.
Урокрусского языка – 2 класс.
Тема«Признаки однокоренных слов».
Учитель: Суворина Ольга Владимировна
Краснозерское2021
Тема: Признакиоднокоренных слов.
Цель:Уточнить представление о признаках однокоренных слов
Задачи:
закрепить умениенаходить корень в однокоренных словах;
развивать умениераспознавать и подбирать однокоренные слова;
развиватьвнимание, вырабатывать орфографическую зоркость, умение доказывать, рассуждать,делать выводы;
развивать умениеслышать и слушать, самостоятельность, умение осуществлять самоконтроль, интереск русскому языку;
воспитыватьчувство патриотизма и гордость за свою Родину;
воспитыватьбережное отношение к природе;
воспитыватьчувство коллективизма.
Оборудование:
проектор,экран, компьютер, мультимедийная презентация, иллюстративный материал,карточки с заданиями и жетоны для проведения игры, раздаточные листы, фонарики,имитирующие пульт управления, конверт с письмом.
Ходурока
I.Организационныймомент.
Основная задачаучителя — приведение класса в рабочее состояние: проверкаготовности рабочих мест учащихся, создание деловой обстановки, эмоциональногонастроя на работу по основной теме урока и на восприятие знаний о космическомпространстве и о проведении Года космонавтики в России. Класс делится на 2группы с целью приучения школьников к коллективнымметодам работы. На столе у каждой группы находятся фонарики, имитирующие пультуправления корабля, которыми учащиеся сигнализируют о выполнении задания. Организуетсяигра-превращение в «космонавтов». Благодаря этому у ребенка рождаются новыекартины и образы, что помогает усвоению учебного материала.
II. Сообщение темы ицели урока.
1Сообщение учителяо Годе космонавтики в России, о первом космонавте с использованием портретаЮ.А.Гагарина и иллюстративного материала.
— Ребята, какойпраздник в апреле будет отмечать вся страна?
— Ровно 60 летназад впервые человек совершил полёт в космос.
— Кто знает имячеловека, совершившего первый полет в космос?
На 1-ом слайдепрезентации открывается изображение звездного неба.
(На фоне музыкичитаю стихотворение)
Вряду десятилетий каждый год
Мы метим новыми,
Космическими вехами.
Но помним:
К звездам начался поход
С Гагаринского
Русского
«Поехали!»
— Я вам предлагаюсовершить путешествие по звёздному небу. Все наблюдения мы будем записывать всвоих бортжурналах. Давайте откроем бортжурнал и запишем, какого числа мысовершаем путешествие.
2. Определениетемы и цели урока.
-На чём мы будемсовершать полёт, вы узнаете, отгадав загадку.
Учащимсяпредлагается отгадать загадку, которая помещена на слайде №2:
По волнам дворецплывет,
На себе людей везёт.
Если надо, может -в космос,
Может к звездам унесёт.
3.Знакомство сэтимологией понятия «КОРАБЛЬ».
(Определениепонятия слова «корабль» даёт заранее подготовленный ученик)
4. Определениеправильного орфографического написание слова, части речи, звукобуквенный анализслова, подбор однокоренных слов и определение темы и цели урока.
— На какой вопросотвечает слово «корабль»?
— К какой частиречи относится это слово? Что оно обозначает?
— На какой слогпадает ударение?
-Назовите безударную гласную в корне слова?
— Сколько букв слове «корабль»? Сколько звуков?
— Подберите словоблизкое по значению.
— Выделите общуючасть. Можно ли сказать, что это слова однокоренные?
— Как вы думаете,о чём мы будем говорить на уроке?
Тема высвечивается на слайде №3
На данном этапепроводится актуализация знаний, что позволяет учащимся вспомнить ранееизученный материал.
III. Минуткачистописания.
На слайде №4проецируется изображение кометы в атмосфере.
1Сообщение окомете.
Комета-этонебесные тела, они то — движутся к солнцу, то отдаляются от него. Они состоятиз ядра и хвоста. Хвост — это твердые частички, замерзшего газа и небеснойпыли. Встреча космического корабля с кометой очень опасна, может привести кгибели.
(Создаётся игроваяситуация, которая способствует заинтересованности детей в каллиграфическиправильном написании букв и словарного слова.)
2. Выделение ихарактеристика звука и буквы К
3.Письмо буквы Кк
4.Письмословарного слова « Корабль»
— О завершении работы подайте сигнал, который находится на «пульте управления». Пульт управленияимитирует световой фонарик.
Команде,выполнившей задание первыми, выдаётся красная планета, вторым – синяя
Цель данного этапаурока – формирование навыка правильного написания букв, их соединений в слове, чёткого безотрывного письма, развитие каллиграфически правильного почерка.
IV. Словарнаяработа.
1. Работа поиндивидуальным карточкам. (Приложение 1)
2. Самопроверка.
3. Взаимопроверка.
4. Проверкасловарных слов по слайду№5.
Детям раздаютсякарточки для индивидуальной работы со словами, в которых пропущенынепроверяемые гласные и двойные согласные буквы. Учащиеся получают задание:вставить пропущенные буквы и поставить знак ударения. Этот прием используется сцелью проверки умения учащихся правильно писать слова из словарика и приучаетработать самостоятельно. После выполнения задания организуется взаимопроверка исверка своих работ со словами, выведенными на слайде № 5. Данная работаспособствует навыкам взаимно- и самоконтроля. В ходе контроля у учащихсявоспитываются ответственность и добросовестность, мышление и речь, внимание иволя. В данной групповой работе переплетаются три основные сферы отношенийребёнка: с учителем, сверстниками, отношение к самому себе. Благодаря этомусоздаются хорошие предпосылки для укрепления произвольности поведения,удерживания в мыслях общей цели, проверки своих возможностей.
V. Работа по темеурока.
Целью этого этапаявляется обобщение знаний учащихся по теме « Признаки однокоренных слов». Длядостижения данной цели используются разные виды деятельности.
1.Найти ивыделить корень в однокоренных словах.
На слайде № 6проецируется изображение Луны и космического корабля, на котором дети -«космонавты» путешествуют по космическому пространству.
а) Сообщениеучителя
-Держим курс наЛуну. Луна это спутник Земли. Луна – самое близкое к Земле небесное тело, вбинокль хорошо видно, что Луна – шар. На Луне видны темные пятна, которыеназывают морями, но в них нет ни капли воды, нет у Луны и атмосферы, поэтомунет, и не может быть жизни. Американские космонавты побывали на Луне, виделилунные кратеры, острые камни, трещины, безжизненнуюповерхность. Чтобыубедиться в этом, давайте приземлимся на луну и убедимся в этом ну для этогонам необходимо выполнить задание.
б) Практическаяработа « Найти корень в однокоренных словах».
На слайдепроецируется задание « Найти корень в однокоренных словах».
(Чтобызаинтересовать детей в выполнении данного задания, пояснение даётся встихотворной форме)
Так же, как и у куста, корень слова есть услов,
Будь внимателен к словам, отыщи в них корень сам.
— Назови корень воднокоренных словах.
Путешествиепродолжается, и «космонавты» прилетают на планету Венера
2. Выборочное списывание.
Слайд№7.Создаётся ситуация познавательной деятельности, с помощью которой «космонавты» узнают сведения о планете, выполнив задания. Выборочное списывание развивает орфографическую зоркость, внимание, умение находитьоднокоренные (родственные слова) среди слов, сходных по написанию, но разных позначению, приучаетшкольников к анализу заданиядо его записи. Задания на слайде учат осмысливать, вдумываться ввыполнение работы и умению правильно применять правило об однокоренных словах.
— Хотите узнать о планете, которая называется Венера?
— Выполнивзадание, мы откроем для себя новую информацию о планете. Выполнив задание,дайте сигнал на пульте управления.
Сообщение учителя.
Венера получиласвоё название в честь римской богини любви и красоты. На небе она сияет ярчевсех звёзд. Большую часть Венеры занимает холмистые равнины, обнаружены игорные районы.
3.Работа поучебнику
На слайде № 8проецируется планета Плутон.
Сообщение учителя.
Плутон самаямаленькая планета и самая отдаленная от солнца. Планета названа в честьгреческого божества, владыки подземного мира. Эта единственна планета, которуюне посетили земные космические аппараты.
а) Работа поучебнику. Выполнение упражнения из учебника.
-Ребята, почитайтезадание к упражнению, обсудите правильность выполнения задания в командах,запишите упражнение в свои бортжурналы и просигнализируйте о выполнении работы.
Этот прием учитумению работать с книгой, следовать алгоритму при выполнении упражнения изучебника. Задание прочитывается учащимися и намечается план выполнения работы .На данном этапе идёт коллективный поиск правильного выполнения задания. Дети вгруппах обсуждают, какие слова нужно выписать, а после записывают обработанныйматериал в «бортжурналы» самостоятельно. Для создания атмосферы космическогопространства во время самостоятельной работы звучит спокойная музыка.
По окончаниюработы, дайте сигнал на пульте управления.
Музыкальная физкультминутка
«Подарокинопланетянам от Землян»
На слайдах № 9- №14 проецируются весёлые клоуны. Под музыку учащиеся выполняют физическиеупражнения, чтобы снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых иповысить умственную работоспособность, дать отдых мышцам, органам слуха,восстановить силы ребенка и гимнастику для глаз, чтобы снять напряжение зрения.
(отключить музыкупо щелчку правой кнопки на мышке)
4. Подбороднокоренных слов, выделение корня.
Слайд №15. «Космонавты» прилетели на планету Сатурн.
На слайдепроецируется изображение космического пространства, на котором видны планетаСатурн и дерево с корнем – снеж- и «плодами» — морфемами слов. Учитель делаетсообщение о планете и говорит, что здесь растёт удивительное дерево судивительными плодами. Собрав «плоды», дети образуют новые слова с корнем –снеж-. На данном этапе преследуются две цели: закрепление признаководнокоренных слов и подготовка к изучению морфемного состава слова.
На этапе работы потеме урока происходит быстрая смена видов деятельности, что позволяетувеличивать общий темп работы и объём выполняемых заданий за урок. Этоспособствует более глубокому усвоению знаний, умений и навыков.
Сообщение учителя
-Сатурн — названав честь оного из римских богов , покровители земледелия. Эту планету окружаютяркие кольца. Кольца образованы различными частицами: камнями, глыбами разныхразмеров, покрытым льдом, снегом илиинеем. На этой планете растетудивительное дерево, с корнем «-снеж-» ,а на дереве растут плоды, давайте изэтого корня и плодов на дереве составим слова и выделим общую часть.
VI. Закреплениеранее изученного материала.
На Слайде№16проецируется вид поверхности планеты Земля из космоса. «Космонавты»возвращаются домой на Землю. Создаётся проблемная ситуация — вернуться можнотолько после выполнения определённых заданий.
— Ребята мы с вамиживем на планете Земля, это самая большая планета и главное отличие от другихостальных планет в том, что на ней есть жизнь!
1.Составлениедеформированного предложения.
(лесной, расцвели,на, подснежники, первые, поляне)
Данное заданиеразвивает умение правильно строить предложении из разрозненных слов, осознаватьсмысловые связи между словами в предложении.
а) составлениепредложения
2. Работанад предложением.
На слайде №17проецируется предложение и композиция из подснежников. Происходит актуализациязнаний по теме «Безударный гласный звук», «Главные члены предложения» и «Частиречи».
-вставитьпропущенные буквы,
-подчеркнутьглавные члены предложения,
-определитьизвестные части речи.
3.Беседа опризнаках весны.
— Какое время годасейчас на земле?
а) беседа опервоцветах.
На слайде №18 проецируютсяизображения первых весенних цветов
б) приметы о ранней весне.
На слайде №19 проецируютсяизображения перелётных птиц.
в) беседа попризнакам наступления весны и ее приметам.
Это способствуетразвитию речи учащихся. Педагог обращает внимание на сохранение и укреплениездоровья учащихся в весенний период. Говорится о необходимости бережногоотношения к природе. Для более глубокого усвоения темы урока учащиеся вкомандах подбирают однокоренные слова к названиям перелётных птиц. Этоспособствует развитию памяти и логического мышления.
в) подбороднокоренных слов к названиям перелётных птиц. (Приложение-2)
VII. Итог урока.
Итог урокапроходит в два этапа. На первом этапе учащиеся обобщают знания.
а) определениепризнаков однокоренных слов.
На слайде № 20проецируется схема «Признаки однокоренных слов».
— Назовитепризнаки однокоренных слов. (Признаки определяют дети.)
б) игра «Письмо отИнопланетян»
В целях проверкиусвоения знаний, умений и навыков, полученных учащимися на уроке,предлагается задание в игровой форме «Письмо от инопланетян», в которомнеобходимо найти в тексте стихотворения однокоренные (родственные) слова,выделить корень и определить признаки однокоренных слов. (Приложение-3)
На втором этапе используется приём рефлексии.
-Ребята, передвами «Планета настроений», на которой вы видите планеты красные и синие. Есливам понравился урок, вам было интересно работать, возьмите красную планету,если вы устали и вам, было, не интересно возьмите синюю планету.
Учащие выбираютсебе «Планету настроения», которая показывает, понравился ли урок, было лиинтересно на уроке и усвоили ли они материал. Учитель дает оценку работекаждого ребенка на уроке, т.к. контроль и оценка знаний и умений имеют большоевоспитательное значение, содействуют повышению интереса учащихся к учению,приучают к регулярному труду и дисциплине, стимулируют познавательнуюдеятельность.
На каждом этапеучитель стимулирует мотивацию активной познавательной деятельности учащихся науроке с помощью жетонов, изображающих красные и синие планеты.
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Путешествие по звездному небу!
-
2 слайд
Загадка.
Корабль
7 букв
6 звуков
Корабль-кораблик.
По волнам дворец плывет,
На себе людей везёт.
Если надо может в космос,
Может к звездам унесёт. -
3 слайд
Признаки однокоренных слов.
-
4 слайд
Минутка чистописания.
К к к к к к к к к
Корабль корабль корабль корабль -
5 слайд
Словарные слова.
Воробей
ворона
заяц
собака
берёза
класс
русский язык
тетрадь
хорошо
ученик -
6 слайд
задание на Луне!
Лес-
лесок- лесной — лесник
Цвет-
цветок- цветной — цветник
Летчик —
самолёт — полёт
Ледяной-
Ледовый — лёд -
7 слайд
Венера.
Липа-
Выборочный диктант.
прилипнуть, липовый, липка, налипать.
Осина-
осень, осинка, посинеть, осинник. -
8 слайд
Плутон
Работа по уче6нику
.
страница 47 упражнение 299. -
9 слайд
Клоунада
подарок инопланетянам от Землян!!!! -
10 слайд
-
11 слайд
-
12 слайд
-
13 слайд
-
14 слайд
-
15 слайд
Молодцы!
-
16 слайд
Сатурн.
-снеж-
н
ый
ок
под
ник
инк
а
и
снежок
подснежник
снежный
снежинка -
17 слайд
на
лесной
полянке
расцвели
первые
подснежники -
18 слайд
На л..сной п..лянке расцв..ли первые подснежники.
е
е
о
Сущ.
Гл. -
19 слайд
-
20 слайд
-
21 слайд
Признаки однокоренных (родственных) слов
общее значение
Одинаковый корень -
22 слайд
Молодцы,ребята!
Презентацию выполнила
учитель начальных классов
МКОУ Майской СОШ
Суворина Ольга Владимировна