Предмет: русский язык
Класс: 4 «Система развивающего обучения Л.В. Занкова»
Тема урока: «Обобщение и повторение знаний о спряжении глаголов»
Форма урока: урок-рефлексия
Методы и приемыобучения: частично-поисковый, репродуктивный;беседа, фронтальный опрос, работа с учебником, практическая работа.
Используемыетехнологии: технология деятельностного методаобучения.
Цель:
— создать условиядля повторения и обобщения знаний о спряжении глаголов.
Задачи:
Обучающие:
— повторить способнаписания безударных личных окончаний глаголов;
— закрепить знанияо глаголе.
Развивающие:
— развиватьпознавательную активность, самооценку, интерес к предмету; умениеанализировать, сравнивать, обобщать.
Воспитывающие:
— воспитыватькоммуникативную культуру учащихся при работе в парах;
— воспитыватьволевые качества;
Планируемыерезультаты:
Предметные:уметь определять грамматические признаки глаголов, уметь определять спряжениеглаголов с ударными личными окончаниями.
Личностные:уметь проводить самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
- Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; осуществлять контроль под руководством учителя и самостоятельно; вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; принимать участие при работе в парах; выполнять учебные действия в устной и письменной форме.
 - Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке; кодировать и перекодировать информацию в знаково-символической или графической форме; делать выводы о результатах совместной работы, самостоятельно строить выводы на основе сравнения.
 - Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; принимать участие в работе парами, используя речевые коммуникативные средства; контролировать свои действия в коллективной работе.
 
Оборудование: учебник Нечаева Н.В., Яковлева С.Г. Русский язык. 4 класс,
| 
 Деятельность учителя  | 
 Деятельность учащихся 
  | 
 Примечание  | 
|||||||||||||
| 
 I. Мотивация к учебной деятельности. Цель: создать условия для осознанного вхождения учащихся в учебную деятельность.  | 
|||||||||||||||
| 
 Положительный настрой — Ребята, сегодня на уроке у нас гости, давайте поприветствуем их. А теперь представьте, что у вас на ладошке сидит солнечный зайчик, улыбнитесь ему и подарите тихонько кому-нибудь из класса вашего зайчика. Я рада видеть ваши улыбки! Помните – улыбаясь, мы улучшаем свое здоровье и делаем прекраснее окружающий нас мир. 
 — Итак, начинаем урок русского языка. Оценивать свою работу на уроке вы будете в Карточке личного контроля. 
  | 
 Приветствуют учителя, друг друга. 
  | 
 Взаимодействуют в малых группах (в парах) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Прием «Предъявление требований» 
  | 
|||||||||||||
| 
 II. Актуализация знаний и пробное учебное действие. Цель: создать условия для актуализации знаний учащихся.  | 
|||||||||||||||
| 
 — Откройте тетради, запишите: число, классная работа 
 Словарная работа — Расшифруйте загадки (анаграммы). НЕЛЕГДА (ЛЕГЕНДА) МЯТНИКПА (ПАМЯТНИК) РЕГОЙ (ГЕРОЙ) ТАРАБОТЬ (РАБОТАТЬ) — Какие слова запишем? Запишите слова. 
 
 — Какое слово лишнее в этом ряду? -Почему? 
 
 — О какой части речи пойдет разговор на уроке? 
 — Да, сегодня мы вспомним все, что уже знаем о глаголе. Заполните I карточки личного контроля. 
  | 
 
 
 
 
 
 
 
 — Легенда, памятник, герой, работать. Записывают слова. 
 -Работать — Это глагол, все остальные слова – существительные. 
 Отвечают: Глагол 
 
 — О глаголе. 
 
 Заполняют карточку личного контроля. I этап 
  | 
 
 
 
 
 
 На листочках отпечатаны слова, прикреплены на доске 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Карточка личного контроля  | 
|||||||||||||
| 
 III. Выявление места и причины затруднения. Цель: создать условия для обсуждения затруднения.  | 
|||||||||||||||
| 
 — Обсудите в парах, что расскажет о себе глагол. 
 — Давайте проверим, как вы выполнили работу. 
 
 — Какой теме были посвящены наши последние уроки русского языка? 
 
 
 Чему научились?  | 
 
 У детей карточка, они заполняют ее, работая в парах. 
 
 
 Учащиеся отвечают на вопрос. После ответа открывается очередная строка таблицы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Спряжению глаголов. Правописанию безударных личных окончаний. Научились определять спряжение глаголов Карточка личного контроля II этап 
  | 
 
 Работа в парах 
 
 
 
 Слайд 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  | 
|||||||||||||
| 
 IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. Цель: создать условия для проговаривания темы урока, постановки целей урока; построить проект выхода из затруднения.  | 
|||||||||||||||
| 
 
 — Какова же тема сегодняшнего урока? 
 
 
 
 — Сформулируйте цель урока. 
 
 
 
 
 
 
 — Что мы будем делать, чтобы достичь поставленной цели? 
 
 
 
 
 — Молодцы!  | 
 
 — Обобщение и систематизация знаний о глаголе, о новом признаке глагола — спряжении 
 — Повторить, все, что мы знаем о глаголе, повторить, как определять новый грамматический признак глагола; 
 
 Составление плана. 
 
 
  | 
 
 
 Слайд 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Планирование 
 
 
 
 
 
 
  | 
|||||||||||||
| 
 V. Цель: организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта; решение устной задачи.  | 
|||||||||||||||
| 
 
 Проблемная ситуация. (текст на листочках) Тихо в лесу. Перелета..т с дерева на дерево пугливый рябчик. Смело беж..т волк по знакомому следу. Хорошо зна..ет он дорогу в свое логово. Сид..т на голом суку головастый совёнок. Серый часовой вид..т жизнь зимнего леса, слыш..т малейший шорох и хруст. — Сможем ли мы вставить пропущенные буквы в окончаниях глаголов? — Как надо действовать, чтобы правильно написать окончания глаголов? — Давайте повторим алгоритм. Открыли учебники с. 65 упр. 364 Давайте вспомним глаголы-исключения. Представленная информация была полезной? ДА   61%   НЕТ   39%   Проголосовало: 1577 — Выпишите в тетрадь глаголы, вставьте пропущенные буквы, определите спряжение глаголов. Образец устного рассуждения приводит ученик: 1. Личный глагол перелета(е)т. 2. Ставлю ударение в слове: перелета(е)т. 3. Окончание безударное. 4. Ставлю глагол в начальную форму: (что делать?) перелетать (Несов. вид) 5. Начальная форма заканчивается на –еть, это не глагол-исключение. 6. Вывод: глагол I спряжения, в окончании пишу -ет  | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 По алгоритму. 
 
 
 Читают стихотворения 
 
 Один ученик работает у доски. Он записывает глаголы через запятую. Выделяет окончания. А остальные учащиеся записывают глаголы в тетрадь. 
 
 
 
 
 
 Заполняют карточку личного контроля III этап 
  | 
 
 
 
 
 Наблюдение 
 
 
 
 
 На слайде выводится алгоритм. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  | 
|||||||||||||
| 
 VI. Физминутка. Цель: снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся.  | 
|||||||||||||||
| 
 Мы спряжения к глаголу подбирали И немножечко устали Потихоньку дружно встали И движения показали. 
 -Как живёшь? – Вот так! (Дети поднимают большой палец) — Как идёшь? – Вот так! (Шаги на месте и т.д.) — Как бежишь? – Вот так! — Как плывёшь? – Вот так! -Как сидишь? – Вот так! — В какой форме употреблены глаголы в физминутке? Назовите глаголы I спряжения. Назовите глаголы второго спряжения. Как определяли спряжение глаголов?  | 
 
 
 
 
 
 Выполняют упражнения. 
  | 
 
  | 
|||||||||||||
| 
 VII. Обобщение затруднений. Цель: организовать усвоение детьми алгоритма при решении типовых заданий с проговариванием во внешней речи.  | 
|||||||||||||||
| 
 
 – Продолжим работу. Работаем в парах. Пользуясь алгоритмом, вставьте букву безударного гласного в личных окончаниях глаголов, укажите спряжение. На карточках: Распределите по группам глаголы. На какие группы вы будете распределять глаголы? Рису..те, свет..т, дыш..шь, думаете, любят, летает, колют, гонишь, бреешь, стелет, пилят, смотрят,  | 
 Отвечают. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Заполняют карточку личного контроля.IV этап  | 
 Применяют 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Карточка личного контроля  | 
|||||||||||||
| 
 VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: выявить границы применимости нового знания и выполнить задание, в котором тренируется использование нового материала.  | 
|||||||||||||||
| 
 
 Творческая работа -Откуда эти строки? Кто написал басню? — Вставить в предложение подходящие по смыслу глаголы. 
 Плутовка к дереву на цыпочках________ , ________ хвостом, с вороны глаз________ . Слова для справок: подкрадывается, приближается, подходит; вертит, помахивает; не спускает, не сводит.. 
 — Определите спряжение глаголов, выделите окончания. 
 6 этап — Посчитайте, сколько баллов вы заработали за урок. Оцените себя.  | 
 
 
 Отвечают на вопрос учителя. 
 
 
 Учащиеся самостоятельно работают в тетрадях. 
 
 
 
 
 
 
 
 Заполняют карточку личного контроля. V этап  | 
 
 
 
 
 
 Слайд 
 С.Р. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Карточка личного контроля  | 
|||||||||||||
| 
 IX. Включение в систему знаний и повторение Цель:  | 
|||||||||||||||
| 
 Работа в группах 
 Составление синквейна По теме глагол 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Работа с сигнальными карточками (Ладошками) — Давайте проверим себя Определим глаголы Желтый цвет Глаголы I спр. Легко отличить от глаголов II спр. Только тогда, когда их личные окончания … (стоят под ударением) Голубой цвет Будь осторожен: не спутай – е или –и. Если у глагола безударное окончание, то (его надо поставить в н.ф. Если –ить – II спр., не ить – I спр. Фиолетовый цвет Глаголы-исключения Будьте внимательны! Несешь, кормит, гонит, Говорит, собирают, держит Бежишь, красит, гоняет Спешат, диктует, видит Поют, вянет, дышишь Идут, красишь, стелет 
  | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Выполняют. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Заполняют карточку личного контроля. VI этап  | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Карточка личного контроля 
  | 
|||||||||||||
| 
 Рефлексия учебной деятельности.  | 
 
  | 
 
  | 
|||||||||||||
| 
 Над какой темой мы сегодня работали? 
 
 
 Выучить правило на стр. 55, выполнить упр. 347 с. 56 (задание на выбор).  | 
 Отвечают, слушают, дополняют друг друга. 
 Записывают задание в дневники.  | 
 Домашнее задание Итог урока Анализ самооценки учащихся 
  | 
|||||||||||||