа, фронтальный опрос, работа с учебником, практическая работа.
Используемыетехнологии: технология деятельностного методаобучения.
Цель:
— создать условиядля повторения и обобщения знаний о спряжении глаголов.
Задачи:
Обучающие:
— повторить способнаписания безударных личных окончаний глаголов;
— закрепить знанияо глаголе.
Развивающие:
— развиватьпознавательную активность, самооценку, интерес к предмету; умениеанализировать, сравнивать, обобщать.
Воспитывающие:
— воспитыватькоммуникативную культуру учащихся при работе в парах;
— воспитыватьволевые качества;
Планируемыерезультаты:
Предметные:уметь определять грамматические признаки глаголов, уметь определять спряжениеглаголов с ударными личными окончаниями.
Личностные:уметь проводить самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
- Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; осуществлять контроль под руководством учителя и самостоятельно; вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; принимать участие при работе в парах; выполнять учебные действия в устной и письменной форме.
- Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке; кодировать и перекодировать информацию в знаково-символической или графической форме; делать выводы о результатах совместной работы, самостоятельно строить выводы на основе сравнения.
- Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; принимать участие в работе парами, используя речевые коммуникативные средства; контролировать свои действия в коллективной работе.
Оборудование: учебник Нечаева Н.В., Яковлева С.Г. Русский язык. 4 класс,
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся
|
Примечание |
|||||||||||||
I. Мотивация к учебной деятельности. Цель: создать условия для осознанного вхождения учащихся в учебную деятельность. |
|||||||||||||||
Положительный настрой — Ребята, сегодня на уроке у нас гости, давайте поприветствуем их. А теперь представьте, что у вас на ладошке сидит солнечный зайчик, улыбнитесь ему и подарите тихонько кому-нибудь из класса вашего зайчика. Я рада видеть ваши улыбки! Помните – улыбаясь, мы улучшаем свое здоровье и делаем прекраснее окружающий нас мир.
— Итак, начинаем урок русского языка. Оценивать свою работу на уроке вы будете в Карточке личного контроля.
|
Приветствуют учителя, друг друга.
|
Взаимодействуют в малых группах (в парах)
Прием «Предъявление требований»
|
|||||||||||||
II. Актуализация знаний и пробное учебное действие. Цель: создать условия для актуализации знаний учащихся. |
|||||||||||||||
— Откройте тетради, запишите: число, классная работа
Словарная работа — Расшифруйте загадки (анаграммы). НЕЛЕГДА (ЛЕГЕНДА) МЯТНИКПА (ПАМЯТНИК) РЕГОЙ (ГЕРОЙ) ТАРАБОТЬ (РАБОТАТЬ) — Какие слова запишем? Запишите слова.
— Какое слово лишнее в этом ряду? -Почему?
— О какой части речи пойдет разговор на уроке?
— Да, сегодня мы вспомним все, что уже знаем о глаголе. Заполните I карточки личного контроля.
|
— Легенда, памятник, герой, работать. Записывают слова.
-Работать — Это глагол, все остальные слова – существительные.
Отвечают: Глагол
— О глаголе.
Заполняют карточку личного контроля. I этап
|
На листочках отпечатаны слова, прикреплены на доске
Карточка личного контроля |
|||||||||||||
III. Выявление места и причины затруднения. Цель: создать условия для обсуждения затруднения. |
|||||||||||||||
— Обсудите в парах, что расскажет о себе глагол.
— Давайте проверим, как вы выполнили работу.
— Какой теме были посвящены наши последние уроки русского языка?
Чему научились? |
У детей карточка, они заполняют ее, работая в парах.
Учащиеся отвечают на вопрос. После ответа открывается очередная строка таблицы.
Спряжению глаголов. Правописанию безударных личных окончаний. Научились определять спряжение глаголов Карточка личного контроля II этап
|
Работа в парах
Слайд
|
|||||||||||||
IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. Цель: создать условия для проговаривания темы урока, постановки целей урока; построить проект выхода из затруднения. |
|||||||||||||||
— Какова же тема сегодняшнего урока?
— Сформулируйте цель урока.
— Что мы будем делать, чтобы достичь поставленной цели?
— Молодцы! |
— Обобщение и систематизация знаний о глаголе, о новом признаке глагола — спряжении
— Повторить, все, что мы знаем о глаголе, повторить, как определять новый грамматический признак глагола;
Составление плана.
|
Слайд
Планирование
|
|||||||||||||
V. Цель: организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта; решение устной задачи. |
|||||||||||||||
Проблемная ситуация. (текст на листочках) Тихо в лесу. Перелета..т с дерева на дерево пугливый рябчик. Смело беж..т волк по знакомому следу. Хорошо зна..ет он дорогу в свое логово. Сид..т на голом суку головастый совёнок. Серый часовой вид..т жизнь зимнего леса, слыш..т малейший шорох и хруст. — Сможем ли мы вставить пропущенные буквы в окончаниях глаголов? — Как надо действовать, чтобы правильно написать окончания глаголов? — Давайте повторим алгоритм. Открыли учебники с. 65 упр. 364 Давайте вспомним глаголы-исключения. Представленная информация была полезной? ДА 58.96% НЕТ 41.04% Проголосовало: 1111 — Выпишите в тетрадь глаголы, вставьте пропущенные буквы, определите спряжение глаголов. Образец устного рассуждения приводит ученик: 1. Личный глагол перелета(е)т. 2. Ставлю ударение в слове: перелета(е)т. 3. Окончание безударное. 4. Ставлю глагол в начальную форму: (что делать?) перелетать (Несов. вид) 5. Начальная форма заканчивается на –еть, это не глагол-исключение. 6. Вывод: глагол I спряжения, в окончании пишу -ет |
По алгоритму.
Читают стихотворения
Один ученик работает у доски. Он записывает глаголы через запятую. Выделяет окончания. А остальные учащиеся записывают глаголы в тетрадь.
Заполняют карточку личного контроля III этап
|
Наблюдение
На слайде выводится алгоритм.
|
|||||||||||||
VI. Физминутка. Цель: снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся. |
|||||||||||||||
Мы спряжения к глаголу подбирали И немножечко устали Потихоньку дружно встали И движения показали.
-Как живёшь? – Вот так! (Дети поднимают большой палец) — Как идёшь? – Вот так! (Шаги на месте и т.д.) — Как бежишь? – Вот так! — Как плывёшь? – Вот так! -Как сидишь? – Вот так! — В какой форме употреблены глаголы в физминутке? Назовите глаголы I спряжения. Назовите глаголы второго спряжения. Как определяли спряжение глаголов? |
Выполняют упражнения.
|
|
|||||||||||||
VII. Обобщение затруднений. Цель: организовать усвоение детьми алгоритма при решении типовых заданий с проговариванием во внешней речи. |
|||||||||||||||
– Продолжим работу. Работаем в парах. Пользуясь алгоритмом, вставьте букву безударного гласного в личных окончаниях глаголов, укажите спряжение. На карточках: Распределите по группам глаголы. На какие группы вы будете распределять глаголы? Рису..те, свет..т, дыш..шь, думаете, любят, летает, колют, гонишь, бреешь, стелет, пилят, смотрят, |
Отвечают.
Заполняют карточку личного контроля.IV этап |
Применяют
Карточка личного контроля |
|||||||||||||
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: выявить границы применимости нового знания и выполнить задание, в котором тренируется использование нового материала. |
|||||||||||||||
Творческая работа -Откуда эти строки? Кто написал басню? — Вставить в предложение подходящие по смыслу глаголы.
Плутовка к дереву на цыпочках________ , ________ хвостом, с вороны глаз________ . Слова для справок: подкрадывается, приближается, подходит; вертит, помахивает; не спускает, не сводит..
— Определите спряжение глаголов, выделите окончания.
6 этап — Посчитайте, сколько баллов вы заработали за урок. Оцените себя. |
Отвечают на вопрос учителя.
Учащиеся самостоятельно работают в тетрадях.
Заполняют карточку личного контроля. V этап |
Слайд
С.Р.
Карточка личного контроля |
|||||||||||||
IX. Включение в систему знаний и повторение Цель: |
|||||||||||||||
Работа в группах
Составление синквейна По теме глагол
Работа с сигнальными карточками (Ладошками) — Давайте проверим себя Определим глаголы Желтый цвет Глаголы I спр. Легко отличить от глаголов II спр. Только тогда, когда их личные окончания … (стоят под ударением) Голубой цвет Будь осторожен: не спутай – е или –и. Если у глагола безударное окончание, то (его надо поставить в н.ф. Если –ить – II спр., не ить – I спр. Фиолетовый цвет Глаголы-исключения Будьте внимательны! Несешь, кормит, гонит, Говорит, собирают, держит Бежишь, красит, гоняет Спешат, диктует, видит Поют, вянет, дышишь Идут, красишь, стелет
|
Выполняют.
Заполняют карточку личного контроля. VI этап |
Карточка личного контроля
|
|||||||||||||
Рефлексия учебной деятельности. |
|
|
|||||||||||||
Над какой темой мы сегодня работали?
Выучить правило на стр. 55, выполнить упр. 347 с. 56 (задание на выбор). |
Отвечают, слушают, дополняют друг друга.
Записывают задание в дневники. |
Домашнее задание Итог урока Анализ самооценки учащихся
|