Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Музыка» для 7 класса составлена на основанииследующих нормативно-правовых документов и научно-методических рекомендаций:
· Федеральногозакона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г, №273-ФЗ;
· Федеральногогосударственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОСООО), от 17.12.2010г, №1897;
· Законаоб образовании РБ от 13.12.2013г, №240 – V (с изменениями на 28.09.2020г.);
· Санитарно– эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения вобщественных учреждениях, утвержденные постановлением Главного государственногосанитарного врача РФ от 29.12.2010г, №189 (далее – Сан Пин 2.4.2. 2821-10);
· Федеральногоперечня учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательныхучреждениях, реализующих программы среднего общего образования 2020-2021 уч.год. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 №254;
· Примернойпрограммы среднего (полного) общего образования «Музыка» М.: Просвещение, 2014(Стандарты второго поколения) с учетом авторской программы «Музыка. 5-9классы» авторы В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т.Н. Кичак;
· Основнойобразовательной программы основного общего образования МАОУ «СотниковскаяСОШ»;
· Учебногоплана МАОУ «Сотниковская СОШ» на 2021-2022 учебный год;
· Положенияо рабочей программе, 2019 год.
При работе по данной программепредполагается использование учебно-методического комплекта: учебник Т.И.Науменко, В.В. Алеева для общеобразовательных учреждений «Музыка. 7 класс» (М.:Дрофа, 2013), рабочая тетрадь, методические пособия и вспомогательнаялитература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя,аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).
Цель:духовно-нравственноевоспитание школьников через умение находить взаимодействия междужизненными явлениями и их художественным воплощением в музыкальных образах.
Основныезадачи предмета «Музыка»:
· научить школьников воспринимать музыкукак неотъемлемую часть жизни каждого человека;
· содействовать развитию внимательного идоброго отношения к окружающему миру;
· воспитывать эмоциональную отзывчивостьк музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
· развивать интеллектуальный потенциал;
· способствовать развитию интереса кмузыке через творческое самовыражение,
· способствовать формированиюслушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достиженияммузыкального искусства;
· научить находить взаимодействия междумузыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновьприобретённых знаний;
· сформировать систему знаний, нацеленныхна осмысленное восприятие музыкальных произведений;
Национально–региональный компонентявляется составной частью школьного образования. Он обладает самоценностью исамозначительностью, поэтому в свою рабочую программу по музыке я включиланационально – региональные материалы, которые позволяют учащимся лучшеосознавать себя, своё село, регион, которые являются неотъемлемой частью нашейстраны, а также способствуют становлению личности, небезразличной к судьбесвоей малой Родины.
Вкалендарно – тематическом планировании внесена корректировка тем. В IIIчетверти тема 6 урока «Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь»:двухчастная форма» заменена на тему «Сагаалганай уулзалга», тема 7 урока«Ночная серенада» Пушкина — Глинки: трехчастная форма» заменена на тему«Бурятская музыкальная культура».
Ценностныеориентиры содержания учебного предмета заключаются:
— в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию,чувства личной ответственности за Отечество;
— в формировании чувства патриотизма и гражданскойсолидарности;
— в формировании разностороннего,интеллектуально-творческого и духовного развития;
— в формировании основ художественного мышления;
-в ориентации на успешную социализацию растущего человека,становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию исотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности забудущее культурное наследие.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Всоответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательнойпрограммы общего образования Федерального государственного образовательногостандарта обучение на занятиях по музыке направлено на достижение учащимисяличностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностныерезультаты освоения предмета «Музыка» в основной школе:
Ученик научится:
· понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства наоснове осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы,изобразительного искусства, театра, кино и др.);
· находить ассоциативные связи между художественными образамимузыки и других видов искусства;
· размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказыватьсуждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
· передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменнойформе;
· высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки вжизни, о нравственных ценностях и идеалах шедевров музыкального искусствапрошлого и современности;
· использовать различные формы индивидуального, группового иколлективного музицирования (пение, пластическое интонирование, импровизация,игра на инструментах);
Ученик получит возможностьнаучиться:
· участвовать в музыкально-эстетической жизни класса, школы;
· творчески интерпретировать содержание музыкального произведения впении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительнойдеятельности;
· развивать умения и навыки музыкально-эстетическогосамообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельнаяработа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.;
Метапредметные результатыосвоения изобразительного искусства в основной школе:
РегулятивныеУУД:
Ученик научится:
· принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии сними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
· договариваться о распределении функций и ролей в совместнойдеятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственноеповедение и поведение окружающих;
· выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, атакже пользоваться на практике этими критериями.
· прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру,предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, ихразвитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
· мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опытаколлективного публичного выступления и при подготовке к нему.
Ученик получит возможностьнаучиться:
· ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебныезадачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результатав процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;
· действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха засчет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей сучетом имеющихся условий.
ПознавательныеУУД:
Ученикнаучится:
· логическимдействиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовымпризнакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построениярассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений иподтверждающих их доказательств;
· применятьметоды наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебногоматериала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебныхзадач;
· обсуждатьпроблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества,сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся;понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
· пониматьразличие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватновоспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержанияих образов, существование различных интерпретаций одного произведения;выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;
· осуществлятьпоиск оснований целостности художественного явления (музыкальногопроизведения), синтеза как составления целого из частей;
Ученик получит возможность научиться:
· научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовитьсвое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
· удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности,духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о даннойпредметной области.
КоммуникативныеУУД:
Ученикнаучится:
· пониматьсходство и различие разговорной и музыкальной речи;
· слушатьсобеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, приниматьразличные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение иаргументировать свою точку зрения;
· пониматькомпозиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитыватьих при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
· использоватьречевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий длярешения коммуникативных и познавательных задач;
· опосредованновступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявленияавторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличенияполученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив вход решения учебно-художественной задачи;
· приобрестиопыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результататворческой музыкально-исполнительской деятельности.
Ученикполучит возможность научиться:
· совершенствоватьсвои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функциймузыкальной речи;
· создаватьмузыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольноили при поддержке одноклассников.
Предметные результаты освоения музыки в основной школе:
Ученик научится:
· сформированность основ музыкальной культуры школьника какнеотъемлемой части его общей духовной культуры;
· сформированность потребности в общении с музыкой длядальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования,организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыкив жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
· развитие общих музыкальных способностейшкольников (музыкальной памяти и слуха), а также образного иассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностногоотношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализахудожественного образа;
· сформированность мотивационной направленности на продуктивнуюмузыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальноемузицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация,музыкально-пластическое движение и др.);
· воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятиямузыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видахмузыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
Ученик получитвозможность научиться:
· расширениемузыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса,устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира,классическому и современному музыкальному наследию;
· овладение основами музыкальной грамотности: способностьюэмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи сжизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкальногоискусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
· приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленнойи содержательной музыкально-учебной деятельности, включаяинформационно-коммуникационные технологии;
Содержание учебного предмета
№ |
Перечень и название разделов |
Кол/час |
Содержание |
1 |
Содержание в музыке |
8ч (очно) 8ч (заочно) |
Постановка проблемы, связанной с изучением главной темы года. Виды музыкальных образов. Воплощение глубинной сущности явлений в произведениях искусства – важнейший критерий подлинного творчества. Что составляет «магическую единственность» замысла и его воплощения. Жанры музыки. |
2 |
Что такое музыкальная форма |
11ч |
Понимание музыкальной формы в узком и широком смысле. Единство содержания и формы – непременный закон искусства. Связь тональности музыкального произведения с его художественным замыслом, характером. |
3 |
Музыкальная драматургия |
7ч |
В чем состоит принципиальное отличие между музыкальной формой и музыкальной драматургией. Осуществление драматургии в форме музыкального произведения (процесс – результат). Особенности взаимодействия статики и динамики. |
Тематическое планирование7 а, б, в, г, д, е классы
№ п/п |
Наименование разделов, тем уроков |
Кол. часов |
Сроки |
||
план |
факт |
коррекц |
|||
I |
Содержание в музыке |
16ч |
|
|
|
1 |
О единстве содержания и формы в художественном произведении (очно) |
1ч |
03.09 |
|
|
2 |
Музыку трудно объяснить словами (заочно) Адрес электронного образовательного ресурса |
1ч |
10.09 |
|
|
3 |
В чем состоит сущность музыкального содержания (очно) |
1ч |
17.09 |
|
|
4 |
В чем состоит сущность музыкального содержания (заочно) Адрес электронного образовательного ресурса https://multiurok.ru/files/v-chiem-sostoit-sushchnost-muzykal-nogho-sodierzha.html |
1ч |
24.09
|
|
|
5 |
Музыка, которую можно объяснить словами (очно) |
1ч |
01.10 |
|
|
6 |
Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского (заочно) Адрес электронного образовательного ресурса https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-k-uroku-v-7-klassie-po-proghrammie.html |
1ч |
08.10 |
|
|
7 |
Восточная тема у Н. Римского-Корсакова: «Шехеразада» (очно) |
1ч |
15.10 |
|
|
8 |
Когда музыка не нуждается в словах (заочно) Адрес электронного образовательного ресурса https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-na-temu-kogda-muzika-ne-nuzhdaetsya-v-slovah-2175614.html |
1ч |
22.10 |
|
|
9 |
Лирические образы в музыке (очно) |
1ч |
29.10 |
|
|
10 |
Драматические образы в музыке (заочно) Адрес электронного образовательного ресурса https://videouroki.net/razrabotki/priezientatsiia-k-uroku-muzyki-v-7-klassie-po-proghrammie-alieieva-na-tiemu-dram.html |
1ч |
11.11 |
|
|
11 |
Эпические образы в музыке (очно) |
1ч |
18.11 |
|
|
12 |
Память жанра (заочно) Адрес электронного образовательного ресурса https://infourok.ru/prezentaciya_k_uroku_muzyki_v_7_klasse-509444.htm |
1ч |
25.11 |
|
|
13 |
Такие разные песни,танцы, марши (очно) |
1ч |
02.12 |
|
|
14 |
Такие разные песни, танцы, марши (заочно) Адрес электронного образовательного ресурса https://infourok.ru/prezentaciya-po-muziketakie-razniepesnitanci-marshi-chast-klass-2840604.html |
1ч |
09.12 |
|
|
15 |
Такие разные песни, танцы, марши (очно) |
1ч |
16.12 |
|
|
16 |
«Сюжеты» и «герои» музыкального произведения (заочно) Адрес электронного образовательного ресурса https://infourok.ru/prezentaciya-muzika-tema-formi-muziki-klass-3024649.html |
1ч |
23.12 |
|
|
II |
Что такое музыкальная форма |
3ч |
|
Представленная информация была полезной? ДА 59.46% НЕТ 40.54% Проголосовало: 1157 |
|
17 |
Художественная форма — это ставшее зримым содержание |
2ч |
13.01/20.01 |
|
|
18 |
Почему музыкальные формы бывают большими и малыми – |
1ч |
27.01 |
|
|
III |
Музыкальная композиция |
8ч |
|
|
|
19 |
Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах |
1ч |
03.02 |
|
|
20 |
О роли повторов в музыкальной форме |
1ч |
10.02 |
|
|
21 |
Сагаалганай уулзалга |
1ч |
17.02 |
|
|
22 |
Бурятская музыкальная культура |
1ч |
24.02 |
|
|
23 |
Многомерность образа: форма рондо |
2ч |
03.03/10.03 |
|
|
24 |
Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича: вариации |
1ч |
17.03 |
|
|
25 |
О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии |
1ч |
31.03 |
|
|
IV |
Музыкальная драматургия |
7ч |
|
|
|
26 |
Музыкальный порыв |
1ч |
07.04 |
|
|
27 |
Развитие образов и персонажей в оперной драматургии |
1ч |
14.04 |
|
|
28 |
Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и опера «Князь Игорь» |
2ч |
21.04/28.04 |
|
|
29 |
Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии |
2ч |
05.05/19.05 |
|
|
30 |
Формула красоты |
1ч |
26.05 |
|
|
|
Итого: |
34ч |
|
|
|
Переченьучебно – методического и материально – технического обеспечения:
Для учителя:
№ |
Авторы учебника |
Наименование учебного пособия |
Год издания |
Издательство |
1 |
Алеев В.В. Науменко Т.И. |
Искусство.Музыка. 7 класс |
2017 |
М.: Дрофа |
2 |
Алеев В.В. Науменко Т.И.
|
Музыка. Поурочные планы под научным руководством Д.Б.Кабалевского |
2013 |
М.: Дрофа |
3 |
.Алеев В.В. Науменко Т.И. Кичак Т.Н. |
Искусство. Музыка. 7 класс. Дневник музыкальных размышлений |
2019 |
М.:Дрофа |
4 |
Алеев В.В. Науменко Т.И. Кичак Т.Н. |
Искусство. Музыка. 7 класс. Нотное приложение. |
2017 |
М.: Дрофа |
5 |
Алексеева Л.Л. |
Планируемые результаты. Система заданий 5-7 классы |
2013 |
М.; «Просвещение» |
6 |
Арсенина Е.Н |
Музыка 5-8 классы. Музыкальные путешествия, творческие задания, занимательные задачи |
2011г |
«Учитель» |
7 |
Вайнкоп Ю. |
Краткий биографический словарь композиторов |
1982 |
«Музыка» |
8 |
Должанский Л. |
Краткий музыкальный словарь |
1966 |
«Музыка» |
9 |
Жигалова Л.А. |
Современная концепция программы Д.Б.Кабалевского |
2013 |
«Учитель» |
10 |
Разумовская О.К. |
Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды |
2008 |
М.; «Айрис Пресс» |
Для ученика
№ |
Авторы учебника |
Наименование учебного пособия |
Год издания |
Издательство |
1 |
Алеев В.В. Науменко Т.И. |
Музыка |
2015 |
М.; Дрофа |
2 |
Алеев В.В. Науменко Т.И. Кичак Т.Н. |
Искусство. Музыка. 7 класс. Дневник музыкальных размышлений |
2019 |
М.: Дрофа |
3 |
Вайнкоп Ю. |
Краткий биографический словарь композиторов |
1982 |
«Музыка» |
4 |
Должанский Л. |
Краткий музыкальный словарь |
1966 |
«Музыка» |
Диагностическиемероприятия, контрольно-измерительные материалы
№ |
Форма контроля |
Количество |
Контрольно-измерительные материалы |
1 |
Тестирование |
1 |
Музыка. 7 класс. Дневник музыкальных размышлений. Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н Дрофа, 2019 |
2 |
Кроссворд «Инструменты народного и симфонического оркестров» |
1
|
Музыка. 7 класс. Дневник музыкальных размышлений. Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н Дрофа, 2019 |
3 |
Опрос |
1 |
|
4 |
Хоровой зачет |
1 |
|
Материально – техническая база
· Презентации,видеоролики
· Портретыкомпозиторов
· Схемырасположения различных инструментов и оркестровых групп
· Аудио,видеоматериалы
· Фортепиано
· Ноутбук
· Медиапроектор
· Комплектзвуковоспроизводящей аппаратуры