МБУДО ДДТ «ЕРМАК» ЗЕРНОГРАДСКОГО РАЙОНА
План- конспект открытого занятия по специальности «фортепиано» с воспитанницей 3-гогода обучения.
Выполнила:Недикова Елена Павловна
Педагогдополнительного образования
высшейквалификационной категории
Тема: Формирование музыкально-исполнительских навыков в классе фортепиано. Цель: Развитие творческих и исполнительских способностей у воспитанников. Задачи : 1.Образовательные: обучение различным приемам игры на инструменте. 2.Развивающие: развитие мышления, художественной фантазии, чувств. 3.Воспитательные: воспитание способности творчески воспринимать и исполнять музыкальные произведения. Тип занятия: тематический Методы: словестный, наглядный, практический. Технологии: личностно-ориентированная, развивающего обучения, межпредметных связей; Оборудование: фортепиано, видеоматериал, ноутбук. План работы: I Разбор произведений 1. Д. Кабалевский «Старинный танец» 2. П. Чайковский Детский альбом « Вальс» 3.Ю. Слонов «Разговор с куклой» II Подбор картинок и репродукций к исполняемым произведениям. III Подведение итогов. Занятие проводится с воспитанницей 3 года обучения. Ход занятия: Сегодня мы поработаем над произведением «Старинный танец» Д. Кабалевского. Приложение 1. Педагог: — давай определим характер этой пьесы и разберем, какие средства музыкальной выразительности использовал автор. Воспитанница: -в этой пьесе грустный народный мотив , написан в миноре. Короткие лиги и оттенки крещендо и диминуэндо как-бы рисуют поклоны и приседания. Педагог: — задумчивая мечтательность была присуща музыке средневековья. Пьеса напоминает минорную балладу. Предлагаю сыграть начало пьесы. Воспитанница играет. Работа с воспитанницей продолжается над выразительным музыкальным образом – штрихи, аппликатура, оттенки, темп, звукоизвлечение. Представленная информация была полезной? ДА 59.01% НЕТ 40.99% Проголосовало: 1110 Педагог:- Давай поговорим о таком понятии как «художественный образ». Художественный образ — это образ от искусства, который создается автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности. образ. А каждый ли образ может быть художественным? Конечно, нет. Оказывается, мало просто изобразить что-то свое , надо это сделать так, чтобы в этом изображении люди увидели что-то новое. Таким образом, в раскрытии художественного образа художнику, композитору помогает фантазия. У художественного образа есть свои скрытые тайны, которые исполнитель — пианист должен прочитать в нотном тексте. А мы постараемся раскрыть художественный образ в музыке, поработав над Вальсом из Детского альбома П. И. Чайковского. Приложение 2. Воспитанница: вальс – парный танец, основанный на плавном кружении, один из самых распространенных танцевальных жанров. Педагог:-какими средствами музыкальной выразительности композитор добивается танцевальности , певучести, пластичности? Воспитанница: композитор использует размер 3/4 . Синкопы во 2-4 тактах ,короткие лиги и staccato придают мелодии особое изящество. Бас и аккорды в партии левой руки способствуют безостановочному вальсовому движению. Педагог:- С помощью чего композитору удалось передать мягкость и плавность вальса? Давай попробуем найти самый кульминационный момент нашего вальса. Воспитанница;- (легато, спокойный темп) После всего услышанного о вальсе, я предлагаю исполнить его так, как воспитанница это себе представляет. Следующая пьеса, которую мы изучаем, называется «Разговор с куклой». Давай сыграем небольшой отрывок. Воспитанница играет. Педагог- давай определим характер пьесы и средства музыкальной выразительности. Воспитанница: — музыка медленная, с грустными интонациями , написана в миноре. Передает печальное настроение. Выразительность мелодии подчеркивает всегда нисходящее движение. Это и множество секундовых интонаций придает мелодии еще больший печальный колорит, привносит чувство тревоги и неопределенности. Применение педали подчеркивает плавность пьесы. II. Приложение 3 К Произведению Д. Кабалевского «Старинный танец» мы с воспитанницей подобрали картину Иеронима Франкена «Бал» 1607 год. На ней изображен бал в старинном замке. Знатные вельможи в дорогих нарядах танцуют парами. Художник передает не торопливые движения танца с поклонами и приседаниями. К пьесе П. И Чайковского «Вальс» подошла картина Аркадия Рылова « В голубом просторе». Художник рисует море, легкие волны, проплывающие на небе облака и летящих лебедей. Плавная музыка вальса гармонирует с характером картины. К пьесе Ю.Слонова «Разговор с куклой» мы подобрали картину Сандры Кук из серии «Счастливый мир детства». На ней изображена девочка, качающая в колыбели в колыбели кукла. Наверное ,кукла больна. Мелодия пьесы говорит об этом. На этом занятие наше окончено. Благодарю за работу! III Подведение итогов. Рефлексия (обсуждение того, что получилось, а что нет. В чем были ошибки, как их можно исправить) Домашнее задание: закрепить знания. Полученные на занятии путем игры на инструменте, живо представляя себе нужный и правильный образ.
|