X-PDF

Использование активных и интерактивных методов обучения на уроках литературного чтении

Поделиться статьей

Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Использованиеактивных и интерактивных методов обучения на уроках  литературного чтении».

Образованиев начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Оно закладываетоснову формирования учебной деятельности ребёнка — систему учебных ипознавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебныецели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.Именно начальный уровень школьного обучения должен обеспечить  готовность испособность к сотрудничеству, совместной деятельности ученика с учителем иодноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющегоотношения личности с обществом и окружающими людьми.

Различиямежду «дать знания» и «достичь их понимания» огромны. Установка на механическоезапоминание знаний приводит к скорому забыванию этих сведений учащимися. Наш умне расстается с теми истинами, которые для себя считает доказанными, поэтомутолько осмысленные и всесторонне проверенные на практике знания становятсяподлинным достоянием человека.

Не секрет, что мы запоминаем:
10% того, что мы читаем,
20 % того, что мы слышим,
30 % того, что мы видим,
50% того, что мы видим и слышим,
70% того, что мы говорим,
90% того, что мы говорим и делаем.

Современномуобразовательному процессу требуются новые эффективные формы организации,  использованиекоторых позволит достичь предметных , метапредметных и личностных   результатовв соответствии с ФГОС.

Но так ли новы все педагогические приемы, которыми мы пользуемся сегодня. Об этомговорили самые известные педагоги, которые развивали педагогику.

Какдля учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен всамом широком понимании этого слова. Современный – это и совершенно новый, и нетеряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.  Свои уроки я стараюсь сделать интересными  для моих учеников,  использую для этого методы  активногои интерактивного обучения.

Чтотакое активное обучение?

Сутьактивного обучения состоит в том, чтобы не только дать учащимся знания, нои обеспечить формирование учебной деятельности и развитие познавательныхинтересов, и способностей, творческого мышления, умений и навыковсамостоятельного умственного труда. 

Длядостижения поставленной цели, перед АМО стоят следующие задачи: формированиенавыков продуктивного общения; развитие умений аргументировать свою точкузрения, четко формулировать и ясно излагать свои мысли; развитие способностианализировать различные ситуации, находить способы и средства их разрешения; совершенствованиепроцессов внимания, памяти и мышления.

Так науроках литературного чтения начиная изучать творчество одного из великихрусских писателей для начала нужно разгадать ребус, чтобы  узнатьимя этого автора.

Дляболее глубокого изучения материала, мы с детьми готовимся и инсценируемодну из частей произведения.

Так жеодин из методов АО, который я использую в своей практике – это рисованиеодного из полюбившегося момента из произведения. Из которого составляетсяколлаж на рабочей доске. Так же можно из рисунков составить последовательностьсобытий.

Как иу каждой методики у АМО есть свои плюсы и минусы.

+Активные методы обучения помогают учить самостоятельно добывать знания, развивать интерес к предмету, активизировать процесс развития коммуникативныхнавыков.

Детиначальной школы имеют свои особенности, поэтому не могут совладать  своимиэмоциями и на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждениипроблем. Поэтому методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества.

Сутьинтерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован такимобразом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесспознания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, чтоони знают и думают, т.е. каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идетобмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфередоброжелательности и взаимной поддержки.

Длядостижения поставленной цели, перед ИМО стоят следующие задачи: научитьсамостоятельному поиску; научить работе в команде; научить формироватьсобственное мнение.

Так науроках литературного чтения я использую такие задания, как разгадывание кроссвордов.Здесь преследуется цель как повторить биографию одного из авторов, так и поключевому слову узнать название произведения, над которым дети будут работатьна уроке.

Поитогу изучения текста одним из заданий является угадать героя по егоописанию его характера.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.46%
НЕТ
40.54%
Проголосовало: 1157

Так жеодним из способов закрепления пройденного материала, детям демонстрируется мультфильм,что позволяет более глубоко проникнуться чувствами и переживаниями героев.

Ещеодна из форм для закрепления материала – это интерактивная игра,в которой дети делятся на команды и получают баллы за правильные ответы.

Преимуществу данного метода достаточно много, и из них следует выделить: ребёнокучится получать знания самостоятельно, он понимает, что информацию можнополучить из разных доступных источников. Так формируется самостоятельность исамодостаточность ребёнка, повышается качество, прогресс и эффективность самогопроцесса обучения, так как у ребёнка просыпается интерес к предмету и вера всвои силы.

Уребёнка развиваются социальные навыки общения. Он учится выражатьсобственное мнение, вести обсуждение, дискутировать и правильно отстаивать своюточку зрения, с вежливостью и не нарушая правил спора. Также у школьникаразвивается умение избегать острых конфликтов, вовремя решать проблемы инаходить компромиссы. ИМО также развивает творческие навыки и особыйспособ мышления.

Большуюроль играет интерактив и с точки зрения психического здоровья ученика.Метод помогает снять повышенную нервную и умственную нагрузку, позволяетчередовать различные формы работы и переключать внимание с одной темы надругую, не допуская чрезмерной усталости.

Материалподаётся в такой форме, которую легко переварить самостоятельно.

Тем неменее, у интерактивного метода есть и недостатки, которые важноучитывать при работе с детьми:

Невсегда удаётся адаптировать метод к особенностям характера и поведениявсех детей. Например, он не всегда эффективно позволяет преодолеть нежеланиеребёнка включаться в процесс обучения. Также есть вероятность, что мнениеодного из учеников, лидирующего в группе, будет доминировать над другими.

Еслиучитель недостаточно хорошо владеет интерактивными методиками, то естьвероятность, что он потеряет контроль над классом, а ученики воспользуютсяэтим, чтобы отлынивать от работы.

Трудносохранить баланс между игрой и учёбой. Если слишком увлечься интерактивом, томожно отклониться от главной цели обучения — получения новых знаний поопределённой теме.

Еслипользоваться только одним методом, есть риск, что ученикам позжебудет труднее адаптироваться к другим. По этой причине рекомендуетсясочетать несколько методов в процессе обучения, чтобы показать ребёнку, чтосуществует множество путей и способов развития и получения знаний.

Итак,давайте подведем итог.

Активныйметод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которойучитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесьне пассивные слушатели, а активные участники урока.

Интерактивныйметод  означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога скем-либо. Таким образом, использование активных и интерактивных методовобучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но икак в любой методике есть особенности. А применять ее или нет, это уже делоучителя и его творчества.  

Благодарю за внимание!

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.46%
НЕТ
40.54%
Проголосовало: 1157

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет