Модель духовно-нравственного ипатриотического воспитания в условиях формирования российской гражданскойидентичности школьников в МБОУ «Ливадийская средняя школа имени П.А.Рассадкина» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым. Изопыта работы.
Аннотация. В статье рассматриваютсяинновационные формы воспитательной работы в образовательной организации поформированию у обучающихся чувств патриотизма, гражданственности, гражданскойидентичности.
Ключевые слова. Патриотизм, гражданственность,инновация, музейная педагогика, сетевое взаимодействие, военно-патриотическийклуб, модель воспитания.
The model of spiritual, moral and patriotic educationin the conditions of formation of the Russian civil identity of schoolchildrenin the MBOU Livadia secondary school named after P.A. Rassadkin ofthe municipal formation of the city district of Yalta of the Republic ofCrimea. From experience.
Annotation. The article deals with innovative formsof educational work in an educational organization to form students feelingsof patriotism, citizenship, and civic identity.
Keywords. Patriotism, citizenship, innovation, museumpedagogy, networking, military-patriotic club, model of education.
Одной из приоритетных задачгосударственной политики в области образования является развитие исовершенствование системы патриотического воспитания, гражданственности,духовно-нравственное воспитание и социальное развитие обучающихся, поддержка ихтворческих инициатив, защита прав и интересов; выявление, развитие и поддержкаодаренных и талантливых детей.
На решение этих задач была направлена Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016- 2020годы. Отличительная особенность данной программы в том, что онарассматривает проблему патриотического воспитания комплексно: указана важностьи необходимость научно-исследовательского и научно-методического сопровожденияпатриотического воспитания граждан, необходимость совершенствования форм иметодов работы по патриотическому воспитанию юных граждан,военно-патриотического воспитания детей и молодежи.
Указ Президента Российской Федерации от 2 июля2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»рассматривает как один из стратегических национальных приоритетов обучение ивоспитание детей и молодежи как ответственных граждан России на основе традиционныхроссийских духовно-нравственных п культурно-исторических ценностей.
Федеральный закон от 30.12.2020 г. № 489-ФЗ «Омолодежной политике в Российской Федерации» выделяет основными направлениямиреализации молодежной политики воспитание гражданственности, патриотизма,преемственности традиций, уважения к отечественной истории, историческим,национальным и иным традициям народов Российской Федерации.
Педагогический коллектив МБОУ «Ливадийскаясредняя школа имени П.А. Рассадкина» муниципального образования городской округЯлта Республики Крым поставил приоритетной задачей работы с обучающимися именновоспитание патриотизма, гражданственности, гражданской идентичности школьников.Школа стала республиканской инновационной площадкой по теме «Формированиероссийской гражданской идентичности обучающихся, воспитание высоконравственнойи духовной личности патриота и гражданина России».
Важнейшей чертой менталитета российскогонарода, духовной основой развития российской государственности во все временабыл патриотизм. Большая Российская энциклопедия дает определение патриотизмакак «любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служитьего интересам» [17,с.257] . Политический энциклопедический словарь рассматриваетпатриотизм как «эмоциональное отношение к Родине, выражающееся в готовности служитьей и защищать ее от врагов» [18, с. 283] . Философский словарь трактует патриотизмкак «нравственный» и политический принцип, социальное чувство, содержаниемкоторого являются любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлоеи настоящее, стремление защищать интересы Родины . В Военном энциклопедическомсловаре патриотизм рассматривается как «преданность своему Отечеству, любовь кРодине, стремление служить ее интересам, защищать врагов»[19, с. 657] .Национальная социологическая энциклопедия дает следующее определение«патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство,содержанием которого является любовь к отечеству, гордость за его прошлое инастоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищатьинтересы Родины и своего народа»[20, с. 458] . Как сложное интегральноеличностное образование патриотизм включает: – любовь к Родине; – бескорыстнуюпреданность и служение ей; – нерасторжимое единство с ней, идентификацию своихинтересов с интересами отечества: быть патриотом – значит соединять свою жизньс жизнью Родины, свою судьбу – с ее судьбой; – патриотические чувства,относящиеся к высшим духовным подструктурам человека и предполагающие духовноеразвитие: Родина – это «духовная реальность», поэтому духовно мертвый человекне может любить свою Родину, быть патриотом; – наличие активной гражданскойпозиции, готовность отстаивать интересы своей родины, действовать во имясохранения и развития ее благополучия; – жертвенность, т. е. готовность пожертвоватьради Отечества своими личными интересами, в том числе и жизнью; восприятиеслужения Родине как одной из важных основ своего жизненного самоопределения,святого долга и первейшей обязанности; – признание Родины в качестве высшей,главной ценности и иерархии системы ценностей личности; – гордость за своюкультуру и достижения своего народа; преклонение перед его святынями,историческим прошлым и лучшими традициями (при одновременной их взвешенной икритической оценке); – превалирование в человеке общественных ориентаций надиндивидуалистическими, классовыми или узко профессиональными интересами; –уважение к другим народам и культурам [15, с.26]
Главной задачей патриотического воспитания являетсявоспитание чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к еговеликим свершениям и достойным страницам прошлого, развитие чувствасопричастности к судьбам Отечества. Как отмечает Ососков Г. В., структурапатриотического воспитания включает в себя три основных элемента: а)патриотическое убеждение (знание); б) патриотическое сознание (отношение); в)патриотическая деятельность (готовность поступать).[16, с.656]
Крайне важным становится грамотноеинформационное обеспечение патриотического воспитания подрастающего поколения. Сучетом современных задач развития Российской Федерации целью государственнойполитики в сфере патриотического воспитания является создание условий дляповышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровняконсолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности иустойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастностиграждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственностипоколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью,имеющего активную жизненную позицию. В результате проведенного мониторингадеятельности субъектов Российской Федерации по гражданско-патриотическому идуховно-нравственному воспитанию была выявлена необходимость более широкойвовлеченности граждан в систему патриотического воспитания, а такженеобходимость внедрения в деятельность организаторов патриотического воспитаниясовременных форм, методов и средств воспитательной работы, повышения качестваработы по патриотическому воспитанию, улучшение материально-технической базысистемы патриотического воспитания Это крайне важно в условиях современныхвызовов, возникших и перед обществом, и перед школой, среди которых отметим фактическуюнезащищенность наших детей в информационной сфере, в сфере медиа. Этой проблеменеобходимо уделить особенное внимание. Рассматриваем решение всех перечисленныхзадач в комплексе «обучающийся-семья-школа-общество». Сегодня для пониманияпроисходящего на планете особую значимость обретает осмысление патриотизма сдуховно-нравственных позиций. Под лозунгом перемен в мире происходитразрушение национально-культурных традиций, подчинение народов наднациональнымцелям и ценностям и, соответственно, потеря традиционными государствами своегореального политического суверенитета, экономическое ослабление национальныхэкономик, культурная (и религиозная) унификацию с потерей укорененности внациональной культуре и утратой людьми чувства национальной идентичности.
В России на область национальногосамосознания людей не случайно направлен мощный информационно-психологическийудар с Запада. Развитие безопасного информационного пространства, защитароссийского общества от деструктивного информационно-психологическоговоздействия указано в Стратегии национальной безопасности РФ как стратегическийнациональный приоритет. В этой связи мы рассматриваем медиаобразованиеобучающихся как метод их психологической и интеллектуальной защиты отразнообразного и часто опасного воздействия всемирной сети Интернет. Курсмедиаобразования в рамках медиаклуба и отдельной рабочей программы внедрен вобразовательный процесс в нашей школе.
В нашем проектемы рассматриваем патриотизм каксложное интегральное психологическое и социально-психологическое явление,включающее следующие аспекты: потребностно — мотивационный, когнитивно — интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий иволевой компоненты.
Потребностно — мотивационный компонент патриотизма осуществляется, прежде всего, всистеме учебных занятий, а также в процессе разнообразных форм внекласснойработы, внеурочной деятельности путем создания таких ситуаций, в которых быобучающиеся переживали чувства любви и гордости за свою Родину, восхищались еегероической историей, мужеством и храбростью патриотов, ее выдающейся ролью вразвитии мировой цивилизации.
Урокиистории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, чтобыло в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству,привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапомформирования гражданственности, воспитания Гражданина России. История — этомогучая и вечная живая сила, которая творит патриота, гражданина. Здесь особовыделяем возможности музейной педагогики, школьного музея и сотрудничества сЛивадийским дворцом-музеем. Такая инновационная технология, как музейно-педагогическаяпрограмма применяется у нас в МБОУ «Ливадийская средняя школа». Музейно-педагогическаяпрограмма объединяет два блока – «школа в образовательном пространстве музея» и«музейная педагогика в школе». Такая модель предоставляет возможностьэффективного взаимодействия музея и школы, так как создает предпосылки дляформирования музейно-педагогической образовательной области в рамках школьного образовательногои воспитательного процесса. Музейно-педагогическая программа позволяетосуществлять творческое взаимодействие музейного и школьного педагогов. Онапозволяет обогатить новым содержанием такие традиционные формы образовательнойдеятельности, как лекции, экскурсии, дидактические выставки, семинары, включитьв образовательный процесс современные видео и мультимедийные технологии.Обеспечивая поэтапное и последовательное развитие личности, музейно-педагогическиепрограммы являются основой моделирования системы взаимодействия музея и школы. [21,с. 80]. В нашей школе разработана и успешно внедрена рабочая программа внеурочнойдеятельности «Школа экскурсоводов» для 5-9 классов, осуществляемая как на базешкольного музея, так и Ливадийского дворца. Договор о сотрудничестве, заключенныйс ГАУК РК «Ливадийский дворец-музей», с которым школа сотрудничает с 1994 года,позволил создать и наполнить реальным содержанием целый блок в воспитательнойработе и в образовательном процессе: использование возможностей музея, музейнойпедагогики в урочной и внеурочной деятельности, во внеклассной работе. Наиболееэффективными и востребованными стали проекты «Использование возможностейэкспозиции Ливадийского дворца-музея «Моя история. Романовы» в образовательном процессе»,«Воспитание в семье Романовых». Уроки-экскурсии стали традиционными в нашейшколе. С 2001 года ежегодно в Ливадийском дворце проходят выпускные вечераЛивадийской школы. Однако, самым ярким стал проект «Возрождение традициймилосердия: «Белый цветок» (1999год). Этот проект имел большой резонанс, таккак именно с него началась новейшая история теперь уже знаменитой Всероссийскойакции милосердия «Белый цветок». Ливадийская школа совместно с Ливадийскимдворцом-музеем стояла у истоков возрождения этой прекрасной традиции добра имилосердия. Благотворительность- вид волонтерской деятельности.
Совершенноестественно, что современное и весьма актуальное волонтерское движение сталопродолжением и новым наполнением уже существующих в школе традиций. Создана иэффективно работает рабочая программа внеурочной деятельности «Мы-волонтеры»для 5,8,9 классов. Ребята приняли участие во II Всероссийскомконкурсе волонтерских инициатив «Милосердие без выходных» и заняли 1 место.
Огромное эмоциональное влияние на возбуждениепотребностно-мотивационной сферы обучающихся оказывают идеи патриотизма,которые раскрываются в художественной прозе и воспеты в поэзии. Обучающиесяреально переживают чувства привязанности к своей родной земле, когда включаютсяв краеведческую работу, совершают походы по памятным местам родного края,встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги. Участие вэтой работе, которая отличается высокой содержательностью и красочностью,вызывает у обучающихся чувство восхищения, стремление (потребность) подражатьтаким людям. Важным событием стало открытие на территории школы памятного бюстагерою национально-освободительного движения греческого народа, ЛамбросуКацонису, награжденному российским императором Павлом I замужество и отвагу, проявленные в русско-турецких войнах. Кацонис стал«отцом-основателем» нашего поселка, назвал его в честь своего родного городаЛивадией.
Проект «Объединенные космосом», осуществленный всотрудничестве со школой Звездного городка, в рамках которого наши ученикипобывали в Звездном городке, встретились с космонавтами, побывали в Центреподготовки космонавтов, тематические видеомосты с нашими друзьями из школыЗвездного городка, которые требовали непосредственного участия ребят в ихподготовке, встречи с космонавтом Героем Советского Союза В.Г. Титовым, победынаших учеников в Звездных эстафетах-все это стало реальным вкладом в развитиегражданско-патриотических чувств у обучающихся. Очевидно, что в наших крымскихреалиях при решении задачи формирования общегражданской идентичности наших обучающихсякрайне важно показать ребятам огромность и величие нашего Отечества России, незамыкаться только в рамках краеведения. В этом смысле, сотрудничество соЗвездным городком и его школой, проект «Объединенные космосом» эффективнорешает такую задачу.
В 2018 году Ливадийской школе было присвоеноимя Героя Советского Союза П.А.Рассадкина. Это большая честь для всегопедагогического коллектива, обучающихся и родителей. В то же время такое важноесобытие дало новые стимулы в воспитании патриотизма наших детей. Ребята изучилибоевой путь Героя Советского Союза Петра Алексеевича Рассадкина, был снят фильмо нем, подружились с его дочерью Ириной Петровной.
Современные реалии, связанные с вынужденнымобъективными причинами введением дистанционного обучения, с одной стороны,затруднили непосредственное общение участников образовательного ивоспитательного процесса, но с другой стороны, стимулировали поиск новых формвоспитательного процесса – цифровых. Бессмертный полк в видеоформате, вподготовке которого приняли массовое участие ученики и их родители,дистанционные конкурсы: Всекрымский конкурс «Стихи о войне и Победе», участие в Международный казачий онлайн- Фестиваль «Светлый Праздник Рождества» и др.оказались весьма эффективной формой патриотического воспитания школьников.Ребята стали победителями Всекрымских конкурсов патриотических видеороликов«Дорогами Победы» и «Воспоминания о ВОВ». Цифровые технологии способствовалиинтеграции медиа и музейных технологий. Примером может служить видеоролик ошкольном музее с экскурсией, которую проводят сами ребята, обучавшиеся попрограмме «Школа экскурсоводов». О профессии экскурсовода ребятами из школьногомедиаклуба был снят видеоролик, который принял участие в конкурсе «Самый уютныйкласс» .
Когнитивно-интеллектуальный компонентпатриотизма включает в себя углубленное осмысление сущности патриотизма испособов его проявления в различных видах человеческой деятельности. В этомплане рассматриваем широкое использование возможностей учебных занятий по всемпредметам обучения, особенно по истории, литературе, русскому языку. Вовнеклассной работе: беседы, доклады, лекции на патриотические темы,литературно-художественные гостиные, фольклорно- этнографические вечера,организация поисковой работы. Такая работа способствует осознанию учащимися конкретныхпатриотических проявлений и качеств личности. Следует отметить сложившеесясетевое взаимодействие МБОУ «Ливадийская школа» и Гуманитарно-педагогическойакадемией (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского». Осуществляется совместнаяработа волонтерского движения школьников и студентов, историческийтуризм: посещение археологических раскопок в Херсонесе, Керчи, встречис поисковиками артефактов Великой Отечественной войны,
участие в открытии Музея поисковиков и др. Школьникипринимали участие в студенческих конференциях, в работе исторического клуба.
Эмоционально-чувственный компонент рассматриваем таким образом, что длявоспитания патриотических взглядов и убеждений важно, чтобы знания о сущности испособах проявления этих качеств были не просто усвоены обучающимися, априобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания ипревратились в руководящие принципы их деятельности и поведения. Воспитательнаяработа в этом случае должна не только носить красочный и романтическиприподнятый характер, но и отличаться глубиной и убедительностью фактическогоматериала, быть насыщенной яркими примерами проявления патриотизма. Это особенноактуально для нашей школы, отметившей в 2018 году 150-летний юбилей. Проведенаобширная поисковая работа по истории школы и ее выпускников. Большой резонанс впоселке Ливадия, среди родительской общественности имел наш ЛивадийскийБессмертный полк, который подготовлен и проведен впервые в 2018 году.Начиналось движение от школы, далее через весь поселок, а у памятникаимператору Александру III прошел большой митинг. Трудно переоценитьпатриотическое и гражданственное содержание этого мероприятия и его влияние начувства ребят.
В поведенческой и волевой сфересоздаем условия для формирования общественно ориентированных форм поведения,готовности учитывать интересы общества, государства. Критерием сформированностипатриотизма выступает способность действовать на основе общественно значимыхценностей. Необходим переход от знания о достоинствах объекта патриотическихчувств (Родины) к развитию глубоко личностного позитивного отношения кнему и к формированию патриотических убеждений как основы мировоззрения, привычкичерез их призму оценивать социальные события и реагировать на них.
В этой связи наиболееэффективной и удачной в нашей модели гражданско-патриотического воспитаниястала для нас поистине инновационной такая форма воспитательной работы, каквоенно-патриотический казачий клуб «Наследие». Нашапедагогическая инициатива по созданию такого клуба направлена на развитие уобучающихся представлений о системе жизнеопределяющих ценностей и смыслов,благодаря которым казачество в лице своих лучших представителей, является внастоящее время достойным примером служения вере и Отечеству для молодежи.
Ведущая идея этой педагогической инновации заключается в создании условий для формирования патриотического сознанияучащихся, чувства верности своему Отечеству, духовного развития и физическогооздоровления школьников на основе историко-культурных традиций казачества, атакжеобеспечениедуховно-нравственного, гражданского, военно-патриотического воспитанияобучающихся, формирование у них традиционных ценностей, являющихсяисторико-культурной и морально-этической основой мировоззрения казачества ироссийской ментальности; формирование у детей и юношества представления оказачестве как о самобытной, социально активной общности, основу которойсоставляет православное вероисповедание, являющееся определяющим векторомказачьей культуры; понимание особой миссии казачества как высокоорганизованноговоинства, главный патриотический долг которого – защита веры и Отечества;оснащение обучающихся знаниями о традициях семейного уклада, специфике казачества, системе хозяйствования и повседневной культуре как образцахпсихофизического, нравственного и социального здоровья.
Потенциал такой формы воспитания как казачийвоенно-патриотический клуб основывается на нравственных представлениях народа,среди которых — преданность воинскому долгу, коллективизм, взаимопомощь,физическое и нравственное здоровье.
Всеэто и обусловило создание в нашей школе казачьего военно-патриотического клуба«Наследие». Работа в клубе включаеттакие направления деятельности, как теоретическая подготовка, практическиезанятия, культурно-досуговые мероприятия, социально-значимые дела,краеведческая деятельность, работа с родителями. Вся работа ведется всотрудничествесо Станичнымказачьим обществом «Станица Донская», с которым школа заключила соответствующийдоговор.УказПрезидента РФ от 09.08.2020 г. № 505 «Стратегия государственной политикиРоссийской Федерации в отношении российского казачества на 2021-2030 гг.»-«документ стратегического планирования в сфере национальной безопасности.» [ 4,с. 1]. Одной из важнейших задач государственной политики РФ в отношенииказачества, указанных в этом документе, является содействие воспитаниюподрастающего поколения в духе патриотизма, гражданской ответственности кслужению Отечеству с опорой на духовно-нравственные основы и ценностироссийского казачества. [ 4, с. 7]. Эти задачи выполняем совместно – педагоги,родительская общественность, казаки СКО «Станица Донская».
В программевоенно-патриотического клуба «Наследие» содержится теоретическая подготовка,которая знакомит казачат с историей России и основными аспектами казачества,основами православной веры, традиционными календарными праздниками и обрядамиказачества, а также с войсковыми казачьими праздниками, в которых выражаетсядух патриотизма и любви к Родине. Исключительноезначение в условиях казачьего (кадетского) воспитания имеет ношение казачьейкадетской формы одежды и соблюдение уставных норм, что способствуетформированию прилежного отношения к внешнему виду, уважительного отношения квоенной форме, обмундированию и всевозможной амуниции. С другой стороны,ношение формы дисциплинирует и придает яркий внешний вид перед сверстниками,что очень важно в подростковом возрасте в формировании идентичности личности
На практических занятияхпо физической и специальной военной подготовке ребята под руководством офицеров-наставников изучают основырукопашного боя и приемы самообороны, строевой подготовки, верховой езды,владения традиционным казачьим оружием и оружием вооруженных сил. Этоспособствует формированию таких личностных качеств, как смелость,настойчивость, товарищеская выручка, находчивость, ответственность, гордость засвой коллектив, взаимоуважение и т.д. Кадеты посещают занятиях по этике и хореографии,где происходит воспитание нравственных чувств и эстетического сознания,гармонизация развития личности учащихся.
Организациякультурно-досуговой деятельности осуществляется через участие в церковныхслужбах и православных праздниках; благотворительных и патриотических акциях;проведение казачьих ритуалов и торжественных мероприятий, посвященных памятнымдатам в истории России и казачества; посещение фестивалей и праздников казачьейкультуры; посещение музеев и др. Это способствует духовно-нравственномуразвитию, воспитанию и социализации учащихся.
Краеведческоенаправление реализуется через систему мероприятий, включающих ознакомительныепоездки и экскурсии, походы выходного дня, поиск и сбор материалов дляшкольного музея боевой славы, что позволяет изучить историю родного края и способствует всестороннемуразвитию учащихся. Важно отметить, что во всех мероприятиях принимают участие иродители казачат-кадетов.
Таким образом, все мероприятия, проводимые в клубе, оставляют вдушах ребят неизгладимый след, что позволяет им быть неравнодушными кродному краю, казачеству, быть добрее по отношению друг к другу. Можно суверенностью сказать, что эти дети вырастут настоящими патриотами своегоОтечества.
В результате, разработана и внедряется модельвоспитательной работы школы, которая является составляющей общеобразовательнойсреды и включает в себя предметную среду, личную образовательную среду (учителяи обучающегося) и информационную среду.
Функциональная модель среды, определяет основные функции, которыедолжна выполнять модель воспитательной работы для обеспечения требований ФГОС.Воспитание обучающегося названо одной из важных целей, на обеспечение которойнаправлен ФГОС. Достижение цели воспитания обучающегося предполагаетзначительное усиление требований к образовательной среде. Воспитательнаяфункция среды проявляется в решении задач формирования навыков совместногопознания, воспитания коммуникативных навыков, воспитания чувства партнерства иответственности, соблюдения нравственно-этических норм и правил поведения в окружающейсреде; комплекса правовых и этических знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой (информационно-правоваякультура), в создании условий для гражданского становления и самореализацииличности, в решении проблемы социализации школьника, в предоставлениивозможности школьнику проявить свою сознательную гражданскую и социальнуюактивность.
Кроме воспитательной функции информационно-образовательнаясреда должна выполнять следующие функции:
Социокультурная – формирование субкультуры обучающихся, восприятия иминравственно-этических ценностей, общественной морали во взаимодействии вобразовательной среде и со средой.
Социально-правовая – социализация обучающихся, формирование правосознания,развитие их информационно-правовой культуры через самостоятельное погружение вобразовательную среду.
Развивающая – интеллектуальное и духовное развитиеобучающихся на основании образовательного взаимодействия, формированиеспособности к саморазвитию на основании систематизации личных отношений собразовательной средой, формирование личной образовательной среды.
Просветительная – формирование знаний и представлений ожизнедеятельности общества, гражданственности, патриотизме, принципах, перспективахи тенденциях его развития на основании познавательных ресурсов образовательнойсреды.
Мировоззренческая–формирование патриотического мировоззрения вкомплексном единстве мироощущения, мировосприятия, миропонимания и мироосмысления,в том числе, формирования современного информационного мировоззрения на основанииразвития знаний о мире и обществе, практического опыта во взаимодействии с образовательнойсредой.
Управленческая – прямое воздействие на организацию и управление образованиемна основании требований и условий образовательной среды.
Выделена специальная компонента научно-исследовательскойдеятельности педагогов и обучающихся, которая характеризуется созданиемдетских творческих коллективов, участвующих в различных научно-исследовательскихпроектах, в конкурсах, викторинах; организацией условий для творческогосаморазвития школьника.
Наша модель гражданско-патриотического воспитанияобучающихся школы направлена в будущее. Ведь «чувство патриотизма, любви кРодине являются сердцевиной нашего будущего» (В.В. Путин).
Литература:
1. Указ Президента РоссийскойФедерации от 2 июля 2021 г. № 400
«О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»
2. Федеральный закон «Об образовании вРоссийской Федерации» № 273-ФЗ от 29.
12. 2012г.
3. Федеральный закон от 30.12.2020 г. № 489-ФЗ«О молодежной политике в
Российской Федерации».
4. Указ Президента РФ от 09.08.2020 г. № 505 «Стратегия государственной политики
Российской Федерации в отношениироссийского казачества на 2021-2030 гг.»
5. Н.А. Бердяев «Патриотизм и политика»,Собрание сочинений. Т. 4; М., 1994
6. И.А. Ильин «О сущности правосознания», гл.10. «О патриотизме»; М., 1995.
7.Агапова И., Давыдова М. Патриотическоевоспитание в школе.- М., Айрис- пресс,
2002-224
8.Адаменко С.А. Воспитываем патриотов России.Народное образование-2005-№4-С.
23
9.Бублик Л.А. Основы военно-патриотическоговоспитания: Учеб. пособие для
студентов пед. институтов . Просвещение,1988-192с.
10.Харламов. И. Ф. Педагогика. Курс лекций.
11.Руденко В.И. Патриотизм как ценность умолодежи в современном обществе.
Тюмень, 2001 г.
12. Просвирник А.В. Психолого-педагогические проблемыразвития личности в современных условиях. СПб. 1999 г.
13.Педагогический энциклопедический словарь.М. 2002 г.
14.Волкова Е. Ю., Ковалева С. В.Патриотическое воспитание студентов в техническом вузе (из опыта работы вКостромском государственном технологическом университете) // Патриотическоевоспитание в системе высшего образования : материалы Всерос. науч. практ. конф.с междунар. участием / отв. ред. З. З. Мухина. М.: МИСиС, 2017. С. 115-119.
15. Кольцова В.А., Соснин В.А. Социально-психологические проблемыпатриотизма
и особенности его воспитания в современном российском обществе//
Психологический журнал. 2005. № 4.
16. Ососков Г. В.Патриотизм как социальное явление, важнейший элемент общенациональной идеологииРоссии и объект философского осмысления // Россия: тенденции и перспективыразвития. 2017. №12-3.
17. Большая Российская энциклопедия. Т. 19. – М., 2009.
18. Политический энциклопедический словарь. – М., 2014.
19. Философский словарь. – М., 2014.
20. Национальная социологическая энциклопедия. – М., 2012.
21. Кетова Л. М. Музейная педагогика как инновационная педагогическаятехнология // Человек в мире культуры. 2012. №4.).
Авторы: Вишневский С.А., кандидат педагогических наук…
Семенюк Е.И., директор МБОУ «Ливадийскаясредняя школа имени П.А.
Рассадкина»
Александрова Л.В., заслуженный учительРеспублики Крым