Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Использованиеактивных и интерактивных методов обучения на уроках литературного чтении».
Образованиев начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Оно закладываетоснову формирования учебной деятельности ребёнка — систему учебных ипознавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебныецели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.Именно начальный уровень школьного обучения должен обеспечить готовность испособность к сотрудничеству, совместной деятельности ученика с учителем иодноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющегоотношения личности с обществом и окружающими людьми.
Различиямежду «дать знания» и «достичь их понимания» огромны. Установка на механическоезапоминание знаний приводит к скорому забыванию этих сведений учащимися. Наш умне расстается с теми истинами, которые для себя считает доказанными, поэтомутолько осмысленные и всесторонне проверенные на практике знания становятсяподлинным достоянием человека.
Не секрет, что мы запоминаем:
10% того, что мы читаем,
20 % того, что мы слышим,
30 % того, что мы видим,
50% того, что мы видим и слышим,
70% того, что мы говорим,
90% того, что мы говорим и делаем.
Современномуобразовательному процессу требуются новые эффективные формы организации, использованиекоторых позволит достичь предметных , метапредметных и личностных результатовв соответствии с ФГОС.
Но так ли новы все педагогические приемы, которыми мы пользуемся сегодня. Об этомговорили самые известные педагоги, которые развивали педагогику.
Какдля учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен всамом широком понимании этого слова. Современный – это и совершенно новый, и нетеряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Свои уроки я стараюсь сделать интересными для моих учеников, использую для этого методы активногои интерактивного обучения.
Чтотакое активное обучение?
Сутьактивного обучения состоит в том, чтобы не только дать учащимся знания, нои обеспечить формирование учебной деятельности и развитие познавательныхинтересов, и способностей, творческого мышления, умений и навыковсамостоятельного умственного труда.
Длядостижения поставленной цели, перед АМО стоят следующие задачи: формированиенавыков продуктивного общения; развитие умений аргументировать свою точкузрения, четко формулировать и ясно излагать свои мысли; развитие способностианализировать различные ситуации, находить способы и средства их разрешения; совершенствованиепроцессов внимания, памяти и мышления.
Так науроках литературного чтения начиная изучать творчество одного из великихрусских писателей для начала нужно разгадать ребус, чтобы узнатьимя этого автора.
Дляболее глубокого изучения материала, мы с детьми готовимся и инсценируемодну из частей произведения.
Так жеодин из методов АО, который я использую в своей практике – это рисованиеодного из полюбившегося момента из произведения. Из которого составляетсяколлаж на рабочей доске. Так же можно из рисунков составить последовательностьсобытий.
Как иу каждой методики у АМО есть свои плюсы и минусы.
+Активные методы обучения помогают учить самостоятельно добывать знания, развивать интерес к предмету, активизировать процесс развития коммуникативныхнавыков.
— Детиначальной школы имеют свои особенности, поэтому не могут совладать своимиэмоциями и на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждениипроблем. Поэтому методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества.
Сутьинтерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован такимобразом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесспознания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, чтоони знают и думают, т.е. каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идетобмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфередоброжелательности и взаимной поддержки.
Длядостижения поставленной цели, перед ИМО стоят следующие задачи: научитьсамостоятельному поиску; научить работе в команде; научить формироватьсобственное мнение.
Так науроках литературного чтения я использую такие задания, как разгадывание кроссвордов.Здесь преследуется цель как повторить биографию одного из авторов, так и поключевому слову узнать название произведения, над которым дети будут работатьна уроке.
Поитогу изучения текста одним из заданий является угадать героя по егоописанию его характера.
Так жеодним из способов закрепления пройденного материала, детям демонстрируется мультфильм,что позволяет более глубоко проникнуться чувствами и переживаниями героев.
Ещеодна из форм для закрепления материала – это интерактивная игра,в которой дети делятся на команды и получают баллы за правильные ответы.
Преимуществу данного метода достаточно много, и из них следует выделить: ребёнокучится получать знания самостоятельно, он понимает, что информацию можнополучить из разных доступных источников. Так формируется самостоятельность исамодостаточность ребёнка, повышается качество, прогресс и эффективность самогопроцесса обучения, так как у ребёнка просыпается интерес к предмету и вера всвои силы.
Уребёнка развиваются социальные навыки общения. Он учится выражатьсобственное мнение, вести обсуждение, дискутировать и правильно отстаивать своюточку зрения, с вежливостью и не нарушая правил спора. Также у школьникаразвивается умение избегать острых конфликтов, вовремя решать проблемы инаходить компромиссы. ИМО также развивает творческие навыки и особыйспособ мышления.
Большуюроль играет интерактив и с точки зрения психического здоровья ученика.Метод помогает снять повышенную нервную и умственную нагрузку, позволяетчередовать различные формы работы и переключать внимание с одной темы надругую, не допуская чрезмерной усталости.
Материалподаётся в такой форме, которую легко переварить самостоятельно.
Тем неменее, у интерактивного метода есть и недостатки, которые важноучитывать при работе с детьми:
Невсегда удаётся адаптировать метод к особенностям характера и поведениявсех детей. Например, он не всегда эффективно позволяет преодолеть нежеланиеребёнка включаться в процесс обучения. Также есть вероятность, что мнениеодного из учеников, лидирующего в группе, будет доминировать над другими.
Еслиучитель недостаточно хорошо владеет интерактивными методиками, то естьвероятность, что он потеряет контроль над классом, а ученики воспользуютсяэтим, чтобы отлынивать от работы.
Трудносохранить баланс между игрой и учёбой. Если слишком увлечься интерактивом, томожно отклониться от главной цели обучения — получения новых знаний поопределённой теме.
Еслипользоваться только одним методом, есть риск, что ученикам позжебудет труднее адаптироваться к другим. По этой причине рекомендуетсясочетать несколько методов в процессе обучения, чтобы показать ребёнку, чтосуществует множество путей и способов развития и получения знаний.
Итак,давайте подведем итог.
Активныйметод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которойучитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесьне пассивные слушатели, а активные участники урока.
Интерактивныйметод означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога скем-либо. Таким образом, использование активных и интерактивных методовобучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но икак в любой методике есть особенности. А применять ее или нет, это уже делоучителя и его творчества.
Благодарю за внимание!