Тема. Слово. Предложение.
Цель:закрепление знаний детей по основам грамоты.
Задачи:
— обучающие:закреплять знания детей о слове, предложении; учиться анализировать; обобщатьзнания детей о временах года (осени);
— коррекционно-развивающие:развитие слухового внимания, слуховой памяти, логического мышления, творческоговоображения, быстроты реакции; формирование навыка контроля и самоконтроля;
— воспитательные: воспитаниеинтереса, любознательности, умение слушать ответы товарищей.
Оборудование:картинки (Каляка, Маляка, тётя Точилка), письмо с заданиями, аудиозапись,песочные часы, набор букв, матрёшки, аппликация «ёжик», клей, картинка сизображением семьи ежей, ветка рябины, картинка рябины, картинка яблони, картинкавишни, колокольчик, билет в страну Звукоград, мяч.
Ход занятия
Мотивация к деятельности
Орг. момент.
Скороговорка. Под ногами листопад
Листьяжёлтые шуршат.
— Сегодня к нам в гости пришли Каляка иМаляка. А вы знаете кто это? (версии детей). Давайте с ними познакомимся. Апришли они к нам за помощью. Мы очень любим приключения и разные игры, ноиногда у нас ломаются грифельки. К нам на помощь приходит тётя Точилка, но мыеё не можем отыскать. Тётя нам оставила письмо с заданиями, без вашей помощинам не обойтись.
— Мы поможем вам Каляка и Маляка. Ребята,вы согласны отправиться на поиски тёти Точилки и выполнить все её задания?(письмо с заданиями)
Совместная работа по теме занятия
1 задание
Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны,
А бывают звуки речи,
Мы их точно знать должны
(слушаем звуки — аудиозапись)
— А если звуки подружить, то получитсяслово.
2 задание
«Буквы-акробатки»
Какое слово странное,
Совсем как иностраннон.
(слово «осень», читаем с помощью зеркала)
— Какие осенние месяцы вы знаете?
— Какие три периода осени вы знаете?(ранняя, золотая, поздняя)
3 задание
Песочные часы.
— Попробуйте пересыпать песочек с буквамитак, чтобы получилось слово
1-2 кл. (лист) 3-4 кл. (листопад)
ООСО УУУИУУ
ОТОО ЛУУУОУ
ОООЛ УУТУУС
ИООО ПУУУАУД
Физминутка.
Дети встают в круг.
— Если нам подружить слова, то получитсяпредложение.
Учитель бросает мяч и называет осеннееслово, а дети должны составить с этим словом предложение.
(дождь, листопад, ветер, листья, лужи,урожай, фрукты, зонт, заморозки, птицы, животные)
4 задание
— Что делают животные осенью?
Загадка.
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь шёпот шустрых ножек?
Это наш приятель ….. ёжик.
(аппликация «ёжик»)
— Что-то у ёжика не хватает иголочек!
(приклеиваем «иголки»)
— Назовём его ласково.
— Сколько ежат на картинке? (картинка сизображением семьи ежей)
(составляем предложения о еже)
5 задание
Головоломка.
Какие буквы странные,
Совсем как иностранные.
(дописать буквы и узнать слово)
Рябина(веточка рябины)
— Почему рябина так называется?
Круглый год украшают рябины наши леса,сёла, города. Но почему рябина названа именно рябиной , а не по-другому?Вот послушайте. Вишни, яблони и многие другие деревья в пору цветения – белые.А кудрявые соцветия рябины выделяются из общей белизны своей пестротой. Впрозрачных зонтиках переплетаются и светло-зелёные, и белые цветы; темнеют,просвечивают сквозь них и листья, и ветки, и воздух. «Рябые», — говорили внароде. Итак, по образному выражению наших древних сородичей, рябина от рябипестра.
6 задание
Матрёшки
(постройте матрёшек по росту – узнаетеслово, любимое всеми школьниками) ПЕРЕМЕНА
( находим в какой матрёшке спряталсяколокольчик)
Рефлексия и обратная связь от педагога
— Нашли тётю Точилку.
— Какие трудности были у вас на пути?
— Как вы оцениваете свои старания?
— Справились ли вы с заданиями?
— Какое испытание было самым интереснымдля вас?
ПОДАРОК от Каляки и Маляки – билет встрану Звукоград.
Угощение для детей – сушки и палочки.Педагог предлагает детям не просто сразу съесть угощение: откусывая сушки иломая палочки получить буквы алфавита и из них составить слова. Пример – слово«спасибо» (от педагога за активную работу на занятии)